Конечно, каким способом реставрировать, человек решит сам. Многое зависит от состояния лампы, материала, из которого она сделана, ну и, конечно, от ценности самого предмета, так что выбор за вами. Я же расскажу только об одном из вариантов, простом и доступном, который, возможно, кому-то пригодится.
В работе я использовала следующие материалы
- контурная паста (багетная паста для реставрационных работ) «ТАИР»;
- аэрозольный лак Rust-Oleum Painter's Touch, 2x ultra cover clear — матовый;
- наждачная бумага;
- губка;
- зубная щётка с жёсткой щетиной;
- обезжириватель или спирт;
- преобразователь ржавчины;
- резиновые перчатки.
Но сначала маленькая предыстория. Когда-то давным-давно в советское время мои родители получили за 100 км от города участок земли для ведения садового хозяйства. Тогда там не было ни света, ни воды, ни нормальной дороги. Но их это не испугало, и они с большим энтузиазмом взялись за освоение земли — корчевали, расчищали, копали, сажали сад и даже небольшой дом построили, практически с помощью топора, пилы и молотка. Героические люди! Электричества там не было достаточно долгое время, и единственным источником света были керосиновые лампы, которые родителям отдала моя бабушка. Когда я нашла эти лампы на чердаке старого родительского дома, а их было целых 3!, их внешний вид оставлял желать лучшего. Но я их помнила!!!
Керосиновые лампы из алюминиевого сплава
Керосиновая лампа из шпиатра
Много-много лет лампы пролежали на чердаке в картонной коробке, так как в быту они были уже не нужны, а на случай отключения света появились аккумуляторные лампы. Для современного интерьера они были страшными и потрёпанными, но выбросить их рука не поднималась. Никакой антикварной ценности они не имели. Это две советские лампы из какого-то алюминиевого сплава и одна лампа, скорее всего, начала ХХ века из шпиатра.
Шпиатр — это тоже сплав, в основном цинка с добавлением различных цветных металлов, но единого рецепта сплава не существует. Кстати, в 19 веке многие предметы искусства, которые выдавались за бронзовые, были сделаны не из чистой бронзы, а из сплава цинка с добавлением бронзы или даже меди, т.е. из шпиатра, поэтому в то время шпиатр стали называть «фальшивой бронзой».
Вот в таком состоянии была лампа из шпиатра до реставрации. Покажу её поближе.
До реставрации
До реставрации
До реставрации
Я смотрела на эти лампы и мысленно возвращалась в детство. Я была ещё маленькая, когда в дачном посёлке появился свет, но т. к. электричество часто подавалось с перебоями, то керосиновыми лампами в то время приходилось пользоваться довольно часто, и это был самый нужный предмет быта.
Керосиновая лампа. Многое можно вспомнить, что связано с ней. Помню вечерние посиделки, когда за большим столом собирались родители и старшие братья, вспоминаются их беседы о жизни и застольные песни под водочку, любили и «козла забить» в домино после трудового дня — вот так и вечеряли при свете керосиновой лампы. А я забиралась на кровать и, наблюдая за всем происходящим, попутно рассматривала причудливые тени на стене. Было тепло и уютно, и все вокруг казалось волшебным… а потом я тихо засыпала.
Свет керосиновой лампочки, которая и освещала, и согревала своим светом, помню до сих пор…
И очень мне захотелось, чтобы керосиновая лампа опять стояла на моём столе и освещала дом, хотя это уже совсем другой дом.
Но вернёмся из воспоминаний детства. Лампы решила отреставрировать, но как это лучше сделать, думала долго. Слава богу, что все части у ламп были целы и ничего паять-клеить не надо было.
Нужно было только улучшить внешний вид при полном сохранении работоспособности, чтобы их можно было использовать по прямому назначению. Все известные мне варианты предполагали использование краски. Большинство советов на разных форумах тоже сводились к одному варианту – к покраске из баллончика золотом или бронзой, а затем предлагалось посетить один из магазинов для женского рукоблудия и купить что-то типа «патины», которую используют в декупаже, и с её помощью создать «вид старинного предмета». Собственно говоря, советы хорошие, но мне не хотелось таким способом красить лампу из шпиатра.
И я нашла для себя другой способ, о котором вам и расскажу. Он очень прост и малозатратен, а весь секрет состоит в том, что вместо краски я использовала контурную пасту, она же багетная паста для реставрации фирмы ТАИР. В продаже есть пасты и других производителей, в том числе и итальянские, но они немного другие по составу. Обращаю внимание, что использовала не контур, а контурную (багетную) пасту!
Я часто использую в работах багетную пасту ТАИР. Мне она нравится из-за доступности, приемлемой цены и хорошего качества. Эту же пасту я использовала для декорирования буфета.
Производитель пишет, что пасту используют не только для реставрации багета, но и в качестве декоративного контура на различных поверхностях, таких, как стекло, металл, пластик, дерево и других – слово «металл» здесь ключевое! А если декоративный контур хорошо держится на металле, то почему этой пастой нельзя покрыть металл вместо краски?!
О том, что её можно использовать на металле, я вспомнила, когда увидела металлические ножки своей старой швейной машинки, которые я слегка позолотила этой пастой ещё в конце 90-х! С тех пор прошло почти 20 лет, а позолота осталась в том же состоянии – не потемнела, не облезла, хотя она даже лаком не была покрыта, и когда я вытирала пыль, пользовалась влажными салфетками.
Что мне ещё очень нравится, это то, что паста представлена очень широкой палитрой цветов и металлических оттенков, какой у краски в баллончиках нет, кроме того, в работе можно одновременно использовать несколько оттенков пасты и получать потрясающие эффекты.
Важно:
Есть один важный момент, на который мне хотелось бы обратить ваше внимание и о котором производители не пишут – у багетной пасты есть слабый эффект подлипания, поэтому её нужно обязательно покрывать лаком!!! Подлипание очень слабое, но ладошка его ощущает.
И ещё в таких работах для финишного покрытия, чтобы избежать ненужного блеска и сохранить тот самый «вид старинного предмета», я использую только матовый лак!!! Причём стараюсь найти самый матовый из матовых.
Итак, сначала расскажу о реставрации лампы из шпиатра
Прежде всего я её тщательно вымыла моющим средством для мытья посуды + средством с содой, после чего лампу обезжирила. Для очищения рельефного рисунка от грязи я использовала зубную щётку с жёсткой щетиной. Пользоваться металлической щёткой я не рискнула — не хотела лишний раз царапать шпиатр. Шпиатр хоть и сплав, но в сравнении с другими достаточно непрочный и даже может быть хрупким.Серый налёт на основании лампы и в некоторых других местах — это следы окислов, и отмыть их не удалось, трудная жизнь была у лампы.
Для окрашивания данной лампы я использовала багетные пасты двух цветов:
- серебристо-чёрный — в качестве основного цвета;
- бронза антик — для выделения рельефа.
Сначала очищенную лампу равномерно покрыла багетной пастой серебристо-чёрного цвета. Для этого небольшое количество пасты наносила на губку, растирала круговыми движениями на одноразовой тарелке, равномерно распределяя пасту на губке, а затем покрывала корпус лампы, тщательно втирая эту пасту в углубления рельефного рисунка.
Нанесение пасты на лампу. Слева видны следы окисления.
Основной цвет на лампу нанесён.
После небольшой просушки, с помощью пасты цвета античная бронза, лёгкими движениями, едва касаясь губкой выпуклых частей, выделила рельефный рисунок.
Таким образом лампу покрасила со всех сторон, включая донышко и чашу.
В завершении лампу покрыла аэрозольным лаком Rust-Oleum Painter's Touch, 2x ultra cover clear — матовый. Лак на лампу наносится тонким слоем — сильно поливать лаком не нужно.
Вот что в итоге получилось.
Теперь реставрируем лампы из алюминиевого сплава
Эти лампы я вымыла так же, как и первую, но здесь корпус аккуратно почистила тонкой наждачной бумагой (320) и обезжирила.«Коронки» ламп очистила от ржавчины той же наждачной бумагой и обработала преобразователем ржавчины.
Слева лампа до очищения, справа — после.
По аналогии с первой лампой покрыла их багетной пастой, только выбрала для них цвет античной бронзы. После просушки также покрыла матовым спрей-лаком.
Ну вот и всё. Теперь снова, как в детстве, можно посидеть при свете керосиновой лампы, правда, почему-то немного грустно стало — вот вроде и дача та же, и керосин есть, и лампы есть, только ТЕМ составом уже не сможем собраться никогда.
«Внимание к мелочам рождает совершенство, а вот совершенство уже не мелочь.» ©
Не моё, Микеланджело так считал, но ни могу не согласиться.
Может и не антикварная, но работящая! На улице в любую непогоду разгоняет мрак и холод =)
Ходим с ней до компостника осенью, антуражненько
Когда горит костер, лампа отдыхает...
Оля, спасибо не только за идею, но и за подробную инструкцию и за совет по подбору материалов
А то я всё не знала, что с ним делать. Красить не хотелось металл… а про пасты я даже и не знала
Постараюсь в ближайшее время столик сфотографировать. Можно потом тебе покажу, чтобы проконсультироваться. так сказать? А то он конечно из металла, но какого то… странного, я бы сказала.
Короче, я смотрю, и понимаю. что мне не хватит мастерства его облагородить…
Котикам конечно больше всех надо. Как увидели, что я стоил фотографирую, так сразу на него полезли оба.
Поближе и без котов
Край столешницы
Уголок
Ножка
Просто запрыгнуть ещё не успела.
Почему то они были уверены, что фотографировать я собралась их и просто площадку готовлю достойную и соответсвующе полезли позировать.
А тут успела.
тут все трое крупным планом
Оля. извини за оффтоп
Буду стараться
Только ты уж мне, как чайнику… понимаешь
И заранее приготовься к глупым вопросам
Мне сразу вспомнился случай, как пару лет назад я проезжала мимо одной деревеньки, в которой домишки больше были похожи на лачуги. И вдруг в конце деревни, О, Чудо! Картина маслом, как говорится. Дальше без комментариев, просто фото
А столику вернуть вторую жизнь все же надо, а потом уж разберешься куда пристроить!!!
Но… глаза боятся…
… и для храбрости, чтобы глаза не боялись ..
Могу дотянуться например до такой:
Купили дачку и нам оставили все что там было, дачке 35 лет, ни электричества, ни воды нет. Зато россыпь разных ламп, подсвечников, люстр для свечей и всякой такой аутентичности ))
Электричество конечно проведем, но и аутентичность хочется сохранить
Лампа немецкая, без выкрутасов, из декора только Мэйд ин Германия, пока в самом наиужаснейшем состоянии. Выбирала для эксперемента самую труху. Пока пытаюсь снять ржавчину. Но металл видимо не совсем железо, нашатырь с перекисью не взял. Сейчас намешала к перекиси кислоты уксусной (лимонная еще вчера закончилась) и соли поваренной. Раствор сразу уверенно начал темнеть, дело пошло. Осталось дождаться литр перекиси, чтобы всю лампу макнуть, а не только держатель фитиля с крышечкой
Цвет темного серебра мне понравился, правда не знаю что ко мне придет. Тоже вроде бы темное серебро написано и бронза. А кроватку наверно в белый выкрашу, не металлический цвет. Впрочем она не крашенная, можно и пропитку светлую взять и не париться. Только вот некуда ее ставить. Детям двухэтажная нужна, нам двухместная, в гостевой тоже лучше двухместку поставить… А кровать одноместная. Придумаем
Мягкая шлиф-губка
Пока что только дрон на сосну посадили, а хотели фоток наделать, распланировать участок
Керосинка — класс! Я таких и не видела никогда! Хоть музей собирай
А губки у нас такие продаются в строительном. Да и у меня жужжалка есть, вернее разные жужжалки, от самой маленькой, аля для ногтей, для резки по дереву, до большой.
Пока ума не приложу как можно красиво украсить эти старые лампы и подсвечники, они же без кренделей, самые простые, в черный цвет крашены были…