«Свет. Движение. Город». Проект Александра Беляева и Анны Гамурак. Фото Елены Зотовой
В этой публикации – о результатах конкурса в других номинациях. Тем, кто не смог своими глазами увидеть интересные проекты ландшафтных дизайнеров и архитекторов, предлагаем полюбоваться и оценить новые идеи в искусстве оформления садов, запечатлённые в фотографиях Елены Зотовой, и, возможно, кое-что выбрать и для своего сада.
Номинация «Сады России»
Эту номинацию организаторы определили как специальную. Площадь садов-проектов – от 25 до 200 квадратных метров.Лучший сад в номинации
Лучшим садом в номинации «Сады России» был признан проект Оксаны Хлебородовой «ВДНХ – с любовью». Сад посвящён ВДНХ – крупнейшему в нашей стране и наиболее известному и легендарному выставочному пространству. Автор поставила своей целью напомнить в конкурсной композиции о нашем культурном наследии, призывая бережно сохранять всё ценное и наполнять его пространство новыми идеями.Проект Оксаны Хлебородовой «ВДНХ — с любовью». Фото Елены Зотовой
Основа концепции проекта – павильон ВДНХ № 29 «Цветоводство и озеленение», в данный момент находящийся на реконструкции. Конкурсный сад «ВДНХ – с любовью» – это фрагмент центрального входа в павильон и возможный вариант оформления ландшафта около него. Автору удалось подчеркнуть архитектурный стиль павильона, остающийся современным и по сей день, – советский модернизм.
Золотая медаль
Проект «Интеграция» Светланы Окуловой и Наталии Беловой получил золотую медаль. Этот сад – логичное сочетание природы и цивилизации: индустриальные детали в нём внедряются в природные и становятся единым, «живым» и эффектным объектом.Сад «Интеграция». Золотая медаль в номинации «Сады России». Фото Елены Зотовой
Сад «Интеграция» – это пространство, ограниченное полукруглой конструкцией открытой беседки, образованной решетчатыми панелями из дерева с металлом и деревьями. Центральную композицию подчёркивает невысокий рельеф поверхности и деревянные же ступени, как будто вырастающие прямо из травяного покрытия.
Ступени. Сад «Интеграция». Фото Елены Зотовой
Серебряная медаль
Серебряная медаль в номинации «Сады России» досталась двум участникам: проекту Ольги Озеровой и Татьяны Дворядкиной «За морями, за лесами» и саду «Свет. Движение. Город» Департамента строительства и транспорта Белгородской области, созданному по дизайну Анны Гамурак и Александра Беляева.Выставочный сад «За морями, за лесами». Авторы Озерова Ольга, Дворядкина Татьяна. Фото Елены Зотовой
«За морями, за лесами» – это ландшафтная интерпретация поразительных эскизов декораций к наиболее выдающемуся событию Дягилевских Русских балетных сезонов во Франции – опере-балету «Золотой петушок». Авторы в своей композиции постарались предать экспрессию и колористику произведений яркой представительницы русского авангардизма Натальи Гончаровой.
По мотивам декораций к опере-балету «Золотой петушок». Фото Елены Зотовой
Выставочный сад «Свет. Движение. Город» – это макет современного мегаполиса с его стеклом, металлом и бетоном, пронизанного вкраплениями живых растительных организмов. Зеркальные поверхности «небоскрёбов» в проекте создают сложную визуальную иллюзию, привнося в сад-город движение и свет.
Сочетание бездушного и живого в проекте «Свет. Движение. Город». Фото Елены Зотовой
Игра света и тени, создаваемая высокими плоскостями и зеркальными поверхностями в проекте – настоящее театральное действо в миниатюре, знакомое каждому жителю большого города и часто совершенно не замечаемое спешащими горожанами.
Город — театр света и теней. Фото Елены Зотовой
Авторы как будто предлагают зрителю на минуту остановиться и вглядеться в происходящее на сцене города.
Номинация «Большой выставочный сад»
Лучшим садом и золотым призёром номинации признан сад «Партизанка» главного архитектора ЦПКиО имени М. Горького Лидии Александровны Леонтьевой.Большой выставочный сад «Партизанка». Фото Елены Зотовой
Выставочный сад – воссоздание исторической композиции, созданной в 1955 году в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького. Напомним: фестиваль проходил в Музеоне, являющемся составной частью ЦПКиО им. М. Горького.
Выставочный сад «Партизанка» — воссоздание исторической композиции в Парке имени Горького. Фото Елены Зотовой
Композиция сада – яркий пример коврового цветника в стиле сталинского ампира, включая цветовую гамму, подбор растений и малые архитектурные формы.
Серебряная медаль
Серебряной медалью в номинации «Большой выставочный сад» награждён проект Circlestance Яны Штанько. Ситуация в круге – так можно вольно перевести название сада. Композиция выстроена вокруг круглой площадки-арены, устроенной из террасной доски. Ступени террасы создают эффект кругового движения.Ситуация в круге. Сад Circlestance. Фото Елены Зотовой
Сад Circlestance – пример того, как произведение, так сказать, от-кутюр может легко стать прет-а-порте: эту выставочную площадку не сложно представить, к примеру, зоной барбекю в обычном саду. А стоит ли использовать её только как место для мангала и дружеских посиделок или на такой круглой сцене разыгрывать домашние спектакли – решать владельцам сада.
Сцена — центр сада. Фото Елены Зотовой
Импровизированная сцена может стать центром садовой композиции, динамично собирая вокруг себя все остальные ландшафтные элементы.
Номинация «Малый выставочный сад»
Если в предыдущей номинации площадь выставочных садов довольно обширна – например, сад «Партизанка» занимает почти 5,5 соток, то в разделе малых выставочных садов – более камерные проекты: площадью всего 50 квадратных метров.Лучший сад
Победителем среди малых выставочных садов (лучший сад в номинации и золотая медаль) стал проект «Живое искусство» Елены Филипповой и Анастасии Силенской.Зелёный амфитеатр сада «Живое искусство». Фото Елены Зотовой
Авторы так же обратились к теме круглой арены как композиционного центра. Сад создан по мотивам так называемого Бального зала Версальского парка – зелёного амфитеатра, где гости сидели на задернённых ступенях и наблюдали за музыкантами и парами танцоров. Композиция «Живого искусства» наиболее полно отвечает принципу иммерсивности – погружения, эффекта присутствия зрителя в происходящем.
Серебряные медали
Серебряные медали в номинации «Малых выставочных садов» достались сразу трём участникам. Екатерина Корбут и Василий Шевченко решили обратить своё творческое внимание к Востоку, создав традиционный японский сад камней – сэкитэй.Сэкитэй. Фото Елены Зотовой
Камни – главный элемент сада. Сад камней отражает символику дзен-буддизма и создан для созерцания и медитаций. Все элементы сада имеют определённый смысл и расположены в точно выверенных местах.
Считается, что сад символизирует море и острова. Фото Елены Зотовой
В традиции сада камней принято считать, что поверхность, засыпанная песком или галькой и украшенная прямыми и концентрическими линиями, символизирует море, а 15 необработанных камней – острова.
Вторая серебряная медаль в номинации вручена тандему дизайнеров Онофрийчук – Ольге и Андрею. Их проект «Театральное кафе» – динамичный и яркий сад, который придётся по нраву молодым посетителям.
Сад «Театральное кафе». Авторы Онофрийчук Ольга и Андрей. Фото Елены Зотовой
Девиз сада – «Реализуй своё пространство» – воплощён авторами при помощи разного уровня поверхностей (например, на крыше навеса тоже высажены растения), абстрактных скульптурных композиций, каскада водопадов.
Реализуй своё пространство. Фото Елены Зотовой
Третье серебро досталось Светлане Алтуховой и её саду «Театр теней». Белая гладкая поверхность стены – как экран в кинотеатре, где вот-вот начнётся фильм. Тени от крон деревьев разнообразной формы создают причудливую игру света и тени на поверхности стены и мощении.
«Театр теней» ждёт своих зрителей. Фото Елены Зотовой
Композиции из неброских растений вокруг центральной площадки создают умиротворённый настрой – ведь во время сеанса нельзя шуметь.
Серебряный призёр в номинации «Малые выставочные сады». Автор Алтухова Светлана. Фото Елены Зотовой
В номинации «Малых выставочных садов» жюри решило отметить наградами и прочих участников, присудив им бронзовые медали. По мнению жюри, работы участников оказались весьма достойны наград.
Бронзовые медали
Пожалуй, наиболее интересным стал сад «Алиса в стране чудес» Ольги Дьорди. В основу концепции положен великолепный и остроумный образец абсурда – произведение Льюиса Кэррола «Приключения Алисы в стране чудес». Чудеса начинаются прямо от входа. Посетителей встречают ворота, закрытые занавесом из водяных струй. Но вода перестаёт течь, как только желающий войти в сад приблизится ко входу.«Алиса в стране чудес». Сад Ольги Дьорди. Фото Елены Зотовой
Сад ограждён каменной стеной и вертикальным озеленением, составленным из алых роз и лаванды. Весь сад – это шахматная доска, где клетки образованы дёрном и белой галькой. Зрителям в саду кажется, что вот-вот внезапно появится Белый кролик или в воздухе повиснет улыбка Чеширского кота.
«Дачное Царицыно». Номинация «Малые выставочные сады». Фото Елены Зотовой
«Дачное Царицыно» – ещё одна ландшафтная ретроспектива. Царицыно – одно из популярных дачных мест конца 19 века. Елена Чиркова, автор проекта, постаралась донести до зрителя уютную атмосферу этого уголка, остающегося и сегодня популярным местом отдыха и неспешных прогулок.
Сад «Театр как отражение жизни». Дизайнеры Юлия Широкова и Елена Баскакова. Фото Елены Зотовой
«Театр как отражение жизни» – так назвали свой сад Юлия Широкова и Елена Баскакова. Наша жизнь подобна песку в часах: она утекает быстро и неумолимо, песчинка за песчинкой. Поэтому, стоит остановиться, перестать бежать за призрачными потребностями и просто насладиться настоящим моментом: зеленью трав, красотой цветов, тенистым уголком в своём саду и просто чудесным летним днём.
Сад «Театр»: в стремительном потоке жизни размываются границы настоящего. Фото Елены Зотовой
Театральность нашей жизни, то, как в её стремительном потоке размываются границы настоящего, как воображаемое переплетается с реальным, постаралась подчеркнуть в своём конкурсном проекте и дизайнер Елена Горская.
Надеемся, вы получили удовольствие от просмотра конкурсных садов, показанных на Международном фестивале цветов и садов в июле 2018 года.