Снимаем садовый пейзаж
Как вы полагаете, существуют ли стандартные требования к камере или параметрам съемки, которые надо соблюдать при фотографировании садовых пейзажей? Ответ неоднозначен и во многом зависит от величины и конфигурации участка, степени его застроенности, от плотности растительных посадок. Все-таки приусадебные участки часто ограничены в размерах, а значит, стандартные условия пейзажной съемки для них «работают» не всегда.
Классическая пейзажная фотография предполагает широкий угол обзора, далекую перспективу, присутствие нескольких планов и резкость по всему полю кадра. В обстановке реального сада такие условия сходятся вместе нечасто.
Пейзаж с широким углом обзора
Начинающему фотографу съемка пейзажа обычно кажется делом простым и понятным, не случайно именно этот жанр — как, впрочем, и портретный — оказывается наиболее востребованным. Однако по-настоящему мастерский пейзаж, запоминающийся и трогающий душу, удается снять не часто и не каждому. Ведь в пейзажной фотографии, помимо грамотного применения правил, необходимо поймать и передать особенное состояние природы, а еще лучше — и собственное настроение. Именно поэтому хорошие пейзажи часто получаются при нестандартных природных условиях: туманах, грозе, сильном ветре или снегопаде.
Пейзаж в дождь
Основное условие создания хорошей пейзажной фотографии — удачный свет, именно он определяет эмоциональную и художественную составляющие снимка, придает цельность всей картинке. Принято считать, что наиболее подходят для пейзажной съемки так называемые «волшебные» часы — это время рассветов и закатов. В это время солнце находится низко над горизонтом, а тени становятся длинными и выразительными. Освещение мягкое, неконтрастное, цветовая температура низкая, что придает объектам в кадре теплые оттенки. Совет: чтобы получить именно такой эффект — не забудьте выставить правильный баланс белого.
В пейзажной фотографии важно учитывать направление света. Снимая в саду, старайтесь, чтобы солнце освещало объект сбоку или по диагонали, тогда тени «начинают работать», подчеркивая объемы и создавая иллюзию глубины в кадре. Самые скучные и плоские фотографии обычно получаются при фронтальной съемке пейзажей, когда солнце светит в затылок фотографа.
В пейзажной фотографии важно учитывать направление света
Интересные пейзажные снимки в саду можно получить и при встречном, или контровом свете, когда листва деревьев и кустарников светится на просвет. При таком освещении можно также получить славные силуэтные изображения.
Но имейте в виду: съемка в контровом свете — дело технически сложное, такой кадр неизбежно получается очень контрастным. Что делать? Выбирать позицию, где источник яркого света (солнце) заслонен каким-то предметом (например, деревом или фрагментом постройки) или — использовать специальные приемы съемки с учетом высокого динамического диапазона (HDR).
Сад при вечернем освещении
Руководства по съемке пейзажей утверждают, что для этих целей нужно использовать объективы с широким углом обзора. На самом деле снять классический пейзаж можно практически любым стеклом, даже телеобъективом. Однако для садовых пейзажей лучше использовать объективы с малым фокусным расстоянием (14-35 мм). Это связано с небольшими размерами большинства садов и присутствием закрытых пространств, ограниченных кулисами, крупными солитерами, строениями. Объектив с указанным диапазоном фокусных расстояний на камере с полнокадровой матрицей дает возможность получить широкие углы обзора (от 114° до 64°), поэтому даже находясь на небольшой поляне или в компактном садовом кабинете, можно сделать снимок пейзажного формата.
Пейзаж садовой комнаты
Важно: как правило пейзажные снимки делают в горизонтальном формате, хотя при наличии высоких деревьев в саду они могут быть и вертикальными.
Еще один важный нюанс — выбор значений диафрагменных чисел объектива. Напомню, что они означают, насколько широко открыта диафрагма: чем это число меньше, тем отверстие диафрагмы шире. Диафрагменные числа определяют экспозицию и, что главное для нашей темы, глубину резкости изображаемого пространства (ГРИП). Поскольку в любом пейзаже обычно стараются получить резкое изображение разных планов, то — казалось бы — надо снимать при самых высоких значениях диафрагмы (от f/22 ). Однако в силу особенностей устройства объективов, следует выбирать средние (от f/8 до f/16), при таких значениях ГРИП достаточно велик, а резкость снимка самая высокая.
Совет: в пейзажном снимке сада обязательно должны присутствовать несколько планов (обычно три и более). Многоплановость пейзажной картинки создает ощущение ее объемности.
Не забывайте и о том, что максимально резкие снимки пейзажей получаются, когда фотоаппарат прочно зафиксирован в руках или поставлен на опору. Лучший результат — съемка со штатива с использованием тросика или автоспуска, практически гарантирующая отсутствие так называемой «шевеленки». Важно: если аппарат или объектив снабжены системой стабилизации изображения, эту функцию при использовании штатива лучше отключить.
Разумеется, как и в любом жанре фотографии, важнейшая составляющая удачного пейзажного снимка — это его композиционное построение, то есть достижение такого взаимного расположения объектов в кадре, которое вызывало бы у зрителя ощущение гармонии. Основные фотографические приемы для создания гармоничного снимка основываются на знании законов золотого сечения («правила третей»), использовании линейной и воздушной перспективы, учете баланса снимка и выборе оригинальных ракурсов.
В других тонкостях садовой фотосъемки вам поможет разобраться эта подборка материалов:
- Уроки садовой фотографии
- Секреты волшебного ракурса: выбираем точку съемки
- Наведите на резкость! Учимся делать четкие снимки
- Как правильно фотографировать цветы с близкого расстояния
- Да будет свет: учимся выбирать освещение при фотосъемке
- Как фотографировать в темноте? Все секреты ночной фотосъемки сада
Текст и фото: Андрей Лысиков, к.б.н., член Союза фотохудожников России
По свету очень много ошибок допускала и не только, забираю к себе, учиться никогда не поздно