Закоулки садового лабиринта максимально эффектно и интересно выглядят с верхней точки съемки
C понятием «ракурс», пожалуй, знакомы все, даже люди, весьма далекие от фотографии. Под этим термином понимают расположение фотоаппарата (и фотографа) по отношению к снимаемым объектам. Взаимное расположение объектов и их геометрическая форма в кадре могут существенно варьироваться при изменении точки, из которой производится съемка. Классический пример — конус: сверху он выглядит как окружность, а сбоку — как треугольник.
Важно: при изменении точки съемки ракурс меняется особенно сильно, когда фотограф находится близко от объекта.
Точка зрения — еще один нюанс, от которого в значительной мере зависит успешность кадра
Как правило, самые интересные снимки получаются у фотографов, которые ищут неожиданные точки съемки. Ведь большинство людей, фотографирующих природу, снимает с высоты своего роста, такая точка съемки называется нормальной. И — увы, тоже как правило — снимки часто делают, не сходя с дорожек и тропинок, проложенных для посетителей.
Нормальная точка съемки всего лишь позволит запечатлеть обычную картинку — что называется, «без затей»
Забудьте о стереотипах, поищите максимально интересные и неожиданные ракурсы, ведь нестандартные точки съемки позволяют получить оригинальные снимки даже самых обычных садовых сюжетов.
Неожиданные ракурсы помогают создать «неформатные» кадры
Кроме нормальной, различают верхнюю и нижнюю точки съемки. Какую из них выбрать, зависит от конкретных задач фотографа. Скажем, невысокие цветочные композиции или отдельные мелкие растения хуже всего получаются при съемке сверху, когда они сливаются с фоном и с почвой. К тому же отдельные объекты, снятые сверху, нередко кажутся менее значимыми.
С нижней точки, присев на корточки, а иногда и лежа, удается сделать более выразительные кадры.
Нижняя точка съемки — идеальный вариант для фотографирования как отдельных растений, так и интересных композиций, которые лучше рассматривать на уровне глаз, а не свысока
Таким же образом принято снимать портреты цветков: опуститесь вниз до их уровня, и они будут выглядеть более весомыми и выразительными.
Цветущие растения лучше фотографировать, опустившись до их уровня
А вот при съемке большого пространства сада или огорода, обширных цветников можно попробовать забраться на садовую скамейку или подпорную стенку и сфотографировать объект с верхней точки, получив многоплановый, «объемный» снимок. Например, тот же садовый лабиринт интересно снять можно только с верхней точки. Если рядом нет высокой и надежной площадки — не беда, закрепите камеру на монопод или штатив.
Выбирая ракурсы для съемки протяженных объектов (миксбордеры, аллеи), используйте боковое, диагональное положение по сравнению с фронтальным. Боковая точка съемки придает сюжету динамичность, начинает «работать» линейная перспектива, которая оживляет снимок и делает кадр более глубоким.
Боковой ракурс делает кадр максимально динамичным
Фронтальная съемка по центру вытянутого объекта, наоборот, часто делает снимок плоским. Опытные фотографы советуют делать секундную паузу перед тем, как нажать на кнопку спуска затвора камеры. В этот момент надо представить себе, что вы хотите показать на снимке, будут ли понятны его основная идея и настроение, верно ли построен кадр с точки зрения композиции, ракурса, в правильном ли месте находится его сюжетный центр. Проверьте также, не попадает ли в кадр что-то лишнее, мешающее восприятию (например, какие-нибудь ветки или стебельки), и не стоит ли их убрать, изменив точку съемки.
Поразмыслите, как можно усилить снимок, сделать его более выразительным и впечатляющим. Иногда незначительный сдвиг камеры в сторону может существенно изменить результат: воз- можно, изменив «точку зрения», вы сможете заполнить пустые углы снимка или впустить в кадр немного «воздуха». Как можно больше практикуйтесь в фотосъемке, старайтесь носить фотокамеру с собой. Снимайте в садах и парках, на выставках, в помещении с разными значениями диафрагмы и фокусными расстояниями, выбирайте различные ракурсы и точки съемки, и вы постепенно начнете замечать, как возрастает интерес к вашим снимкам со стороны окружающих.
Текст и фото: Андрей Лысиков, к.б.н., член Союза фотохудожников России
Если вы увлекаетесь садовой фотографией, вам будут интересны и другие статьи этого автора. Читайте с удовольствием:
- Наведите на резкость! Учимся делать четкие снимки
- Да будет свет: учимся выбирать освещение при фотосъемке
- Главное — приоритет! Как «приручить» экспозицию, выдержку и диафрагму
- «Портретные» хитрости: как настроить глубину резкости
- Сад в формате МАКРО: учимся снимать растения крупным планом
- Снимаем садовый пейзаж: секреты удачных фотографий
- Как построить кадр, или Основы композиции в фотографии