Только используя ЛКМ от «Maz-Slo» я пробовал четыре варианта покрытия дуба. В конце концов я понял, что перепробовать все варианты просто нереально.
Дуб покрыт сначала масло-воском, а потом восковой мастикой. Фото автора
Но вопрос все-таки остается открытым. Понятно, что на «деревянном» форуме столяры рекомендуют дорогущие немецкие масла «ОСМО». Это и понятно, если подсел на «ОСМО» – другие ЛКМ пробовать страшно, можно испортить изделие стоимостью 20-50 тысяч рублей. Из профи мало кто склонен экспериментировать с новыми маслами. Как ни странно, территория разных ЛКМ остается неисследованной.
Лет пять назад я посетил «деревянную» выставку в Сокольниках. Там мне и подарили маленький пузырек масла с твердым воском с интересным названием «Maz-Slo». Ребята на стенде божились, что масло отечественного производства. Я не придал этому событию особого значения, поскольку на тот момент у меня в запасе было три банки «Бормы» (Италия). Попробовал покрыть этим новым маслом ручку ножа, вроде легло неплохо и не пахло. На этом и успокоился. Но с год назад, когда начал делать дубовые рамки для наград, опять столкнулся с выбором ЛКМ для дуба. Пробовал покрывать маслом от фирмы «Белинка» (Польша), но на мой взгляд, структура дуба под «Белинкой» прорисовывалась недостаточно. Тут я вспомнил о пузырьке «Maz-Slo», который уже года 4 пылился в шкафу. Попробовал покрыть им, текстура дуба прорисовалась замечательно.
В общем, весной, послушав Мишустина про то, что отечественный производитель должен переходить на импортозамещение, решил окончательно перейти на материалы от «Maz-Slo». Согласитесь, что совсем не патриотично покрывать витрину для русских наград польским, а тем более американским маслом.
Плохие новости. Малярный скотч подорожал в два раза, в прошлом году я покупал малярный скотч 50 м рублей за сто. В августе в местном сельмаге купил скотч за 200 руб. Водный лак «Петри» (США) подорожал с 2000 р до 3400 р за банку 0,9 л. Хотя доллар упал к прошлому году…
Да и после начала спецоперации я столкнулся вплотную с исчезновением некоторых ЛКМ. Как только я узнал, что ОБИ вновь работает, я метнулся за пропиткой «Либерон» (Франция). Я был сильно разочарован, нужной пропитки в продаже не было… А всегда была на… Видимо, немцы отступили и при отступлении прихватили французскую пропитку с собой. Тут же глянул американский лак «Петри» – он подорожал почти в два раза. Вывод один – импортозамещение. Во всяком случае, товар не пропадет с полок.
Покрываем дубовую рамку отечественным масло-воском и мастикой Maz-Slo
Сразу хочу сказать, что покупать масло в мелкой таре не очень экономно. Сейчас 100-граммовая бутылочка масла с твердым воском стоит 200 руб… мне, конечно, удобнее пользоваться маленькой бутылочкой, но литровая банка того же масла стоит 1200 руб. В целях экономии, конечно, надо переходить на литровый розлив.Подготовка к покрытию рамки начинается еще до ее сборки. Детали рамки изначально отфугованы, и на первый взгляд поверхность деталей очень гладкая. Но стоит её намочить – поднимается ворс и поверхность дуба становится шероховатой. Ворс также скрывает рисунок древесины.
Смачиваем и высушиваем детали рамки, чтобы поднять ворс. Фото автора
Для начала мочим детали – протираем их мокрым тампоном. Тщательно высушиваем. Прогоняем на гриндере, если гриндера нет… отшкуриваем детали, используя насадку на дрель. Зерно шкурки Р120-180.
Теперь можно склеивать. Склеивать багет на ус непрофессионально, все багетчики просто загоняют скобу (или 2 скобы) в угол рамки, и все. Процедура занимает несколько секунд, но сам станочек для этой процедуры стоит ну очень недешево. Такого станочка у меня нет, так что рамки я склеиваю. Тут не могу не похвалиться недавним приобретением. Купил во «Всех инструментах» две ленточные струбцины «Станлей» по 800 рублей.
Склеиваем рамку, используя ленточную струбцину. Фото автора
Получилось дешевле, чем на Али, да и привезли на следующий день. Кстати, «Mas-Slo» тоже во «Всех инструментах» покупаю. Пункт выдачи рядом с работой, сегодня заказал — завтра забрал, когда с работ возвращался. И доставку платить не надо.
Отвлекся. Вернемся к ленточным струбцинам. Они замечательно работают. Склеивал рамки — минимальный размер 10 см на 15 см, а максимальный – 50 см на 70 см. Только перед склейкой надо выверять все углы, а после склейки – горизонтальность рамки, рамка должна плотно прилегать к поверхности стола при стяжке струбциной. Короче, смазываем стыки клеем, проверяем углы и горизонтальность, стягиваем рамку струбциной. ПВА сохнет часа 2 при +25...+30°C, через три часа снимаем струбцину. Угловое соединение фиксируется потом шурупом. Головку замазываем шпаклевкой под цвет дерева. После высыхания шпаклевки – финальная шлифовка – проходим по всей рамке шкурочкой с зерном Р 240. ВСЁ — можно наносить масло.
По составу масла. Льняное масло, карнаубский воск (пальмовый воск) и сиккатив. От себя о составе мне добавить нечего. Вопрос состава ЛКМ тонкий и глубокий. В рекомендациях производителя указано, что масло следует наносить на изделие кистью, а потом ветошью удалить излишки масла с поверхности изделия. Я так пробовал, но расход масла оказался достаточно большим. Что меня слегка расстроило. И все-таки, нарушив ТБ, я стал использовать хозяйственную губку для нанесения масла с твердым воском.
Почему нарушения, спросите вы? Все очень просто: использованная губка, пропитанная маслом, может самовозгореться. Хорошо если вы покрываете изделие в бетонном гараже и выбросили губку в металлическое ведро. Если губка загорится – пожара в бетонном гараже не будет. Я покрывал изделие на улице и выбросил губку в урну, которая стояла во дворе. Но не предупредить о самовозгорании поролоновой губки я не мог.
Красим рамку. Не сильно пропитываю губку маслом. Протираю рамку со всех сторон, тут надо чуток подождать, чтобы масло впиталось.
Поверхность дубовой рамки подготовлена к нанесению масла. Режем губку на две части. Одну смочим маслом и будем протирать поверхность рамки. Второй частью губки удаляем излишки масла. Фото автора
Минут через пять-десять протираю рамку чистой губкой, удаляя излишки масла. Это очень экономная технология, если в губке осталось масло, начинаем покрывать вторую рамку. 100 г масла хватает на 12-20 рамок.
Тщательно протираем рамку губкой, пропитанной масло-воском. Фото автора
Почему я покрываю губкой? Да потому, что когда работал на большом заводе, слышал от рабочих со стажем про случаи самовозгорания промасленной ветоши…
Вешаем рамку сушиться: в этом сезоне на втором этаже дачи было жарко, около +30°C днем, и масло сохло очень быстро. Но, на всякий случай, сушу сутки, как написано в инструкции. Масло должно высохнуть гарантировано.
Удаляем излишки масла с поверхности (протираем чистой губкой). Вешаем сушиться — лучше на солнышко. Фото автора
Можно покрыть второй раз… Но лучше использовать восковую мастику для второго и третьего покрытия декоративного изделия. Пробовал я покрывать рамки мебельным лаком, но один мой знакомый, когда подержал изделие в руках, выдал комментарий, что под лаком дубовое изделие смотрится «дешево». Сложно сказать, но я решил перейти на восковую мастику для финишного покрытия.
Наносим мастику
Нанесение мастики похоже на нанесение масла.Масло высохло, можно наносить мастику. На одну рамку нужно совсем немного. Фото автора
Поскольку мастика имеет довольно вязкую/полутвердую консистенцию, из баночки извлекаем её твердой кистью и размазываем по изделию.
Размазываем мастику по поверхности жесткой кистью. Потом протираем ветошью. Фото автора
Потом берем хлопчатобумажную тряпочку/ветошь. Протираем изделие, разгоняя мастику по всей поверхности ровным слоем и удаляя излишки. После этой процедуры вешаем изделие сушиться.
Опять вешаем сушиться на солнышко. Фото автора
Чтобы мастика легла ровным слоем, эту процедуру надо повторить. То есть нанести мастику два раза. Сушим первый слой 24 часа и наносим новый. Расходуется мастика очень экономно. Маленькой баночки 40 мл может хватить на 20-30 рамок. Сушим второй слой 24 часа, и готово.
Что еще немаловажно — и масло, и мастика не пахнут. Запах конечно есть, но, по сравнению с алкидными ЛКМ, можно сказать, что они практически не пахнут. Витрина готова к сборке. Вставляем стекло, в «подрамник» вставляем бархатную вставку. Соединяем крышку с «подрамником» петлями, навешиваем замок.
Мастика высохла. Изделие собрано. Фото автора
Можно приколоть медали к бархату и повесить витрину на стену.
Так выглядит готовое изделие с финишным покрытием — восковая мастика. На фото изделия при разном освещении. Фото автора
Хорошие новости. Был на днях в Леруа, малярный скотч подешевел – 125 руб. Две недели назад купил строганую дубовую доску почти по цене сосновой доски. В Леруа сосновая доска 1000 мм на 100 мм на 20 мм стоит 97 руб. Дубовую доску купил по 1200 руб. за м². Только не подумайте, что дубовую доску я покупал в Леруа.