Застывшая природа, или Неповторимые стеклянные шедевры

Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
NatashaPetrova NatashaPetrova
НаташаПетрова Красногородское
Природа – лучший художник, скульптор и дизайнер. Её творения удивительны и совершенны, они поражают подбором оттенков и филигранной проработкой мельчайших деталей. Человек всегда пытался повторить лучшие из ее образцов. Иногда у него это неплохо получается!



Ветка яблони. Коллекция Гарвардского музея. Фото с сайта hmnh.harvard.edu
Человек всегда стремился повторить за природой ее шедевры. Ветка яблони. Коллекция Гарвардского музея. Фото с сайта hmnh.harvard.edu

На фото слева – цветы многолетней астры Symphyotrichum, называемой также Новобельгийской или Виргинской. А чаще эти скромные цветочки называют – за цветение осенью – сентябринками. На фото справа – те же сентябринки, только цветы… стеклянные.

Природа - лучший художник, но иногда у человека получается не хуже. Справа - стеклянная модель (фото с сайта hmnh.harvard.edu)
Природа — лучший художник, но иногда у человека получается не хуже. Справа — стеклянная модель (фото с сайта hmnh.harvard.edu)


Стеклянные медузы и цветы Леопольда и Рудольфа Блашка 

Чех Леопольд Блашка происходил из семьи потомственных стеклодувов, работавших в венецианских и богемских стекольных мастерских. «Мой дедушка был самым известным стеклодувом в Чехии» – говорил Леопольд Блашка.

Инструменты Леопольда Блашка в музее Гарвардского университета. Фото с сайта hmnh.harvard.edu
Инструменты Леопольда Блашка в музее Гарвардского университета. Фото с сайта hmnh.harvard.edu 

Опираясь на унаследованное ремесло и учёбу в молодости ювелирному искусству, Леопольд Блашка занялся производством украшений и стеклянных глаз для протезирования и таксидермии.


Во время самостоятельного ведения бизнеса Леопольд Блашка разработал технологию, позволяющую делать из стекла мельчайшие детали. Он называл её «прядение стекла». Дела шли неплохо, но в 1850 году от холеры умерли жена и сын, а некоторое время спустя – и отец Леопольда. В своём горе он искал утешения у природы, бродя по окрестностям и делая зарисовки луговых растений.

Медузы и морские анемоны

Через пару лет Леопольд Блашка отправился в путешествие в Америку. Во время плавания стеклодув наблюдал феерию морских беспозвоночных – медуз, чьи прозрачные тела были так похожи на любимое Блашкой стекло.

Стеклянная модель медузы работы Леопольда Блашка. Фото с сайта museum.wales
Стеклянная модель медузы работы Леопольда Блашка. Фото с сайта museum.wales

В свободное от основной работы время Леопольд начал делать поделки из цветного стекла – модели виденных и зарисованных им морских существ. Благодаря наблюдательности и вниманию к деталям, стеклянные медузы были точными копиями живых прототипов.

 
Работы, сделанные ради удовольствия, были замечены: натуралист и коллекционер принц Камиль де Рохан заказал мастеру изготовление 100 стеклянных орхидей. А профессор Дрезденского университета Людвиг Райхенбах убедил Леопольда Блашка сделать для музея естествознания в Дрездене коллекцию морских анемонов.

Стеклянный осьминог работы Леопольда Блашка. Фото с сайта livemaster.ru
Стеклянный осьминог работы Леопольда Блашка. Фото с сайта livemaster.ru

Райхенбах же настоял на том, чтобы Блашка отказался от своего устоявшегося бизнеса по производству галантерейных товаров и изделий для фармацевтов и медиков в пользу изготовления натуралистичных стеклянных моделей для аквариумистов, коллекционеров и музеев.

Профессор Райхенбах оказался прав: Леопольда Блашка ждал успех. Уникальные стеклянные модели растений, насекомых и морских животных пользовались успехом у музейщиков всего мира из-за своей искусности и научной точности. Стеклодув переехал в Дрезден, к делу подключился сын мастера от второго брака, Рудольф, еще более талантливый, чем отец.




Стеклянные цветы

Джордж Линкольн Гуддейл, директор Гарвардского ботанического музея, предложил мастерам выполнить большой заказ – ботаническую коллекцию для демонстрации студентам. Сперва отказавшись из-за загруженности работой по изготовлению стеклянных моделей морских существ, Леопольд и Рудольф Блашка в конце концов подписали первый контракт на десять лет. После чего мастера создали уникальную коллекцию, все экспонаты которой, в отличие от морских существ, продававшихся по каталогу, были выполнены в единственном экземпляре.

Человек всегда стремился повторить за природой ее шедевры. Фото с сайта desingovb.blogspot.com
Экземпляры уникальной коллекции. Фото с сайта desingovb.blogspot.com


Именно стеклянные цветы для Гарварда принесли наибольшую известность чешским мастерам-стеклодувам. За пять десятков лет сотрудничества было создано 4400 ботанических моделей, принадлежащих к 160 таксонам. Из них 780 демонстрируют растения в натуральную величину, есть и увеличенные фрагменты, а также детали цветов и плодов в разрезе.

Стеклянные цветы Блашка. Фото с сайта hmnh.harvard.edu
Стеклянные цветы мастеров Блашка. Фото с сайта hmnh.harvard.edu

Чтобы соблюсти научную точность в моделях, стеклодувы изучали растения по атласам, музейным коллекциям и ботаническим садам. Рудольф совершил несколько экспедиций в разные части мира, где собирал образцы растений и делал зарисовки. Они даже сеяли и выращивали у себя некоторые растения, чтобы иметь возможность работать с натуры.

Стеклянные цветы мастеров Блашка. Фото с сайта desingovb.blogspot.com
Стеклянные цветы мастеров Блашка. Фото с сайта desingovb.blogspot.com

В 1895 году умер Леопольд Блашка, и дальнейшее создание моделей для Гарварда продолжил Рудольф. В том числе сделал модели растений, повреждённых различными заболеваниями, и плоды в разной степени гниения – не забывайте, что стеклянные цветы задумывались в первую очередь как учебное пособие для студентов-ботаников.

Парша на яблоке, Рудольф Блашка. Фото с сайта hmnh.harvard.edu
Парша на яблоке, Рудольф Блашка. Фото с сайта hmnh.harvard.edu

Рудольф работал над коллекцией стеклянных цветов до 80 лет, после чего объявил о выходе на пенсию. Отец и сын Блашка не брали учеников. Семья Рудольфа была бездетной, поэтому мастерство и секреты семьи стеклодувов не имели наследников.

Сегодня стеклянные цветы находятся в музее ботанического сада Гарвардского университета и являются самым популярным экспонатом, неизменно поражая зрителей высочайшим мастерством исполнения.

Художественное чудо в области науки и научное чудо в области искусства. Фото с сайта hmnh.harvard.edu
Художественное чудо в области науки и научное чудо в области искусства. Фото с сайта hmnh.harvard.edu

Вместе с фигурками морских существ Леопольд и Рудольф Блашка создали почти пятнадцать тысяч стеклянных моделей, равных которым никому не удалось сделать до настоящего времени. «Художественное чудо в области науки и научное чудо в области искусства», – так говорят о работе ремесленников, художников и биологов Леопольда и Рудольфа Блашка.



Статья размещена в разделах: , , растения, , , , ,
12 комментариев 18 спасибо за статью   в избранное 2396 просмотров
Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Автор статьи:




Комментарии (12)
Реально — чудо!
Вот дала же природа талант! Восхищаюсь безмерно!
Жаль, что продолжить некому…
Как ТАКОЕ возможно!? Никогда не слышала и не видела этого чуда — спасибо, Наташенька! Любуюсь и восхищаюсь!
Наташа, огромное спасибо за такое чудо!!! Представить не могла, что такое возможно.
Бесподобное чудо! Увидеть бы вживую))) Спасибо, Наташа, что познакомила с такой красотой!
Галя, по твоей просьбе написала отчёт о полёте
Заходи в гости
побежала
И я побежала, Яночка!
Потрясающая красота и исполнение! Спасибо за статью)
Вот есть же талантливые люди! Очень красиво!
Наташа, огромное спасибо, что познакомили с таким чудом. Никогда даже не слышала о таком искусстве. Дочь «болеет» биологией — вечером вместе поищем информацию.
Потрясающе!!!
Наташа! Спасибо огромное за публикацию! Красота неописуемая вызывает восхищение и уважение к таланту!

Пожалуйста, оставьте комментарий

Или через: