4 ноября — зимняя (осенняя) Казанская, начало Дмитриевской недели, которая по традиции считалась поминальной. По погоде этого дня определяли, какая зима придет — тем более, «до Казанской — не зима, с Казанской — не осень». Холодает уже всерьез, потому говорили еще так: «Матушка Казанская спросит хворосту вязанку».
В этот день обычно выпадают осадки: либо дождь, либо снег. А может и то, и другое: «бывает, что на Казанскую дождь дождит, а ввечеру сугробами снег лежит», потому «на Казанскую выедешь на колесах, а приехать впору на полозьях». Но любые осадки считались добрым предзнаменованием, символом слез Богородицы, которая за людей просит. А вот если сухая погода выдалась — то дурная примета: жди трудного года, неурожайного.
В деревнях старались свадьбы играть в этот день — бытовало поверье: «Кто на Казанскую женится, счастлив будет». В преддверии морозов проветривали хорошенько подсобные хозяйственные помещения, окуривали их дымком от можжевеловых ветвей. Пекли хлеб и пироги.
5 ноября — Яков Кователь, гужник. Если Казанская — бабья заступница, то Яков — покровитель ремесла, тяжелой мужской работы, а потому приветствовались в этот день всяческие труды по хозяйству — например, дров наколоть на зиму.
Крестьяне готовили зимнюю упряжь — пора осеннего бездорожья заканчивалась, скоро лошадей в сани запрягать. Потому проверяли оглобли, хомуты; из сыромятной кожи или конопляного волокна делали гужи (отсюда и название дня — гужник).
Погода все еще неустойчива; дождик на Якова считался предвестьем доброго урожая, а снег или град обещают, что «зима на ноги встанет» на Матрену (22 ноября).
Называли этот день еще «пчелиные хороводы»: по старинному поверью, если пожужжать во дворе, изображая пчелу-труженицу, то в следующем году меда вдоволь будет. С той же целью полагалось непременно угощаться медовухой, медовыми пряниками и другой выпечкой на меду. А еще по традиции на Якова угощали птиц Казанскими пирогами — чтобы достаток в доме был, — и «закармливали» хлебными крошками землю — для богатого урожая в будущем году.
6 ноября — Арефа, Афанасий, светец. Дни совсем короткими стали; по вечерам девицы собирались на посиделки при лучине. А по тому, как огонь горит, погоду предсказывали: если трещит лучина — жди мороза; если разгораться не хочет, искрами сыплет — будет оттепель.
Говорили, что «в ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются». Афанасий считался благоприятным днем для капустных заготовок на зиму.
7 ноября — Мартирий, дедовские плачи. На дворе обычно непогода: «В дедовские плачи и дождь плачет», — а день этот исстари отводился для поминовения родных и ритуального плача: причитали бабы по умершим родственникам, выплакивали обиды и горечи. Кстати, в тягостную пору поздней осени, когда приходят сезонные депрессии, это весьма мудрый способ избавления от подавленности, душевной тоски.
8 ноября — Дмитриев день, поминальный: и в церквях, и на кладбищах по традиции поминают усопших предков, ставят свечи за упокой. Дома собирались на поминальную трапезу, к которой обязательно пекли блины. А вот мыться и стирать в этот день запрещалось: считали, что отмытая грязь льется на мертвых.
И вновь на погоду смотрим: если оттепель пришла на Дмитриев день, вся зима теплой будет, а если снег лег да мороз ударил — весна придет поздняя и холодная. Дмитриев день без снега — к теплой Пасхе. Но какая бы погода ни стояла, «Дмитриев день — зима уж лезет на плетень»: совсем скоро наступят устойчивые зимние холода.
9 ноября — Нестор, обеты, зарок на Параскеву. По поверью, в этот день можно было получить мощную защиту и покровительство, чтобы избавиться от недуга или иного несчастья. Для этого следовало принять обет — обязательство выполнить какую-либо работу в определенный срок — и непременно сдержать его. Нарушение обета могло повлечь еще большие беды, потому подходили к этому очень серьезно: «Не давши слова — крепись, а давши — держись». А морозы, тем временем, крепчают, и по ночам вода уже схватывается льдом.
10 ноября — Параскева Пятница, Неонила-льняница. В этот день принято было устраивать «льняные смотрины»: хозяюшки хвалились друг перед другом льняной куделью да полотнами из льна — у кого лучше, какая мастерица-рукодельница самая умелая. Домашний скот окончательно устраивали в зимних стойлах и просили покровительницу Параскеву защитить это крестьянское достояние от болезней и падежа.
Считалось, что в этот день не следует подметать и мыть полы; вязать, прясть и ткать; стирать, мыть голову и купать детей. Не следовало также предаваться безудержному веселью, «чтобы не пришлось в старости много плакать».
А вы все предзимние дачные хлопоты завершили? Готовы зиму встречать?