К альбому идей для топиари хочется добавить историю возникновения этого вида искусства. Не удивительно, что легенды говорят сразу о двух версиях, потому что эта техника существует уже несколько веков, и правда о ее происхождении, скорее всего, навсегда утеряна.
Первая легенда гласит, что придумал такое новшество еще в эпоху Древнего Рима самый профессиональный в мире на тот момент садовник — прислужник самого Гая Юлия Цезаря. Первой его работой был бюст императора (тем самым мастер хотел показать свою лояльность правителю). Вскоре в саду Цезаря появились скульптуры, изображающие птиц, животных и знаменитых личностей. В то время только элита увлекалась садоводством и ландшафтным дизайном, поэтому садами императора и главных военачальников дело и ограничивалось.
Несмотря на это, топиари как искусство постепенно пустило свои корни и стало традиционным. Оно смогло дойти до наших дней, а сейчас еще и выходит в массы. Сегодня топиари в России чаще всего увлекаются владельцы крупных усадеб и современных коттеджей. Правда, не самостоятельно — они заказывают работы у ландшафтных дизайнеров, которые и продумывают идеи для воплощения.
Вторая легенда возникновения топиари связана с Висячими Садами Семирамиды. Древние вавилоняне увлекались садоводством именно как искусством, а не просто выращивали урожай. К сожалению, созданное их руками Чудо Света не дожило до наших дней, и мы можем только гадать, насколько красивыми и изощренными были в то время дизайнерские приемы для сада.
Только представьте, какими пышными, наверное, были сады в Вавилоне! Ведь к жаркому тропическому климату и постоянно солнечной погоде добавлялся обильный полив, и все это вместе создавало идеальные условия для выращивания даже капризных растений.
Расцветом же этого замечательного искусства считается конец XVII и начало XVIII веков. Конечно же, место действия — Европа. Итальянские виллы Ланте и французские сады Версаль и Люксембург известны каждому любителю ландшафтного дизайна. Петр I внедрил эту аристократичную традицию и в Российской Империи. Сам Император называл их «живыми скульптурами» и выделил много средств для обучения русских мастеров искусству топиари.
Сейчас количество стилей топиари не знает границ. На самом деле, невозможно создать библиотеку методов стрижки, потому что каждый садовод вносит изменения в соответствии со своими возможностями и желаниями.
Главное в этом деле — начать. Все кажется сложным только тогда, когда не понятно. Новички чаще всего начинают с того, что пытаются добиться от куста формы шара на глаз. А профессионалы используют для сложных скульптур металлические рамки, которые позволяют им добиваться нужной формы с легкостью.
Есть и так называемый портативный топиари. Можно сказать, что это — новая веха в деле стрижки растений, опробованная в США. Растение изначально выращивается в специальном каркасе, который состоит из проволоки и натянутой лески. Тогда садовнику нужно только поливать куст и следить за его здоровьем. Иногда на выращивание шедевра уходят долгие годы, но зато портативный топиари, как понятно из названия, можно переносить.
Конечно же, занятие топиари — не для всех. Кроме любви к кропотливой работе и большого терпения, человек должен не бояться совершить множество ошибок на пути к мастерству. Что, впрочем, характерно для любой профессии.
Зато результаты создания таких скульптур иногда бывают поразительными. И дело часто даже не в том, чтобы сделать свой сад похожим на Версаль. Вся жизнь на даче преображается, когда в семье кто-то загорается идеей топиари. Тут же появляется множество тем для разговоров. А разве не этого мы все так хотим?
Для создания живых скульптур традиционно используется вечнозеленые растения, такие, как:
Самшит. Но работа с этим растением сложна и требует особой осторожности – ведь оно ядовитое. Стричь самшит нужно два раза в год.
Подходит для топиария и остролист, который можно основательно стричь всего лишь раз в год.
Как и самшит, два раз в год нужно подстригать тис, который, к слову, тоже ядовит.