28 октября — Ефимий Осенний, Благочестивый. В южных областях этот день считался последним, когда ульи с пчелами следовало убрать на зимовку. А где-то уже и снег ложится… На этот счет существовала примета: считалось, что следующая весна ведет отсчет с того числа в апреле, с какого в октябре снег лег. Еще говорили: «Ефимий холодом корни трав и деревьев с землей смыкает, всякое насекомое в жухлой траве укрывает, на природу сон навевает». Кстати, комары, неожиданно появившиеся в стылую и промозглую пору поздней осени, обещают мягкую зиму.
29 октября — Лонгин Вратник, Сотник. Скоро пора придет зимнюю одежду надевать, и этот день считался благоприятным для ее подготовки: проветривания, чистки. Тулупы и зимние шапки выносили во двор, чтобы последнее тепло солнышка да первые осенние морозы прогнали из них все прошлогодние хворобы.
Ночное небо на Лонгина поведает о погоде: если звезды ярко светят — будет ясно и солнечно; если тусклы они — впереди дожди и снегопады; коли лунный лик бледен и замутнен — к морозу.
30 октября — Осий (Осия) Колесник. В холодных северных краях уже подмораживало, а крестьяне ремонтировали и убирали телеги, готовились на сани пересаживаться. Считалось, что на Осия «с осенью колесо прощается», а по скрипу колес загадывали, каким урожай в следующем году будет. Но не всегда природа на Осия снежком баловала — может и слякотно быть, потому называли Осия еще Грязником и говорили, что не любит он «ни колеса, ни полоза».
31 октября — Лука, Луков день. Осенние простуды и прочие хвори одолевают в холодную и сырую пору, а потому народная традиция предписывала с Луки начинать больше обычного есть чеснок и лук — верные средства и от недугов, и от злых сил, которые — по поверьям — к концу осени тоже разгуливаются, разыгрываются. Традиционными были в этот день луковые базары.
1 ноября — Иоанн, Иванов день, грязнихи, конюхов день. Пора прощания с осенью и встречи зимы. Обычно к этому времени возвращаются по домам птицы, улетающие от нас на лето: свиристели, снегири. Сороки подтягиваются к человеческому жилью — зимовать они стараются поближе к людям. Встречая птиц, полагалось рассыпать на дворе овес.
А еще считалось 1 ноября праздником конюхов. Лошадям давали отдых; конюхи тоже не работали. По традиции в этот день обязательно выставляли угощение конюшенному дворовому — «родственнику» домового, домашнему духу, обитающему в конюшне. Верили, что он покровительствует скотине, защищает ее от нечистой силы. Но на Иоанна дворовой мог лошадей «баламутить» — беспокоить, потому старались хорошенько уважить невидимого защитника и помощника. В качестве подношения полагалась ему каша с медом да краюшка ржаного хлеба.
2 ноября — Артемьев день. Полагалось заняться починкой забора, который и практическую роль играл — от зверья и недобрых людей хозяйские угодья защищал, — и символическую: считалось, что прочный, надежный забор обещает хороший, урожайный год.
Лесное зверье, чуя холод, приближается к человеческому жилью. А поскольку зверь лучше человека природу понимает, крестьяне подметили: коли на Артемия волки стаями воют — быть голоду зимой и недороду летом. Надежной защитой от зверей считался колокольный звон, поэтому в деревнях существовал обычай обходить двор, звоня в колокольчик — верили, что после такого несложного обряда волк побоится посягать на хозяйское добро.
Еще на Артемия хорошо квасить капусту — день традиционно считается благоприятным для этого занятия: говорят, получается капустка сочная и вкусная.
3 ноября — Илларион. День считался благоприятным для знахарства и целительства. Приходят первые метели, частенько пороша метет, а крестьянин примечает: если на мерзлую землю снег упал — быть следующим летом доброму урожаю; если же снег лег на сырую землю, но не растаял — будущая весна порадует ранними подснежниками. Но в деревне эта пора была непростой: слякоть делала дороги непроезжими ни для телег, ни для саней, поэтому крестьяне до первых настоящих морозов и снега оказывались отрезанными от остального мира.
А у вас в этом году снег лег уже или пока задерживается с прибытием?