Дагестан. День третий. Карадахская теснина. Аул-призрак Гоор

Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Кто бывал в горах, знает, как моментально там меняется погода. Прогноз погоды надо знать даже не на день, а на определенный час. А если идет дождь, посещение некоторых мест просто запрещено.
Вот и наши планы пришлось корректировать в связи с изменениями погоды. Но у наших опытных проводников были заготовлены запасные варианты на все случаи жизни. Причем, эти варианты были ничуть не хуже запланированных.

Утром мы встали рано, было +12°, моросил дождик. Это было в горном ауле. А через несколько километров от него уже светило солнышко. Впереди нас ждал уникальный природный памятник — Карадахская теснина!

Вот знала я, что бывают ущелья, каньоны, щели и расщелины, а про теснины даже не слышала. Слово говорит само за себя. Там очень тесно! Это такое ущелье с высокими вертикальными стенами, этакая огромная вертикальная трещина в горе.

А начиналось все вполне просторно. Это вход в Карадахскую теснину.
А начиналось все вполне просторно. Это вход в Карадахскую теснину

По дну этого ущелья течет небольшой ручей. Но весной и после дождей он превращается в страшную бурную реку. Поэтому вот такое предупреждение:

Здесь можно взять сапоги на прокат, но мы прекрасно прошли в кроссовках.
Здесь можно взять сапоги на прокат, но мы прекрасно прошли в кроссовках

Местами пройти было довольно сложновато. Приходилось карабкаться по камням.
Местами идти было довольно сложновато. Приходилось карабкаться по камням

Наш проводник помогал преодолеть все препятствия.
Наш проводник помогал преодолеть все препятствия. Впереди виден узкий проход. Нам туда!

Проход становился всё уже и уже. Местами расстояние между стенами не превышало 1 метра.

Внизу темно, а наверху - только кусочек голубого неба и огромные валуны, застрявшие в расщелине.
Внизу темно, а наверху — только кусочек голубого неба и огромные валуны, застрявшие в расщелине

Нагромождения камней, причудливые изгибы стен, игра света и тени создают ощущения чего-то внеземного, сказочного. Становится немного тревожно, когда вспоминаешь о трагедии, произошедшей в августе 2021 года. Тогда внезапно в теснину хлынул селевый поток, туристы оказались запертыми в ловушке. Многие погибли. Одному спасателю, который тоже тогда погиб, установлена здесь памятная доска.

Вот такие тросы преграждают путь потоку. Как нам сказали, для задержки тел, чтобы потом их не искать.

В одном месте пришлось подниматься по такой деревянной лесенке. Мне захотелось здесь вставить фото из интернета (своего нет):

Фото Скоромысла.
Фото Скоромысла

Но вот каньон заканчивается. И мы опять с гордостью можем сказать: «Мы герои! Мы сделали это!»

А дальше нас ждал Гоор — древнее село высоко в горах, покинутое жителями в середине прошлого века. Они просто взяли и переселились немного пониже, где место более ровное и удобное для посадок. При этом разобрав некоторые свои старые дома для новых построек.

Вид из старого села на новое.
Вид из старого села на новое

Казалось бы, ну что здесь такого? Древние разрушенные стены и дома, несколько уцелевших башен… Но знаете, что меня зацепило больше всего? Это наш необыкновенный экскурсовод! Он сам родился в Гоор в 1941 году. Закончил наш Ленинградский Институт Культуры. Речь его очень грамотная, без акцента, потрясающие рассказы с воспоминаниями из детства. Раньше он работал учителем в школе, дети его обожали (это я потом нашла в интернете статью о нем). А теперь вот проводит экскурсии.

Необыкновенный человек! Мы слушали его, разинув рты!

А какой он подвижный! Летал по горам, как молодой козлик. Мог усесться, свесив ноги с обрыва и долго рассказывать интересные истории.

А многим страшновато было туда зайти...

Но разве дашь этому человеку 82 года? Джигит, красавец!
Исрапил Курбанович. Но разве дашь этому человеку 82 года? Джигит, красавец! Здесь он рассказывает, как учился в школе. А на этом выступе у них проходили уроки физкультуры

Запомнилась одна история. Исрапилу было лет 10. Однажды он увидел, как орел схватил курицу и полетел с ней над пропастью. Но упустил ее. Исрапил видел, куда упала курица, и что она живая. Тогда он побежал домой и схватил мамины галоши. Спустился вниз (представляете, вот по этой вертикальной стене!) и спас птицу! А когда вернулся домой, мама не хвалила его, а только ругала за взятые без разрешения галоши. (Между прочим, галоши — самая удобная обувь для скалолазания!) Много вот таких интересных историй-воспоминаний он рассказывал. А это дорогого стоит!

Еще мне запомнилось, как танцевали бабушки с джигитами в национальных костюмах. Они подняли нам настроение в эту пасмурную погоду.

Потом эти бабули, подхватив магнитофон, поднялись к нам и еще раз сплясали. А после преспокойно уселись на Языке Шайтана, свесив ножки вниз.

Язык Шайтана (по аналогии с норвежским Языком Тролля).
Язык Шайтана (по аналогии с норвежским Языком Тролля)

Мне спокойнее сидеть спиной к пропасти. И смотреть не вниз, а на дальние горы.
Мне спокойнее сидеть спиной к пропасти. И смотреть не вниз, а на дальние горы

Какие потрясающие виды отсюда открываются! Все хотят сфотографироваться на самом краю, не обращая внимания на таблички. Ограждений-то никаких нет!

Старый Гоор

Несколько башен сохранились. Примечательно, что они сужались к верху. Это чтобы сброшенные из окон камни, ударяясь о стену внизу, отскакивали далеко.
Несколько башен сохранились. Примечательно, что они сужались к верху. Это чтобы сброшенные из окон камни, ударяясь о стену внизу, отскакивали подальше

Последней точкой нашего сегодняшнего маршрута был Датунский храм. Это самый необычный православный памятник в Дагестане.

Считается, что его построили в в конце X - начале ХI века, когда в Дагестане стало распространяться христианство.
Считается, что его построили в в конце X — начале ХI века, когда в Дагестане стало распространяться христианство. Но потом пришел ислам, и лишь местные пастухи находили в нем укрытие

Когда-то храм имел купол и крест на нем, а эта крыша появилась совсем недавно в ходе реконструкции. Внутри раньше были иконы, но они не уцелели. Сейчас внутри пустота и лишь осыпающаяся побелка.

На этом я заканчиваю свое повествование. До новых волнующих встреч.

Запись размещена в разделах: , , , , ,
11 комментариев 8 спасибо за запись   в избранное 994 просмотра
Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Автор записи:

Таня… как волнительно… Высота, горы, история… Я б не решилась куда-то лезть, а тем более, сидеть, «свесив ножки вниз», боюсь высоты… Танечка! Спасибо, что показала такую красоту!
Ирочка, спасибо за оценку, что читаете!
А я с детства любила забраться повыше на дерево и спрыгнуть оттуда. Мечта прыгнуть с парашютом так и осталась не осуществленной. Но какие наши годы!😉
Моя крыска в обмороке… от такого желания 😀 Знакомый летчик😉тоже предлагал прыгнуть с парашютом, но… рожденный ползать — летать не должен, это про меня😀😀😀
Ира, а мне для полного счастья еще бейсджампинга не хватает!😀 Это когда прыгают в пропасть, привязанные за ноги. На водопаде Тобот было такое развлечение. Да меня муж не пускает. Да и дорого — 4 тыс. Но парашют еще дороже. Надо хотя бы с воздушного шара начать😉

Джампинг у водопада Тобот.

О-о-о-о, только со стороны посмотреть😉😀😀
Как можно не любить горы? Ну и море. Две мои стихии
Да-да-да! Как можно не любить?
Сначала моей стихией была только вода. Но после того, как мы в 2020 году побывали в горах Карачаево-Черкессии, я влюбилась и в горы! В одной из первых своих публикаций я уже показывала пару фото оттуда. Повторюсь:

«Внизу не встретишь, как не тянись, за всю свою счастливую жизнь десятой доли таких красот и чудес». Тебердинский хребет. Высота 2600 м

Горное озеро на высоте 2700м. Вода там была +4 градуса. Но я окунулась!-))
Я очень люблю путешествовать, и бывает такое, что свернул с дороги, и попал совсем в другой мир. Забытый город Сагалассос. Часть 1
Юра, спасибо!
Я тоже люблю такие древности. Еще учась в школе мечтала стать археологом. И мечта моя частично сбылась. Студенткой познакомилась с Кириллом. который приехал из археологической экспедиции и повесил объявление, что приглашаются студенты на раскопки Херсонеса. Так мы познакомились, потом поженились. Вместе копали Херсонес с экспедицией от Эрмитажа во время отпусков. Теперь, когда бываем в Севастополе, обязательно посещаем эти развалины. Специально берем с собой старые фото, чтобы сфоткаться почти на тех же местах.
Теперь по Херсонесу нельзя ходить в купальниках.

Таня уже не та. На вершину не полезла-))

Любимое место в Херсонесе.

Тот самый раскоп, который нам пришлось срочно законсервировать. Стал поглубже.
Столько красоты, есть что посмотреть, природа великолепная. Вот вы отважная девушка👍Видела одна девушка в инстаграме сидела на этой самой скале свесив ножки, у меня просто от ее видео голова закружилась, так рисковать. Но сняли красиво.
Полина, спасибо! В Дагестане, действительно, есть что посмотреть! Потрясающие виды! В каком еще краю найдешь сразу столько разноплановых удивительных мест: пустыня, каньон, горы, реки, пещеры, водопады, море…
Да не такая я и отважная, раз не смогла «ножки свесить»🙂 Страх у нас в голове. Когда начинаешь думать о чем-то другом, то все получается!