Умершая деревня
Когда-то давно здесь жила моя родня. В 65-ом или около того года я была с дедом в гостях в одном из домов. А в 91-ом мой папа организовал лесной поход за грибами с тремя старшими внуками в здешние места, а заодно и надумал навестить своего двоюродного брата. Прошло время, мальчики выросли, но до сих пор помнят этот поход, помнят, как с аппетитом ели омлет с грибами, запечённый в сметане, из русской печки, помнят и женщину, бабушку Катерину, угощавшую их и отругавшую их деда за спартанское воспитание мальчишек. Я просто мечтала побывать там, посмотреть, что осталось от деревни. 10 лет, как никто не живёт там. Стоит деревня только благодаря отсутствию дороги. Сюда добираются только охотники на вездеходах летом и снегоходе зимой. Давно хотела поделиться фотографиями этой деревни, надеялась, что сможем попасть в неё в солнечную погоду. Хотела сделать хорошие фотографии. Да куда там! В декабре солнце показалось только один раз, да и то только до часу дня. А дальше выпал снег, и по лесу уже не побежишь. Это ноябрь, земля уже была под снегом, затем он растаял, но грязи нет, морозцем схвачен верхний слой. Поэтому можно пройти по лесу, не опасаясь увязнуть в грязи.
В километре от нашей деревни
Всего-то до заброшенной деревушки 7 км, из них 4 км по грунтовой дороге, оставшейся от Советской власти.
Эта же дорога весной
За годы перестройки ни одного камня не вложено ни в эту «дармовую» спасительную дорогу, ни в десятки других в этих краях. Всё досталось от «раньшего» времени.
Дорога в деревню
Здесь же егерями разложены препараты против бешенства, опознавательный знак — пустая длинная коробка на ветке дерева слева. Чуть дальше — плоды «плодотворного» труда лесорубов. Это бракованный лес, он так и будет гнить здесь.
Вдоль дороги
Ещё метров 200, и дорога закончится. Эти 4 км от нашего дома мы обычно проезжаем на электровелосипедах, затем уже едем по луговым дорогам, по краю поля, по лесным тропам.
На электровелосипеде осенью
Здесь у нас есть уже «свои» грибные места, где собираем с весны строчки, а затем и остальные грибы. Теперь мы уже знаем, когда и за какими грибами поедем в определенный день. В 90-х за этой старой берёзой ещё был пруд и остатки дома, когда-то здесь был хутор. Пруд еще есть, от построек не осталось ничего.
Старая берёза на месте хутора
Зима началась
Дальше дорога идет по лесу.
Идем в заброшенную деревню
Летом пройти оставшиеся 3 км не получилось, просто не смогли найти проход. Метров 100 вперёд, и от этой широкой просеки не остаётся и следа. В это трудно поверить, но это так: слишком заросло всё мелколесьем, от былых тропок и дорог и следа не осталось.
Вот так всё выглядит летом
Всё же лес, потерявший осеннюю листву, позволяет хоть как-то ориентироваться. Ели и сосны сменяют берёзы.
Идем в деревню
З км по лесу, направление мы знаем. Подошли к рукотворному мостику, брёвна уложены охотниками, здесь хорошая охота на кабанов и лося. Маленькая ручка Пуга, вытекающая из болота, затянута льдом. Что означает эта «Пуга» на мерянском языке, кто теперь знает?!
Мостик через речку
На противоположном берегу столбы без проводов, значит, мы почти дошли до цели.
Позади меня деревня
Въезд в деревню
Слева заросли гигантских размеров борщевика, зрелище не из приятных.
Первый дом на въезде
Улица видна, по обе стороны стоят дома, их с десяток, но много и бугров, холмов, заросших крапивой и иван-чаем, по которым можно судить о том, что на их месте тоже были когда-то строения.
Еще один дом
Наличник дома
Старый дом
Еще один дом
Улица вдоль деревни
Мы разделились: муж пошел отдельно, думаю, решил предоставить меня воспоминаниям. Я же решила по памяти найти дом двоюродного брата моего отца. Нашла!
Дом дяди Толи Барышева
Обошла справа, там, где была верандочка:
Вход в дом
Руки с коленями задрожали, в горле ком, по-моему, я не смогла бы и звука издать. Рискнула войти одна...
В одной из комнат
Пол в другой комнате сгнил и провалился.
Письмо брата сестре из Латвии
Адресовано письмо жене папиного брата, той заботливой тёте Катерине, автор — её брат, попавший по распределению в Ригу после получения профессии ювелира. Текст письма
мы потом перечитывали несколько раз, много раз читала его и папе. Это история многих русских, оказавшихся не нужными ни своей Родине, ни чужой стране, тем более… Забрала конверт, дождалась мужа.
Хоздвор
В старой баньке
В бане оторвано всё, что можно оторвать и утащить вместе с котлом))) Во дворе я нашла тряпичного зайца, посадила его около бочки...
последнее фото в этом доме
Хозяйка игрушки, моя троюродная сестра, живёт в Костроме, виделись с ней мы в далеком детстве, когда она была совсем крохой. Так что встречу нашу вряд ли помнит. Её отец в летнее время приезжал из города к моему отцу, переодевался, менял обувь, затем отправлялся в семикилометровый путь в свою деревню. Это спасало его, помогало пережить горе, связанное с болезнью жены. Сейчас уже нет их на земле… Эта деревня всегда была на отшибе, но здесь были хорошие и крепкие дома-пятистенки, это уж потом стали наскоро строить дома с тремя окнами. Среди местных при одном упоминании названия деревни идёт восхищенный говорок.
Последний дом
Деревня старая, стоит на большом холме, у подножия которого простирается известное здесь Жирятинское болото. Ягод здесь всегда много было, клюквы, брусники, даже была морошка. А грибов сколько! Здесь же раздолье и для любителей охоты… Однако, пора домой, сумерки приближаются. И мы побежали… Миновали берёзовые мостки и пробежали мимо своего поворота, в результате нашли еще одну деревушку — Заплужье, состоящую из двух домов.
Один из домов
Еще один дом
Пришлось прибавить хода, чтобы успеть засветло. На берегу той же самой речушки, через которую переходили, увидели дерево со щепками. Это бобры нагрызли.
Осина понравилась бобрам
Мы давно хотели заглянуть в «бобровое» царство, поэтому твёрдо решили, что обязательно своё желание исполним. На закате вдруг на мгновение показалось солнце, хотя весь день его не было.
Закат скорый
В этот день мы протопали 18 км, так показал шагомер, наши ноги тоже об этом «напоминали». Мы сделали лишний крюк в 4 км. Довольные собой, переполненные впечатлениями, мы запланировали новую прогулку — хотелось посмотреть, как живут бобры. Об этом обязательно расскажу. Здесь они живут в ладу с нами, это мы наблюдаем в течение шести лет.
Закат
то в недалеком будущем можно остаться без сел! Может москвичи / село/ еще поделились бы своим житьем-бытьем, а в глубинке большинство деревень
приходит в такое состояние!
что-то улучшать… Посмотрите как в этой Европе сельские жители живут, а мы почему не можем улучшить свое положение?
А мне и вспомнить нечего, сугубо городская, привязанная к Москве и ближнему Подмосковью. Родственников в деревне не было.
Вот, на пенсии решила отъехать подальше от урбанизации и поближе к земле. Обиходила полузапущенную дачку, оставшуюся от свёкров. Благо и квартира рядом с благами цивилизации, и сетевые магазины, и СДЭК для доставки товаров из интернет-магазинов, и экология чистая, и транспортная доступность терпимая.
Только вот решили чиновники на границе Московской и Владимирской областей на территории 1400 га устроить мусорный полигон. И хоть ещё нет проекта, но люди уже бьют тревогу. Для сравнения Кучинская свалка занимала 50 га, а и то отравила всю округу.
Но очень грустно стало — жалко брошенные дома и деревни, из которых ушла жизнь…