Мои эдельвейсы: история, настоящее и надежда на будущее

Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
В прошлом году сеяла эдельвейс Выращиваю рассаду. Эдельвейс, не от всех фирм взошли, только какие-то одни. Но до грунта выжили только три кустика. К осени один из них только разросся так, что его можно будет по весне разделить. И я не знаю, должны вроде зацвести уже этим летом.

Просто решила подстраховаться и еще раз посеять, я хочу всё-таки его много где в бордюры определить, а у меня их много. Конечно, свои семена постараюсь собрать, вот буду завтра сеять — заодно посмотрю, как они выглядят… У меня в 2011-2012 они в тени росли, сейчас на солнце посадила.

Хорошо, что мы вдвоем со Светланой ездили, в отличие от меня она глазастая, это она увидела в одном из магазинчиков :)

Мой эдельвейс.

Эдельвейс

Ads by

Дневник 2025 года

Сегодня у меня уточнили, засухоустойчив ли эдельвейс..., я думаю, что им вечернего и утреннего конденсата должно хватать. Вроде как это «скальное» растение, судя по множеству легенд. А это значит много солнца и света, и прохлады по ночам.

И хоть на пакетиках картинки точно такие, как у меня на фото (это мои), но подозреваю, что они не цвели полноценно у меня в тени, да и сезоны были холодные тогда. Судя по фото из сети — вот одно из них, цветение более эффектное в природе. Сам кустик — похож по цвету и строению на кустик лаванды («Лаванда… Горная лаванда...», я думаю у них схожие климатические условия обитания в природе.

Фотоиз сети
Фото из сети
Фото с сайта myshared.ru

Интересную информацию подбросила Елена (MilElena):


Инструкция по посеву
Инструкция по посеву


Спасибо ей, пошла пихать семена эдельвейса в морозилку :)

А тут Лариса (Bonita) из Новосибирска поделилась опытом: По поводу стратификации эдельвейса. Заглянула в свои записи 2023г. Сеяла тот же эдельвейс альпийский Занзи (от Гавриша). Прочитала, как сеять: неделю посев держать при комнатной температуре, потом на стратификацию в холодильник на 2 недели. Рассчитала сроки. Посев был 22.03. Значит, в холодильник отправить 29.03. Но эдельвейс, видимо, не хотел в холодильник. 26.03 — всходы массово.

Потом прочитала в интернете, что эдельвейс «достаточно легко всходит и без стратификации, хотя продавцы семян часто указывают на пакетике, что ему нужна стратификация».

Не раз сталкивалась, что на обороте упаковки тексты идентичны слово в слово на абсолютно различные растения…

А вот что пишет на обороте компания «Русский Огород»… 


Агротехника
Агротехника


Ну и где будем делать талию? Я сею без стратификации...

19 февраля

Посеяла сегодня эдельвейс, какие же у него мелкие семена! Ну и ещё посеяла покупные семена прострела. Надежды хотя никакой, но вдруг? У меня какое-то количество эдельвейса было в прошлом году выращено, в этом году должны зацвести. Сначала думала, что три кустика удалось вырастить, а сейчас просматривала файлы своих «подвигов» этого сезона, и увидела, что есть еще несколько, высадила их уже в середине лета, и как-то не отложилось в памяти.

В прошлом году сеяла три разных фирмы, в одной было название как бы «сорта», но везде было «Эдельвейс альпийский». И сейчас альпийский сеяла, а картинки на них — как у меня в тени цвели. Альпийской горки или скалки у меня нет. Наверное, ему там было бы хорошо.

Сейчас посмотрела упаковки, те, что «Гавриш» — у них: «Эдельвейс альпийский ЗАНЗИ». А еще сейчас сеяла от «Русский Огород», в прошлом году у меня не было от него. Кстати у них семян в пакетике в 3 раза больше.

Вечно выращиваю столько рассады, что не успеваю ее посадить… У меня сорняков корневищных полно, и чтобы что-то посадить — надо тщательно перекопать, чтобы мою молодежь не сожрали. У эдельвейса очень мелкие семена, как кончик иглы. Думаю, что в каждом шарике — не менее нескольких десятков.

24 февраля
Писала, что нервно себя чувствую до появления первых всходов. Выражается это и в том, что я постоянно, по десять раз на дню (ну и по ночам тоже) с пристрастием и лупой разглядываю каждую плошку, пытаясь разглядеть хоть что-то кроме грунта…

Сейчас обнаружила, что у меня всходят покупные семена Эдельвейса! Я не знаю, возможно, они появились раньше, но у них семена много мельче были, чем у наперстянки, соответственно и семядольные листочки меньше. Я увидела только три всхода, но когда смотрела фото на большом экране — их там оказалось просто тьма!!!







Увеличила исходник последнего фото, растянула на весь экран — насчитала 29 всходов, некоторые еще не скинули «шапочку» из оболочки семечки, поэтому их не очень видно. И это снята только часть плошки. Уже думаю, куда такое количество пикировать буду… :)

В прошлом году много сорняков выросло, но судя по тому, какие малюхонные всходы — надеюсь, что все — эдельвейсы. Сорные, как правило, вылезают скоренько и стремительно, как мокрица после дождя.

25 февраля
Это сегодня. Хорошо бы не сорняки. Не знаю, как пикировать буду.

Эдельвейс. Теперь уже мне не сосчитать...

Эдельвейс. Теперь уже мне не сосчитать...

Сейчас готовила плошки (дырки сверлила), чтобы первую пикировку провести пореже, посмотрела, а под лампами в плошке всходы еще совсем не видны… Иногда я провожу пикирование дважды, ну в таких случаях как этот, когда друг на дружке.

Взошло всё без стратификации и очень массово. Не знаю пока, как пикировать буду, семена очень мелкие, а у Русского Огорода неожиданно было много семян в каждой упаковке, а я, как всегда, две купила. В прошлом году было 4х2 упаковок разных — взошли не густо только из каких-то одних, с сорняками вместе.

Вообще-то — я рада, хотя не очень себе представляю как с моим зрением буду их разрежать, на фото снята площадь примерно 2х1,5 см по площади…

27 февраля
Сегодня попробовала снять, как пикирую очень мелкие загущенные всходы Эдельвейса.

Сначала проливаю в плошке, потом палочкой для шашлыка (раньше делала зубочисткой, но сейчас артритными пальцами мне ее не удержать) поддеваю кусок со множеством всходов и переношу на пластик, у меня им стол застелен.

Разделяю палочкой (зубочисткой). Переношу в другую подготовленную плошку, кладу на грунт и вдавливаю корешок в грунт. Пересаживаю так по одному всходу, делая расстояния между ними. Как подрастут — второй раз пикирую уже в стаканчики.

Фото не очень получилось, темно сегодня и правая рука — одна… Меня хватило не на много — уж больно мелкие всходы еще, через пару дней продолжу, может чуть подрастут…

Зубочистка и палочка, которой я делаю:

Зубочистка и палочка, которой я делаю.

Поддеваю кусок:

Поддеваю кусок

Один -переношу в новую плошку:

один -переношу в новую плошку

Кладу на грунт:

Кладу на грунт

Вдавливаю в грунт корешок:

вдавливаю в грунт корешок

В таких очках делаю, их невооруженным взглядом еще не видно:

В таких очках делаю, их невооруженным взглядом еще не видно

Я даже не знаю как, но вчера вечером и ночью я распикировала эту мелочь… С перерывами, в несколько подходов. Я не знаю, мне в этих линзах почему-то не получается дышать, хотя они, эти лупы, нос не закрывают. Я их (много было таких у меня по жизни, не вечные они), использовала всегда при ретуши фотографий. И никогда такого не было. Ретушировать приходилось часами. Но тогда со зрением было не так критично. А сейчас я и без луб не очень ориентируюсь, а в них вообще не понимаю, на каком расстоянии я нахожусь. Снимать даже не стала, но к утру — справилась.

Сейчас выспалась, посмотрела — ну не могли они подрасти за несколько часов, но отсаженные в другую плошку — вижу. И они не вялые. Пришлось работать зубочисткой, палочка слишком толстая была для них.

1 марта
Не поехала я за новыми семенами эдельвейса… Ну, посею пореже, выращу — эта плошка никуда не денется, всё равно буду пытаться как-то пикировать, я же себя знаю…

Вон, писала о пихте, которую «спасала» более 10 лет, и тоже дешевле было просто поехать в питомник и купить другую. Но знала, что все равно буду биться до последнего, ну и куда потом девать четвертую?

Потопталась по плошке зубочисткой, чтобы часть всходов уничтожить. Пробовала пинцетом пощипать — вытаскивается массивом, корешки махонькие, хлипкие, слипнуты в монолит. Им просто некуда развиваться. И их не разделить.

Посмотрю, что будет после моего «топтания»…

2 марта
Сегодня ночью распикировала часть всходов Эдельвейса, еще много осталось. Думала, что завтра посмотрю, что там у меня получилось… Но я жутко нетерпелива, мне всегда надо сразу.

Посмотрела — ура!!! Не ожидала даже, но в плошке их уже видно, и в той, куда пикировала и оставшиеся. И даже невооруженным взглядом. Еще вчера, глядя на плошку со всходами, их было не видно (а я старалась). Только что сняла плошку целиком, и их даже видно на фото!

Фото пересаженных в ночи, на втором фото это оно же, только я пометила всходы овалами (вдруг на уменьшенном фото их будет не видно). Пометила не все, считать — не пытайтесь, я вам сама скажу — помечено 60 штук, именно столько образовалось новых слоев в фотошопе, когда эти круги-овалы рисовала. Это уже более чем достаточно, а в изначальной плошке (там теперь несколько прорежено, и их стало тоже видно) их в несколько раз больше.

Правда я уже вижу, что имеются и сорняки.

Плошка целиком.

Плошка целиком.

Отмечено 60 штук.

Отмечено 60 шт.

Это снято крупнее.

Это снято крупнее

В таком виде мои эдельвейсы отправляются в путешествие по жизни!

Продолжение должно быть ;)

Запись размещена в разделах: , , , ,
54 комментария 14 спасибо за запись 1 в избранном 775 просмотров
Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Автор записи:
Добавили запись в избранное
Bonita Лариса


Комментарии (54)
Эдельвейсов в степи никогда не видела, вроде он горное растение? В степях в начале лета трава по пояс, а в низинках и двухметровая, такой и засыхает.
Оля, там все было в одной теме, и речь как о степном растении шла о прострелах. Они раньше травы вылезают и цветут.Сейчас темы разделили, сейчас вижу, что это было правильно, а то путаница возникает.

Эдельвейс — альпийское растение, растет в горах, на скалах, существует много легенд о его недоступности, что-то вроде: чтобы доказать свою любовь — юноша полез на скалу, чтобы сорвать для возлюбленной этот скромный цветок, и сорвался со скалы… «В общем — все умерли»...©
Оля, еще раз вам большое спасибо, что заметили. Я смогла удалить этот комментарий, который к прострелам относился. Я начала писать о прострелах, но потом тема обрасла другими растениями, в том числе и про эдельвейс. Когда администратор переносила это в отдельную тему. Ну и материал несколько перемакетировали, чтобы ответы туда включить, некоторые прихватили не про него, некоторые про него были пропущены. Но там действительно такая каша возникла, так как обо всем сразу… Боюсь, что там еще много чего я не заметила.
Ух, Лена, здорово- дневник натуралиста! И отличное пособие для любителей романтики😉. Я, естественно, и морозилку, и грела, взошли, много. Лишь бы теперь дожили. Кстати, вы обратили внимание на обороте написано, что зацветают на 3-4год? Вот хоть бы они ошиблись!!!
Лена у нас одна мечта на двоих… Я все-таки мечтаю, надеюсь, что на второй, если через рассаду…

когда они у меня раньше были — я их не сеяла, купила 3 шт. Но они выглядели так, как этим летом рассаду высаживала. На следующий год они зацвели.

На самом деле я их купила из-за названия, у нас в институте один мужик на гитаре играл, пел (бард), и одна песня начиналась так: «Я никогда не встречал эдельвейса»… Каждый раз при этом мысль была, что я тоже не встречала… Поэтому и купила, чтобы посмотреть, за что мужики жизнь свою губили. Мне он понравился.

О! Нашла файлы, в 2011 году я их купила и в этом же году они зацвели.







В июле зацвели
В июле зацвели

тоже 2011 год, вторая половина августа, вон как кочки разраслись — правее камня.
тоже 2011 год, вторая половина августа, вон как кочки разраслись - правее камня.

Июль 2012 года, это фото уже показывала вроде
Июль 2012 года, это фото уже показывала вроде
Это да, мужики умеют туману напустить)))).
Классные ваши эдельвейсы, такие трогательные. И кустик разросся за прошлое лето. Почему то и мне верится, что должен порадовать цветением раньше, чем через 3 года)))). Возможно, производители так написали, думая, что семена просто разбросаны в огороде? Или в природе, например, где условия спартанские? Но мы то ого- го-го… пикируем, не дожидаясь заветных 2 см🤪. Так что осталось дождаться июля.
Лена, еще вдогонку: я же двух разных фирм семена элельвейса купила — так там на обороте тоже про холодильник, но и в тексте и на схеме внизу — сказано, что зацветает на следующий год… Кому поверим, Лена? Я предлагаю в лучшее…



Однозначно, будем верить себе и в себя.
Лена, это фото моих бывших, покупных. и… кстати, я в прошлом году высадила рассаду рано, я просто не читала… И нормально!

А привезла рассаду — в последней декаде апреля. Я-то теперь не за рулем, и соседский сын (я ему свою машинку отдала) по весне меня со всем барахлом перевозит на дачу. Микроволновка, пароварка, белье и одежда, кофе, крупы, доски, ну и конечно рассаду. Для этого он берет папину машину, она огромная, туда все влезает за одну ходку. Я когда перевозила рассаду — то каждый раз машинка битком и в течении мая, частями. Тут стараюсь все подготовить к погрузке, так как не на себе же потом тащить общественным транспортом…

Сейчас фото посмотрю, когда их высадила.
Лена, нашла. Я их перевезла в конце апреля, а это фото, какой была рассада. Она еще небольшая, перевезла и оставила на улице в кюветах. Потом все это завалило снегом, и ничего, выжили. Но их всего 4 стаканчика было:
17 апреля — пересадила в торфяные горшочки (маленькие, это я о горшочках)
17 апреля - пересадила в торфяные горшочки (маленькие, это я о горшочках)

26 апреля — перед упаковкой для перевозки на дачу
26 апреля - перед упаковкой для перевозки на дачу
Отличная рассада, Лена. Вижу, что в каждом стаканчике по 2 сеянца? Или так разросся?
Лена, тоже такую мелочь пикировала, что перестраховалась, в каждый стаканчик по два (по две козявки). Расстояния между ними было по сантиметру, но все выжили и подросли. А в эти стаканчики, в торфяные — я перевалкой из тех, что с выдвижным дном перед вывозом на дачу пересаживаю все. То есть «выдавила, поставила в центр горшочка, по бокам засыпала грунтом.

Я теперь рассаду в стаканчиках с выдвижным дном на дачу не вожу, они черные, донышко часто залипает к кому и я вместе с ним закапываю. Так я в первый же год использования их посеяла несколько вкладышей.

Потом в течении нескольких лет вдруг их находила в грунте при прополках, кстати нашла все кроме одного). Но теперь стаканчики только дома.
А торфяные это обычные магазинные… мммм… глупый вопрос… или в каком то особенному магазине покупаете? Просто я однажды пользовалась эти торфяные горшочки, так они не раз ложились и корни не проросли. И я разочаровалась в них. Может просто " не умею готовить"?😳
Лена, они прорастают, но не сразу. К сожалению если там долго растение — и он, горшочек, многократно намокал, он разваливается быстрее, чем они прорастают. Но надо отметить, что раньше торфяные горшочки были более торфяные… Сейчас они больше картонные…

Поэтому я в них пересаживаю рассаду только перед перевозкой на дачу. Удобно мне, во-первых — я не теряю донышки стаканчиков, так как не спеша перевалкой занимаюсь дома. Во-вторых, это быстрее пересадить их в саду прямо вместе со стаканчиком в грунт. Этот стаканчик разлагается не сразу и какое-то время оберегает молодые растения, вернее его корешки, от злостных корневищных сорняков — это третье… Одни плюсы, короче.
Согласна с вами, Лена много плюсов, значит, надо брать😉. Так то я использую одноразовые 200 мл стаканчики цена 70 руб за сотню. А если еще и разного цвета, то удобно компоновать. В этом сезоне у меня 2 вида анюток, в прозрачных-жёлто- фиолетовые, а в красных стаканчиках- голубые. Не перепутал при посадке😉
А я крашу, если мне надо как-то разделить… Не то, чтобы крашу, развожу зеленку, марганцовку, макаю туда необходимое кол-во стаканчиков, какие-то — не окрашены, это уже три цвета!

Лена, чему я удивляюсь — у меня все всегда снято!!!
Лена, чему я удивляюсь - у меня все всегда снято!!!
Отличное решение. А то что всё сфотографировано- так это же на автомате, наверно? Фотоаппарат это продолжение руки?
К сожалению, пластиковые стаканчики не покрасить, а потом их у меня очень много!!! Хотя, шальная мысль пришла, развести ведро и просто окунать🤭
Я разводила в плошке, и там их «прокатывала»
Не то чтобы я за экологию, но пластик стараюсь не использовать, Одноразовую посуду из бумаги использую. Как-то на меня сильное впечатление произвели эти пластиковые острова в океане. Поэтому разлагающиеся покупаю стаканчики… Ну и удобно.
Согласна, пластик это бич. И пакеты полиэтиленовые тоже. Но торфяные стаканы для меня и дорого, и не очень удобно. Теперь мне очень стыдно, буду думать об этом.
Я в первые годы огородничества сеяла томаты, перцы и баклажаны пачками. В пачке 20 семян? Отлично, 20 одноразовых пластиковых стаканчика. Да ещё и сеяла по 3-4 пачки. После высадки стаканчики просто на мусорку выносила.
В 2020 году как-то мозги на место встали, перестала покупать стаканчики упаковками, перестала семена пачками сеять (семидачье ещё правильно повлияло). Купила рассадные стаканчики, из крепкого пластика. 5 лет ими пользовалась, до сегодняшнего дня дожили 2 шт. В прошлом году купила ещё прочнее стаканчики, буду только ими пользоваться.
Я пользуюсь такими, они с выдвижным дном, и сколько им уже лет — даже не помню.
Это небольшие, их 32 шт. на поддоне
Это небольшие, их 32 шт. на поддоне

Такие же, но побольше, их 18 шт. на таком же поддоне. На втором плане — маленькие. По высоте они одинаковые.
Такие же, но побольше, их 18 шт. на таком же поддоне. На втором плане - маленькие. По высоте они одинаковые.
Выдвижное дно — это идеальный вариант. Все новые покупала с выдвижными. Стакан лишний раз не мнется, корни не выдираются.
Только я в них на дачу — не вывожу, донышки теряю… Пересаживаю дома в торфяные горшочки.
Я на донышках маркером белым нарисовала. При высадке все складываю в мешочек из фатина, пока не терялись)))
Ирина! Вы — ГОЛОВА!!! Я все эти годы думала, ну что производителям стоила красные донышки сделать, например… Чтобы нам проблем не создавать. А то, что их можно самой покрасить — как-то не сообразила…

Когда освобожу от рассады, соберу все вкладыши, разложу и краской «для графити» (из баллончика) покрашу к чертовой матери в белый, желтый или еще какой-нибудь контрастный цвет. Не знаю, почему мне это в голову раньше не пришло? Ведь каждый год мысленно производителей ругаю. А ведь у меня 3 поддона больших стаканчиков и 4 с маленькими…


А что, в этих вкладышах нет дренажного отверстия?
В стаканчиках маленькие перегородки не дают вкладышу плотно прилегать.
А… У меня дырочка в середине у каждого. в поддон поливаю, те что в таких стаканчиках стоят.
У меня есть маленькие 0,2 л. у них в донышке есть дырочки. А в стаканчики с этими донышками люблю перцы сеять, у них пластик скользкий, корешки не обрываются


Последний раз редактировалось
Ой, не сразу стаканчик заметила. Наверно было бы логично и донышко сделать белым. Неужели среди производителей, разработчиков, дизайнеров данных изделий нет ни одного дачника?
Я вроде прореживала! Это оставшиеся «подрасли или еще взошли? В прошлом году всего несколько всходов было, а сейчас…
опять кучи...
опять кучи...
Очень свежие семена, похоже! Мне кажется подросли, уже и листики подросшие. И новые проклюнулись. Обычно советуют оставить самые сильные сеянцы. Но вот как выкинуть то?!
Лена, на фото в стаканчиках — это все, что взошло в одной из четырех(!) плошек, в каждую из которых было высапано по 2 одинаковых пакета от одного продавца. То есть из двух пакетиков какого-то взошло не больше десятка. Но в том году не было семян от «РУССКОГО ОГОРОДА»… А в этом году его 2 пакетика взяла, в каждом оказалось в 3 раза больше семян чем у других (на упаковке написано: кол-во семян — 0,03 г. против 0,01 г. от других продавцов). Помня прошлый год, что взошло с гулькин нос — бухнула все в одну плошку и вот… никак не думала что такое «счастье» привалит…

У наперстянки мелкоцветковой тоже мелкие семена, но семена мои, знаю, что всходие, щепотку на плошку посечла — как посолила, вчера пикировала — одно удовольствие, хоть входы тоже мелкие очень.
Да, так часто бывает, то густо, то пусто и наоборот)))
А вы наперстянка с основными листьями пикировали или как? Она и у меня замечательно взошла (спасибо вам за семена ❤), и очень тесно ей, но боюсь пока и трогать.
Лена, о ней я в общей теме пишу о посевах, и вроде вчера выложила фото. Когда пикировала — были только семядоли, некоторые с маленькой зеленой точечкой между ними. Буквально на следующий день — они выпустили настоящие листочки. Там и фото есть. Это где-то в конце комментов тут:

Группа Елены Скибицкой: декоративные злаки, травы и цветы. Сезон-2025
Спасибо, Лена. Я прошла по вашей ссылке, там так много интересного. Вот умеете собрать компанию!!!
Лена, это не я, это администратора Татьяны идея и она это сделала. Я еще не очень поняла тот формат — ну в общем, чтобы все вопросы, которые возникают при выращивании из семян, что я посылала — там задавали. Чтобы потом можно было все найти. Имею ввиду, чтобы вся информация была в одном месте.
Спасибо и Татьяне, и вам. Очень удобно и интересно.
Отдельные, что пересадила — уже такие:




А здесь — как не прореживала — опять куча. Удалила сорняки, напикировала еще в одну плошку.
А здесь - как не прореживала - опять куча. Удалила сорняки, напикировала еще в одну плошку.
Ух, подрастает малышня. Я свои тоже рассадила в выходные, но это такая мелочь. Но стоят, им же горы покорились, что им наши ковыряния🤭
Я напряглась и сегодня оттуда наковыряла еще одну плошку… Трудно, у них уже корешки ветвятся и они скручены. Но хорошо, за один сезон отмучаюсь… Уже не знаю, сколько у меня плошек с ними.
Ага, у меня уже пол балкона в рассаде, а это только начало. Эдельвейсы мои так малы, что стоят в комнате под лампами. Я позже вас сеяла, поэтому и пикирую позже, и тоже хочу наковырять 2 плошки. Не совсем уверена, что это навсегда, так как соседка сказала, что у нее " ушли" эдельвейсы. Что им не понравилось, непонятно.
У меня тоже в свое время они ушли. Я читала, что их надо делить, когда они разрастаются. Уже точно не помню, не сейчас читала, но в голове осталось, что надо один раз вырастить, а потом делить и рассаживать.
Практически все садовые цветы требуют деления, наверно. Или перестают цвести, или " уходят".
Лена, но не про все пишут, что их делить надо. Интересно а как эдельвейс в природе? Кто его там делит? Или одни уходят, а новые нарождаются?
Судя по тому, как из свежих семян у вас выросло несметное количество маленьких эдельвейсов, скорее всего старые экземпляры вырождаются, а молодняк нарастает. Или вот ромашки садовые. Многие жалуются, что пропадают в саду. А вы видели как они бешено сеются? А вот 2-3 летние кусты нужно делить, без вариантов.
Я в сетях когда фото эдельвейсов искала — вроде не видела большие куртины, всегда одиночный цветочек.
Это последняя плошка которую я вчера напикировала всходами эдельвейса. Надеюсь еще в исходной не вылезет, там прорежено сейчас хорошо.



Красотааа! Стойкие оловянные солдатики!
Да. В этот раз удалось их рядами пересадить, так как уже большенькие были.
😊 а зуботычины как курсовые офицеры, присматривают за ними. Хорошая пора, пестовать сеянцы. Утром, после работы… разглядывать… рисовать их будущее
Просто чтобы их рядами посадить их использовала…

Пожалуйста, оставьте комментарий

Или через: