Да будет свет: учимся выбирать освещение при фотосъемке

При съемке дачных пейзажей, как, впрочем, и в других жанрах фотографии, главное, на что следует обращать внимание — это свет. Не случайно само слово «фотография» можно перевести как «светопись».

Основной, а часто и единственный источник света на открытом воздухе — солнце, интенсивность его излучения может сильно изменяться в зависимости от погоды, широты местности и времени суток. 

Для получения самых эффектных снимков садовых и парковых пейзажей, да и отдельных растений обычно рекомендуют выбирать утренние и вечерние часы. В это время:
  • свет не такой яркий, как днем; 
  • жесткость лучей гасится большой толщей атмосферного воздуха, через который они проходят;
  • цветовая температура меняется в сторону более теплых тонов. 

Мягкое освещение подчеркивает рельеф местности и создает красивые длинные тени
Мягкое освещение подчеркивает рельеф местности и создает красивые длинные тени

Мягкое освещение лучами низко стоящего солнца подчеркивает рельеф местности, выявляет фактуру предметов и создает красивые, длинные тени. 

В полуденные часы выразительные снимки сделать труднее, при высоком стоянии солнца освещение резкое, контрастное, а тени очень плотные. Но это не значит, что снимать нельзя. Во-первых, в наших северных широтах даже в летние месяцы высота стояния солнца над горизонтом не столь уж велика, кроме того, искушенный фотограф и в таких условиях найдет способ сделать интересный кадр. К примеру, ярким солнечным днем удается снимать замечательные портреты растений в тени, под пологом насаждений, или же на открытом месте, используя как зонтик имеющиеся в продаже светорассеиватели или просто большой кусок плотного нетканого материала (например, лутрасила), который всегда найдется в хозяйстве у садовода. 

При съемке садовых пейзажей солнечным днем большое значение имеет направление света.
Наименее интересные, плоские снимки получаются при фронтальном освещении (когда солнце находится за спиной фотографа). Садовые строения, растительные посадки, снятые таким образом, теряют объем и кажутся невыразительными. Тени, отбрасываемые объектами в кадре, прячутся за ними и не выявляют их форму. Гораздо выгоднее использовать боковой или диагональный свет (солнце из-за плеча), хорошо проявляющий рельеф и фактуру объектов.  

Эффектными могут получиться и кадры, снятые при встречном, или контражурном свете. Наводясь на светлые области в кадре, обычно снимают силуэты. А при съемке растений на просвет листва или лепестки цветов буквально светятся изнутри. 

Съемка в контровом свете (справа) выигрышно оттеняет лепестки и придает снимку солнечное настроение
Съемка в контровом свете (справа) выигрышно оттеняет лепестки и придает снимку солнечное настроение

Совет: снимая против солнца, старайтесь строить снимок таким образом, чтобы оно не попадало в кадр, а было спрятано за ветвями или стволом дерева. В противном случае на снимке часто появляются пятна засветки (так называемые «зайцы»), обычно они портят кадр, но иногда могут создавать особое «солнечное» настроение. Не бойтесь экспериментировать во время фотосессий, не исключено, что вы отыщете свои собственные приемы взаимодействия с солнечным светом. 

Слева: снимая против солнца, старайтесь строить снимок таким образом, чтобы оно не попадало в кадр, а было спрятано за ветвями или стволом дерева. Справа: фронтальное освещение скрадывает объем запечатленных предметов и делает изображение плоским и невыразительным
Слева: снимая против солнца, старайтесь строить снимок таким образом, чтобы оно не попадало в кадр, а было спрятано за ветвями или стволом дерева. Справа: фронтальное освещение скрадывает объем запечатленных предметов и делает изображение плоским и невыразительным

В пасмурную погоду пейзажные снимки получаются менее выразительными, а вот портреты растений часто удаются, поскольку рассеянный, малоконтрастный свет позволяет выявить на снимке мельчайшие детали и фактуру объекта.

В пасмурную погоду пейзажные снимки получаются менее выразительными
В пасмурную погоду пейзажные снимки получаются менее выразительными

 Для многих начинающих фотографов можно порекомендовать делать снимки сада при слегка рассеянном освещении, когда солнце прикрыто ажурными перистыми облачками и предметы отбрасывают легкие, нерезкие тени. 

Боковой свет позволяет идеально передать рельеф понравившихся уголков.
Боковой свет позволяет идеально передать рельеф понравившихся уголков

Если вы снимаете портрет растения или крупный план, например, участок цветника, то затененные места на снимке можно подсветить специальным отражателем, или даже просто с помощью листа ватмана, перенаправляя отраженные лучи солнца в тень. Кроме того, для подсветки плотных теней можно использовать встроенную или внешнюю вспышку. Однако мощность ее нужно контролировать, чтобы не пересветить передний план фотографируемой сцены. 

Текст и фото: Андрей Лысиков, к.б.н., член Союза фотохудожников России.

Запись размещена в разделах: , , , ,
Автор записи:
Добавили запись в избранное
TatyanaSv Татьяна и еще 1 человек




Комментарии (2)
Как много разных нюансов при фотографировании. Частенько на моих снимках появляются засвеченные участки. Я раньше думала — что там, сфотографировать что-то, это же, легко. А сейчас, читая различные статьи понимаю, что Это тоже, искусство, которое не каждому даётся. У меня, например, фотографии редко получаются чёткими, такими, как я хочу их видеть. Поэтому, и выставляю их в конкурсы редко. Понимаю, что ещё учиться и учиться. Спасибо за советы.
Иллюстрации вообще не подобраны по смыслу. Первая — солнце вовсе не из-за плеча, а контровое. Вторая — не рельеф местности, а цветок в пасмурный день. Четвёртая — подделка, блик на листве сделан в фотошопе с помощью меню «фильтр».
И «наводясь на светлые области в кадре, обычно снимают силуэты» — эту фразу следовало бы перевести на русский язык.

Пожалуйста, оставьте комментарий

Или через:
Другие записи про фотосъемку
Хочу рассказать о трех типах фотосъемки, которые стоит выбрать, чтобы победить на фото-конкурсе. Сейчас как раз начался второй этап фотоконкурса. Так что не пропустите! Съемка 1. Макро-съемка.Лично для меня это беспроигрышный вариант. Нужно...
Chasogor в личный журнал
Композициясфотографировано мыльницей Снимая натюрморты со своим урожаем, старайтесь располагать овощи (или фрукты-ягоды) в кадре так, чтобы самые тёмные не попадали в тень, а самые светлые – на яркий свет. Если вы увидели на пробном кадре,...
Правило 9 ошибок, или как победить в фотоконкурсе. Сейчас на www.7dach.ru идет конкурс дачных фотографий. Вчера я голосовала на этом конкурсе, что делала не впервые. И подумала, что, возможно, кому-то будет интересно узнать, из чего я исходила...
fotojazz в клуб «Фотоизбушка»
Нетрудно свести лошадь к воде. Но если вы заставите ее плавать на спине — вот это значит, что вы чего-то добились! Артур Блох, ЗАКОНЫ МЕРФИ   Сразу прошу прощения за некоторые не совсем дипломатичные рассуждения и высказывания, а также за...
irindom в клуб «Фотоизбушка»
Попался интересный ролик на тему: . И фотографии получились ужасные. Пасмурный день, все вокруг белое. На фото — сплошная серость. Как избежать? серый-серый день((
Не совсем уверен, но думается, что подобный мастер-класс снимут с конкурса, как и сняли аналогичную фотографию. Ну и ладно… в журнале, надеюсь, останется:) Александр (alexkis) попробовал снять. У него, говорит, не получилось, просил рассказать...
Смотрите все материалы про фотосъемку: Смотреть все




Эти материалы также могут вас заинтересовать