А вы помните, что радовало и увлекало вас в детстве?
У меня предложение. Давайте на время попробуем стать детьми и посмотрим вокруг их глазами. Я уверен, что только так мы сможем сделать для них сад таким, какой действительно придется им по вкусу. Да, и не забывайте, что создаваться этот сад должен при самом непосредственном участии вашего чада.
Не так уж редко случается, что самая благоустроенная и дорогая детская площадка вдруг отчего-то становится неинтересной ребенку, и он убегает на соседний пустырь, заросший чертополохом, и полностью игнорирует яркие красивые снаряды, купленные любящими родителями.
Давайте, как и договаривались, представим себя на месте этого ребенка. Ну что, скажите, может быть интересного в примитивно расставленных на плоскости всевозможных снарядах? Или вы уже забыли о том, что в детстве так хочется приключений? В голове куча фантазий, ожиданий… Вот этому и следовало бы потакать.
Поехали! Вперед, к приключениям!
Кстати, почему у нас все решают только папа и мама? Разве они будут «зажигать» здесь с друзьями?
Горы и джунгли для юных искателей приключений
Совершенно плоское и полностью открытое пространство площадки вряд ли будет интересно ребенку, у которого есть потребность в укромных уголках. Не случайна же детская любовь к шалашам на городских пустырях – так подыграйте! «Детский сад» можно построить как лабиринт, а уж за счет чего создан этот лабиринт (растения, постройки) – решать вам.Уверен, что на ровной площадке, которая просматривается со всех сторон, играть в приключения довольно сложно. Вот если есть рельеф, да еще со своими укромными уголками, скрытыми наблюдательными точками – вот это да, это то, что надо. Зимой эти холмы можно заливать водой и превращать в ледяную гору. А преодоление «гор» для самых маленьких, по мнению детских психологов, и вовсе необходимо (лидерство, героизм и пр.).
На ровной площадке, открытой со всех сторон, играть в приключения сложно
Вообще, эффект гор, которые надо покорять, и заросли растений, похожие на джунгли, придутся по душе любому ребенку. Кстати, заросли вполне можно создать из таких растений как горец сахалинский (Polygonum sachalinense), малина душистая (Rubus odoratus), рябинник рябинолистный (Sorbaria sorbifolia). Они супернеприхотливы, и топчи их не топчи – вырастут снова. К тому же, их размер вполне может скрыть ребенка от сотоварищей, которые вдруг стали членами вражеского племени в игре. А вот какие-нибудь крупные злаки, типа мискантусов, иногда для этих целей рекомендуемые, может, и выглядели бы здорово, но ими довольно легко порезаться.
Стилистика детской площадки
Теперь немного о стилистике. Я представляю, как ухмыльнулся сейчас кто-то из читателей. А ведь если задуматься, то мы часто говорим о стилистике своего сада и почти никогда не говорим о стилистике детской площадки. А она должна присутствовать там, может, даже более явно, чем в основном саду.Площадка есть, а стиля нет
Стилизация детской площадки, в отличие от бездушного воплощения ее в дереве и металле, как раз и простимулирует воображение ребенка, спровоцирует игры. Известно, что с точки зрения педагогики дети должны придумывать себе игры сами. Нам нужно предоставить только стимул для фантазии. Стилистика – и есть тот самый стимул.
Особенно хорошо она работает, когда оторвана от сегодняшнего дня и/или от географии данного места. Может, это будет остров Робинзона, может — индейская деревня, а может — космическая станция, совершившая посадку на другой планете? Подумайте об этом, ведь кто, как не вы, лучше всего знает о любимых книгах ребенка, о его любимых фильмах.
Технарь или юный натуралист?
Конечно, все дети разные, и кто-то растет технарем, а кто-то юным натуралистом. Но уверен, что обоим, скорее всего, неинтересны стандартные металлические конструкции на площадке, засыпанной гравием. И если у вас растет будущий строитель, инженер – то пусть сам и конструирует свою площадку. Она вполне может быть таким своеобразным конструктором.Пусть сначала стоят только четыре столба, которые потом начнут «обрастать» (естественно, с помощью взрослых) стенами, полом, потолком. В ход пойдет все: ящики, бревна, чурбаки. Глаза ребенка загораются, когда он сам начинает сооружать свой первый в жизни дом. А вообще, у ребенка есть практически патологическая тяга к собственному домику, и шалаши вышеупомянутые все оттуда же, ведь так хочется быстрее стать взрослыми и самостоятельными.
Собственный домик — мечта ребенка
С другой стороны, может быть, вашему ребенку будет куда интереснее не дом строить, а возделывать собственный цветник или иметь собственную овощную грядку. Часто подобным увлекаются девочки, но иногда бывает, что и мальчики. Но прививать любовь к природе имеет смысл не только увлеченному юному натуралисту.
Да, детский огородик или цветник нужен, конечно, не всем, но скворечники или бельчатники не помешают никому. Хороши и кормушки для птиц, в которые ребенок зимой собственноручно подсыпает крупу и крошки хлеба, заботливо собранные со стола после обеда.
Сажайте растения, привлекающие птиц, – они должны служить для знакомства детей с природой. Очень часто советуют: избегайте сажать растения, привлекающие насекомых. Это, мол, чревато укусами. Ну и что? Такой укус не смертелен, но зато на всю оставшуюся жизнь ребенок поймет, кто есть кто, кого бояться – а кого нет.
Кому-то интереснее изучать травинки
Другой очень важный момент в жизни ребенка – посадка собственного дерева. Это не имеет прямого отношения к детским площадкам, но имеет самое непосредственное отношение к познанию природы и воспитанию любви к ней. Крупные семена деревьев — таких как дуб красный, орех серый, конский каштан обыкновенный и другие — ребенок может посеять, а потом вместе с папой и мамой подросшие сеянцы высаживать за пределами своей дачи или дома. Кто знает, может, когда-нибудь он будет водить под кроны этих дубов своих внуков. И не будет ничего более трогательного в семейном альбоме, чем череда фотографий со сменяющимися поколениями вашего рода под набирающими силу дубами.
Вообще, проектируя детскую площадку, помните, что это для взрослых главная функция – отдых, а здесь главное – познание жизни. И при строительстве дома формируется пространственное мышление, при посадке дерева – познается природа.
Песочница, шалаш… А что еще?
Понятно, что здесь речь идет о детях старшего возраста. Но и малыши, которые возятся с куличиками в песочнице, – они тоже инженеры. Игры малышей с песком и водой служат для познания свойств этих элементов, развивают моторику, формируют пространственное мышление.Игры с песком необходимы для развития малыша
Кстати, коль уж мы заговорили о воде, то она вполне допустима на детской площадке. Вспомните, как по весне все дети любят запускать кораблики в ручьях. Так дайте им такую радость на весь сезон! Разумеется, речь не идет о создании на детской площадке водоемов, это может быть опасно.
Вот вспомнили о ручейках, о шалашах. Эти детские повадки известны всем, но почему-то никто не использует в своих садах. А что еще из таких повадок? Помните тайники, которые вы делали в детстве? Так называемые «секретики» под стеклом, которые прятали под землю? А рисовать мелом на асфальте? Ну кто этого не любил? Так почему же не дать такую возможность ребенку в саду? Кстати, детские психологи считают, что оптимальным для малышей является рисование желтым мелом на зеленой доске. Изучение букв или цифр в такой гамме будет куда более результативно.
Коль уж мы заговорили о цвете, то, конечно, важно отметить, что дети особенно остро реагируют именно на насыщенные цвета. При этом и их развитие идет в верном направлении. Пастельные и ахроматические варианты – это то, к чему мы приходим с возрастом, а здесь – молодость и буйство красок.
Поговорим о месте и размерах площадки
Если с наполнением детской площадки все более или менее ясно, то где же в саду она должна располагаться? Абсолютно понятно, что ни в коем случае не на транзитном маршруте. Впрочем, не стоит это понимать слишком буквально и запихивать детскую площадку вглубь сада. Дорожки не должны проходить через саму площадку, не должны разрезать ее плоскость. В то же время, у вас должна быть возможность попасть на детскую территорию в кратчайшее время.На солнце или в тени должна быть такая площадка? Правильным не будет ни первый, ни второй вариант. Эта площадка должна иметь на своей территории как освещенную площадь, так и затененную часть. Считается, что освещенной должно оставаться не менее 1/3 детского участка. На любой солнечной площадке должен быть затененный участок. Это могут быть какие-то тенты, деревья с раскидистыми кронами, перголы с лианами и прочее.
На солнечной площадке обязательно должен быть затененный участок
Иногда смешно бывает читать в некоторых книгах или статьях по садовому дизайну предложение посадить на детской площадке дерево для создания тени. Каким будет ребенок, когда это дерево наконец-то вырастет и начнет давать тень? Вполне вероятно, что под ним он уже начнет нянчить своих детей. Но, естественно, если на участке уже есть какое-либо взрослое дерево, имеет смысл рассмотреть место под ним на предмет использования его в качестве детской площадки. Хорошо, если дерево при этом будет расположено относительно площадки на юго-западе, но это не обязательное условие. Если участок гол целиком, то мы решаем эту проблему рукотворными элементами или лианами на опорах.
Размер площадки может также быть различным. Все зависит от того, каков ваш ребенок: мальчик или девочка, будущий спортсмен или ботаник. Тем не менее, есть нормы. На них можно ориентироваться хотя бы как на необходимый минимум. Так, минимальная норма на одного ребенка до 3 лет – 3 м.кв., для ребенка 4–6 лет – 5 м.кв., а для более старших – 10 м.кв. Если же речь идет об игровых площадках — то есть, как раз тех территориях, где разыгрываются порой почти настоящие «военные баталии» с соседской ребятней, — то их размер может быть около 15 м.кв.
Что посадить на детской площадке?
Теперь вопрос, с которого обычно начинают (а часто им же и заканчивают) разговор о детских площадках. Это ассортимент растений. Сейчас много пишут об этом, и, что забавно, почти всегда разговор начинается с того, что автор предостерегает читателя от посадки на детской площадке ядовитых растений. Ну скажите, какая мать посадит на детской площадке ядовитые растения, если она знает, что они ядовитые? А если не знает, то и эта рекомендация ей никак не поможет.Растения, у которых есть плоды или ягоды, лучше выращивать в саду
На самом деле, на детской площадке следует избегать любых растений с четко читающимися плодами. Даже если они вполне съедобные. Поверьте, ваше чадо не будет дожидаться, пока они созреют. Касается это малышни в возрасте до 3 лет, так как у них основное познание мира происходит через пощупывание, покусывание и полизывание.
Не стоит сажать колючие растения, но в этих рекомендациях часто доходят до абсурда, когда к колючим начинают относить сосны, пихты, ели...
В возрасте от 3 до 7 лет на вкус уже все попробовано. Теперь в играх требуется физическое напряжение. Хорошо, если на вашем участке давно растет какое-то мощное дерево. Мы говорили выше, что в этом случае мы строим площадку рядом с ним. Оно вполне может стать хорошим тренажером, который не сравнится с искусственным оборудованием.
Такими деревьями могли бы быть вяз шершавый (Ulmus glabra), дуб красный (Quercus rubra) и черешчатый (Quercus robur), орех серый (Juglans cinerea), липы крупнолистная (Tilia platyphyllos) и мелколистная (Tilia cordata), взрослые экземпляры клена приречного (Acer ginnala) и красного (Acer rubrum). Это достаточно прочные деревья, а структура их ветвления позволяет ребенку лазить по ветвям, с полным правом считая себя Тарзаном.
Дополнительный эффект джунглей можно создать использованием лиан. Для подобных условий вполне подойдут такие неприхотливые как, например, девичий виноград пятилисточковый (Parthenocissus quinquefolia).
Если таких деревьев на участке нет, необходимо их придумать. Вырастить вряд ли успеете, но, в конце концов, это могут быть даже простые ветвистые стволы от уже когда-то где-то спиленных деревьев. Такое дерево или его имитация будет, скорее всего, акцентом площадки. А что под ним, что в подчинении?
Что посадить на детской площадке?
Это вполне могли бы быть такие кустарники как кизильник блестящий (Cotoneaster lucidus), виды и сорта спирей (Spiraea sp.), чубушников (Philadelphus sp.), сиреней (Syringa sp.).
Я уже не раз упоминал о шалаше, который вполне можно создать из растений. Например, из воткнутых в землю и связанных наверху переплетенных ивовых прутьев, которые, как известно, прекрасно укореняются и могут превратить такой шалаш в настоящий зеленый дом. Можно воспользоваться плакучими формами вяза шершавого (Ulmus glabra ‘Pendula’) или ясеня обыкновенного (Fraxinus excelsior ‘Pendula’). В этом случае, однако, под ними потребуется соорудить деревянный помост около 5-10 см над поверхностью земли, дабы с самого начала обезопасить их корни от вытаптывания. А также надо сразу вырезать проход (вход в шалаш), иначе все ветви будут обтрепаны на высоту роста вашего малыша.
Площадка, растущая вместе с ребенком
Дети продолжают взрослеть. И вот они пошли в школу. Приключения и джунгли многим из них уже кажутся наивным детством. Это вполне «серьезные люди». Они смотрят на свою площадку и сад в целом совсем другими глазами (тем не менее, посещают ее — в отличие от подростков 12-15 лет, которые используют ее исключительно как место для тусовки с друзьями).Дети растут — интересы меняются
Теперь площадка для них не место игр, а их территория, на которой они могут сделать все то, то им хочется. Здесь тоже надо пойти им навстречу, ведь на этом этапе ребенку очень важно самореализоваться. Может быть, вы вместе с ним на его участке построите маленький садовый домик на смену примитивному ивовому шалашу, а может, разобьете декоративный огород. Все зависит от индивидуальных предпочтений вашего ребенка, которые важно угадать и потом развивать.
Если ребенок тяготеет ко второму варианту, то есть целый ряд растений, простых в выращивании и при этом интересных. Это и овощные (декоративные тыквы, фасоль, «зелень»), и цветочные (хосты, лилейники, бруннеры), и древесные (гортензии, стелющиеся ивы — формы и сорта с извилистыми побегами, лапчатки, сосны горные, кедровые стланики, формы туи).
Вот такое непростое это дело – сооружение детской площадки. Но все в наших руках, надо просто на время снова стать детьми.
Александр Сапелин,
ландшафтный архитектор
Читайте также:
- 8 идей для обустройства детского уголка на даче
- Тпру и но: как сделать лошадку из старого носка
- Домик для детей
- Как обустроить детский огород
- Как сделать зимнюю горку для детей на даче
- Детская площадка своими руками
- Как построить детскую песочницу своими руками