Дагестан. День первый. Бархан Сарыкум и Сулакский каньон

Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Основная идея нашей поездки по Дагестану в сентябре прошлого года — увидеть все самые яркие, самые топовые места. Путешествовали с группой 15 человек. Водитель и гид — местные молодые ребята, замечательно и с любовью рассказывали о своей родине. Это не была экскурсия типа «Посмотрите направо, посмотрите налево...». Все очень живо, с местным колоритом и небольшими приключениями.

Пока в Дагестане нет большого наплыва туристов, обязательно надо там побывать!

Прилетели мы в Махачкалу, оттуда нас привезли в Избербаш и поселили в гостиницу. Простенькая такая, но все удобства есть и до моря 2 минуты ходьбы. Надо сказать, что тогда у нас в Питере погода резко ухудшилась, ночью были заморозки, днем +10 и дожди. А в Дагестане +30 и теплое-претеплое море.

Но нас ждал песчаный бархан. Выехали к нему утром, когда было еще не так жарко, а приехали в самое пекло. И это были только «цветочки»!
Бархан Сарыкум — это такая песчаная гора, кусочек пустыни посреди предгорной равнины, со своим уникальным животным и растительным миром.

Вот на эту гору нам предстояло забраться.
Вот на эту гору нам предстояло забраться

На вершину бархана ведут деревянные ступени. Чем выше поднимаешься, тем жарче становится, тем больше ступеней, занесенных песком. А ноги жжет уже сквозь босоножки. Муж решил, что легче будет идти босиком, но не смог пройти и 10 шагов. По ощущениям — раскаленная сковорода. Песок градусов +70, а воздух  +40 или еще выше. Кто-то не выдерживал и возвращался, одной женщине стало плохо. А мы, потихоньку, не спеша, изучая все плакаты, которые попадались нам на пути, дошли до самого верха! Главное, при подъеме не пить, как бы сильно не хотелось, а то будет еще хуже.

Мы были "мудрыми черепахами"
Мы были «мудрыми черепахами»😀

Из всех животных мы видели только ящерку. Не ядовитую.
Из всех животных мы видели только ящерку. Не ядовитую

На бархане встречаются уникальные эндемики.
На бархане встречаются уникальные эндемики, которые больше нигде на Кавказе не встречаются

Мы сделали это! Стоим на вершине самого высокого бархана в России и второго по величине в мире.
Мы сделали это! Мы герои! Стоим на вершине самого высокого бархана в России и второго по величине в мире

Интересный факт: здесь снимали некоторые сцены фильма «Белое солнце пустыни». Помните абрека Саида, который был закопан в песок, только голова торчала? Я закапываться не стала. Только присела на секундочку. Красивое фото требует жертв!😀

Верхом на бархане!

Когда спустились, никак не могли напиться. Хотелось воды-воды-воды. Много воды! И мы ее вскоре получили! Впереди нас ждали потрясающие виды и незабываемое приключение. Еще по дороге гид нас спросил: «Как вы относитесь к экстриму?». «Нормально», — ответили все, не придав этому вопросу большого значения и думая, что экстрим мы уже получили при восхождении на бархан. А впереди нас ждал Сулакский каньон!

И сначала — основная фишка нашей программы — катание на катере по водохранилищу.

На берегу водохранилища, по которому нас катали на катере.
Довольный мУжик еще не знает, что нас ждет

«Подумаешь, -  скажете вы, — Все мы когда-то катались на судах по водной глади». Мы тоже не ожидали никакого подвоха. Только спасательные жилеты надели и достали смартфоны для фотографирования.

Но очень скоро пришлось их спрятать в самый непромокаемый карман. Потому что началось шоу-представление: бешеная скорость, крутые виражи, взлеты и падения, наклон катера перпендикулярно воде. Настоящий аттракцион «Американские горки», только водный. Женщины визжат, мужчины гогочут, все мокрые до нитки. Вот он, настоящий экстрим! Адреналин зашкаливал! Некоторым женщинам это не очень понравилось, а я была в полном восторге. Жаль, ничего нельзя было заснять, телефон берегла от воды.

Потом наш водитель немного успокоился, сбавил скорость, и мы спокойно вплыли в одну из боковых проток.

Тут нас с двух сторон окружали скалы, уносящиеся высоко вверх. За каждым поворотом ждала неизвестность и даже было немного страшно. А вдруг там водопад или пороги? Теперь от нашего гида можно было ждать любого подвоха.
Тут нас с двух сторон окружали скалы, уносящиеся высоко вверх. За каждым поворотом ждала неизвестность, и даже было немного страшно. А вдруг там водопад или пороги? Теперь от нашего гида можно было ждать любой неожиданности🙂

Но все прошло довольно гладко. Счастливые и насквозь мокрые мы сошли на берег. Но это было даже приятно после одуряющей жары Сарыкума. Высохли довольно быстро. Как раз успели добраться до вершины каньона. И тут нас накрыла новая волна восторга.

Вот он, знаменитый Сулакский каньон! Вдали виднеется Чиркейская ГЭС. Про эту плотину нам рассказывали в институте, когда я училась на гидротехническом факультете. Ее называют самой "стройной" в мире. Эта арочная плотина имеет двоякую кривизну, вогнута не только по вертикали, но и по горизонтали.
Вот он, знаменитый Сулакский каньон! Вдали виднеется Чиркейская ГЭС. Про эту плотину нам рассказывали в институте, когда я училась на гидротехническом факультете. Ее называют самой «стройной» в мире. Эта арочная плотина имеет двоякую кривизну, вогнута не только по вертикали, но и по горизонтали

Кстати, глубина каньона просто потрясает — около 2 км. А длиной он даже больше знаменитого Американского каньона.

Здесь совершенно непередаваемые ощущения - как будто находишься на вершине мира. Только я и захватывающая Вселенная вокруг.
Здесь совершенно непередаваемые ощущения — как будто находишься на вершине мира. Только я и захватывающая Вселенная вокруг

А где-то внизу маленькие-маленькие лодочки на реке Сулак. И еще парящие орлы, я насчитала 12 штук. Так необычно, что они были подо мной, а не сверху.

А на обратном пути мы любовались закатом в горах.
А на обратном пути мы любовались закатом в горах

Это был самый потрясающий день, полный незабываемых впечатлений! С тех пор я влюбилась в Дагестан!

Еще не рассказала, как мы обедали в поселке гидростроителей Дубки (а поселок Саяно-Шушенских гидротехников называется Черемушки, я там была в стройотряде). Ели замечательные национальные блюда: хинкал (не путать с хинкали) и чудушки. Но об этом как-нибудь в другой раз. И так рассказ получился слишком длинным.