"Там, где кончается асфальт"...

Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
MarinaGerasimenko MarinaGerasimenko РЕДАКТОР
Марина Ярославская обл.
Есть старый-старый бразильский фильм с таким названием, и я не смогла подобрать более точного и емкого описания тех мест, в которые сегодня мне довелось попасть…

"Там, где кончается асфальт"...

На снимке — уже финишная черта моего дорожного приключения — к сожалению, сфотографировать его начало я не догадалась. Просто не ожидала подвоха… А зря…



Возвращалась из Владимира, от старшего сына. И что-то надоела мне привычная дорога, захотелось разведать новые пути, душа новых впечатлений попросила :)) Ну и допросилась…

Посмотрели по карте — Яндекс любезно сообщил нам, что действительно, есть короткий путь «из пункта А в пункт Б». Правда, два его участка обозначены на схеме как «второстепенная дорога» — но ведь дорога же! Причем, по второму из этих отрезков — в Ярославской области — я ездила: вполне приличная дорога, асфальт, хоть и старенький… Словом, я решила рискнуть.
Стрелками обозначены те самые места, где кончается асфальт

Насторожиться мне следовало еще тогда, когда ровный асфальт на очередной развилке вдруг резко сменился гравийкой. Причем, именно в том направлении, куда мне нужно… Но я оптимистично решила: ремонт дороги! И поехала дальше…

Не смутил меня и заброшенный вид деревни, через которую проходило то, что на карте Яндекса обозначено как дорога, — мало ли у нас заброшенных деревень… Но гравийка перешла в грунтовую дорогу — сперва вполне проезжую, а потом… Я ехала и радовалась тому, что последний дождь был дней 5 назад — лужи в огромных ямах уже заметно обмелели, и форсировать «водные преграды» теперь не так страшно…

Поворачивать назад было поздно — я решила ехать дальше. Надеялась, что не ошиблась дорогой, и мечтала об одном: чтобы хуже не стало… Повезло — дорога оказалась верной, и хуже не стало :))

Пару раз по пути попадались останки деревень… От домов уже одни полусгнившие остовы да фундаменты, и только одичавшие сады еще напоминают о том, что когда-то здесь было человеческое жилье. Сейчас уже немного жалею, что не останавливалась, чтобы сделать снимки, — едва ли когда-либо еще мне захочется повторить сегодняшнюю авантюру… Но делать остановку на этой дороге было как-то неуютно…

Наконец, мы увидели населенный пункт. Ни указателя, ни каких-либо иных атрибутов привычной цивилизации не наблюдалось, но зато на окраине обнаружилась ферма, и это обнадеживало: если на селе что-то работает, значит, здесь точно живут люди, и наверное, есть дорога!

Одна дорога - две области

Первое предположение оказалось верным: мы въехали в большое село, где есть и магазины, и клуб, и многоквартирные панельные дома — людей здесь явно живет немало. Только вот нормальной дороги — нет! Есть останки асфальта кое-где в дорожной пыли — была, видно, когда-то хорошая дорога в Григорцево, была… (да, название удалось выяснить, когда мы выехали на то, что, судя по всему, исполняет здесь роль шоссе — там появились указатели… и гравий).

Местные здесь ездят по полю: трястись по гравию то еще удовольствие, да и для машины не слишком полезно. Но я на грунт уйти не рискнула — экстрима на сегодня мне уже с лихвой… А когда впереди показалась граница областей — то самое место, где кончается асфальт, — эмоции просто захлестнули…

Так выглядит граница Костромской и Ярославской области

Ну почему, скажите мне, почему?! Понимаю, что вопрос риторический… И не один… И наверное, не про дачу :)) Но я 20 лет прожила в Костромской области, так и не сумев понять: почему до сих пор  здесь есть места, где асфальт кончается на ее границе…




Статья размещена в разделах: , , ,
14 комментариев 8 спасибо за статью   в избранное 10469 просмотров
Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Автор статьи:




Комментарии (14)
Эх, не удивительно, к сожалению! Вот если бы Вы по Саратовской области проехали… Каждый год отдыхаю в Турковском районе. Вот где «экстрим»! Машина после лета требует ремонта. А как местные люди со своими управляются-непонятно! Читала Ваш очерк, примеряла всё к «своим» дорогам и понимала, что у меня эмоции раза в три сильнее точно… Жаль, Вы фотографии не разместили. У меня тоже сейчас, к сожалению, нет. Но вот в эти выходные поеду-постараюсь запечатлеть…
Последний раз редактировалось
Насчет фотографий — самой теперь жаль, что не рискнула остановиться и пофотографировать: едва ли я когда-нибудь надумаю повторить это авантюрное путешествие… Но как-то действительно неуютно было: глухая пустынная дорога, заброшенные жилища… Не понятно, приведет этот путь куда-то вообще или так и закончится в полях, несмотря на обещания карты… В какой-то момент мне подумалось: если вдруг что-то случится с машиной, я ведь даже не смогу на помощь позвать — не знаю, как объяснить, где нахожусь, да и вообще не знаю, есть ли телефонная связь. 
Но сохранились фотографии из другой деревни — тоже в Костромской области, — у меня там был дом. Меня потом знакомые спрашивали, почему я его продала, почему не стала там жить, если хотелось переехать в деревню. А все дело именно в дороге. Вернее — в ее отсутствии, потому что вот это назвать дорогой очень сложно (но даже это существует не больше  5 месяцев в году — примерно с мая по сентябрь):

То, что у нас зовется дорогой

 А с другой стороны — еще «интереснее»:

И это - тоже дорога

 И это не какая-нибудь глухомань — до областного центра около 15 км… Из них примерно треть — вот такая…
+… дороги кончаются, дороги не строятся… а куда хуже еще и не ремонтируются. Про наши Волгоградские дороги байки ходят)) говорят, что их наверное оставили с войны как памятник и мол так и с 43 года по ним и ездим. Самый высокий транспортный налог у нас платим, а дороги в ужасе. По трассе на Москву вообще ездить страшно! По области в села вообще в лучшем случае грунтовка, о гравие только мечтать приходится. С дождями болото. У меня отец сколько себя помню любил попутешествовать, он у меня рыболов был. Так очень часто наши поездки заканчивались походами в поисках какого нибудь населенного пункта и трактора))) хотя наш москвич тот еще зверь был и выбирался и из «квакающих» луж))) Вот про Саратовские дороги тоже то еще удовольствие туда ездить… Особенно зимой! 
Ох, Лиля, не зря же у нас в народе говорят: «Чем круче джип, тем дальше идти за трактором» У меня в старой деревне сосед на «Оке» ездил — она легонькая, так проходит круче любого вездехода по бездорожью)))) А так — у нас даже УАЗы увязали на так называемой дороге… Там все уже привыкли...
В городе же, когда речь заходит о ремонте дорог, всегда одно и то же: денег нет. И так из года в год… Есть улицы, где от асфальта уже одно воспоминание осталось — в областном-то центре. Что тогда про районы говорить... 
Ой да, Марина, тема животрепещущая просто, не зря же даже поговорка есть, про то, что у нас в стране 2 беды… и дороги. Плачу
У нас тоже дороги просто ужас, остается только плакать, вот и плачем после ремонта авто. Муж даже шутит, что с такими дорогами скоро придется лошадь и бричку покупать. Смеюсь 
Таня, уж лучше тогда верхом — у брички колеса отвалятся )) 
Всем проблемам проблема Плачу. Вопросов всегда возникает море… у всех, особенно у владельцев авто, мы тоже не успеваем ремонтироваться…
Смотришь на наши деревни иль, вернее, то, что осталось от них и тоска комом к горлу подкатывает. Есть одно емкое слово в русском языке- «разруха». Так вот, в России оно, похоже,  напрочь прилипло и к нашим дорогам, и к нашим деревням, и к нашей  промышленности. Ну, как тут не вспомнить знаменитое изречение  профессора Преображенского ( «Собачье сердце»)?! Немножко перефразируя его, получим — «Разруха, не в клозетах дорогах, а в головах». Остается только задаться вопросом — В чьих головах-то? Но вопрос этот, согласитесь, уже чисто риторический
Последний раз редактировалось
))))) Я помолчу про наши Архангельские дороги! А у меня объезжена ВСЯ область, по трассе и не только. ТАк вот рекомендую скататься за экстримом через Каргополь — Няндома  - Коноша. Ехали мы как-то с Вологды, до нашего Гадюкино можно добраться либо по М 8, либо сворачивать на Коношу. Так вот, гравийная дорога отдыхает в сравнении с глинобитной (ну а если в дождь)))) в общем, на низкопопных машинах по таким дорогам делать не чего+ знаки периодически отсутствуют. (поэтому немцы до Москвы не дошли)))) Как итог — в России дорог нет, есть только центральные — трассы, федерального значения. Более менее — ремонтируются дороги регионального значения, а местного — к сожалению нет средств. Вот у нас в этом году даже ямочного ремонта не будет, а это значит, по городу больше 40 км/ч, делать не чего, либо прощай днище и стойки. Я вообще по нашим дорогам крадусь на 1-2 передачах…
А я в Коноше была «на рубеже веков» Улыбаюсь Году то ли в 1999, то ли в 2000… Правда, приехала поездом, да и пробыла всего неделю, наверное — почти местности и не видела, мало что запомнила)) Но примерно в то же время — летом 1999 — провела почти полтора месяца в Белгородской области… Вот где меня тогда дороги приятно удивили. Вообще, когда границу области пересекли, ощущение было такое, что попали в какое-то другое государство: чистота, порядок… Эх… Ну можем же... 
Кстати, вот не соглашусь насчет федеральных и местных дорог — вопрос, похоже, не в бюджете, а в хозяине, который им распоряжается. Я из своей деревенской глухомани когда в город приезжаю, мне рыдать хочется — до того машину жалко. Наши сельские дороги лучше центральных улиц областного центра, где я раньше жила! Ну вот не думаю, что районный бюджет лучше наполняется, чем бюджет областной «столицы»…
Указатели… По Белгороду уже в 1999 году можно было ездить без проблем, даже впервые оказавшись в городе: там везде стояли указатели, которых мы на ту пору у себя даже не видали. А уж про область что говорить… До сих пор помню, как впервые оказалась в Кологирвском районе — гусином крае)) Тамошние леса называют тайгой. Говорят, даже следы снежного человека в тех краях видели))) Верю! Мы когда с трассы на Кологрив свернули — как в другой мир. Лес подступает вплотную к дороге; ни машин, ни жилья человеческого… Проехав энное количество верст, обнаружили вдали деревню… Какую? А кто ж ее знает — указатели в тех краях тогда не существовали))
Ой, тому, кто много ездил, о дорожных впечатлениях можно, наверное, рассказывать часами ) У нас ведь что ни дорога — то песня… Для машины иной раз — лебединая…  
Я смотрю, что-то знакомое))))) Любимый наш Нерехтский район.
дорога
дорога

8.06.2015г новая дорога на Ярославль,
право-Григорцево, лево-Федоровское
 
Да. У нас тоже есть такие места. Например, на границе Татарстана и Оренбургской области (Северный район) проходит граница-лесополоса. Как раз до половины лесополосы с Татарстанской стороны асфальт, а далее грунтовка. У Оренбуржцев есть поговорка: «Там, где кончается асфальт, там кончается Татарстан.»
В Ленобласти есть такая чёткая граница между территорией, находящейся под юрисдикцией города и собственно, областью. Правда, асфальт переходит не в грунтовку, а в «плохой асфальт»
Ой, лучше уж грунтовка… «Плохой асфальт» — это вообще песня… Для машины, возможно, лебединая У нас была в деревню неплохая дорога — получше иных городских улиц. Но как-то незаметно все ухудшалось, ухудшалось… и перешло в стадию «плохой асфальт»: нынче к концу лета мы ездили местами исключительно по обочинам, потому как «асфальт» состоял сплошь из ям. По грунтовке достаточно было бы грейдер прогнать — а тут…
Районная администрация почему-то кивает на область — а это значит, что дороги нам теперь не видать Сделали несколько «нашлепок» на самые большие ямы (и то не на все хватило), но и только. Весной все это сойдет вместе со снегом. Надо учиться летать…

Пожалуйста, оставьте комментарий

Или через: