Как правильно фотографировать цветы с близкого расстояния

Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
MoySad MoySad
Мой Прекрасный Сад
Между жанрами обычной и ландшафтной съемки много общего, именно поэтому приемы портретной фотографии актуальны и при увековечивании цветов, плодов и даже кустарников и деревьев.

Снимок с малым фокусным расстоянием
Снимок с малым фокусным расстоянием

Итак, на чем же следует сконцентрировать внимание при съемке «садового портрета»?



1. Объект съемки

В любой съемке главное — выбор объекта, определение сюжетного центра композиции и грамотное его размещение. Что основное, что второстепенное, а что мешающее и требует удаления из кадра — все это необходимо решить перед тем, как сделать снимок. Когда мы снимаем портрет цветка в миксбордере, то выбираем самый красивый из куртины и готовим «главного героя» к съемке: если нужно, поправляем лепестки, обрываем засохшие листочки, отгибаем в сторону ненужных соседей. В противном случае на фотографии будет случайно выбранный фрагмент цветника с хаотично расположенными цветками, сухими или увядшими листьями, кусочками грунта и другой ненужной, отвлекающей взгляд чепухой.

Ads by

2. Резкость

Резкость сюжетного центра — существенный критерий хорошей фотографии, а для портретного снимка это особенно важно. Снимаем ли мы цветок розы или побег каштана с набухшей верхушечной почкой: все они должны быть в фокусе, с четко различимыми деталями. А вот задний план желательно размыть, так, чтобы на его фоне наш объект выделялся как можно более отчетливо.

Степень размытости фона
, как известно, регулируется с помощью выбора размеров диафрагмы, фокусного расстояния объектива и степени удаленности камеры от объекта. Зная эти правила управления глубиной резкости изображаемого пространства (ГРИП), о которых мы говорили в одной из прежних публикаций, можно сильно растушевать задний план, что делает фото очень эффектным.

Слева: размытие заднего плана. Справа: пример гармоничного сочетания по цвету объекта и фона
Слева: размытие заднего плана. Справа: пример гармоничного сочетания по цвету объекта и фона

Совет: для портретного снимка старайтесь выбирать более-менее однородный фон, без очень ярких и темных фрагментов. Используйте правила цветового круга и обязательно учитывайте сочетание главного объекта и фона с точки зрения колористики. Наилучшие результаты получаются, когда цвета являются дополнительными (находятся на цветовом круге напротив друг друга) или нюансными, неплохо подходит и ахроматический фон.


3. Освещение

Один из важнейших моментов съемки — грамотное использование существующих условий освещения. Мы знаем, что свет может быть очень разным: дневным или утренним, резким солнечным или рассеянным, прошедшим через экран облаков. Наиболее благоприятны для портретов мягкий утренний или вечерний, а также свет при небольшой облачности. Жесткий полуденный свет создает контрастное освещение с черными тенями и отсутствием деталей, так что нередко матрица цифровой камеры не может передать всего диапазона светов и теней на одном снимке. Красивые портретные снимки растений с пастельными тонами получаются во время тумана или дымки, скрадывающих задний план.

Немалую роль играет и направление света: косые, боковые лучи низкого солнца хорошо подчеркивают объем основного объекта. Чрезвычайно эффектным может оказаться контражурное освещение встречным или встречно-диагональным светом, при котором листья или лепестки венчика цветков ярко светятся на солнце.



 Контражурное освещение позволяет создавать поистине волшебные снимки
Контражурное освещение позволяет создавать поистине волшебные снимки

Фотографируя небольшие объекты, например, кустарнички или отдельные цветы, можно формировать красивую свето-теневую картину снимка, используя для заполнения теней отражатели или большой кусок ватмана.

Подробнее об освещении читайте в материале Да будет свет: учимся выбирать освещение при фотосъемке


4. Ракурс

Много вопросов возникает по поводу ракурса съемки. Как лучше снимать — прямо или под углом к горизонту, сверху или снизу? Здесь нет готовых решений. Понятие ракурса в фотографии несколько размыто. Под ракурсом понимают как точку съемки, так и угол, под которым ведется съемка, и направление съемки. Наиболее часто приходится встречаться с нормальной точкой съемки, когда камера и объект находятся на одном уровне и последний выглядит привычно. При верхней точке съемке (сверху вниз) мы зрительно уменьшаем размеры предмета.

Портретная съемка небольших садовых и природных объектов — мелких кустарников, цветов, грибов с высоты человеческого роста — как правило, дает неважный результат. Слишком много свободного пространства остается в кадре, что не очень хорошо для съемки портрета. Фон оказывается слишком близок к объекту, его трудно отделить.

Высокая точка съемки больше подходит для съемки пейзажей. А вот нижняя точка съемки позволяет получить весьма любопытные результаты.

Нижняя точка съемки
Нижняя точка съемки

Направление съемки по отношению к объекту может быть центральным, боковым или диагональным. Выбор ракурса в каждом случае индивидуален, но считается, что центральное (фронтальное) направление слишком статичное и обычно менее интересное, тогда как диагональная композиция более динамична. 
 

5. Фокусное расстояние

Несколько слов о выборе фокусного расстояния объектива. Традиционно портреты принято снимать, используя объективы с диапазоном примерно 70-135 мм. При таких параметрах лицо человека получается наиболее привлекательным, с минимумом геометрических искажений. Для портретов растений этот показатель не столь критичен, интересные снимки можно сделать и широкоугольной оптикой и телеобъективами.

Не страшно, если облик растения на снимке несколько изменится — иногда оптические искажения сделают снимок оригинальным и неповторимым. Для портретной съемки более характерен вертикальный формат, его так и называют — портретным. Впрочем, это не догма, многое зависит от формы растения и от того, что хочет своим снимком сказать фотограф. Например, портрет лугового цветка в естественной среде обитания вполне может быть снят в горизонтальном формате и даже в панорамном, если его солирующая роль на снимке сохраняется.

Для съемки портретов растений диапазон объектива камеры не так уж критичен
Для съемки портретов растений диапазон объектива камеры не так уж критичен

Часто начинающие фотографы плотно кадрируют основной объект, обрезают края лепестков у той же розы, что создает ощущение ее «несвободы». А иногда, наоборот, оставляют вокруг слишком много пустого, неинформативного пространства, и объект как бы повисает в пустоте. Границы кадра должны включать самые важные детали объекта, но по периметру снимка нельзя оставлять отвлекающие второстепенные детали.

Выстраивая кадр, определяя его заполненность, а также используя правила композиции, вы сможете добиться гармоничного, сбалансированного расположения портретируемого объекта на снимке. 

Текст и фото: А. Лысиков

Любите фотографировать свой сад? Тогда вам наверняка пригодятся советы и лайфхаки из этой подборки:




Статья размещена в разделах: , , , ,
4 комментария 10 спасибо за статью 6 в избранном 6503 просмотра
Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Автор статьи:
Добавили статью в избранное
Beatriche Beatriche и еще 5 человек


Комментарии (4)
Цвет яблони
Цвет яблони
Спасибо. Полезная информация!
Спасибо большое! извлекла много полезного для себя!
кизильник многоцветковый
кизильник многоцветковый



Я тоже с интересом прочитала статью. Вот если бы еще научили снимать белые цветы — и вовсе было бы замечательно!

Пожалуйста, оставьте комментарий

Или через: