Наверняка многие из вас знакомы с понятием макросъемки, а кое-кто из читателей наверняка использует этот прием фотографии во время фотосессий в своем саду. Это не удивительно, ведь именно в садах можно найти прекрасные объекты для съемки крупным и сверхкрупным планом: цветки и их мелкие детали, плодики, ягоды и шишки, различных насекомых и прочих мелких живых моделей.
В садах можно найти прекрасные объекты для съемки крупным планом
Творческий фотограф найдет множество других интересных сюжетов для «макро», например, фактуры коры или жилки листьев. Давайте поподробнее разберемся с этим непростым фотографическим приемом и рассмотрим, как с его помощью получать впечатляющие макроснимки.
Для начала надо выяснить, что такое макрофотография. Это нечто среднее между съемкой крупным планом и микрофотографией (через микроскоп). Принято считать, что обычно при такой съемке объекты снимаются в масштабе 1:1 (иногда 1:2) и крупнее, то есть когда на матрице фотоаппарата размером 24х36 мм целиком помещается изображение, например, ягоды клубники размером 3,5 см.
Для получения макроснимков целесообразно пользоваться специальным оборудованием. Конечно, у любой цифромыльницы есть режим «макро», обычно он обозначен изображением цветка. Этот режим позволяет снимать камерой с расстояния нескольких сантиметров, но съемка возможна только в широкоугольном положении объектива, несколько искажающем картинку. Да и подобраться к насекомому на расстояние 2–3 см для получения удачного макроснимка вряд ли получится. Тем не менее, некоторые макросюжеты, в которых ваша модель не стремится ускользнуть из кадра, удается снимать таким образом.
Полноценное «макро» можно получить, снимая зеркальными или системными камерами с помощью специальных макрообъективов, оптическая схема которых приспособлена для фотографирования близких объектов переднего плана. У таких макрообъективов бывает относительно большое фокусное расстояние, позволяющее снимать не близко к объекту, а на расстоянии, а также предусмотрена возможность устанавливать большие диафрагменные числа, что увеличивает глубину резкости в кадре. Иначе, снимая макропортрет какой-нибудь бабочки или муравья, мы получали бы резким изображение одного только усика.
Большое фокусное расстояние позволяет снимать не близко к объекту, а на расстоянии
Макрообъективы стоят немалых денег. Но все не так грустно, есть альтернативные решения, позволяющие превратить обычные объективы в макро. Для этого используют специальные макроконверторы — линзы, которые накручивают на объектив, а еще — удлинительные макрокольца, их устанавливают между камерой и объективом, что позволяет почти вплотную приблизиться к снимаемому мелкому предмету или существу.
Известные неудобства составляет недостаток освещенности — ведь часто приходится снимать с маленькими отверстиями диафрагмы, и бывает, что фотокамера при близкой фокусировке сама застилает свет. В таких случаях спасает использование отражателей для подсветки или применение вспышек. Разработаны специальные типы вспышек для макросъемки, которые надеваются прямо на объектив и освещают объект с двух сторон или по кругу (кольцевые вспышки).
При съемке с большими диафрагменными числами (f16, f22 или еще больше) приходится использовать длинные выдержки, при которых съемка с рук становится проблематичной. Как вариант, можно снимать со штатива, но это подходит далеко не для всех сюжетов, ведь мелкие живые существа не будут позировать вам в кадре. Поэтому многие фотографы снимают макро с рук, поднимая светочувствительность (ISO) матрицы или задействуя вспышку.
О том, что такое диафрагменные числа, напомнит статья Главное — приоритет! Как «приручить» экспозицию, выдержку и диафрагму.
Еще один совет для тех, кто снимает в саду жуков и паучков — проводите съемку в ранние утренние часы по холодку, пока ваши модели малоподвижны. Также иногда бывает удобно отключать автофокусировку камеры и наводиться вручную, немного сдвигая камеру вперед–назад и снимая небольшими сериями.
Снимая сюжеты «макро», особенное внимание следует обращать на задний план, который будет являться фоном вашего снимка. В предыдущих публикациях мы уже говорили о важности фона на фотографиях, о красивом боке — изящном размытии кадра. Хорошо, если фон будет однородным, без ярких пятен и полос. Линии в кадре, такие, как стволы деревьев, веточки и травинки всегда очень заметны и они могут отвлекать от сюжетного центра. Чтобы «растворить» фон, нужно позаботиться о том, чтобы между ним и основным объектом было достаточно большое расстояние. Кроме того, светлые объекты лучше смотрятся на темном фоне и наоборот, не стоит забывать также о правилах гармоничных цветовых сочетаний.
Творческий фотограф найдет множество интересных сюжетов для макросъемки
Знающие фотографы используют специальный прием съемки — стекинг — он позволяет добиться резкости всего объекта, а не только его фрагмента и при этом сохранить фон размытым. Для этого делается несколько «послойных» снимков с фокусировкой на разных частях объекта, которые потом в графическом редакторе объединяются в один кадр. Знание нюансов техники макросъемки, регулярная тренировка навыков и желание прикоснуться к тайнам садового микромира, я уверен, помогут нашим читателям сделать удивительные и достойные внимания снимки.
Текст и фото: Андрей Лысиков, к.б.н., член Союза фотохудожников России.
Специально для тех, кто намерен постигнуть тонкости фотографии, отличная подборка публикаций по теме:
- «Портретные» хитрости: как настроить глубину резкости
- Волшебные фокусы: что такое фокусное расстояние объектива
- Как построить кадр, или Основы композиции в фотографии
- Секреты волшебного ракурса: выбираем точку съемки
- Да будет свет: учимся выбирать освещение при фотосъемке