По этой пустынной дороге от дома нам ехать 9 км
Искренне надеюсь, что мой рассказ не навеет грусть, пусть он немного согреет теплотой осеннего дня и порадует зеленью ранней осени. Это фотоотчет об одном путешествии после прослушивания воспоминаний моего отца о детстве.
В наших местах всегда было много церквей. Каждая деревня была приписана к определённой церкви, выполнявшей роль современного ЗАГСа, все записи о родившихся и умерших производились в церквях.
Одна из них — в деревне Малышево, но нет уже ни деревни, ни храма. Папа рассказал, как его в семилетнем возрасте бабушка водила на причастие. Строгий поп задавал вопросы, на которые мальчишка отвечал твердо:«Нет!». А вопросы были совсем уж простые: «Яйца из-под кур брал? Сметану воровал?» Бабушка дала шлепок прямо на месте причастия. А потом «добавила» на улице. Меня назвали в честь той папиной бабушки…
Вот мы и решили посмотреть, что осталось от деревни. Осень. Сентябрь, 19-ое. Ямы наконец-то «залепили», дорога приобрела приличный вид, езда на электровелосипедах доставляет удовольствие. Через 3 км по правую руку увидим столб с названием. Здесь начинается земля богатого в прошлом колхоза. Сколько раз проезжаем мимо, столько раз замираю, вспоминая, что на этой земле жили мои предки, сюда меня привозили на летние каникулы. Я так прикипела к этой неброской природе, суровому климату, к каждой травинке, что порой кажется, что незримые образы моего деда и бабки здесь же, рядом, смотрят на меня, а души их уж точно здесь. Знак этот в трёх км от нашего нынешнего дома в деревне.
Бывшая граница колхозов
За знаком пара домов, принадлежащих дачникам. В лесу на заднем плане — очень старое, но действующее кладбище, где покоятся и мои родные. По другую сторону дороги, слева на высоком холме — старинное село с остатками церковной колокольни и хаотично разбросанными новыми дачными постройками, выполненными в различных стилях.
Остались и старые дома
Могила известного костромского краеведа-историка и протоиерея Диева М.Я.
Волей судьбы каким-то странным образом моя бабушка Наметкина Анастасия Ивановна являлась дальней-предальней родней его. Какой и на сколько много — уже никто не расскажет. Но потомков, скажу вам, образовалось огромное количество. Самый близкий родственник умер в Галиче. В 90-е годы к моему отцу летом заезжали его дальние три сестрички, много рассказывали, но уже и их нет. Говорят, что самые-самые кровные уже давно перессорились, измеряя значимость своих персон и степень близости к Диеву. Как бы то ни было, бывать здесь мне приятно. Познакомились пару лет назад случайно с четой пенсионеров, живущих здесь полгода в «неснежное» время. Их дом спрятан за тем, что на фото вверху. Мы стали перебирать имена и фамилии, по просьбе их я назвала своего деда. И как было приятно услышать добрые слова о Фёдоре Павловиче, моём дедушке…
Едем дальше по пустынной дороге к мосту
Мост через речку Юрцевку
Все жители были крайне удивлены новым названием реки, поговорили, пообсуждали, да и умолкли. Она всегда была Юрцевкой. Это был первый необычный знак в тот день. И будет их много!
следующий знак за поворотом!
Конечно, подкрасил шутник… Столбы поставлены на века!
Доезжаем до места, где была деревня моего отца. Сейчас там большой животноводческий комплекс, с холма идет «бетонка» вниз к реке, через мост вверх и направо уже грунтовая дорога в прекрасный сосновый лес с черничником. Сюда приезжают рыбаки, грибники, любители ягод. По реке сплавляются любители активного отдыха, а путь свой они начинают от нашего дома.
Внизу река, слева у реки была деревня, справа — фермы
Едем по дороге еще 1 км до деревни Михайловское, центра бывшего колхоза, ради укрупнения которого в самом начале 70-х годах выселили людей из многих малых деревень.
Здание школы
О строительстве этой школы много писали, говорили еще в доперестроечное время, слишком смел и необычен был проект. Долгострой наполовину заколочен… Около школы встретили молодого папу с дочкой, благодаря ему мы изменили свой первоначальный маршрут. Оказалось, что сейчас мы не найдем даже остатков кирпичной кладки, всё заросло. Но в 2-х км от деревни Малышева есть другое интересное место с остатками церкви. Мы едем туда...
Здание административное, табличка ждет своей участи
Так и не поняли, почта действует ли… Спросить не у кого
стена здания
Меня ждут
За синей оградой скромное, но ухоженное место — память о погибших, родом которые из тех малых деревушек, каких уж нет.
Здесь имя старшего брата моего отца, погибшего под Сталинградом. Здесь имена нескольких дальних родственников.
Деревня эта имеет несколько параллельных улиц, старых домов осталось мало.
Один из «старичков»
Пока я фотографировала, муж скрылся из виду, тут мне на помощь пришли помощники — Юлечка и Саша, брат и сестра, просто гуляли по дороге. Угостила их семечками, очень пожалела, что больше нечем было. Говорливые и коммуникабельные дети, улыбчивые и открытые.
Мои новые знакомые
Про свои успехи в школе Юля рассказала без наводящих вопросов. Договорились встретиться через год… В этой деревне живет много приезжих, переехавших из бывших республик Союза.
Едем по одной из улиц. Это еще колхозные постройки
Привлекли внимание «лебеди»
Вид на улицу, убегающую вниз
Один из домов, тоже колхозный, на 2 семьи
Еще один. Здесь договорились только об однотипных наличниках...
Вниз и поворот направо
Вот по такой дороге… Но сухо, значит, проедем
А потом вниз… Местами пешком
И по лугу
Здесь простор, чистый воздух, запах сентября
Даже рябина не кажется терпкой. Две рябины, растущие рядом, отличаются по вкусу.
Последние сотни метров перед целью
Въезжаем в старинное село Ряполово.
Старые берёзы на въезде
Справа нас останавливает шлагбаум с запрещающим знаком
Ни живой души кругом… Рискнули нырнуть под шест.
Старый домишко с можжевельником из леса.
И смена ему — справа новый дом
Железная дверь, крепкие ставни, вокруг дома добротная бетонная отмостка… А лавка — старая, у нас такая тоже есть. Потом мы узнали, что хозяева-москвичи на днях уехали.
Идем дальше
Старые деревья всегда вызывают трепетное уважение
Кругом заросли разнотравья. Машина стоит на «вечной » стоянке.
И опять знаки!!! Дома здесь стоят вокруг некошеного центра, дороги нет, местами ямы засыпаны-забросаны щепой, ветками, битым кирпичом.
заросли, заросли… и вновь знаки.
Услышали голоса и увидели людей.
Здесь вроде косили, стоит машина на ходу. Муж пошел разузнать, есть ли дороги отсюда и куда они ведут. На каждом столбе, на каждом дереве вновь дорожные знаки.
Я оставила велосипед. Подхожу поближе
Коза на привязи
На подходе к дому — индюшка, куры
Я ей не понравилась, фото сделать мне не дала.
Ёлочка на заднем плане прищипывается, поэтому она такая пушистая. Тут мы и познакомились с хозяевами, единственными жителями этого дальнего села. «Начинающие» пенсионеры, местные. С ними их сын, другой с семьей живет отдельно. Семья занималась уборкой сена под навес.
Китайская порода
Рассказали, что еще пару лет назад у них была корова. Но тяжело стало держать, сено заготавливать надо, да солому. С кормами здесь трудно, поэтому корову заменили на козу. Поинтересовались у нас, какую живность держим, что выращиваем, да как… Интересовались, как попали на костромскую землю, почему… В общем, получился очень откровенный разговор, уже не в первый раз мы встречаем сердечных и открытых людей, хотя о костромичах идет «слава» суровых, не идущих на контакт. Нам просто везёт на хороших людей после переезда в деревню. Пригласили их в гости, изредка они бывают там, а дорога в город всё равно мимо нас не пройдёт. Поспрашивали мы и о погосте Малышево, куда держали путь изначально. Поговорили о том, почему здесь иногда называют деревню погостом. Удивительно, но люди знают и понимают смысл и значение слов, о которых горожане порой не имеют ни малейшего понятия (а вернее сказать, не задумываются).
Первоначально погостом называли центр сельской общины на Северо-Западе Руси. Чуть позднее погост стал центром административно-податного округа. Впервые княгиня Ольга поделила Новгородскую землю на погосты, а с принятием христианства в них стали возводить храмы. Сюда приезжали князья с дружинами собирать подать, здесь бурлила торговая жизнь. Отсюда общие корни и у «гостя», и у «гостить», и у «погоста» и т.д. Купцов на древне-славянском называли «гостями». Деление на погосты было отменено в 1775 году. А мы стали вкладывать постепенно в это слово печальный смысл сельского кладбища. «Пишущая братия» из когорты поэтов и прозаиков довершила процесс… На погосте Малышево Николаевская церковь была построена ещё раньше — в 1771 году… А в веселом селе Ряполове, украшенном знаками дорожного движения, — в 1791 году. Кроме семьи местных жителей здесь имеют дома москвичи, далеко не пенсионеры. Летом живут постоянно, а зимой часто приезжают. Оставляют свой столичный «автопарк» в деревне, по которой мы ехали вначале, пересаживаются на «Нивы», хранящиеся там по договорённости, и пробираются сюда. Какой шутник развесил знаки на всём, что возвышается, мы так и не спросили…Вольтеру принадлежит афоризм: «Объяснённая шутка перестаёт быть шуткой.» Нам показали, как объехать овраг и добраться до церкви, видневшейся сквозь кроны деревьев. Вроде бы рукой подать...
Введенская церковь села Ряполова (1791 г.)
Когда попадаешь в тишину старины, даёшь волю своему воображению… Конец сентября, смолкли птичьи голоса, нет ни души вокруг… Церковь была когда-то обнесена каменной оградой, внутри которой располагалось приходское кладбище. Ни намека не нашли...
Заросли кругом
Вековые деревья, под ними «перина» мягчайшего слоя перепревшей листвы
Северный фасад, солнце не дало сделать фото
Пробрались сквозь крапиву ко входу
Внутри церкви
Стена напротив алтаря
Вид на окрестности от колокольни. Место выбрано отличное — вершина холма.
Колокольный звон плыл вниз и слышен был далеко
И колокольня
Оконная решетка срослась с березой
Храм — мираж
Последний кадр
Дорога домой
По лугам, по долам
Всегда я отстаю, мой старенький фотоаппарат и моя обязанность делать фото тому виной.
Последний цикорий
Ярко и смело! И кто скажет, что голубой и салатовый не сочетаемые цвета?!
Я подъехала к лесу, а там уже вовсю двое мужчин обсуждают «проблемы» пропавших деревень. Муж встретил нашего давнего знакомого, любителя поискать интересное с помощью металлоискателя. Пошутили, рассказали про то, как побывали в странном селе с дорожными знаками, услышали от него массу дополнений, пожелали друг другу доброй дороги и поехали каждый по своей. Он — на тракторе со своим металлоискателем, а мы на своих электровелосипедах. Интересно, что втроём сошлись во мнении, что жить в такой неопрятной, неухоженной деревне мы бы не смогли, а, засучив рукава, приводили бы её в достойный вид. И не об обработанных грядках, не о цветущих миксбодерах, не о мощеных дорожках речь… Когда дома стоят вокруг площади, заросшей полутораметровым бурьяном, хочется крикнуть:«Москвичи! Даёшь косу!»… С этими мыслями выехали на дорогу
По лугу
И выкарабкались из грязи на дорогу со знаком
Последний странный указатель в тот день
Нет, у нас и лес красивей, сосновый, ароматный. Если березы, то стройные. И река наша, хоть и небольшая, но чистая, да с перекатами.
Всё у нас лучше))) И деревня наша сейчас хорошеет стараниями таких же дачников, как и там. Возраст наших соседей очень почтенный. А около домов убирается и косится, и украшаются дома и территории рядом. Рассказала я обо всём отцу… И в ответ услышала: «А это село всегда было таким неухоженным и неопрятным. Красота обошла его стороной...» Неужели это приговор столетий?!.. Весной поедем искать погост Малышево… Привожу вновь слова Вольтера: «Видеть и делать новое — очень большое удовольствие».
Малышево было очень маленьким уже в начале 20 века
Внизу о Ряполове, кирпичный завод был и маслобойня
Словно на Родине побыла, пробежалась по детству босыми ногами =)
Я выросла в маленьком городочке Острове в Псковской области. У бабушки и корова была и хозяйство =) А у второй бабушки в деревне Терпилово под Старицей (Тверская обл.) был как раз такой домик-избушка с русской печью =) И козы =)
По поводу абсолютной бесхозяйственности — люди скорее ищут оправдание своей лени. На многое привыкают закрывать глаза и тонут в болоте лени и безхозяйственности.
У нас соседи, даром что финны, такие же. Им нравятся деревья, спилить не дадим. Но ухаживать за ними тоже не будем. Пусть зарастают во мхе и лишайнике, пусть клещи плодятся, пусть бурьян стоит во дворе. Главное чтобы фасад был убран, туда садовника наняли за общий счет.
А я в гордом одиночестве листья каждый год выгребаю с задворок и обрабатываю от всякой пакости.
Было на участке 2 больших терновника (не считая молодой поросли-заросли). Мой, рядом с домом моим, это я его своим назвала, теперь ухоженный, удобренный, подрезанный. Галовых клещей за 2 сезона вывела. Сливки крупные и сладкие каждый год без перерывов.
Второй терн стоит у кладовки председателя. Смотрю, супруга его вроде тоже и смородину во дворе посадила и варенья варит. Зачем обижать соседку, по праву ее дерево. И плоды на нем слаще моих были… в начале…
За деревом не ухаживали. Плодоносит через год. В прошлом году от болезни ли, от старости ствол раскололся, пошла большая трещина. В этом году слив не было и по видимому уже и не будет.
Эта замечательная женщина просто пришла и обобрала мое дерево. Действительно, чего стесняться…
Пропаганда воспитывает общество потребления, вот и бардак везде.