Ворота с фотографии похожи на те, что поставил мой сосед
Я сомневался не зря! Через год фундамент ворот поплыл (так всегда бывает в нашем болотистом поселке), и конструкцию перекосило. Я мысленно поаплодировал своей интуиции и задумался: а можно ли сделать раздвижные автоматические ворота своими силами? Оказалось, это не так сложно, как может показаться на первый взгляд.
На просторах Интернета я нашел интересного «самодельщика» Геннадия, которыйсделал оригинальный «обгоревший» забор и дополнил его автоматическими воротами с калиткой. Я изложу порядок изготовления и монтажа всей конструкции пошагово.
Cамодельные автоматические ворота. Фото с канала MY GALAXY
Конструируем и варим калитку
Калитку делаем скрытой, на фоне забора будут выделяться только петли и ручка. Для каркаса запаслись металлопрофилем 40×20 мм. Варить его надо на ровной поверхности, поэтому разложили детали на террасе и зафиксировали их сварочными магнитами.Свариваем каркас калитки, используя магнитные уголки. Фото с канала MY GALAXY
После проверки диагоналей прихватываем конструкцию сваркой по паре точек на каждое соединение. Также к конструкции калитки добавлен узел фиксации замка. Установлена парочка диагоналей для увеличения жесткости. Когда все соединения окончательно обварены, зачищаем сварочные швы болгаркой.
Зачищаем швы болгаркой. Фото с канала MY GALAXY
Заранее подготовлено место для установки простейшего механического кодового замка. Калитка будет вставлена в забор уже в персональной раме. Так удобнее — и конструкция получится ровной, без перекосов.
Чтобы сделать сантиметровый зазор между калиткой и рамой, перед сваркой были вставлены прокладки из фанеры. П-образная рама замкнута снизу стальной полосой, которая будет опираться на землю. Эта полоса свяжет два столба рамы снизу.
Делаем раму для калитки. Перед монтажом рамы вставляем прокладки из фанеры между калиткой и рамой. Фото с канала MY GALAXY
На столбы калитки наварены небольшие куски швеллера из фонда домашнего металлолома, так калитка будет надежнее держаться в бетоне.
Внизу к раме привариваем стальную полосу, чтобы конструкция лучше держала форму. Также снизу к столбам рамы привариваем крестовины из запасов домашнего металлолома. Фото с канала MY GALAXY
Привариваем самодельные петли к калитке и раме, предварительно зафиксировав их струбцинами.
Самодельные петли для калитки. Выставляем их по направляющей, фиксируем струбцинами и привариваем. Фото с канала MY GALAXY
Для полной гармонии надо сделать ручку для калитки. В запасах металлолома нашлась 32-миллиметровая труба из нержавейки.
Делаем ручку для калитки. Заготовки для ручки. Фото с канала MY GALAXY
Еще понадобились пара трубок меньшего диаметра и горсть крепежа. Ножки/опоры для ручки сделали из трубы меньшего диаметра. В каждую ножку для ручки забили гайку, которую потом приварили.
Забиваем в трубу гайку и привариваем ее. Фото с канала MY GALAXY
Большая труба из нержавейки приварена к ножкам. Потом швы зачищены болгаркой, труба немного ошкурена вручную.
Привариваем ножки к трубе. Фото с канала MY GALAXY
Полировать такую трубу хлопотно, поэтому проще покрыть ручку молотковой краской по металлу 3 в 1. Такая эмаль долговечна, а крупная текстура покрытия удачно скрывает поверхностные дефекты детали.
Красим ручки молотковой эмалью по металлу. Прикручиваем их болтами к каркасу калитки. Фото с канала MY GALAXY
Крепили ручки на болты к каркасу калитки, которые вкручивались в приваренные гайки. Ручки получились массивные — почти на всю высоту калитки. Мимо не промахнешься! Они отлично вписались в дизайн и на общем фоне получились малозаметными.
Изготовление автоматических раздвижных ворот
Перед изготовлением самодельных ворот в «Автокаде» сделали чертеж, по которому были изготовлены детали и собран каркас.Эскиз раздвижных ворот. Фото с канала MY GALAXY
Сборка каркаса
Профильные трубы для раздвижных ворот 60×40 мм были закуплены вместе с трубами для забора. Они загрунтованы и покрашены на начальном этапе. Большинство деталей ворот стыкуется под углом 90°. Для начала по чертежу были нарезаны трубы для основного каркаса ворот.Профильная труба и рельс для ворот. Фото с канала MY GALAXY
Нижний элемент ворот является направляющим рельсом. Эта деталь длиной 6 м покупалась отдельно, на ней ворота будут кататься по направляющим роликам. Разметку на металле удобнее делать «чертилкой» с победитовым наконечником.
Размечаем профильную трубу и режем под углом 45°. Фото с канала MY GALAXY
При такой длине рельса максимальная ширина раздвижных ворот получается 4,23 м. Соединение диагонали размечаем по месту.
Каркас собран на сварочных магнитах, диагонали размечаем по месту. Фото с канала MY GALAXY
Внутренние диагонали сделаны из профильной трубы 20×40 см. Важно чертить линию отреза по всей «окружности» трубы, так легче контролировать рез болгаркой.
Профильную трубу режем болгаркой на весу по разметке. Фото с канала MY GALAXY
Для фиксации обшивки в конструкцию ворот, кроме диагоналей, врезаны и вварены три горизонтальные лаги. На них закрепим доски.
Труба размечалась по месту с учетом толщины реза, потом сегмент приваривался. На этом этапе для начальной фиксации деталей очень пригодились сварочные магниты.
Привариваем горизонтальные лаги для крепления досок. Фото с канала MY GALAXY
Направляющую рельсу соединили стойками с нижней лагой, увеличив тем самым прочность каркаса. Для получения качественного сварного шва очень важно сбить окалину с прихвата. Для этого был сделан маленький острый молоточек, он отлично чистит и плоские, и внутреннеугловые швы.
Сбиваем окалину самодельным молоточком. После того как швы проварены, зачищаем их болгаркой. Фото с канала MY GALAXY
После окончательной сварки швов каркас можно устанавливать, а потом обшивать. В местах прилегания досок сварочные швы зачистили болгаркой вровень с плоскостью трубы. Габаритный размер каркаса раздвижных ворот — 204×600 см. Основная рабочая длина — 423 см (ширина ворот).
Опорные столбы для ворот
Их будем делать из профильной трубы 100×100 мм с толщиной стенки 3 мм. Столбы сверху заварены квадратом из стального листа.Сверху столбы завариваем. Фото с канала MY GALAXY
Теперь делаем фундамент для направляющих роликов. Это будет швеллер с приваренным арматурным каркасом. Три куска швеллера 160 мм нашли в металлоломе и сварили в один, так получилось сэкономить. Конструкцию зальем бетоном.
Столб приварен к швеллеру, снизу к нему наварена арматура, эта часть будет забетонирована. Фото с канала MY GALAXY
На составной швеллер была наварена арматура из того же металлолома. Несущий столб приварили к швеллеру под углом 90°. Такая конструкция после заливки бетоном будет надежно держать тяжелые ворота. Под фундамент была выкопана яма 2×0,5 м и глубиной 1 м.
Конструкция установлена в яму, выровнена досками перед заливкой бетоном. К месту установки двигателя проложен кабель-канал из ПНД-трубы. Фото с канала MY GALAXY
Для фиксации металлической конструкции по высоте к ней прикручена доска. Подкладываем еще пару досок и выравниваем конструкцию по вертикали и горизонтали до заливки бетоном. Второй столб выравниваем также с помощью двух досок, прикрученных к столбу.
Разметка нулевого уровня. Фото с канала MY GALAXY
С помощью диагональных и горизонтальных реек столбы установлены вертикально, рейки упираются в колышек, забитый в землю.
Выравниваем столб перед заливкой бетоном. Фото с канала MY GALAXY
До заливки бетона были подготовлены кабель-каналы для проводки и прорыта канава для провода. В качестве кабель-канала использовали 32-миллиметровую ПНД-трубу. Бетон замешали на 500-м цементе в соотношении 1 ведро цемента на 3 ведра песка и 4 ведра щебня. Марка бетона получилась М200 — его прочности хватит даже для заливки фундамента дома.
Бетон мешали рядом с местом заливки. Фото с канала MY GALAXY
Выкопали яму глубиной 80 см, диаметром 50 см. При заливке бетон уплотняли парой реек. Залив смесь до уровня земли, получили бетонный блок весом более 2 т, надежно зафиксированный в земле.
Таким же образом залит второй столб. Чтобы продолжить работы, надо дать бетону 1-2 недели набраться прочности. После этого демонтировали все деревянные подпорки столбов.
Как ворота будут «ездить»
Вместе с направляющим рельсом был приобретен комплект роликов, в который входят задняя и передняя заглушки, верхний и нижний уловители ворот, регулируемые верхние направляющие ролики.Комплект роликов и заглушек для раздвижных ворот. Фото с канала MY GALAXY
Две основные роликовые стойки, которые размещаются на центральной оси, состоят из 4 пар 330 подшипников в металлическом ободе. Для регулировки роликовых стоек по высоте был докуплен комплект болтов. Сейчас такой комплект роликов с 6-метровым рельсом можно найти на «Авито» за 10000 рублей для ворот шириной 4 метра и весом до 400 кг.
На швеллере были размечены и зачищены места установки роликов. Очень важно установить их на максимально возможном расстоянии, насколько это позволяет выступающая часть рельса. Так нагрузки на ролики с удлинением плеча противовеса будут меньше.
Перед установкой каркаса ворот закрашены все сварные соединения. Каркас был установлен на свое место на деревянные прокладки, которыми был выровнен по высоте.
Загоняем ролики в рельс, вставляем заглушки. Фото с канала MY GALAXY
Две роликовые стойки установлены в рельс на свои места. Также смонтировали заглушки. После примерки верхнего направляющего ролика между воротами и каркасом были вставлены деревянные прокладки 2 см, которые зафиксировали струбцинами.
Вставляем прокладки между воротами и столбом. Устанавливаем верхние направляющие ролики. Фото с канала MY GALAXY
Привариваем верхние ролики и регулируем их, зажимая верхнюю трубу каркаса и оставляя минимальный зазор.
Привариваем верхние ролики. Фото с канала MY GALAXY
Для установки верхнего и нижнего уловителей ворот сделали небольшие выносы из уголка.
Устанавливаем уловители ворот. Фото с канала MY GALAXY
Прикладываем уловители к воротам и привариваем их к столбу. Выкручиваем болты роликовых стоек, чтобы они прижались к швеллеру, прихватываем их сваркой. Теперь можно протестировать конструкцию — убираем прокладки, откручиваем струбцины.
Прихватываем ролики сваркой, убираем деревянные подкладки. Проверяем, как сдвигаются и раздвигаются ворота. Фото с канала MY GALAXY
Проверяем легкость хода при открывании и точность попадания ворот в уловители при закрытии. Ворота с первого раза встали ровно.
Теперь обвариваем болты роликовых стоек. Обшивать ворота будем обожженной доской — такой же, как забор. Размечаем положение досок с интервалом 18 см. Лицевая сторона ворот обшита доской шириной 150 мм.
Начинаем обшивать каркас ворот досками. Размечаем положение досок. Фото с канала MY GALAXY
Каждая доска крепится к каркасу шестью саморезами. Расстояние между досками внешней обшивки около 3 см. Этот зазор закрывается доской внутренней обшивки шириной 120 мм. Таким образом получается непрозрачный забор (ворота).
Внешнюю сторону каркаса обшиваем доской шириной 150 мм. Фото с канала MY GALAXY
Установка электродвигателя
Настало время установить двигатель, который будет открывать и закрывать ворота. К монтажной пластине привариваются две профильные трубы.Пластина для установки двигателя. Фото с канала MY GALAXY
Под проводку в установочной плаcтине прорезано дополнительное отверстие. Проверяем положение двигателя относительно зубчатой рейки. Привариваем установочную пластину к швеллеру фундамента. Место установки было задано выходами кабель-каналов для проводки. Вместе с рельсом были куплены пять зубчатых реек с высокими цилиндрическими гайками. Они и привариваются к рельсу, чтобы установить зубчатую рейку.
Привариваем установочную пластину к швеллеру. Фото с канала MY GALAXY
Первую рейку прихватили, совместили с зубчатым колесом привода. Далее рейки выравнивали, подкладывая снизу зубчатую рейку, так удалось сохранить шаг зубьев в местах соединения реек. Все остальные зубчатые рейки устанавливались по деревянному шаблону на одинаковом расстоянии от верхней плоскости рельса.
Устанавливаем зубчатые рейки на рельс. Фото с канала MY GALAXY
Отключив сцепление электропривода от редуктора, проверили ход ворот с зубчатой рейкой. Он получился мягким и достаточно плавным.
Проверяем работу привода. Ход ворот плавный. Фото с канала MY GALAXY
Вдоль ворот была прокопана канава для укладки провода к электроприводу и проводов к инфракрасным датчикам. Проводку в заложенные в бетон кабель-каналы протягивали с помощью стальной проволоки. В траншею прокладываем один двужильный кабель питания и двужильный сигнальный кабель для инфракрасного датчика.
Роем траншею для провода. Фото с канала MY GALAXY
Проводку затягиваем в 20-миллиметровую ПНД-трубу, так она надежно будет защищена в земле. Питающий кабель протянули к основному электрощитку. Провод подключен к отдельному 6-амперному автомату.
Провод будет защищен ПНД-трубой. Фото с канала MY GALAXY
Все выходы проводов и переходы закладных труб были промазаны силиконовым герметиком. Сигнальную лампу установили на столб, там она была хорошо видна со всех сторон. Аварийные инфракрасные датчики, которые выключают ворота в случае попадания объекта между ними, установлены на высоте 40 см. Нюансы установки инфракрасных датчиков подробно описаны в инструкции к ним — разобраться несложно.
Устанавливаем мигалку и инфракрасные датчики. Фото с канала MY GALAXY
Вам не составит особого труда подключить к электроприводу провода, если внимательно изучите инструкцию. В описании подробно рассказано об установке концевых магнитов и привязке брелока дистанционного управления воротами.
Подключаем электропривод. Фото с канала MY GALAXY
Тут в зависимости от модели электропривода инструкции могут различаться, но разобраться со всем этим не так сложно. После того как самооткрывающиеся ворота заработали, через калитку заходить на участок стало неинтересно.
Ворота работают. Вид снаружи и изнутри. Фото с канала MY GALAXY
Суммарные затраты на автоматические ворота составили около 50000 руб. Конструкция эксплуатировалась без каких-либо поломок около полугода, пока у автора канала дошли руки до видео.
Зимой ворота работают замечательно. Фото с канала MY GALAXY
P. S. От автора: заказать такие ворота можно и у специалистов на фирме. Минимальная цена, по которой мне в Подмосковье удалось найти похожие автоматические раздвижные ворота, — 113000 руб. с доставкой и установкой. Но думаю, цена на сайте не окончательная. Еще придется доплатить за канаву для кабеля и за снос старых ворот. Времени на самостоятельное изготовление уйдет немало. Но не забывайте завет Генри Форда: «Сэкономленные деньги — это заработанные деньги!»