В советское время под словом дача стали подразумевать труд в огороде
Итак, на чем я остановилась? Развитие дачного строительства и дачной культуры в России было прервано в самом расцвете начавшейся Первой мировой войной и последовавшей Октябрьской революцией. Все дачное великолепие, окружавшее большие города, было национализировано новой властью.
В 20-е – 30-е годы часть этих построек была использована для общежитий рабочего класса, в части – были созданы лагеря для отдыха детей, самые престижные и живописные места были взяты на баланс властных и партийных структур и использовались для отдыха партийных функционеров советской власти.
Младшие школьники на летних дачах. Фото с сайта cdn.fishki.net
Поскольку частная собственность таких объектов была запрещена новыми законами, то пользование дачами (как и другие атрибуты высокого положения в обществе – отдельная квартира в центре города, машина, домработница) было закреплено за определенными должностями. Лишение должности влекло и потерю возможности пользоваться дачей.
Часть национализированных дач, чаще всего отдаленных от города и довольно скромных, все же была предоставлена в пользование рабочим и закреплена за большими предприятиями. Понятно, что желающих отдохнуть было гораздо больше, чем «посадочных мест». На таких дачах отдыхали непродолжительное время и часто по нескольку семей в одном доме. Дачи быстро приходили в упадок, поскольку отношение к ним было соответствующее поговорке: «Не мое – не жалко».
Если почитать произведения советских писателей 20-х – 40-х годов прошлого столетия, можно найти интересные описания дачного быта того времени (например, в повести Гайдара «Тимур и его команда»).
В те же тридцатые годы появилось такое явление, как «коллективные сады» (садовые товарищества). Рабочие и мелкие служащие получали в свое распоряжение небольшой участок земли за городом (4-8 соток) и малюсенький фанерный домик из двух комнат площадью 15м² и кухоньки в 4-5м², снабженной печкой-буржуйкой.
В стране, объявившей своим приоритетом индустриальное развитие, шло «великое переселение» крестьян в города. Не хватало продовольствия, и вчерашние селяне, еще не утратившие навык жизни на земле, использовали эти дачки для выращивания овощей и фруктов.
Размеры этих дач и дачных построек были ограничены и жестко регламентированы, поскольку желающих получить участки было гораздо больше, чем самих участков.
Дачная «аристократия»
Одновременно партийная номенклатура, «важные» для власти люди (известные артисты, литераторы, научные работники, генералитет СА) строили за «казенный кошт» огромные благоустроенные дачи на 15-20 комнат в самых красивых, живописных и не слишком удаленных от города местах. Неравенство мест отдыха для рабочего класса и партийной номенклатуры стало так бросаться в глаза, что Политбюро КП вынуждено было принять документ «О дачах ответственных работников» (1938 г), который ограничивал количество комнат в дачах для партийного аппарата – были установлены нормы в 8 комнат для семейных и 5 комнат для одиноких.Именно состоятельная часть советского общества, имея средства и доступ к благам, могла позволить себе дачи как место для отдыха и интересного досуга, а потому — частично и с поправкой на реалии советского времени — переняла дореволюционную дачную культуру и обычаи: использование прислуги (домработниц, садовников, шоферов), спортивные мероприятия на свежем воздухе, литературные чтения и обсуждения, походы за грибами, вечерние чаепития и пр.
В 30-е годы именно эта часть советского общества стала учреждать первые ДСК (дачно-строительные кооперативы). И если ранее дачи считались собственностью государства, то ДСК стали собственностью ведомств — творческих союзов, министерств, научных институтов и пр. Эти ведомства строили или получали в свое распоряжение целые поселки — для писателей, врачей, научных работников (например, писательский поселок Переделкино под Москвой или дачный поселок для научных работников Комарово близ Ленинграда).
Дача Бориса Пастернака в Переделкино. Фото с сайта dinafedina.ru
Кому пить чай — кому копать картошку
Рабочие же на своих крохотных дачных участках трудились, обеспечивая свои семьи овощами и фруктами на зиму. Русский человек привык трудиться, к тому же советская идеология поддерживала культ труда. Помните ленинское «Отдых — в смене занятий». Вот простой горожанин и «отдыхал» на огороде, сменив работу у станка на труд на дачном участке.В 1949 году (снова во время трудностей с продовольствием) Совет Министров СССР принял постановление «О коллективном и индивидуальном огородничестве и садоводстве рабочих и служащих», которое дало толчок развитию массового садоводства и огородничества.
Вклад в продовольственную программу
Одновременно процесс постоянно регламентировался и ограничивался. Кроме ограничения размеров участков, были и другие. Например, загадочный и, казалось бы, ничем не объяснимый запрет на обустройство подвалов или возведение в дачных строениях второго этажа. Возможно, причиной был вечный советский дефицит стройматериалов, а возможно причины не было вовсе: просто какой-нибудь недалекий начальник решил «не пущать» – и все.
Впрочем, смекалистые советские дачники научились обходить этот запрет, возводя якобы мансарду под крышей – на самом деле это был полноценный второй этаж, ограниченный с боков четырехскатной кровлей.
Дачный поселок. Фото с сайта cdn.mesto.ru
Также на даче не полагалось просто отдыхать: следовало соблюдать норму о целевом использовании земли, то есть участок полагалось обрабатывать, иначе его могли отобрать. Здесь тоже действовали всевозможные хитрости: состоятельные дачники, которые не нуждались в огородах, сдавали грядки внаем тем, кто не смог добиться для себя загородного участка, оставляя в своем распоряжении дом с садом и цветниками.
Дачи во время «оттепели»
Советская власть оценила значение дач для решения продовольственного вопроса. После смерти Сталина в 1954 году волна увлечения дачами снова поднялась на небывалый уровень. Причиной послужило Постановление Совета Министров СССР №1248. Если раньше дачи были сугубо в ведении ведомств и предприятий, то по новым правилам райисполкомы получили право выделять землю для дачного хозяйства всем желающим гражданам. Это были те самые пресловутые 6 соток, которые вошли не в одну поговорку и шутку («С утра до вечера на шести сотках народ тяжело и безрадостно отдыхает»).Так выглядел летний отдых большинства граждан СССР
В хрущевские времена дачное строительство продолжало развиваться «вширь» – на периферии происходили те же процессы, что и в столицах союзных республик. Колхозы и совхозы, владевшие землей, выделяли «по просьбе трудящихся» городским предприятиям участки под дачи, отрезая самые непригодные для земледелия куски земли. В ход шли овраги, косогоры, заболоченные местности и другие «неудобства».
В это же время предприятия стали получать от колхозов и совхозов земли во временное пользование. Такие земли нарезались на участки и раздавались рабочим и служащим под огороды. Строить домики и даже сараюшки (как и заборы) на огородах не разрешалось. Такое положение было отменено во времена Брежнева, когда огородникам разрешили возводить небольшие строения площадью не более 25м².
Постановления советского правительства зачастую диктовались идеологическими соображениями и не были обоснованы экономически и научно. И то, что каждый советский человек получил право на земельный участок, вовсе не значило, что он легко мог его получить. Хорошей земли под дачи не хватало на всех желающих: ее выделяли передовикам производства и заслуженным людям. Естественно, лучшие земли получала партийная номенклатура, директора магазинов, научные работники, профессура. В 60-е годы раздача земель частникам была прекращена. Фактически, чтобы получить дачный участок, нужно было стать членом дачного кооператива, которые курировались профсоюзами.
Дачные участки с постройками
В дачной сфере, как и везде в советском быту, действовал неумолимый и вездесущий «блат». Мало было попасть в члены дачного кооператива, нужно было еще получить участок пригодный для обработки. Внутри кооперативов шла борьба за близость к воде, к электричке, за участки с лучшей почвой и т. д. В замечательном фильме Эльдара Рязанова «Гараж» показаны взаимоотношения внутри гаражного кооператива, способы распределения благ в советском обществе. То же самое можно сказать и о советских дачных кооперативах.
И несмотря ни на что, дачная жизнь была светлым пятном в трудной жизни советского человека. В представлении жителя СССР владение дачным участком было одним из трех китов материального благополучия (помните: квартира, машина, дача?).
В дачных поселках, вдали от городов и производства, кипела своя жизнь, хоть и весьма далекая от той, которую описывали в своих произведениях Антон Чехов и Максим Горький, но со своими радостями, буднями и праздниками, со своим своеобразным бытом, о котором я расскажу в следующей статье.
Другие интересные публикации нашего сайта:
- Русская дача: интересные факты
- Какой бывает осень: глазами метеорологов и русских поэтов
- Поговорите с капустой, или Как наука доказала, что растения нас понимают
- Это интересно — Пластилиновый сад Джеймса Мэя
- 10 самых необычных домов мира
Самые удивительные грибы мира
Самое высокое дерево в мире