Коза всегда найдет еду
Мои копытные зимой грызут кору, объедают сосенки, прыгают по глубокому снегу и уходят далеко в лес. К нашей общей радости, волков поблизости пока не наблюдаю. Если снега нет, будут искать зеленеющие кустики брусники. Но будут ли козы на кустах брусники и хвое с корой давать молоко? Наверно будут, но совсем граммы. На сентябрьском сене тоже не сильно зажируешь, но все же легче будет, и плюсом есть овес, и его полтонны. На тридцать голов немного, совсем ничего. Вот и будем зимовать с полными четырьмя сараями сена, один из них полностью сентябрьский и овсом, упрятанным в железные семидесятилитровые емкости. Зато сосенок и елочек на бывших колхозных полях весьма приятно много, и многие из них пойдут на корм козам зимой.
Покос в Кашево
Один из моих друзей, живущих в другой стране, пятнадцать лет назад купил дом в Псковской области, в деревне Кашево. Он часто приезжает в Российскую Федерацию в командировку или в отпуск и заезжает в свой дом, просто пожить недельку-другую и побыть в единении с природой. Кашево — маленькая деревня, из постоянных жителей пять человек, пять кошек, шесть кур с цыплятами и гусь. По понедельникам и четвергам приезжает автолавка, иногда на выходных заезжают дачники, которых тут три дома. Возле дома моего друга живут Николай Павлович и Галина Павловна, им обоим около восьмидесяти лет. В своем возрасте они активные и деятельные люди, с ясной головой и полные сил. Галина Павловна в прошлом колхозный ветеринар, а Николай Павлович механик в мастерской того же колхоза. Они прекрасно помнят СССР, помнят хлеб по двенадцать копеек и обилие новых тракторов на полях. Сейчас в нашем районе самый новый трактор 2008 года, и он белорусский. А поля давно заброшены, и на них растет вполне неплохая трава.
Темнеющая лесопосадка отмечает границу участка
Кашево не так и далеко от моей деревни Вярьмово. Псковские деревеньки, особенно на границе с Латвией, больше похожи на хутора, чем на деревни. Часто просто пять-шесть домов, среди леса и болот, стоят хаотично. Как правило, есть грунтовая дорога, которая чистится грейдером осенью и весной.
Спокойно и и безмятежно в этих деревнях. Огородик, парничок, колодец с небольшой прудкой, поленницы дров на годы вперед, бесконечные яблони. Стены сараев почернели от дождей. Дожди и ветра — основной минус климата Псковской области. Здесь тепло, и даже жарко, но частые дожди и сезонные ветра не дают этому благословенному месту превратится в рай на земле.
Вдалеке домик Галины Павловны
В этих небольших деревеньках жизнь удивительным образом приводит в порядок мысли и дела. Надо успевать косить, копать и собирать. Даже если и сентябрь, и сено будет не питательным, а будет пустым. Выхода нет, на всем Северо-Западе неурожай сена, и люди покупают втридорога привезенное из центральной части страны. Деревня заставляет думать и искать выход. Мне как-то попала в руки случайно сломанная стиральная машина Мabe, которую хозяева отдали за сущую безделицу, считай подарили. Mabe дорогая стиралка, в РФ их практически нет. В Китае их не собирают, а возить из Франции их не выгодно, потому как к двум тысячам евро будут стоить. И мне досталась такая стиральная машина, и починилась она легко и просто: мыши сожрали проводок. И удивительный факт, работает Mabe и без давления, можно наливать ведром воду. Как в Псковскую деревню попала сия техника, полная загадка.
Прямо по курсу приспособление для сушки сена в дождливую погоду «Ряделки»
У моего знакомого земли гектар, и всю эту площадь покосил за несколько приемов. Косить мотокосой мне быстрее, чем роторной косилкой к мотоблоку. Вся ситуация сводится к тому, что триммер с ножом укладывает скошенную траву в валок, который хоть и сохнет дольше, но собирается мгновенно. Собрать вал сухой травы можно в несколько взмахов вилами. А роторная косилка типа «Заря» очень привередлива к кочкам на покосе, раскидывает траву, и к тому же привод ее осуществляется ремнем А-950. Это ремень в наших условиях густой травы и неровности почвы по сути расходник, и пять сожранных косилкой таких ремней ощутимо влияет на цену сена. Если без поломок, то все сено с гектара (а это пять-шесть тонн) будет в стоимости бензина для триммера и перевозки мотоблоком, ну где-то двадцать литров с большим запасом. Мотокоса Husqvarna 128r пока что у меня не ломалась, вот только защитный кожух треснул и слетел недавно, и редуктор потрескивает. Это за три сезона, а в сезон кошу на два-четыре больших сарая сена для своих многочисленных коз. А мотоблок потребовал чистки карбюратора, но с тем рвением, с которым его эксплуатирую, почистить карбюратор один раз — пустяк. Чистить воздушный фильтр и менять масло все же надо раз в год, что и делаю весьма тщательно.
Покос и яблоня
На самом деле гектара для стада коз в тридцать голов очень мало, всего объема сена на полсарая. Гектар земли вообще ничего для полноценного хозяйства, даже кошку не прокормишь толком. Трава не сеянная, она не высокая. Кошу в Вярьмово несколько огородов, в деревне Мышково мне отдают скошенное трактором сено тоже где-то с гектара, и, в общем думаю, что сено с пяти гектаров за это дождливое лето и сентябрь набрал. Но и жира скинул так, что ребра чувствую. Вот это обстоятельство радует меня очень сильно.
Починенная стиральная машина
Что мне делать на следующий год я даже не знаю. Двадцать три матки родят около тридцати пяти козлят, и даже если и в следующую зиму пойдут около пятидесяти коз, то мотокосой я не накошу сена на них. Косилкой к мотоблоку можно, но тогда надо делать грабилку, чтобы сено сгребать в валы, и тогда уже валы поднимать вручную на телегу. Где содержать весь этот хоровод рогастиков в принципе есть, и даже сено есть куда положить для них. Все лето и сентябрь тогда плотно уйдет на сенокос, и если опять будут дожди, то скорее всего мне придется сено покупать на стороне. Впрочем, живу в деревне, а здесь каждый день новые задачи, и решать их все равно надо. Даже если и выхода поначалу не видится. Но люди в прошлом жили, держали овец сотнями и без мотокос, как-то все у них получалось.
Сохнущие валы
Когда-то раньше, проносясь в большой мягкой комфортабельной машине мимо безмятежных Псковских деревень, очень сильно хотел в эту безмятежность, и всеми силами души тянуло меня туда. Пожив немного времени в деревне, понимаю, что жить больше в городе не смогу, хоть и нет в деревне никакого спокойствия на самом деле. Здесь очень интересно и ответственно жить, и каждый день очень дорог. И зимой, и весной, и летом, и особенно осенью. Еда и тепло зависит от твоих дел, от умений и труда, опыта и знаний. Но и не трогают тебя ни пробки, ни оплата коммунальных услуг, ни неприятные перспективы будущего санкционного дефицита и всех других неприятностей. Сена четыре сарая, картошка в подвале доверху, дров на две зимы и тридцать коз дадут возможность дожить до следующего лета. А там найдем выход, как косить больше и быстрее.
Осень — мое любимое время года. И очень рад этой осени, осени 2016 года. Два последних года, прожитых в деревне Вярьмово, изменили многое во мне. Каждый живет, как хочет, личное дело каждого, но на мой взгляд — жить в городе страшно. Просто страшно. Спасибо вам, что дочитали до конца, и здоровья вам и Вашим питомцам.
А с какой любовью он по вечерам отбивал свою литовку… несмотря на усталость, садился на табуреточку, подставлял ближе специальный чурбачок, и мерный стук молотка раздавался далеко и долго…