Немного про фотографию...


Нетрудно свести лошадь к воде. Но если вы заставите ее плавать на
спине - вот это значит, что вы чего-то добились!
Артур Блох, ЗАКОНЫ МЕРФИ
Нетрудно свести лошадь к воде. Но если вы заставите ее
плавать на спине — вот это значит, что вы чего-то добились!
Артур Блох, ЗАКОНЫ МЕРФИ

 
Сразу прошу прощения за некоторые не совсем дипломатичные рассуждения и высказывания, а также за корявость языка и текста. И хочу выразить свое уважение к коллегам, которые серьезно относятся к фотографии как к искусству и увлечены этим волшебным занятием. Также могу понять тех любителей фотографии, которые  считают, что учиться фотографии совсем не нужно и это им не интересно.

Мои рассуждения, скорее всего, обращены к тем любителям фотографии, которые хотят научиться фотографии, потратив на это хоть какие-то усилия. Но, а если есть желание очень хорошо научиться фотографии, то надо этим сильно увлечься. Это примерно то же самое увлечение, как и увлечение садоводством, цветоводством, овощеводством, рыбалкой и пр. В общем, это такое же азартное увлечение, которому надо посвятить кусочек жизни.
   
Благодаря техническому прогрессу и совершенствованию фототехники это вполне возможно. Сейчас можно сделать снимок телефоном, о котором раньше владельцы цифровых камер могли только мечтать, а современные многопиксельные мыльницы дают такие возможности для творчества, которые даже не снились фотографам начала цифровой эры.

Начнем с самых основных задач начинающего фотографа, который хочет сам научиться делать хорошие фотографии, а также разберем основные законы и правила, необходимые для этих целей.
  
На своем собственном опыте, купив фотокамеру (мне ее, правда, подарили сыновья) и мельком изучив, где что крутить и нажимать, от радости простоты этого процесса и «красоты» своих произведений, сразу выкладываешь на фотосайт свои «шедевры». И вот там тебя начинают водить «мордой» об лавку. И оказывается, что ты совсем не знаешь, что такое фотография, не знаешь, как правильно пользоваться фотоаппаратом, и даже не знаешь, что такое ЗП, ПП, ПНУ, ЛВУ и много еще чего, что должен знать уважающий себя фотограф.
  
Чтобы было понятнее, это примерно то же самое, когда начинающий садовод накупил массу различных растений и, не изучив их условия и правила посадки и выращивания, закопав их кое-как в землю, ожидает хороших результатов. Но как я убедился, большинство начинающих садоводов, в основном, вначале обращаются к литературе и правилам выращивания растений.
 
Так и о фотографах позаботились уже давно и приготовили хороший учебник (сейчас их масса) «Основы цифровой фотографии для чайников», из которого можно практически все узнать, и даже если человек никогда не знал, что такое диафрагма, глубина резкости, он будет уже знать, что это означает. И самое главное, каким образом происходит процесс съемки в разных условиях. А практически на любой вопрос интернет вам откроет не один десяток ответов.

Владение фототехникой и знание основ фотографии я считаю залогом в получении хороших результатов в фотографии.
Я уверен, что более 50% обладателей фототехники не владеют всеми тонкостями управления фотоаппарата и используют не более 10% возможности фототехники. А я и сам пользуюсь возможностями своей фототехники процентов на 40-60, а уж сложным фоторедактором и того меньше.
  
Изучив матчасть можно переходить к основам получения качественного снимка, а одно из главных — это резкость. Одна из причин нерезкого снимка — шевеленка, это когда происходит сдвиг снимаемого объекта относительно матрицы камеры на длительных выдержках при съемке с рук. Ещё одна из основных причин нерезкости — это расфокусировка. Это когда точка фокусировки не попадает на тот объект, который должен быть резким. Как в том и другом случае надо снимать со штатива — и это тоже одно из главных условий получения качественной фотографии. Штатив, самый простенький и дешёвый, не только повышает качество снимка, но и упрощает и облегчает процесс любой съемки, будь то пейзаж, натюрморт или предметная съемка.

О сюжете и композиции снимка тоже можно почерпнуть знания в той же азбуке для начинающего фотографа, хотя знания этих параметров едины для всех видов изобразительных искусств.
  
И вот теперь еще можно поговорить о не мене важном параметре получения хорошей фотографии. А это подготовка фотографии к презентации ее на сайте, на фотоконкурсе или для печати. Ведь конечный итог стремления получить хорошую фотографию, это увидеть ее в печати на стене в большом размере, которую не стыдно подарить друзьям, но здесь могут быть разные конечные цели.

Здесь много идет споров о том, обрабатывать фотографию или не обрабатывать… И некоторые даже гордятся тем, что не обрабатывают. И тут я сторонник того, что нужно уважать зрителя, который желает полюбоваться твоей работой, и не подсовывать ему нерезкие, затемненные или засвеченные, карточки, которые можно немного поправить в редакторе, хотя любой фотограф старается снять сразу хорошо, чтобы минимизировать подготовку. Но часто бывают случаи, когда снят удачный кадр по сюжету, а снимок оказался недоэкспонирован, или вылезла пыль с матрицы, или маненько завалил горизонт, или еще какие-либо свои недоработки при съемке или ошибки камеры. Вот тогда и помогает редактор.
     
Лет десять назад вообще было невозможно разместить фотографию на
сайт без обработки, не сжав ее до требуемых размеров. При сжатии терялась резкость, и нужно приложить немало усилий, чтобы сжатая фотография не потеряла своего качества. Да и многие фотографы снимают в «сырых» форматах,
которые потом необходимо конвертировать и обрабатывать в редакторе.
   
Виртуозное владение всеми возможностями редактора это тоже талант, и чтобы овладеть этим, нужно приложить много сил и энергии. Сравните это с садоводством. Ведь с посадкой растения работа с растением не заканчивается.
Просто нужно отличать необходимую обработку фотографии от компьютерного искусства, которое тоже имеет право на жизнь. И там тоже нужен талант.
   
Вот как-то так для начала. Будут вопросы, рад ответить.

Запись размещена в разделах: , , , , , ,
Автор записи:
Добавили запись в избранное
ok_415907067157 Елена Столповская и еще 1 человек


Комментарии (33)
Хочу выразить благодарность редактору и админу, которые удачно выделили текст
Спасибо, Владимир!
Рад, что вы отважились «постучать одним пальцем».
Про штатив это вы верно написали. Кроме неподвижности он еще и несколько дисциплинирует фотографа. Штатив это как мольберт у художника. А художник даже набросок на коленке не станет делать.
Уважать свою работу это уважать тех, для кого работаешь.
С большим уважением к Вам, Андрей, позвольте чуточку не согласится с утверждением, что художник на коленке не станет набросок делать… Делают, и на коленках, и на досках, и на огрызках бумаги, и на спинах товарищей когда сюжет зажигает внутренний огонь, а с собой «объект» творческого внимания не возьмёшь, по памяти же порой очень трудно воспроизвести все детали и тона… мольберт же, как правило, в таких случаях, к сожалению, не под мышкой
Дааа, Андрей! Вот осилил как-то с трудом… Я когда-то, в самом начале своего знакомства с фотографией, удивленно смотрел на пацанов, которые носились со своими мыльницами на штативах.
И только позже понял, что они в этой области грамотнее меня
И штатив есть, и желание, а резкости нет… Учиться по учебникам нужно, но скучно. И понять правильность науки тоже не просто. Вот для меня шедеврально, а для профи — детский лепет. А хочется научиться.
Да, спасибо большое за тему. Правильная она очень. Прежде всего об уважении зрителя. 
 
Все правильно, Ирина! Когда я сравниваю свои работы с работами больших мастеров фотографии, то плакать хочется. Так что всё познается в сравнении, это и подталкивает тебя к повышению мастерства
Спасибо, Владимир, за подсказку об учебнике «Основы цифровой фотографии для чайников».
Просто как-то не догадалась набрать в поисковике подобное… записалась на рассылки Фото-монстра, которые регулярно приходили и регулярно складировались в отдельную папочку… просто там так всё сложно и непонятно, что извилины куда-то заворачиваться начинают
Аня! Я читал печатное издание, тогда их всего было пара книжек, которые пришлось искать по всем книжным магазинам… а сейчас и магазинов-то этих даже нет.
И как раз мы с Вами пришли к выводу, что всё проще чем думалось. Пройти «курс молодого бойца», проштудировать инструкцию настроек собственной фототехники и вперед, — к вершинам мастерства
Кстати, если не найдете ответов в книжке и в интернете, милость прошу, вместе подумаем
Владимир, большое спасибо Вам за статью. В ней большинство Ваших мыслей совпадает с моими. Я тоже прошла весь тот путь который Вы описали. Тоже купив камеру, решила, что все в моих руках. Прошла школу фотосайта и фотошопа (самостоятельно). Может меня не так строго судили , но учителей нашлось предостаточно. К моему счастью у меня была хорошая на тот момент натура (жила в В Сеуле). Со временем желание фотографировать у меня не прошло, а вот из натуры осталось 10 соток подмосковного участка. Вот по этому я здесь. У Вас прекрасные работы. Так приятно видеть красоту и качество. Я рада, что вы тут появились. Надеюсь, что Ваши советы будут полезны. )
Спасибо, Елена! Правильно говорят, что счастье — это когда тебя понимают!
Кстати, было огромное желание съездить поснимать в Корею и Японию, но Китай
затянул на три поездки, и больше в ту сторону не пришлось
А советы, они всегда полезны в каком-то конкретном случае…
У меня большая просьба к модераторам: ну, поставьте же точки над «Ё»! Не люблю, когда слово фотосъёмка искажают. А тут целый раздел без Ё!
Ё-моё))) Я тоже часто пропускаю Ё, но стараюсь исправляться)))
Съем-ка свой ужин, пока вы там договоритесь с коллегами.
Извините Наталья Алексеевна, это мой косяк. Набирал текст на планшете, а там даже не знаю, где эта буковка
А модераторам, по-моему, есть тут чем заняться. Как приходит статистика, я плакаю… как те мыши, которые ели кактус
Владимир, разве вы можете ставить теги в своих публикациях? Или дать название разделу? Это могут только модераторы. А у них на клавиатурах имеется буква ё, да она на всех современных клавах есть, даже в телефонах.
Да, у них много работы, так зачем же делать двойную работу?
Наталья Алексеевна, в настоящее время действуют Правила русской орфографии и пунктуации, утвержденные в 1956 году Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР.

Касательно употребления в русском языке буквы «ё» в § 10 раздела IV данных правил содержатся следующие положения.

Буква «ё» пишется в следующих случаях.

1. Когда необходимо предупредить неверное чтение и понимание слова, например: узнаём в отличие от узнаем; всё в отличие от все; вёдро в отличие от ведро; совершённый (причастие) в отличие от совершенный (прилагательное).

2. Когда надо указать произношение малоизвестного слова, например: река Олёкма.

3. В специальных текстах: букварях, школьных учебниках русского языка, учебниках орфоэпии и т.п., а также в словарях для указания места ударения и правильного произношения.

Институтом Русского Языка РАН определено, что буква «ё» является обязательной к написанию во всех тех случаях, когда она выступает в качестве смыслоразличительной (к примеру, небо — нёбо), в случае же с фамилией буквы «ё» и «е» идентичны по смыслу, потому что различное написание соответствующего слова с их употреблением является вариантами одного и того же имени собственного (фамилии).

Исходя из приведенных положений и по смыслу Правил русской орфографии и пунктуации, букву «е» допускается использовать вместо буквы «ё», что не может рассматриваться как нарушение.
Странный принцип, тем более в написании названия раздела.
Я нашла более свежий документ — 2009 г. nashol.com/2012040664308/pravila-russkoi-orfografii-i-punktuacii-polnii-akademicheskii-spravochnik-lopatin-v-v-2009.html

«Примечание 2. По желанию автора или редактора любая книга может быть напечатана последовательно с буквой ё».

Как говорится — было бы желание.
Наталья Алексеевна, я вам выдержку из документа-разъяснения 2012 года привела. Не в этом суть. И я, и вы в итоге пришли к единому — ё используется по желанию, а неиспользование ё не является ошибкой.
Вам выше писали, я повторю. Ё отсутствует в раскладке клавиатуры и на моем планшете, и на моем смартфоне. На клавиатуре компа она есть, но настолько в далеком и неудобном месте, что если можно ее не использовать — я не использую.
Ольга, я и не упрекала никого в ошибке, это была моя просьба. Когда я написала первый свой топик о фотографии Советы фотолюбителям, то сделала приписку в конце для модератора поставить тег «фотосъёмка» — это ведь была просьба автора?
Поставили тег лысый, без точек, и у меня пропало желание писать дальше на эти темы.
Извините, ничего личного!
Наталья Алексеевна, поставили такой, какой был. И если изначально введено слово без точек над Ё, лично я не буду создавать тег-клон, но с Ё
Прошу прощения Наталья Алексеевна, что не обратил внимания на Вашу ссылку, а прочитав, не стал бы мучить клаву на ту же тему, которую вы достаточно полно раскрыли.
Получается, что с тех пор мало что изменилось, и все те же яркие противники постобработки и поиск кнопки «шедевр» так же актуален, как и много лет назад
Единственное, что у меня не получилось, как Вы советовали, так это отказаться от чужих комментариев. Когда я там ставлю галочку мне вообще никакой почты не приходит.
Да и я с трудом верю, что и Вам нравится каждый раз отписываться от рассылки, на которую вы не подписывались, а еще мне не особо понятно, каким образом я становлюсь Членом клуба, если я в него не вступал…
Наталья Алексеевна! Говорят, что когда Бог что-то дает, он что-то отнимает. Вот так и у меня, вот дал Он мне умение фотографировать, а вот по части печати, редактирования и пр. — «дуб дубом».
А модераторы, они что, они молодцы. Я зарёкся больше не говорить на эту тему, прошлый раз полдня потратил впустую на переписку.
Владимир, Если вы о той переписке, касающейся чужих комментариев вам на почту, то админ вам сразу сказал: в настройках профиля можно поставить «не присылать». Я поставила, и мне чужих не шлют, только ответы на мои.
Когда работаешь, со штативом не набегаешься )) Приходится накачивать мышцы и вырабатывать умение крепче держаться за «инструмент» Ну и много дублей, один точно попадет в резкость
Катенька, Вы по своему правы и можно искать качество в дублях. И кто же Вам запрещает использовать силу мышц вместо штатива. И в конечном итоге всё зависит от предмета съемки, будь то пейзаж, натюрморт, фотоохота или предметная съемка и пр. А вот при ночной съемке сила мышц
вам вряд ли поможет
Да, ночью со штативом, конечно.
В храмах снимаю без штатива (боюсь зацепиться ), но часто со вспышкой/светом (если не для себя, а для себя можно и «я художник, я так вижу» )
Снимать в храмах желательно с благословения настоятеля храма, тем более со штатива
Я в курсе
Есть еще удобное приспособление — монопод. Когда две собственные ноги, с его помощью, образуют «штатив»))
Ирина, это кому как. Чисто по моему мнению, это удобство для мобильной репортажно- спортивной съемки, когда на переустановку штатива нет времени. Фотоохотнику иногда тоже пригодится. Но он компенсирует погрешность в пределах стабилизатора, и если есть стабилизатор в объективе или камере, то от особо не помогает.
На собственном опыте, когда увлекся фотоохотой, и обычный монопод приобрел и
«шейно-поясной» Так вот и первым, и вторым пользовался пару раз, первый подарил, а второй и не помню, где сейчас)
Я не пользовалась шейно-поясным вариантом. Обычный мне помогает просто зафиксировать камеру. Именно не в вертикальном положении, а под углом, когда опора распределяется и на меня, и на штатив. Небольшой ролик на эту тему.
Ну не знаю насчет его удобства. Видики с ним работают, видела, но им критична шевеленка. Я попробовала: тяжеленный, здоровенный, нечаянно зашибить кого можно ) В общем, для здорового мужика, но не девушки. Его же не поставишь, когда устал, он падает. Так и таскай на себе…

Пожалуйста, оставьте комментарий

Или через:
Другие записи про фотосъемку
Каждый дачевладелец время от времени фотографирует разные уголки своего участка — на память для фотолетописи или же просто для того, чтобы похвастаться перед друзьями своими достижениями. Сегодня мы откроем секреты, которые помогут сделать такие...
Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Поэтому правильнее не зацикливаться на досадных промашках, допущенных при съемке, а постепенно изживать их. А наш материал — вам в помощь.  Цветовая температура: почувствуйте разницу! В этот...
Экспозиция, диафрагма и выдержка — от этих «колдовских заклинаний» зависит техническое качество снимка — пересвет и недосвет. Мы научим, как «приручить» эти важные функции.    Главное – приоритет! По работам начинающих фотографов видно,...
При съемке дачных пейзажей, как, впрочем, и в других жанрах фотографии, главное, на что следует обращать внимание — это свет. Не случайно само слово «фотография» можно перевести как «светопись». Основной, а часто и единственный источник света...
Остановить мгновенье, сохранив «без потерь» не только очарование момента, но и саму «картинку», — вот главная задача фотографа. Сегодня мы расскажем, почему изображение иногда получается размытым и как с этим бороться. Наведите на резкость!...
Хочу рассказать о трех типах фотосъемки, которые стоит выбрать, чтобы победить на фото-конкурсе. Сейчас как раз начался второй этап фотоконкурса. Так что не пропустите! Съемка 1. Макро-съемка.Лично для меня это беспроигрышный вариант. Нужно...
Смотрите все материалы про фотосъемку: Смотреть все