Сегодня моей тете исполнилось бы 100 лет! Эх, не дожила всего 3 месяца… В этот день я хочу вспомнить ее добрым словом.
Последний раз я видела тетю Олю 10 лет назад. Тогда мы приезжали в Токмак (город в Запорожской области) на ее 90-летие. Я с букетом, потому что у меня тоже День Рождения 29 октября
У моей бабушки было шестеро детей. Но выжили только двое: самая старшая — Оля и самая младшая — Лида (моя мама). У них разница 9 лет.
Сестры. Моя мама (слева) и тетя Оля
Во время Великой отечественной войны многие жители СССР были угнаны (насильно увезены) в Германию. Там они фактически попадали в рабство. Ольге повезло, она попала в порядочную семью прислугой. Хозяева к ней хорошо относились. Но когда она вернулась домой, все подруги от нее отвернулись. Завидовали, что она благополучно, без единой царапины, пережила страшные годы. И в техникуме ей не разрешили учиться. Пришлось идти работать на завод. Потом Ольга удачно вышла замуж и родила двоих детей.
Как моя тетя стала моей мамой.
Когда мне было 4 годика, мои мама и папа решили завести второго ребенка. Меня на этот трудный период отправили в Токмак. За то время, пока родители «делали детей», рожали и няньчились с младенцем до трех месяцев (а дальше декретный отпуск заканчивался, и маме надо было выходить на работу), я привыкла называть свою тетю мамой.Брала пример со своих двоюродных брата и сестры, с которым проводила очень много времени.
Я с двоюродным братом
Когда мама привезла в Токмак маленького Димульку, я ее не признала. Она протягивала ко мне руки и призывала: «Танюшка, иди ко мне! Я твоя мама!» А я испуганно и в тоже время отважно пыталась ее прогнать: «Тетка, тикай!» и пряталась за юбку тети Оли, которую считала своей мамой.
Я с тетей Олей
Как тетя Оля научила любить домашних животных.
Бабушка жила на улице Вокзальной, а тетя Оля и дядя Саша — на улице Гришунова. Мы часто ходили к ним в гости, а тетя Оля всегда заходила к бабушке по пути на работу и обратно. Работала она на дизелестроительном заводе. Был такой огромный завод в Токмаке, всесоюзного значения. Всего в СССР в то время было 3 завода, выпускающих дизели. Токматский обеспечивал работой 10 тыс человек. А как он всех будил по утрам своим гудком! Слышно было в самом удаленном уголке Токмака. В конце 2000-х гг. вследствие огромной задолженности производство на заводе было прекращено, заводское имущество и площади частично распроданы...
От бабушки к тете Оле можно было идти по Вокзальной улице, потом направо свернуть на шоссе, потом налево на Гришунова. А можно было сократить путь и идти по балке. Имеется ввиду не строительная балка, а высохшее русло бывшей реки, овраг. Все огороды на улице Вокзальной упирались в эту балку. Там местные жители пасли коров, козочек. Я их называла общим именем «кабольки». Очень любила их кормить. Всегда приставала к тете Оле: «Пошли к кабольке».
Кормление кабольки. Я уже показывала эту фотографию, когда писала о своей бабушке. Здесь мне очень нравится, что козочка улыбается
У бабушки и тети каболек не было, только курочки и кролики. У тети Оли еще всегда были маленькие собачки, которых звали либо Жук, либо Жучка, в зависимости от пола. Пока шли вдоль балки, я всегда рвала травку, которую любят кролики, чтобы потом накормить их. Очень нравилось, когда тетя Оля показывала мне маленьких крольчат, рассказывала, в какой клетке кто сидит, какая крольчиха скоро станет мамой. Доставала маленьких кроликов и разрешала их погладить.
А у бабушки к тому времени оставался один кролик. И того украли, то ли собака, то ли человек. Как-то утром проснулись и обнаружили, что сетка на клетке отогнута, а кроля нет…
Кошечки тети Оли
Как я чуть не устроила погром в доме тети Оли.
На выходные тетя забирала меня к себе домой.
А в соседях у тети были наши родственники. Вот они держали еще свиней, уток, индюков. У них было гораздо интереснее! А Саша и Оля (сплошные Саши и Оли вокруг были), их дети, были моими ровесниками, с ними мы часто играли. А Сашка часто угощал меня желтой черешней, которая росла у них за домом. Я любила залезать на чердак к тете Оле и оттуда наблюдать за огородом соседей, не появится ли Сашка. А чтобы он меня услышал, громко пела или свистела, за что всегда получала выговор от тети Оли, она считала, что я фальшиво пою и слишком громко свищу. Сама же тетя Оля прекрасно пела. Ах, как я любила песню «Нiч яка мiсячна» в ее исполнении! Тетя пела практически при всякой работе…
А однажды я получила серьезный нагоняй от тети. Залезла на чердак и увидела в полу огромный винт. Очень захотелось его отвинтить, что я и попыталась сделать. Хорошо, что в это время тетя Оля находилась в хате. Она заметила, что люстра стала сильно раскачиваться, как при землетрясении, и догадалась, в чем дело, быстро залезла на чердак и оторвала меня от столь увлекательного занятия. А люстра эта меня всегда привлекала. Она была такая огромная и со стеклянными висючками, которые напоминали мне конфеты-леденцы. Я даже пыталась их отрывать, взобравшись на пирамиду из стола, стула и табуреткиБ и пробовать на зуб. Даже не знаю, заметила ли тетя Оля, что некоторых висючек не хватает...
Как я лихачила на велосипеде.
А еще мне нравилось, что у дяди Саши был велосипед, и мне разрешали на нем кататься! Большой такой, мужской, назывался «Украина». Как-то раз (это я была уже постарше, чем на фото, лет 10, наверное) поехала я на этом велике от дома тети к бабушке. Сначала по Гришунова, по грунтовой дороге, потом по булыжной мостовой. А когда дорога пошла под уклон к мостику через балку, я поняла, что тормоза не работают. Но это было так здорово, нестись во весь опор, подпрыгивая на булыжниках, будто скача на лошади, а сзади этаким воздушным змеем развивалась моя коса. Это было круче любых «американских горок»!
После моста дорога пошла вверх, и скорость моя сама собой немного упала. Потом я свернула на Вокзальную, там тоже булыжник был, тоже проскакала с удовольствием. А до бабушкиного дома еще нужно было проехать по проулку, в тупике которого как раз и был небольшой заборчик бабушкиного участка. Хорошо, что это был плетень из ивовых прутьев. Пришлось тормозить прямо в него. А как иначе, если дорога опять шла немного под уклон? Заборчик повалился, я на него, но ничего страшного, только разбитые коленки. Получив нагоняй от бабушки, я, ничтоже сумняшеся, поехала в обратный путь без тормозов. И вот опять несусь вниз с развевающейся косой на огромной скорости на мост. И так получилось, что на мосту я оказалась между двух машин, ни им не свернуть в сторону, ни мне. Водитель встречного грузовика так выпучил глаза, что я подумала, что они сейчас вылезут из орбит. Успела испугаться за свои глаза и на всякий случай их закрыла. Когда открыла, то с удивлением обнаружила себя живую и невредимую. Как тормозила у забора тети Оли, который был совсем не плетнем, не помню… Думаете, это меня остановило? Гонять на велике без тормозов, лазить по деревьям и заброшенным чердакам — любимые развлечения моего токматского детства.
Вот такие самые яркие воспоминания, связанные с моей тетей-мамой Олей, которые мне захотелось запечатлеть. Можно еще сказать, что тетя Оля прекрасно шила, не заканчивая никаких курсов. Без выкроек. Потом подгоняла по фигуре. К ней обращались местные модницы и всегда были довольны готовыми изделиями. Я даже как-то привезла тете электрическую швейную машинку. Она ее благополучно освоила, не смотря на то, что привыкла строчить на ручной машинке.
Светлая память...
Интересно, что будут вспоминать наши внуки, которые сейчас сидят в гаджетах?
А тетушке светлая вечная память!
«Годы идут, годы движутся...»
Очень мне нравится фраза из стихотворения Л.Рубальской: «Одно утешение со мною повсюду- я хуже, чем была, но лучше, чем я буду».
Пройтись по краю пропасти в горах. Это мы в Дагестане в этом году
Поскакать на лошади
Полетать на зип-плане над мраморным карьером
Погладить мурену на дне морском
Пройти по подвесному мостику между пиками Ай-Петри.
А вы все очень похожи, что-то задорное есть во взгляде, наверное и в характере.
Спасибо за рассказ и память.
Уже дважды не узнана. Дважды богата буду!🙂 Интересно, что в этой поговорке подразумевается не материальное богатство, а духовное. Богатство — от слова «бог». Буду ближе к Богу, стану духовно богатой!
Это я развлекаюсь😀
Дедушки не стало, когда мне был 4 года. Я его почти не помню. Но один момент врезался в память: идут дедушка и бабушка, и дедушка несет на плече новый 3-колесный велик. Видимо, радости моей тогда не было прелела! И велик этот можно было переделать в 2-колесный.
Еще помню, как научилась кататься на 2-колесном. Летом с детсадиком выезжали за город. На территории садика — сосновый лес. Тут надо заметить, что у сосен корни выпирают из земли. И вот, смотрю стоит велик. Села и поехала. Как-то само получилось, никто меня не учил. А как затормозить, не знала. Вот и скакала по этим сосновым корням… Очень яркое воспоминание!
А уже дома в городе попросила переделать мне велик. Это я на том самом, подареном бабушкой и дедушкой.