Чахо на дороге
Козы тоже наслаждаются началом осени. В деревне Вярьмово и окрестностях насчитал больше восьмидесяти яблонь, потом сбился и все хочу начать считать сначала. Но вот никак не получается: копаю картошку, кошу отаву (траву, повторно выросшую на скошенном). Картошки выкопал около десяти мешков, а по рядкам — только половина. Вот и копаю рядок в день, а кошу безостановочно, сколько времени есть. Надеюсь, сена будет больше, чем достаточно, и еще и на резерв на следующий год останется.
Чахо и Билли приспосабливаются к новой старой жизни
Яблок нападало много, и козы неспешно и величественно ходят от яблони к яблоне, обстоятельно пережевывая и довольно глядя по сторонам. На них приятно посмотреть: упитанные и счастливые, среди осота и клевера идут козы по полю. Часть из них родилась здесь, в Вярьмово, и их я поил молоком и варил им овсяные каши. Сейчас некоторые из бывших козлят сами родили, а часть только будут покрываться этим ноябрем. Что же касается козликов, то у большинства из них судьба практически одинакова: осень превратит их в козлятину по 200-250 рублей за килограмм. Такова жизнь, и есть плюсы в этом: козлики очень нужны и востребованы. Не как личности правда, но как калорийный продукт питания даже очень.
Герои рассказа в молодости
Козлики-кастраты в восемь месяцев имеют чудное мясо со вкусом говядины — и мягкое, и нежное. Оно отлично варится, маринуется и поедается. После года у коз мясо твердеет и, тем не менее, очень хорошо идет на тушенку. Как-то ставил кастрюлю на двадцать литров на печку, солил, бросал туда лаврушку и перец горошком. Утром было нечто вкусное и также прекрасно пахнущее. Стерилизовал литровые банки и разложил туда тушенку, залил сверху жиром. Варил потом с картошкой и макаронами. Еще гречку с тушенкой замечательно. Тушенка отлично сохраняется несколько месяцев в прохладном подвале при условии стерилизации банок и, как правило, долго не застаивается.
И еще одно фото Чахо и Билли козлятами
Надо сказать, что сейчас практически и нет козлов на мясо лично для меня — всех выкупили, а одного так поменял на козочку. Весной у меня родилось шесть козликов и десять козочек, что не вполне норма. Прошлой осенью осуществлял вербальные инвестиции: при дойке объяснял козам, что нужны козочки и козочек нужно рожать. Они смотрели на меня и слушали, и вот наслушались: козочек почти в два раза больше. Скорее всего совпадение, как бы не было. С другой стороны, произнесенное слово не исчезает просто так, и если их много и на одну тему, по почему бы хорошим козам не родить побольше хороших козочек?
Двенадцатая усталая вечером
Весной родились и два брата: Чахо и Билли. Была традиция называть козликов на гастрономическую тему, и были у меня козлики Гамбургер, Шашлычок, Завтрак. Были еще и спонтанно названные без пищевого пристрастия — Миллер, Бестолочь, Злодей и Вентилятор. Козлы глобально делятся на два вида: на кастратов и козлов-производителей. Но всех их в итоге поедят, так же как большую часть коз будут доить. Никто из животных без людского внимания не останется.
Чахо родился чахлым, а Билли гигантом. Они удачно были кастрированы в месяц, и к восьми месяцам они друг от друга не отличаются по размеру, а выход мяса с вярьмовского восьмимесячного козла может быть от пятнадцати до двадцати килограмм в среднем. Ходить от яблони к яблоне с заходом к кустам смородины весьма способствует нагуливанию жира. В случае же Билли и Чахо, то они жили у меня только до трех месяцев и последние две недели. Гиганта Билли поменял у своей хорошей знакомой дачницы из Москвы на козочку Пучку (ту самую Пучку), а Чахо пошел в обмен на комолого (безрогого) белого козлика-производителя, очень перспективного. Впрочем, все козлики перспективные, только не у всех перспективы радужные.
Чахо идет, у него тоже есть перспективы
Пару слов о моей московской знакомой. Она пожилая женщина-пенсионерка, замужем и каждый год на лето с мужем приезжает в Псковскую область. Зовут ее Наташа, она водит автомобиль и любит коз, также ее сын держит на своем подворье в Подмосковье несколько козьих, доит молоко и делает сыры. Наталья на лето привозит козликов на откорм, и осенью их забивают на мясо. Такая практика радует замороженной козлятиной всю зиму саму Наташу, ее мужа и многочисленных детей с внуками. Детей у нее пять, а внуков просто много, и все они хотят есть, впрочем как и все люди. И так как козлики, приезжающие на лето в Псковскую область не кастрированные, я имею возможность менять самых достойных представителей из них на своих кастрированных, и меня вполне устраивает обмен. Так вот по обмену и отдал Чахо и Билли, и вполне удачно. Впрочем, обмены как ускорители прогресса всегда удачны, и от них сильно много плюсов и почти нет минусов. Деньги же осязаемое зло, с которым приходится мирится в силу многих и очень нехороших причин.
Немножко картошки
Наталья с мужем Виктором привязывают козликов к колышкам, выходят утром и забивают металлические колышки на лугу, поближе к лесу. Любая коза знает о радиусе лучше любого школьника, потому как многие люди предпочитают так и держать козьих и считают такой способ наилучшим. У меня нет цели доказывать обратное, и каждый сам себе хозяин, но и Наташа, и Виктор в силу возраста немного устали от выпаса животных на привязи и договорились со мной о том, что возьму часть их козлов к себе в стадо. У меня же все просто — открыл утром и закрыл вечером, предварительно пересчитав.
Козы и дом. Осень.
Чахо и Билли, как обычно, первое время были биты всем стадом, у них другой запах и они не знают всю иерархию моего стада, ведь за те три месяца, которые они жили у Натальи, среди моих рогатых очень много изменилось. Для коз три месяца очень большой срок: кто-то вырос, кто-то родился, кого-то отправили на мясо. Жизнь идет, все меняется. Что было вчера, сегодня уже и не актуально, зато появилось новое. В мае рогатые ходили есть кусты брусники и черники в лес, в сентябре живут под яблонями и в ивовых зарослях. Животные, привязанные к колышкам, не имеют такого богатого выбора в пище, и вынуждены есть то, что могут достать под ногами в небольшом радиусе. Как правило, привязывают коз подальше от веток и деревьев, чтобы не запутались и не придушились. Но трава для козы не основная еда, как раз их тянет к ветками и деревцам. Овцы, те едят именно траву и в большом объеме. Козы же дальше и больше ходят, ищут ветки и молодые деревца.
Пошли к ивам
Еще одна проблема с Чахо и Билли в том, что они откровенно туповатые. Они ждут от меня пищи и идут за мной даже тогда, когда стадо умчалось в вкусный дальний малинник. Конечно, от мясных козлов не надо вникать в гипотезу Пуанкаре или в противоречия воздушных течений раннего мезозоя, у них и так полно своих важных козлиных задач. Но с ними как раз и проблемы: пока Чахо и Билли адаптируются, с них слезет жирок, а там и срок фазового перехода подойдет. И уедет в Москву не жирная мягкая козлятина, а нечто жиловатое и костлявое.
Осенние козы в моей деревне
В этом году вообще спрос на мясо очень большой, и звонков много. Но у меня нечего предложить, ведь мое стадо весьма мало и даже в будущем году не будет достаточным, чтобы иметь хотя бы сто козлов на мясо. Да и сделать надо очень много, чтобы была возможность содержать столько маточного поголовья, двух рук тут не хватит, даже с доильным аппаратом и трактором со всем навесным оборудованием. С другой стороны, не все можно объять да и не зачем. Стоит очень радостно наслаждаться приятной осенью, урожаем картошки и счастливым концом этого года, так хорошо начавшимся. И не важно уже дождливое лето, приятные эмоции от близости к природе, к козам, к деревьям и даже к полным сараям сена перевешивают жужжание комаров и жару сентября.
Козы, обычные Вярьмовские козы
Спасибо Вам, что дочитали до конца. Для меня важно было написать о мясе, о козликах и об их судьбе. Наши предки ели мясо, охотились и убивали животных. Такова правда жизни, что человек ест мясо. И он его будет есть, несмотря ни на какую пропаганду. Так устроено природой, хоть кому-то может показаться жестоким. Человек, возможно, и стал человеком только потому, что жесток, принципиален и добивается своего, даже если надо затратить большие усилия. Если вам понравился текст, очень прошу познакомить с ним друзей, кликнув на кнопки социальных сетей. Заранее спасибо.
И практический вопрос: куда Вы деваете шкуры? Помню, дед сильно сердился, когда приходилось после забоя бычков шкуры сдавать на спецпункт (иначе накажут)… ведь шкура, если ее правильно выделать, это и одежда, и обувь, и покрывала… да какие красивые…
А нет ли где рядом какого-нибудь кожевенного производства? Может, им бы пригодилось… это я так спросила… уж больно мне жалко такое богатство в землю...
Производств в районе не много: участок Пушкиногорского Маслосырзавода и МУП «Забота» (ремонт зданий и сооружений). Есть мелкие СТО, фермеры и магазинчики. Кожевенного производства нет, и вроде нет даже в области. Ну или я плохо искал =)