В принципе, мои копытные могут просто уйти и не прийти больше. Лес большой, еды там навалом для травоядных. Думаю, что не уходят просто в силу привычки. Все кто уходил, были съедены волками или замерзли в снегах. Хотя в Псковских лесах обитает европейская косуля, животное разных семейств с домашней козой, но по размерам и питанию они очень похожи. Коза семейства полорогих, а европейская косуля — семейства оленевых. Косуля — маленький такой олень. А козы мои полорогие, и сие значит, что из их рогов даже пуговицы не сделать, рога только выкинуть. Ну не очень расстраиваюсь по этому поводу. Расстраиваться вообще не надо, а по поводу пуговиц тем более.
Но несколько раз мне пришлось очень сильно расстроится. Как-то осенью, во вторую осень моей жизни в деревне, козы вечером не пришли домой. В хлеве горел свет, на часах было девять часов вечера, было темно и ухающие звуки раздавались из черного леса. Никто из коз не пришел. Не пришла высокая Белка, не пришли Машка с Дашкой, и Маруська не пришла. Не пришли новички стада — козел Чубик и козки Седьмая и Глашка. Даже Фени и той не было. Обычно приходили к восьми вечера, все вместе и шумно устраивались на ночь. Для козьих норма ходить стадом, ждать друг друга и заходить в хлев в одно и то же время примерно. Но не в тот день.
До этого был случай, кстати в полнолуние, когда мои животные не пришли к восьми часам вечера. В тот день у меня были гости из Москвы, и мы пошли все втроем искать рогастиков по деревне. И наткнулись на них в самый последний момент, когда уже совсем отчаялись найти коз. Животные стояли у леса, высокая и сухая трава почти их скрывала, и если бы не закричала молодая козочка Глашка, их бы не заметили. Казалось, и сами козы с радостью и удивлением пришли в себя и побежали навстречу нам, и к дому шли всей толпой, и копыта стучали по утрамбованной дороге. В тот месяц мне подарили собачку Байрона. Байрон был породы лабрадор, с родословной и европейскими предками, чипированный и с наколкой. Копытные были жутко против Байрона и убегали от дома, а собака всего лишь хотела поиграть с моими рогатыми. И сам собой напрашивался вывод о том, что козы боялись собаки и из-за этого не пришли домой.
Байрон был временно выдан соседу Олегу на хутор Мышково, где весьма весело и зажигательно проводил время с дворняжкой Маркизой. Замечательная пара — Байрон и Маркиза. Но все же вернемся к козам и их уходам в ночной лес. Сидя в тот самый день осенью возле хлева, и понимая, что собака тут ни при чем, пытался сообразить, где искать коз. Обычно животные не отходили далеко от дома, мелькали по кустам то тут, то там и если и бегали далеко, то пути их были примерно одни и те же: к шиповнику за Валерин дом, к чернике за большую гору и через дорогу к зарослям брусники. Еще бывало ходили обгрызать сосенки к болоту, но редко. Тут надо сказать, что поздней осенью и ранней весной еды у травоядных почти совсем нет. Они грызут осинки, сосны, иногда ольху. Едят тонкие ветки всех деревьев, если уж совсем припрет. В хлеве полные кормушки сена, но сено им надоедает и если снега нет, то вечно-зеленый кустарничек брусники для коз самое то. Псковские леса имеют километровые заросли брусники, и идти можно по ним бесконечно. Сопутствуют же зеленым кустарникам брусники и некие хвощи, и еще парочка зеленых растений. Травоядные с радостью едят все зеленое, есть то надо.
Итак, вот сидел я возле осеннего хлева и думал, что мне делать. Уже было темно, поздно, и нормальные люди (не козоводы) в такое время готовятся ко сну, обнимая теплую подушку и накрываясь мохнатым пледом. Тут еще и дождик начинал накрапывать, в ближнем лесу нечто завыло и зашуршало по опавшим листьям. Всех сожрать волки не смогли бы, кто-то вернулся обязательно. Так же и воры, поймать все стадо вряд ли получиться. В любом случае, хоть Глашка, хоть Дашка прибежали бы и спрятались в хлеве, как они обычно делают, если их преследуют охотничьи собаки. Рассуждая таким образом, приходил к выводу, что животные либо заблудились и не могут прийти домой, либо просто убежали и не планируют возвращаться. И в том, и в другом случае надо идти их искать сейчас же, темной дождливой ночью. Но сделал по-другому: просто пошел спать, успокаивая себя поговоркой, что утро вечера мудренее. Да в принципе, потеря коз еще и не потеря, бесследно ж ничего не пропадает. И что удивительно, даже выспался той ночью.
Следующим днем, с парочкой энтузиастов из соседней деревни Золотово, обошли все окрестности, заглянули под каждый кустик и за каждую кочку, нашли много свежих и не очень козьих следов и козьих горошков, но самих коз выявить не удалось. Уже было поехали писать заявление в полицию о пропаже пятнадцати голов мелкого рогатого скота, но к четырем часам, со стороны болота из леса стали выходить мои животные — тот самый мелкий рогатый скот, грязный и пахнущий тиной. Мой мир почти вернулся в привычную колею, но почему они не пришли ночевать и где коротали ночь, не было понятно.
После того случая, еще два раза (опять же поздней осенью и ранней весной) рогастики не приходили ночевать, но всегда появлялись на следующий день. В конечном итоге, думаю, что научился преодолевать такие лесные ночевки тем, что к вечеру насыпаю овса в кормушку в одно и то же время — в шесть вечера. Или картошки вареной с рубленной тыквой, в общем, коз нужно приучить приходить пораньше к кормушке. Думаю, что они просто уходят далеко в поисках корма и им лень идти обратно и ночуют прямо на земле. В пользу этой версии и время года, когда происходят такие уходы в ночь — ранняя весна и поздняя осень. В этот период их нужно побольше кормить и время корма подобрать так, чтобы шансов не прийти к кормлению у них не было.
Специально несколько дней ходил с козами, чтобы посмотреть все их маршруты. И действительно, путешествуют очень далеко. Осенний лес полон зеленеющих кустиков брусники и толокнянки на протяжении километров. И по этим километрам, в ноябре, полорогие неспешно пасутся, заходя чуть ли не к латвийской границе. И вроде как нашел и то место, где козы ночевали той дождливой ночью. На дальнем болоте есть полуостров, зайти куда можно легко по небольшому перешейку, а вот выйти оттуда животному трудно, ведь gps навигатора у коз нет, а хозяин не удосужился на них повесить gps-трекер. В любом случае, насыпать в кормушки овес к шести вечера тоже неплохо, и стимулирует коз к дисциплине. К этому времени рогастики приходят к хлеву и требуют овса.
Думаю, что надо бы раскрыть тему властной вертикали в козьем стаде в следующей своей заметочке. Как таковой ее нет, но есть стадная иерархия, рога и козлы. Стадо идет не просто так, а за некоторыми особями козьего общества.
Если вдруг вам случайно понравился этот пост о козах и их повадках, не забывайте кликать на иконки социальных сетей. Таким образом больше людей узнает о жизни в деревне, о козах и их содержании, о здоровых продуктах. Заранее спасибо!