Русский сад — существует ли он?
Я заглянула в наиболее масштабное издание последнего времени – «Дизайн сада» Д. Брукса, где упоминаются французские, итальянские и японские сады, британский и американский модные стили. Почему-то о русском ни слова. Хорошо, подумала я, в конце концов, это иностранный, хотя и именитый, автор.
Однако книга отечественных авторов Черняевой и Титовой «Ландшафтный дизайн вашего сада» тоже не прояснила ситуацию. В ней нашлась глава о русской усадьбе с парой рисованных картинок приусадебных парков и краткой историей их развития, однако авторы не дали ни фотографий русского сада, ни четких принципов их создания, за исключением общих рассуждений. Но разве их достаточно для представления о русском стиле?
Картинок приусадебных парков недостаточно для представления о русском стиле
Обратимся к определениям. Словарь Ожегова определяет стиль как «совокупность черт, близость выразительных художественных приемов и средств, обусловливающих собой единство какого-нибудь направления в творчестве». То есть, помимо настроенческих признаков, которые, безусловно, определяют сущность сада, должны существовать совершенно реальные физические средства создания этого настроения и приемы работы с ними. А для конкретного стиля они должны быть оригинальными, отличными от других.
Тот же словарь дает слову «русский» такое определение: «Русский – относящийся к русскому народу, к его языку, национальному характеру, образу жизни, культуре, а также к России, ее территории, внутреннему устройству, истории; такой, как у русских, как в России. Р. язык. Р. философская мысль. Р. критический реализм Р. богатырский эпос. Р. деревянное зодчество. Р. крестьянская община. Р. народные песни. Р. романс. Р. гостеприимство. Р. кухня. Р. национальный костюм. Р. тройка. Р. зима. Р. рубашка (косоворотка). Р. рысак». И снова среди исконно русских понятий, при упоминании которых в голове возникает совершенно определенный образ, увы, отсутствует слово «сад». Главным средством создания сада — думаю, все согласятся, — служат растения. Стили садов зарождались всегда на основе местных растений, так как иных просто не было или достать их было сложно, и лишь затем пополнялись заимствованными. Японский сад прочно ассоциируется с японскими кленами, бамбуком, сакурой, соснами, хостами, ирисами, кочками мха. Подобные наборы растений местной флоры, составляющие костяк сада, можно описать и для любого другого национального сада. И только со временем стили начинали оказывать влияние друг на друга, а сады пополняться чужеземными растениями.
Какие растения создают русский сад?
Что из исконно российских растений использовалось для создания сада, что являлось объектом селекции? Разве что рябина, черемуха да калина, да и то скорее из соображений пропитания (выводились вкусные сорта, а не красивые). Березы же, сосны, ели, бересклеты, дубы, ольха – всем этим мы можем любоваться в природе, в садах же их почти никто не использует, если не считать садов, изначально устроенных в сосновых или других лесах, где наличие этих деревьев скорее вынужденное, чем целенаправленное. Собственных форм и сортов мы почему-то не имеем — увы, они завозятся из-за границы.
Более того, в народе распространены нелепые поверья насчет того, что посадка у дома некоторых растений приводит к несчастьям. Папоротник, очиток, туя – кладбищенские растения, ель посадить – к смерти хозяина, калина, рябина… Всем находится недобрая подоплека.
То же касается и декоративных многолетников: прострелы, ветреницы, печеночницы, хохлатки, пролески, башмачки, пионы исчезают из природы, а в садах их не прибавляется. За границей есть культивары этих растений с различной окраской цветка, махровые и т.п. Почему же русский сад обделен ими? А если новые сорта и создавали, то где они сейчас? Честь и хвала немногочисленным нашим селекционерам флоксов, лилий, пионов и еще нескольких культур. Но это не природные российские растения.
В наших садах сейчас почти не встречаются природные российские растения
Садоводы задают вопросы о хостах, гейхерах, лилиях, древовидных пионах, клематисах. Бесспорно, они весьма привлекательны и подходят для посадки в наших садах. Но только ли они? Лишь единицы спрашивают об ивах отечественной селекции, маньчжурском орехе, дальневосточных растениях. Разве это потому, что они уже растут в каждом саду и с ними все ясно? Отнюдь.
Какие еще есть средства создания сада? Материалы. Их не так много – камень и дерево. И в садах различных стилей они используются по-разному. В России (если помнить, что она не ограничивается Подмосковьем) с камнем и деревом все в порядке. Имеется и известняк, и ледниковые валуны, и тонкослоистый песчаник, а уж лесами мы гордимся по праву.
До недавнего времени камень в садах практически отсутствовал
Но в садах до недавнего времени камень практически отсутствовал. Посмотрите на иллюстрации русских садов, и вы не увидите ни фундаментов, ни подпорных стенок (хотя часто сады, расположенные на склонах, просто нуждаются в них), ни даже мощения или настилов. Материалы есть, а приемы их использования отсутствуют. Остается только догадываться, почему наши предки предпочитали месить грязь даже в собственных усадьбах.
Отсутствуют и национальные приемы работы с растениями. Например, японцы придумали формировку бонсай, европейцы – топиарное искусство. Почему же наши деревья так лохматы и неухожены? Хорошо, оставим даже хвойные и декоративные породы, а вспомним о часто упоминаемой утилитарности русского сада. Для лучшего урожая и долгой жизни яблоню необходимо формировать. Но правильно обрезанные плодовые можно увидеть разве что в старых колхозных садах. А, например, в Праге плодовые деревья в 80% случаев сформированы. Наши частные сады запущены, плодовые в них растут подобно дичкам, болея и скудно плодонося. Отсутствуют и приемы работы с травой. Газоны появились не так давно, раньше трава если и выкашивалась, то не в декоративных целях, а чтобы коровку покормить.
Часто приводят в пример иллюстрацию русского сада с беседкой. Однако если убрать с картинки беседку, получаешь… пару цветущих яблонь на опушке леса или парк.
Усадебные парки вообще часто приводятся в качестве образца. Возможно, сто и более лет назад они и были таковыми. Но сейчас можно увидеть лишь их останки, представляющие собой все тот же лес со стоящими в нем узнаваемыми русскими постройками, системой тропинок и локальными вкраплениями посадок. Но причем же тут слово «сад»?
Василий Поленов. Бабушкин сад. 1879 г.
До прошлого века сады были привилегией состоятельных людей. Но сейчас все изменилось, и во многих странах иметь собственный сад стало возможным и самому простому человеку. Уже сформировавшиеся местные садовые стили определяют вид личных, часто небольших, садов. Чего не случилось с русским. Шестисоточные и деревенские участки использовались в основном для выращивания пропитания, советская селекция работала над сортами овощей и фруктов, а не декоративных растений для личного сада. Лишь некоторые энтузиасты занимались флоксами, лилиями, гладиолусами. Малого российского декоративного сада не случилось. Как бы я ответила на вопрос, был ли, есть ли, и будет ли русский декоративный сад? Русский сад, возможно, существовал или зарождался. О нем сейчас с теплой грустью и ностальгией вспоминают немногие, его видавшие. Русский декоративный сад имел возможность стать самобытным и появиться на каждом деревенском или дачном участке. Однако в силу исторических событий этого не произошло.
Русского сада как стиля сейчас не существует. Есть сады в России, есть сады русских людей. Но стиля такого нет. Россия и ее сады захлебываются от лавины импортных растений и импортных материалов, которые раньше были недоступны. Создают сады, глядя на красивые чужие картинки. Они настолько яркие, что затмевают те скромные рисунки или черно-белые фото, которые приводят как свидетельство существования русских садов.
Вячеслав Палачев. Деревенский пейзаж. 2014 г.
Может ли русский сад появиться и состояться? Конечно, может. Другое дело, что в современных условиях этому сложнее случиться. Еще столетие назад страны были более разобщены, поэтому создавались местные произведения искусства (каковыми являются и сады) на основе местных традиций и материалов. Сейчас же информационное пространство мира едино. Мы одновременно испытываем влияние множества культур, что делает весьма затруднительным создание чего-то собственного, уникального. Вероятнее всего, самобытные стили прошлого останутся, но современные сады унифицируются, станут похожими повсеместно. Не минует это и нас.
А напоследок хочется заметить, что российский сад создается сейчас, и весьма активно. Зависит ли этот процесс от меня, вас или кого-то еще? Вряд ли. Скорее это бессознательный результат тех процессов, что происходят в российском обществе. Если русский сад существует, он прорвется из глубин нашей памяти, появившись в обновленном обличье. Поэтому каждому из нас остается самое приятное занятие – создание собственного, индивидуального сада, который когда-то станет крошечной точкой в мозаике российских садов. А может, и ярким, всемирно известным, эталоном нового, русского, сада.
Ольга Бондарева
Возможно, вам также будут интересны публикации:
- Сад в стиле русской усадьбы
- А не обратить ли нам взор на русскую избу?
- Растения и стили: «шпаргалка» для начинающих ландшафтных дизайнеров
Ну, когда было русскому крестьянину заниматься цветочками? И зачем? Если вышел в лес или на луг, и любуйся разнотравьем, вдыхай ароматы. А на лугу картина меняется всё лето. Одни растения отцветают, другие появляются во всей красе. Вдобавок ещё и лекарственные.
Это дворяне завозили к себе заморские диковинки, листая модные французские журналы, и пытались подражать западным садоводам, дизайнерам.
Хорошо, что сейчас есть возможность и диковинки на своём участке выращивать, и наслаждаться дикой природой, и дать волю фантазии и лени.