Главное — приоритет! Как «приручить» экспозицию, выдержку и диафрагму

Экспозиция, диафрагма и выдержка — от этих «колдовских заклинаний» зависит техническое качество снимка — пересвет и недосвет. Мы научим, как «приручить» эти важные функции.   

Главное - приоритет!
Главное – приоритет!

По работам начинающих фотографов видно, что у них часто возникают проблемы с правильной экспозицией кадра, то есть снимки получаются то слишком темными (недосвеченными), то наоборот, очень светлыми.

Экспозиция

Экспозиция — это то количество света, которое за определенное время попадает на светочувствительную матрицу фотокамеры. Для получения качественного снимка нужно уметь дозировать объем этого потока, что достигается при помощи точного подбора значений диафрагмы и выдержки.

Проблемы с правильной экспозицией кадра часто возникают у начинающих фотографов. В итоге снимки получаются недосвеченными (крайнее фото слева) или пересвеченными (фото в центре)
Проблемы с правильной экспозицией кадра часто возникают у начинающих фотографов. В итоге снимки получаются недосвеченными (крайнее фото слева) или пересвеченными (фото в центре)

Световой поток регулируется с помощью диафрагмы (в системе обозначений — f, круглое отверстие внутри объектива, размеры которого можно изменять). Количество света, попадающего через объектив к матрице, определяется степенью открытия этой «дырки», как говорят фотографы.

Диафрагма – наиболее важный инструмент для управления глубиной резкости изображения в кадре и «размытия» заднего плана на снимке, что бывает очень востребовано при художественной съемке
Диафрагма – наиболее важный инструмент для управления глубиной резкости изображения в кадре и «размытия» заднего плана на снимке, что бывает очень востребовано при художественной съемке

Правило простое: чем меньше значение диафрагменного числа, тем больше отверстие диафрагмы. При открытой диафрагме (например, f/2,8) в камеру попадает много света, а при закрытой (например, f/16 или f/22) — совсем мало.
 

Выдержка

Выдержка — промежуток времени, в течение которого свет попадает на матрицу, он регулируется скоростью срабатывания затвора камеры. Изменение выдержки позволяет творчески отображать на снимках движущиеся объекты. В садах работа с выдержкой особенно важна при съемке быстро бегающих детей, домашних животных, летящих птиц, при съемке текущей воды или растений, качающихся на ветру.

При съемке текущей воды или растений, качающихся на ветру, работа с выдержкой особенно важна
При съемке текущей воды или растений, качающихся на ветру, работа с выдержкой особенно важна

Короткая выдержка в сотые и тысячные доли секунды «замораживает» движение объекта съемки, а длинная «размазывает» его. 

Длинная выдержка размазывает изображение
Длинная выдержка «размазывает» изображение

Кроме того, длинные выдержки позволяют снимать со штатива сюжеты с большой резкостью в условиях сумерек, не прибегая к увеличению светочувствительности матрицы (ISO), что чревато увеличением «зерна» и ухудшением качества снимка.

Длинные выдержки позволяют снимать со штатива сюжеты с большой резкостью в условиях сумерек
Длинные выдержки позволяют снимать со штатива сюжеты с большой резкостью в условиях сумерек


При съемке в автоматическом режиме камера с помощью встроенного экспонометра сама определяет необходимое соотношение выдержки и диафрагмы, которое называется экспопарой. Но гораздо эффективнее снимать в творческих режимах, заранее задавая нужные значения этих показателей.

Точная экспозиция кадра — вот на что следует обращать внимание в первую очередь. Существенную помощь при съемке оказывает использование экспокоррекции — функции, доступной практически в каждом фотоаппарате. Кнопка экспокоррекции обычно обозначается на панели камеры символом «±», ее использование позволяет сдвигать экспозицию на несколько ступеней в положительную (осветление кадра) или отрицательную (затемнение кадра) стороны.

При съемке садовых и природных сюжетов в солнечный день правильно экспонированный снимок порой бывает получить сложно. Дело в том, что диапазон восприятия матрицей цифровой камеры светов и теней ограничен, и она, случается, не может отразить в одном кадре всю широту яркости отдельных предметов. Следует помнить, что чем шире динамический диапазон матрицы, тем лучше передача оттенков в светах и тенях, а также меньше неприятных шумов и чище цвета на снимке. При фотографировании в таких сложных условиях снимки часто получаются одновременно пересвеченными в светлых местах и недодержанными в темных. Контрастность объектов в пределах кадра может быть очень высокой, например, между глубокими тенями под кустарником и белыми облаками. В таких случаях опытные фотографы делают несколько кадров с разной экспозицией и в специальной программе объединяют их в один правильно экспонированный снимок.

Совет
: если вы — начинающий фотограф, постарайтесь не включать в кадр одновременно самые светлые и самые темные фрагменты.

После просмотра снятого кадра на дисплее камеры при необходимости его можно переснять, подкорректировав с помощью функции компенсации экспозиции.

В меню фотоаппарата обычно предусмотрен вывод на дисплей гистограммы (графика распределения светов и теней на снимке), с помощью которой можно контролировать экспозицию
В меню фотоаппарата обычно предусмотрен вывод на дисплей гистограммы (графика распределения светов и теней на снимке), с помощью которой можно контролировать экспозицию

В меню фотоаппарата обычно предусмотрен вывод на дисплей гистограммы (графика распределения светов и теней на снимке), с помощью которой можно контролировать результат. Не слишком грубые ошибки экспозиции удается исправить в графических редакторах, но лучше, конечно, научиться сразу снимать правильно.

 
Текст: А. Лысиков. Фото: А. Лысиков, ShutterStock/Fotodom.ru, istockphoto.com.

Статья размещена в разделах: , , , , , , ,
Автор статьи:
Добавили статью в избранное
myauspb Ольга и еще 10 человек


Комментарии (2)
Завидую тем, кто может делать чёткие фотографии с красивыми кадрами. Это целая наука. У меня, к сожалению, такого таланта нет. Так, могу сделать пару кадров того, что понравилось, но обычно такие фотографии у меня мутноваты, или я вижу в них не то, что хотела бы увековечить.
Полезно. Когда-то давно эти основы нам преподавали. Хотелось бы что-то типа школы фотографа для дачников здесь создать, по типу школы ландшафтного дизайна.

Пожалуйста, оставьте комментарий

Или через:
Другие записи про фотосъемку
Остановить мгновенье, сохранив «без потерь» не только очарование момента, но и саму «картинку», — вот главная задача фотографа. Сегодня мы расскажем, почему изображение иногда получается размытым и как с этим бороться. Наведите на резкость!...
В прошлый раз мы говорили о том, как получить на снимке резкое, четкое изображение. В этот, наоборот, обсудим ситуацию, когда часть изображения должна быть нерезкой, расплывчатой. Для чего? Об этом и пойдет речь.  Нерезко — хорошо? Нерезко...
При съемке дачных пейзажей, как, впрочем, и в других жанрах фотографии, главное, на что следует обращать внимание — это свет. Не случайно само слово «фотография» можно перевести как «светопись». Основной, а часто и единственный источник света...
fotojazz в клуб «Фотоизбушка»
Нетрудно свести лошадь к воде. Но если вы заставите ее плавать на спине — вот это значит, что вы чего-то добились! Артур Блох, ЗАКОНЫ МЕРФИ   Сразу прошу прощения за некоторые не совсем дипломатичные рассуждения и высказывания, а также за...
В наше время фотоаппарат есть практически у каждого человека. Зеркалки, мыльницы или просто смартфоны позволяют запечатлеть каждое мгновение нашей жизни. Обычным делом стала фотофиксация разнообразных событий и явлений, которая сопровождается...
Правило 9 ошибок, или как победить в фотоконкурсе. Сейчас на www.7dach.ru идет конкурс дачных фотографий. Вчера я голосовала на этом конкурсе, что делала не впервые. И подумала, что, возможно, кому-то будет интересно узнать, из чего я исходила...
Смотрите все материалы про фотосъемку: Смотреть все


Эти материалы также могут вас заинтересовать