Время без Интернета было моим детством. У детей свои ценности — это игры и игрушки. Нам было около 10-13 лет. Эдакий период, когда девчонки пока не интересны, но и от взрослых уже не сильно зависим в достижении своих целей. Что-то и сами знаем и ручками уже можем, умеем. Чаще новые забавы привозил из города брат. Но иногда новшества всплывали и в нашем посёлке. Может, кто-то из старших что-то припоминал из своего отрочества, а может, нет — мне неведом источник.
Так случилось и в тот раз. В мартовские каникулы, когда снег в деревне ещё не сошёл, а на дороге начинает проступать земля, местами снежная рыхлая каша ещё держит позиции, моему однокласснику Серёжке кто-то показал, как сделать деревянную машинку. По сути машинка та — это реализация игры «За рулём» механическим способом. В этой игрушке был важный ключевой момент: через управление рулём-палкой создавалась иллюзия реальной поездки на авто.
Деревянное авто
Первые машины (под надзором Серёжки) делали всей гурьбой. Наша команда водителей насчитывала четверых шоферов-любителей. Игрушка-машинка делалась очень и очень просто. Да и как могло быть иначе при отсутствии хороших инструментов? В каждом деревенском дворе для хозяйственных нужд лежали жерди (для тех, кто не знает, жердь — цилиндрическая длинная палка-брёвнышко диаметром примерно 70-100 мм). С этих жердей мы ножовкой отрезали диски — будущие колёса. Потом, с помощью молотка и зубила, из проволоки диаметром 6 мм нарубали оси по ширине будущей машины, с запасом. С помощью молотка насаживали чурочки-диски на оси. Для крепления осей к автомобилю сгибали гвозди в виде буквы “С”, а потом, заправив внутрь ось, скобку забивали в доску. А поворотная передняя часть машинки крепилась к задней площадке на толстый гвоздь, который сгибался с двух сторон. Получался своеобразный поворотный шарнир. К передней части машинки закреплялась палка в виде буквы «Т», это и был руль. Шуруповёртов тогда у нас не было. Из всех инструментов — ножовка, зубило, молоток. Из материалов — два куска доски, жердь, гвозди и проволока. Наконец, машины собраны.
По нашей улице, где пересекались участники «ралли», проходила дорога на кладбище длиной около одного километра. По этой дороге было решено ехать, так как там почти не ездили настоящие машины, да и мало их было в то время в деревне. Также не было на этой дороге и гор снега, по которым машинки точно не проедут. Тестовый заезд выявил, что слабое место игрушки — это колёса. Подопревшие жерди (никто не занимался их сохранностью) в лужах раскисали, раскалывались, приходилось с собой брать запаски и гвозди для крепления осей. Ну, а куда без этого! Длительное автопутешествие, а для игрушечных машин оно действительно приличное, требует ремонтную бригаду! Много взять запчастей мы не могли, ведь обе руки были заняты рулём. А сильно оттопыренные карманы мешали при ходьбе. По молотку в кармане и гвозди с парой запасных колёс. Запаски были у каждого свои, так как равных жердей не было. И колёса соседних машин могли порядочно отличаться в размерах.
Наконец, вчетвером мы выехали. Машинки бодро разрезали волны на лужах, как заправские вездеходы, врезались деревянными шинами в снежную кашу. Ломались колёса, рулевая тяга — быстрый ремонт и путь дальше! Столько радости и счастья в мире игры! Фантазия дорисовывает скучную реальность красками будущего взрослого мира возможностей. В игре мы — взрослые, и в то же время нет проблем, денег и прочей взрослой суеты. Нужно колесо — достаёшь из кармана, а дома так и вообще можно хоть сотню с жерди напилить и машину обновить полностью!
Довольные мы «разъехались» по домам. Не весь транспорт прибыл домой целым: у кого-то закончился запас колёс, или слишком разболталась рулевая тяга, или вовсе разрушился поворотный шарнир. Однако дома всё можно отремонтировать. На следующий день заезда не получилось. Не смогли собраться: кого-то не пустили, кто-то сам не захотел… Но тот яркий мартовский день я и поныне помню, а потому горечь того, что на другой день планы были сорваны, тоже осталась в памяти. На закате нашего детства стали проникать компьютерные игры в качестве денди 8 бит. Но ралли на деревянных машинах дорогого стоит! После него не болели глаза и не затекали ноги-руки. Прошло почти 30 лет. Серёжки уже нет в живых. Он ушёл, не дотянув до тридцатилетнего возраста. По той дороге на кладбище теперь ездит куда больше машин, но детей в посёлке мало, и деревянные машины не рассекают по «трассе».
Весна в деревне или на даче отличается от городской. В этой весне есть период талого снега, когда грязь ещё не полностью открылась, а снег утратил свою лёгкость и воздушность, перейдя в состояние гранул, которые тяжелее и вот-вот станут водой. В городской черте зима не обрастает снежным жировым запасом. И болезненные пятна грязи, как нездоровый цвет лица у больного человека, держат весну в агонии грязи, пока не придёт оздоровление зеленью. Глядя на чистый талый снег за городом, я вспоминаю те деревянные машинки. Этой весной я решил произвести реконструкцию данного деревянного авто. Странно, но во всемирной паутине я не нашёл таких машинок. Как сотворить поворотную ось, понятия не имел. Не мудрствуя лукаво, пошёл по пути детства — всё максимально просто. Доски нарочно не строгал, не облагораживал и формы будущей игрушки. Её век не долог, как показала детская практика. Главная изюминка — это быстро сделать забавную игрушку из ничего. Из новинок только шуруповёрт, дающий возможность корректировать ошибки, допущенные при сборке. Машинка получилась. Надеюсь, вы, читатели, тоже сделаете подобную детям, и они ещё успеют проехать на них по весенним лужам.
Теперь после лирики пробежимся в виде фотомарафона, как прошла реализация данного проекта в наши дни.
Чурбак для колёс
Жердей на даче у меня нет. Но были сучки-чурбачки от сваленной ранее ёлки. Фрезера не пугайтесь, это инструмент другой поделки. Для машинки можно обойтись минимумом.
Напиленные колёса
Гвозди 200 мм (вроде) d=8 мм
Проволоки 6 мм у меня не было, купил для осей три гвоздя (один в запас). Шляпки не отрубал — зубила нет, отпилил болгаркой.
Насадка колёс на оси
При нынешнем подходе я предварительно засверлил колёса более тонким сверлом, дабы не испытывать судьбу на раскол колеса.
Колёса на осях и скобки
Скобки, которые будут крепить оси к платформе, надо делать с более длинных гвоздей, эти по факту не выдержали.
Машина в готовом виде
Вид с боку
Удачной реализации.
и море по колено