«Портретные» хитрости: как настроить глубину резкости

Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
MoySad MoySad
Мой Прекрасный Сад
В прошлый раз мы говорили о том, как получить на снимке резкое, четкое изображение. В этот, наоборот, обсудим ситуацию, когда часть изображения должна быть нерезкой, расплывчатой. Для чего? Об этом и пойдет речь. 

Нерезко - хорошо?
Нерезко — хорошо?

Нерезко и — хорошо? В фотографии такой прием чаще всего используется при портретной съемке, причем — независимо от того, кто выступает «героем кадра» — человек, животное или цветок. Главное — достичь желанного художественного эффекта, он возникает за счет контраста между резким сюжетным центром и размытым фоном, который не должен отвлекать внимание.  


Чтобы овладеть навыками портретной съемки следует познакомиться с таким понятием, как «глубина резко изображаемого пространства» (ГРИП), или, проще говоря, «глубина резкости». Под этим термином понимают ту область пространства перед объективом камеры, в пределах которой объекты получаются резкими. 


  • Второй параметр — фокусное расстояние объектива (О нем мы говорили в публикации Волшебные фокусы: что такое фокусное расстояние объектива). При его уменьшении ГРИП растет, поэтому для пейзажной съемки наиболее часто используют как раз широкоугольные объективы с малым фокусным расстоянием. Здесь существенную роль играет дистанция фокусировки: при уменьшении расстояния до объекта съемки глубина резкости уменьшается

  • И наконец, существенную роль играют параметры светочувствительной матрицы: при увеличении ее размеров и разрешения ГРИП сокращается.  

Пейзажная съемка требует большой глубины резкости.
Пейзажная съемка требует большой глубины резкости

Глубина резкости — важный инструмент в арсенале творческого фотографа. В зависимости от настроек камеры этот параметр может изменяться от нескольких миллиметров до десятков и сотен метров. Так, при съемке пейзажей обычно стараются достичь большой глубины резкости по всему полю изображения, добиваясь детализации и на переднем и на заднем планах.

При съемке портретов и крупных планов часто поступают по-другому, стараясь выделить основной объект.  

Слева: Глубина резко изображаемого пространства (ГРИП).
В центре: резкое изображение цветка и размытый фон можно получить при диафрагме f/5,6-f/8. Справа: при съемке деталей цветка важно выбрать правильную точку фокусировки
Слева: Глубина резко изображаемого пространства (ГРИП). В центре: резкое изображение цветка и размытый фон можно получить при диафрагме f/5,6-f/8. Справа: при съемке деталей цветка важно выбрать правильную точку фокусировки

Представим, что нам нужно красиво сфотографировать цветок. В зависимости от того, с какой целью делается портретный снимок (ботаническое фото или художественный образ), подбирают те или иные значения диафрагмы и фокусного расстояния объектива. Если при съемке цветка крупным планом вам нужно получить его резкое изображение, то это значит, что весь цветок целиком должен попасть между зонами нерезкости. Следовательно, численные значения диафрагмы на объективе должны быть выставлены достаточно большие, например f/5,6 или даже f/8, поскольку мы знаем, что чем меньше отверстие диафрагмы, тем большей оказывается глубина резкости. При этом, однако, надо следить за тем, чтобы фон оставался размытым, поэтому закрывать диафрагму сверх меры не следует. Кроме того, важно выбрать правильную точку фокусировки, чтобы все без исключения детали цветка (например, края его лепестков на переднем плане) оказались резкими.


Совершенно другие значения диафрагмы придется выставлять для художественного снимка, сюжетным центром которого будут, например, тычинки в центре цветка. Снимая обычным объективом, используют открытые диафрагмы со значением f/2,8 — f/3,5. Для такой съемки можно использовать также длиннофокусную оптику, а применительно к компактным камерам зуммировать объектив в положение «телефото» или использовать режим «макро». Съемка с макрообъективом при близкой фокусировке очень сильно уменьшает глубину резкости, поэтому отверстие диафрагмы приходится уменьшать до значений вплоть до f/16, иначе снимок будет напоминать туманную абстракцию. При этом фокусировка камеры должна быть очень точная, иначе нужный фрагмент может не попасть в зону резкости.

Читайте также:

Текст и фото: Андрей ЛЫСИКОВ, к.б.н., член Союза фотохудожников России


Статья размещена в разделах: , , , , , , ,
  комментарии 3 спасибо за статью 3 в избранном 1322 просмотра
Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Автор статьи:
Добавили статью в избранное
Margarita1 MargaRita и еще 2 человека


Пожалуйста, оставьте комментарий

Или через: