Как вырастить рассаду баклажанов

Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Samdolis Samdolis РЕДАКТОР
Светлана Краснодарский край
«Сколько сил и времени затратила, а рассада все равно никуда не годится. Не зря мне советовали не связываться с баклажанами — все равно ничего не получится». Мне неоднократно приходилось слышать такое от знакомых огородников, причем не новичков, а дачников со стажем.

Рассаду баклажанов вырастить не так уж сложно
Рассаду баклажанов вырастить не так уж сложно

Казалось бы, ну что тут может не получиться, ведь уже столько написано о выращивании рассады баклажанов — бери и делай. Однако, как выяснилось, многие пытаются получить добротную рассаду по старинке: насыпали в ящичек землицы, посеяли семена, полили, поставили на окошко и все, ждут чуда. Напрасные надежды — в таких условиях качественную рассаду получить невозможно.

Говорю так потому, что не первый год сама себя обеспечиваю рассадой баклажанов. Крепкие здоровые растения — залог хорошего урожая, так что я не жалею сил и времени на заботу. Как следствие, каждый год баклажанов у меня вдоволь, съесть все не успеваем, часть отправляю в морозильную камеру.

Семена необычного сорта купить легче, чем готовую рассаду. Фото с сайта bazarcriativo.com
Семена необычного сорта купить легче, чем готовую рассаду. Фото с сайта bazarcriativo.com

А что делать, если вы решили попробовать вырастить новый сорт, готовую рассаду которого в вашем населенном пункте купить маловероятно? Я, например, в этом году решила добавить экзотики своему сельскому огороду — вырастить баклажаны с плодами белого цвета (сорт называется 'Вкус грибов'), так за семенами пришлось в соседний город ехать.

Не умей я выращивать рассаду сама, осталось бы только мечтать о новых сортах на моих грядках. Итак, давайте посмотрим, действительно ли сложно вырастить рассаду баклажанов из семян.

Семена

Предполагается, что сорт баклажанов уже выбран, и семена куплены. Но если для вас это дело новое, непривычное, сначала повторите 7 важнейших правил выбора семян, вспомните о том, какие виды семян бывают, в чем преимущество каждого из них.

Семена баклажанов. Фото с сайта yagodka.club
Семена баклажанов. Фото с сайта yagodka.club

Тем, у кого собственного опыта пока немного, полезно будет узнать, как избежать ошибок при выборе посевного материала, каким производителям семян доверяют опытные огородники, что выбрать — сорт или гибрид — это очень важно!


Большой ассортимент семян баклажанов вы найдете в нашем каталоге, объединяющем предложения различных садовых интернет-магазинов. Выбрать семена баклажанов.

Баклажан F1 Багира 23 руб СМОТРЕТЬ
Русский Огород
Баклажан F1 Трюфель 35 руб СМОТРЕТЬ
Русский Огород
Баклажан Цаконики 10 руб СМОТРЕТЬ
Русский Огород
Баклажан Вера 12 руб СМОТРЕТЬ
Русский Огород



Предпосевная обработка семян

Я, высевая съедобные культуры на рассаду, обычно провожу обеззараживание семян раствором перекиси водорода. На 100 мл воды добавляю 3 мл перекиси, нагреваю смесь до 40°С и замачиваю семена на 10 мин.; обработку провожу непосредственно перед посевом.

Для обеззараживания семян я использую раствор перекиси водорода. Фото с сайта atmagro.ru
Для обеззараживания семян я использую раствор перекиси водорода. Фото с сайта atmagro.ru

Но каждый огородник сам выбирает технологию предпосевной подготовки. А чтобы решить, каким образом обработать семена, нужно знать, в чем смысл того или иного метода, для чего проводится, например, стратификация (выдерживание при пониженной температуре), прогревание, обработка специальными препаратами; каким семенам та или иная процедура требуется, а каким — противопоказана. Обо всем этом грамотно, подробно и понятно рассказано в материалах:


Выбрать препараты для предпосевной обработки семян вы можете в нашем каталоге, объединяющем предложения крупных садовых интернет-магазинов. Смотреть подборку препаратов:

Эпин экстра 19 руб СМОТРЕТЬ
Русский Огород
Золушка® ФИТО Удобрение + Защита от вредителей Для лука и чеснока, 0,4 кг 109 руб СМОТРЕТЬ
seedspost.ru
Энерген Аква для замачивания семян, 10 мл 78 руб СМОТРЕТЬ
seedspost.ru
Крезацин (1мл)(повышает холодоустойчивость, д/замачивания семян,) 38 руб СМОТРЕТЬ
Агрофирма Поиск



Сроки посева

Рекомендовать конкретные сроки посева баклажанов на рассаду я не буду: климат и условия у всех разные, а значит, и сроки нужно выбирать с их учетом. Но спешу обрадовать вас: теперь максимально точно рассчитать время посева каждый сможет самостоятельно. Даже для опытных огородников дельные, проверенные на практике советы, ценные рекомендации, а главное — точная формула расчета сроков посева овощных культур — настоящая находка. Разве нет: посеешь рано — рассада перерастет, посеешь поздно — упустишь благоприятное время для ее адаптации после высадки.

Срок высадки рассады желательно рассчитать самостоятельно. Фото с сайта teplica-exp.ru
Срок высадки рассады желательно рассчитать самостоятельно. Фото с сайта teplica-exp.ru

Зная, как правильно рассчитать сроки посева семян на рассаду, мы снижаем риск ошибки до минимума. А если вы воспользуетесь советами из материала Когда высаживать овощную рассаду в грунт и в теплицы, он будет практически сведен к нулю.

Готовим почвосмесь

Общие требования к грунту для посева баклажанов: он должен быть плодородным, легким, рыхлым и по реакции pH близким к нейтральному. Ничего нового, правда?

Составляющие для почвосмеси
Составляющие для почвосмеси

Я беру в равных частях обычную землю с огорода (у меня плодородный чернозем), готовый грунт для рассады, песок. В прошлом году впервые попробовала добавить вермикулит — результат просто отличный, включила его в обязательный компонент почвосмеси для любого вида растений. Мне нравится такое сочетание ингредиентов, а вы можете использовать любой другой состав — главное, чтобы готовая смесь соответствовала общим требованиям.


Большой ассортимент компонентов и готового грунта для рассады вы можете найти в нашем каталоге, объединяющем предложения различных садовых интернет-магазинов. Выбрать компоненты или готовые почвосмеси.

Субстрат кокосовый для орхидей 5л. Ромберг 499 руб СМОТРЕТЬ
Русский Огород
Кокосовый торф Универсальный 5 л 89 руб СМОТРЕТЬ
Русский Огород
Грунт Добрый универсальный 49 руб СМОТРЕТЬ
Русский Огород
Субстрат Орхидея 59 руб СМОТРЕТЬ
Русский Огород



Во что сеем-сажаем?

Я сею в пластиковые кассеты объемом 50 мл, потом переваливаю в тару объемом побольше. А вообще емкостей для рассады великое множество, можете подобрать на свой вкус.

Заполняем кассеты почвосесью
Заполняем кассеты почвосесью

Если вы пока не определились, какой вариант предпочтительнее, рекомендую вот этот обзор, в котором описаны преимущества и недостатки различных видов тары для рассады, а также даны рекомендации по изготовлению посадочных емкостей собственными руками из подручных материалов.


Выбирайте емкости для рассады в нашем каталоге, где собраны предложения крупных интернет-магазинов семян и посадочного материала. Выбрать емкости для рассады.

Набор кассет для рассады 0,6 л.(10 шт.) 599 руб СМОТРЕТЬ
Русский Огород
Горшки торфяные квадратные 6см 179 руб СМОТРЕТЬ
Русский Огород
Набор для рассады Агроном 0,5 л. 169 руб СМОТРЕТЬ
Русский Огород
Горшки торфяные квадратные 5см 199 руб СМОТРЕТЬ
Русский Огород



Посев

Заполняем подготовленные емкости смесью, увлажняем ее. Как-то я прочитала в старом журнале совет: увлажнять грунт для рассады талой водой. Автор приводил в пользу такого метода следующие аргументы: у талой воды идеально правильная кристаллическая решетка, кратковременное воздействие холода стимулирует рост и жизненную силу растений, делает их менее восприимчивыми к заболеваниям. У нас снег к моменту посевов не всегда в наличии, но, если есть возможность, для увлажнения грунта использую его.

Увлажняем грунт талой снеговой водой
Увлажняем грунт талой снеговой водой

И знаете, это правда действует: «снежная» рассада гораздо крепче и выносливее, легче переносит пересадку, чем та, которую поливаю дождевой водой.

Важно: использовать снег можно только с непророщенными семенами; если проводилось уже появились ростки, грунт перед посадкой должен быть прогрет до +25...+28°С.

Вернемся к процессу посева.

В 1 ячейке - 1 семечко
В 1 ячейке — 1 семечко

В каждую ячейку (на слегка уплотненное ложе) я кладу 1 семечко, присыпаю его сверху 0,5 см грунта, который тоже увлажняю. Затем накрываю пленкой и ставлю в теплое место. Пока семена не проросли, им не нужны свет и кислород, главное — чтобы было тепло. Идеальной температурой в этот период считается +25...+28°С.

Важно: не сейте в одну кассету разные сорта — сроки всхожести у них могут сильно различаться, и возможна ситуация, когда сеянцы одного сорта уже взошли, их нужно освободить от пленки и понизить температуру, а семена другого еще в процессе прорастания — что тогда делать? Лучше сеять в несколько емкостей — каждый сорт отдельно.

Уход за рассадой

Рассада баклажанов требует хорошего ухода.

Рассаде баклажанов потребуется хороший уход
Рассаде баклажанов потребуется хороший уход

Но ничего сверхсложного делать не придется. На что нужно обратить особое внимание.

Температурный режим

Как только появились ростки, пленку нужно снять и понизить температуру воздуха в помещении. В первую неделю я выдерживаю днем +16...+17°С, ночью +13...+14°С — такие условия благоприятны для развития корневой системы. Затем температуру снова нужно повысить до +25...+27°С днем и +13...+14°С ночью. Разница в величине дневной и ночной температуры очень важна для рассады: создавая имитацию естественных условий, мы закаляем ее.

Чтобы рассада была крепкая, соблюдайте температурный режим. Фото с сайта mil-sad.ru
Чтобы рассада была крепкая, соблюдайте температурный режим. Фото с сайта mil-sad.ru

При высадке в открытый грунт она испытает меньший стресс и легче приживется.

Полив

Температура воды для полива должна быть не ниже температуры воздуха в помещении. Увлажнять почву лучше из распылителя, чтобы не вымыть семена или не оголить корневую систему. Не допускайте пересыхания грунта: баклажаны крайне болезненно реагируют на недостаток влаги в почве. Но и не заливайте — это, пожалуй, еще хуже.

Влажность грунта должна быть в норме. Фото с сайта medicalmarijuana.com
Влажность грунта должна быть в норме. Фото с сайта medicalmarijuana.com

Лучшая вода для полива — дождевая, если ее нет, отстаивайте водопроводную 24 часа.

Дополнительное освещение

Для нормального роста и развития рассаде естественного освещения не хватит, досвечивать придется. Если есть фитолампы — замечательно, если нет — ну что поделаешь, освещаем рассаду обычными люминисцентными лампами. Я досвечиваю 12 часов в день, с 7-00 до 19-00, расстояние от лампы до растений не менее 50 см.

Рассаде баклажанов потребуется дополнительное освещение. Фото с сайта johncow.us
Рассаде баклажанов потребуется дополнительное освещение. Фото с сайта johncow.us

Чем грозит недостаток освещения: ростки вытягиваются, становятся бледными, слабыми. Такие растеньица чаще поражаются болезнями и погибают при высадке в открытый грунт.


Нужные фитолампы (линейные или панели)можно подобрать в нашем каталоге, где собраны предложения многих крупных интернет-магазинов. Посмотреть подборку фитоламп:

Фитосветильник " Растущий светильник 16 ВТ" "Здоровья КЛАД" 2 250 руб СМОТРЕТЬ
АгроСемФонд
Фитосветильник FitoLED 38 (биколорный) 52 см 4 100 руб СМОТРЕТЬ
Агрофирма Поиск
Светодиодный фитосветильник ЯРКОН-С3.12.20 2 100 руб СМОТРЕТЬ
АгроСемФонд
Светодиодный фитосветильник ЯРКОН-С3.25.20 3 300 руб СМОТРЕТЬ
АгроСемФонд



Подкормки

Я рассаду баклажанов не подкармливаю, меня устраивает ее качество, так что смысла во внесении удобрений не вижу. Но, если есть необходимость, подкормки нужны такие:
  • первая подкормка: без пикировки — на 7-10 день после появления всходов, с применением пикировки — через 10-12 дней после ее проведения; используется удобрение с высоким содержанием фосфора, которое стимулирует образование корневой системы — 1 ст. ложка «Кристалона» (желтого) на 10 л воды;
  • последующие подкормки: с интервалом в 7-10 дней для стимуляции вегетации — «Кристалон» (особый).


Все необходимые удобрения вы наверняка найдете в нашем каталоге, ведь в нем собраны предложения крупных интернет-магазинов семян и посадочного материала. Выбрать удобрения.

Агрикола 5 (для огурцов,кабачков, патиссонов), 50 г 35 руб СМОТРЕТЬ
seedspost.ru
Удобрение для клубники Strawberry Focus, 100 мл 595 руб СМОТРЕТЬ
seedspost.ru
Florovit удобрение для клубники, земляники (1кг) 446 руб СМОТРЕТЬ
Агрофирма Поиск
Картофельное Кимира (2,5кг.) 391 руб СМОТРЕТЬ
Агрофирма Поиск



Все подкормки нужно совмещать с поливом.

Награда за труды - хорошая рассада. Фото с сайта atmagro.ru
Награда за труды — хорошая рассада. Фото с сайта atmagro.ru

Если все сделать правильно, то через 50-70 дней после появления всходов у нас готова к высадке в грунт превосходная рассада баклажанов собственного производства.

А вы выращиваете баклажаны рассадным методом? Было бы интересно пообщаться с теми, кто использует пикировку или выращивает рассаду без досвечивания — оправданы ли эти методы на практике?

Советы от экспертов  профессионалов никогда не будут лишними, верно? Подборка полезных материалов по теме:

Все предложения ()
Предложения магазинов:


Статья размещена в разделах: баклажаны, рассада, семена, , март, , , февраль
227 комментариев 128 спасибо за статью 200 в избранном 639376 просмотров
Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Автор статьи:
Добавили статью в избранное
irina-makarenko irina-makarenko и еще 199 человек




Комментарии (227)
Всем здравствуйте! Подскажите пожалуйста (новичку)), образуют ли баклажаны дополнительные корни (как томаты) или нет (как перцы), т.е. можно ли их углублять также как томаты?
Я в этом году с баклажанами первый раз.Они чуточку переросли и я решила их заглубить по семядольные листочки! Думала корни там нарастут! Ага! Корни помахали мне ручкой! Но сами растеньица выросли, сейчас цветут и плоды уже есть, правда мне кажется, что из-за вытяннутости той ранней, поздно образуются плоды! В следующем году буду за ними в оба глядеть! Чтоб не вытянулись!Смеюсь
Мой опыт показывает, да образуют. В 2015 году сажала лежа переросшие баклажаны сорта Лонг Поп. Осенью, когда выдергивала, увидела, что на закопанном стебле образовались корни. В 2016 году опыт удачно повторился с сортом Глобус.
Поделюсь и я опытом. Баклажаны выращиваю 15 лет( правда я живу под Киевом...) Смеюсь. Когда мы переехали из Киева в село- никто из моих соседей не выращивал баклажаны — возиться никто не хотел с рассадой, да и жуки колорадские все съедали… А я ж не знала!Подмигиваю И вот посеяла в ящики семена, замачивала «по науке»- начиталась журналов, книг по огородничеству, чем только не пользовалась, и зола, и марганцовка, и алоэ, и сода… и т.д… 2 окна у меня на юг выходят в зале- но я все равно, если раннюю рассаду в феврале сею — то досвечиваю! Баклажаны удались, с тех пор каждый год сею сама. Пробовала покупную рассаду — не то…  Каждый год набиралась опыта — от ящиков перешла к кассетам, а последние 3 года выращиваю баклажаны и  ранние перцы в торфяных таблетках! Просто купила на пробу с десяток штук и для интереса посеяла и в таблетку и в грунт… Но когда увидела разницу — ранние перцы и все баклажаны сею теперь только в таблетки!  Баклажаны о-о-чень не любят пересадки, пикировки — ведь у них стержневой, очень длинный корешок, и при пересадке он повреждается. И баклажан «замирает»… А в таблетке баклажан стоит крепкий,  коренастый, не вытягивается!  И подкормку я даю первую, уже когда пересаживаю в грунт! В состав торфосмеси входят удобрения, и их достаточно на первый период роста. Иногда, если прохладно еще в грунт садить- переставляю таблетку, полностью оплетенную корешками, в стаканчик с грунтом, подсыпаю грунт и мои «баклики»(вот спасибо за новое  словечко!) растут спокойно дальше! Перец и баклажаны выращиваю в узких «Миттлайдеровских» грядах,45 см х 9м, правда не удобряю по Миттлайдеру… У меня компост с ЭМ-культурой, сидераты и мульча! Кстати, ничего лучше, чем замочить семена  на 2 часа в растворе ЭМ 1:100 пока не нашла! Правда, пробовала многое, а вот ЭМ- просто супер, семена баклажана всходят на 5-7 день.Защиту от колорадов провожу только биопрепаратом Актофит, но у меня их мало — так как мульча из разных трав
закрывает«по-уши» баклики и на бортиках гряд обычно сею бархатцы. А еще я сделала полосу из разных сидератов между грядами с баклажанами и картофелем- там люцерна, клевер, фацелия, горчица, масличная редька, гречиха, овес, жито, все вперемешку, я его не кошу, так и стоит, пересевается само из года в год… Видимо перебивает запах баклажан- и жучины не находят… Заметила, что жуки нападают во второй половине лета — когда картофельная ботва отмирает, а у них то как раз третье поколение вылазит. Кстати, в прошлом году случайно! получилось что все соседи и справа и слева опрыскали от жука в один день со мной!!! И все… жука не было до самой осени!!! Он стал появляться уже когда копка пошла — начал лететь на картошку. Мы с соседями договорились — теперь каждый год так будем делать! И я баклажаны вообще не обрабатывала — один раз прошла, подавила яйца и собрала взрослых! Грунтосмесь для рассады уже много лет одинаковая — 2 ведра земли садовой (не с огорода!), 1 ведро компоста, 0,5 ведра песка, все пересеваю через  сито из сетки 5х5, хорошо перемешиваю, последние 2 года добавляю препарат «Азотофит-Т». Еще хочу попробовать добавлять перлит в этом году — думаю 2 кг на мою дозу хватит.
Ещё такой вопрос! Можно ли сажать баклажаны разных сортов на одну грядку под укрывной материал? Я в прошлом году сажала сортов 7 на одну грядку и не поняла переопыляются ли они! Подскажите пожалуйста кто давно растит баклажаны на своём участке!Краснею
Добрый день, Людмила!
Сажал в одной укрываемой грядке  длина 9 метров ширина 1,5 метров, порядка шести сортов баклажан в том числе и белые сорта, переопыления не наблюдал.
Что сажал,Мой внук демонстрирует малую часть урожая баклажан- 2015

то и получил. 
Спасибо! Вы меня успокоили! Улыбаюсь А доводилось ли сажать на одну грядку с баклажанами ещё и перцы?
Добрый день!
Пожалуй я бы не рисковал.
Сами понимаете, что если рядом посадить сладкий и горький перец, то можно получить «атомную бомбу».
Трата времени и сил. 
Я собираюсь попробовать на одной грядке баклажаны и сладкий перец! Горький растёт в другом углу огорода всегда
Людмила, у меня сладкий перец и баклажаны росли в одном парнике. Не стану утверждать, что этот опыт показателен — с баклажанами у меня вообще отношения сложные ) Но не заметила, чтобы такое соседство кому-то мешало. Перцы росли и плодоносили, как обычно; урожай хороший. Баклажаны выросли крепенькие и сильные; ну, плоды завязали слишком поздно — не думаю, что тут перцы виноваты))
Просто мне подсказали, что перцам лучше расти под укрытием и они переопыляются! Вот я и подумала — а почему бы их не поселить с баклажанами на одну грядку, но вперемежку! Разделить баклажанами разные сорта перцев, баклажаны то не переопыляются.
Людмила, про перец я для себя точно постановила: только под укрытием. Однажды не захотела возиться с парниками — лето теплое было. Посадила перчики в грунт… Помидоры в тот год вызревали прямо на грядке, без укрытий — для нашего климата удивительное дело. А перец вырос — одни слезы. Может, просто так совпало, но больше не экспериментирую; под спанбондом у меня всегда отлично растет и плодоносит.
Насчет переопыления — всегда сажаю несколько сортов сладкого перца, но как-то не замечала, чтобы были проблемы. Что горький нельзя рядом сажать — знаю, а вот чтобы сорта сладкого переопылялись… Думаю, это имеет значение, если вы хотите получить собственные семена, а в остальном никакого «чужеродного влияния» не будет.
А баклажаны я сажала так: по краям парника перчики (они пониже ростом), в середине — рядок баклажанов. Ширина грядки позволяла. Наверное, можно и чередовать культуры — почему нет…
Да. мне бы хотелось свои семена собрать потом, если сорта понравятся! Только у меня для всего этого нет парника, а просто грядка с дугами и укрывным материалом. А какие вы сорта перца предпочитаете?
Людмила, так у меня парник такой же)) По весне устанавливаю дуги и накрываю спанбондом. Со стационарным решила не возиться — все равно теплица в планах…
Из сортов перца моим абсолютным фаворитом долго был Черный конь, но в этом году я не могу найти семян — придется искать ему замену. Этот сорт никогда не подводил, очень урожайный. И плоды красивые — темно-темно-фиолетовые, выглядят совсем черными. Эффектно
Нравился Маркони, но тоже давно не видела семян, в последние годы его не сажала. У этого сорта плоды тонкостенные, очень длинные. Растения урожайные.
В прошлом году Белозерка хорошо себя показала, буду в этом году снова сажать. Но плодоносить этот сорт начал позже, чем Черный конь.
Хочу еще в этом году посеять семена от покупного перца — по отзывам многих «семидачников» получается отменный урожай, надо обязательно испытать и этот вариант )
Марина, у меня вопрос по поводу зацветания рассады! Если рассада зацвела на подоконнике, то эти цветы можно оставить или их нужно удалить после высадки?
Людмила, я бы удалила. Логика простая: растение после пересадки тратит силы на адаптацию, укоренение — пусть на этом и сосредоточится. Во всяком случае, пока я не перешла на поздние посевы, случалось пару раз высаживать перец и баклажаны цветущими, и эти цветы все равно осыпались. А вот болела такая рассада дольше, поэтому я просто перестала спешить с посевами. Теперь до цветения рассаду не довожу )
Марина, добрый день. А поздние посевы, это что? 
Это значит, что я сею овощи с таким расчетом, чтобы к моменту высадки рассада скорее не доросла до оптимального возраста, чем переросла (конкретные сроки — исходя из сортов и погодных условий, но не раньше середины марта, обычно — позже). И конечно, никаких цветов на рассаде)) В этом году отступила от своих правил — посеяла баклажаны в середине февраля. Раннее тепло с толку сбило Но это именно исключение, а не правило.
Про опыление горького и сладкого перца неправда!!! Перец может переопылиться, но на вкусе плодов это никак не скажется. Это повлияет лишь на семена. И если на следующий год из такого плода взять семена и вырастить новый урожай, то возможно изменение вкуса, и то не факт!!!
Я сажала в один парник (плотный спандбонд на дугах) перцы и баклажаны (линия 6 м в 2 ряда), все соответствовало сорту, ничего не переопылилось. Держала долго, чуть не до июля (участок в поле, очень ветрено, ночью холодно), Вымахали больше, чем у соседа в теплице из рам.
Я сажала на одной грядке под лутрасилом баклажаны и острый перец, всё хорошо выросло.
У меня баклажаны и перцы растут в одной теплице — не дерутся.
У меня перцы с баклажанами растут в одной теплице -не дерутся
комментарий ожидает подтверждения или был удален
Спасибо, вроде как все знаю, а почитать и ознакомиться с опытом практика — большое дело. Только я не поняла про сроки посева, наверно, что то не дочитала. 
Валентина, конкретные сроки посева я не указывала — определить их каждый должен сам, учитывая несколько условий: сорт (вегетационный период), где будет выращиваться (открытый грунт, теплица), климат в вашем регионе и так далее. Сделать это очень просто, поверьте, пройдите по этой ссылке и сами убедитесь. Я сама рассчитываю сроки посева на рассаду и баклажанов, и перца, и томатов именно по этой формуле, и результаты отличные.
Здравствуйте! Я обожаю баклажаны. В прошлом году пестовала, рассада была замечательная! Крепыши, глаз радовали. Зацвели на подоконнике. Посадила в теплицу с помидорами, на солнечном месте, земля рыхлая. Часть рассады (взошло много) отдала знакомым. У них урожай — нарадоваться не могли, опять рассаду просят А у меня ни-че-го не выросло. Вообще ничего. Снова купила — хочется вырастить, урожай снять. Но что не так? 
Татьяна, баклажаны чувствительны к влажности, может было сухо для них или слишком сухой воздух? Земля должна быть всегда влажная.
Татьяна, здравствуйте! Причин может быть несколько: пересыхание почвы или наоборот — переувлажнение, недокорм или перекорм, слишком высокая температура воздуха в теплице, резкий перепад между ночной и дневной температурой. Раз рассада была хорошая (зацвела на подоконнике) — ищите причину в условиях, в которых баклажаны оказались после пересадки. Они могут «жировать»  ( будут хорошо расти, но не цвести и не образовывать завязей) при избытке полива, внесении азотных удобрений до того, как появилась завязь плодов. Если же указанные причины не подходят к вашей ситуации — пишите, будем искать дальше!
Последний раз редактировалось
Спасибо, наверно воздух сухой... 
Я тоже посадила в прошлом году впервые баклажаны в теплицу вместе с помидорами. Опыт оказался печальным. Цвели обильно мои баклажанчики (рассада была отменная), а завязей не получилось. Сделала вывод: помидоры очень увлажняют воздух, а баклажаны завязываются, только когда воздух сухой. Попробую в этом году посадить на улице и частично рядом с перцами, они тоже не любят сырость…
Чтобы помидоры не «увлажняли воздух», надо мульчировать почву газетами, травой и прочим, им самим не нужен влажный воздух. А поливать надо через бутылки перевернуть, чтобы вода под корень шла, рядом))С наилучшими пожеланиями.Я сажусь семена Садов России, гибриды, в тпплице растут все вместе, но огурцы на боковой грядке, помидоры на средней, а перцы и баклажаны на боковой, самой солнечной стороне.Всё довольны))
Уважаемые, поделитесь опытом. Снизить температуру на ночь… Открыть на микро проветривание пластиковые окна? Как защитить рассаду от сквозняка?
Сквозняков рассада не любит — лучше их исключить. Можно снижать разными способами: если есть возможность (автономное отопление) — снижайте температуру нагревания на котле, можно перекрывать доступ горячей воды к конвекторам именно этой комнаты, в которой рассада, или отключить теплый пол. Если такой возможности нет, можно открыть на микропроветривание окно в соседней комнате, а в эту (с рассадой) оставить открытой дверь. Можно и непосредственно в комнате с рассадой оставлять окно в режиме микропровтривания, но нужно учесть несколько моментов: если за оконом минусовая температура, лучше этого не делать — рассада, стоящая на подоконнике, может подмерзнуть. Корни всегда должны быть в темпле, поэтому, проветривая помещение, нужно постелить изолирующий материал на подоконник ( пенпласт, листы гофрированного картона и так далее). Чтобы холодный воздух с улицы не попадал непосредственно на растения, можно прикрыть рассаду газетой, или поставить лист того же картона, в общем, сделать так, чтобы холодный воздух из окна рассевался.
комментарий ожидает подтверждения или был удален
Обработка перекисью водорода — активный кислород при разрушении перекиси убивает микроорганизмы. Того же эффекта можно добиться проще с использованием марганцовки, химический процесс тот же, мороки меньше. Пытаетесь поразить воображение доверчивых домохозяек химической экзотикой?
Снег, талая вода, идеальная кристаллическая решетка… Чушь. Вода как жидкость вообще не имеет решетки, ни правильной, ни неправильной. Не все твердые вещества имеют решетку, про аморфные вещества слышали? Псевдонаучная беллетристика из серии «Одна соседка сказала».
Отписываюсь от таких новостей. Желаю удачи. 
Тю… У меня, например, марганец закончился, а купить — нет его. Ещё и глаза огромные продавцы делают. Так что совет с перекисью очень кстати. Ну насчёт воды… это с какой стороны посмотреть. Имеется в виду не просто растаявшая вода, а именно снег, и он, как твердое вещество, действительно имеет кристаллическую решетку. И так же была доказана несомненная польза именно талой воды. 
есть) в Оби продается марганец
Я купила на Маркете, а в местной аптеке, между прочим, тоже сделали страшные глаза, когда спросила, есть ли у них перманганат!
Добрый день!

Подскажите, пожалуйста, на какие подкормки можно заменить Кристалон? У нас повсемество продается только жидкий для комнатных цветов, в Желтого и Особого нет... 
Всем здравствуйте! Для начала поздравляю всех с наступившим 2017 годом, с новым дачно-огородным годом!!! Пройдет еще пара-другая недель, и начнется новый посевной сезон.
Я живу в Сибири, в Новосибирске. И хоть, с точки зрения географии, это южная Сибирь, но все же, ключевое слово тут «Сибирь», а не «южная»! Так как данный пост посвящен баклажанам, то расскажу о своем опыте выращивания этих капризуль. Но опыт у меня небольшой, всего 2 раза я их выращивала сама. Но все равно, есть с чем сравнить, т.к. оба раза сильно отличались др. от др. А самый первый раз (в 2010 г.) я сама рассаду не выращивала, мне ее подарила сослуживица на работе.
В тот год мы впервые сделали «теплые грядки»: муж сделал 3 деревянных короба, раскидали в них 2 компостные кучи. В одну посадили 4 сорта моркови (урожай был ну ооочень впечатляющи!), в другую лук, а в третью высадила подаренные баклажанчики. Их было 4 сорта: один сорт с круглыми плодами, два обычных, и один с белыми. Названия сортов не помню.
Баклажаны росли хорошо. Было много зеленой массы, но урожаем особо не порадовали. Только самый первый плод у круглоплодных вырос на зависть всем соседям. Размером почти с голову моего 4-х летнего внука. Остальные плоды были мелкие и их было мало.
Из собственной рассады я выращивала баклажаны в последние 2 года: в 2015 и 2016 гг.
В 2015, по совету своей сослуживицы, купила 4 сорта: Алмаз, Вера, и еще парочку, которые уже и не помню… Все они низкорослые и скороспелые. Посеяла их в апреле, т.к. протянула со сроками. Взошли они хорошо, но по мере роста много пропало, особенно сорт Вера. К моменту высадки осталось их всего 3 корня. Т.к. они у меня стояли вместе с др. растюшками, то им доставался свет от подсветки. Окна у меня выходят на север, поэтому я всю рассаду подсвечиваю. Правда лампу включаю не на день, а ближе к вечеру.
В ОГ высадила их во второй половине июня под укрытие (на дуги накидывала пленку). Через несколько дней после высадки ВСЕ баклажаны скинули листья. Как потом оказалось, это произошло не только у меня, а у многих. После этого они долго стояли голенькими, потом начали наращивать листья, а зацвели только во второй половине июля. Лето в тот год было не очень хорошее. То дожди, то жара. И урожай начал завязываться только к концу сезона. Поэтому в октябре пришлось со слезами на глазах выкорчевывать их вместе с большим количеством мелких баклажанчиков. Но я их все собрала и зажарила.
После этого я решила «завязать» с ними, но в 2016 г. все же не удержалась и снова посеяла несколько сортов: остатки Алмаза и Веры, а к ним в придачу Японский карлик. Сеяла их 3 марта, все взошли 12-13 марта. 24 марта пересадила их в стаканчики побольше. Из 7- посеянных сохранились 7 шт. Яп. Крлика., 5 шт_Алмаза, и 2 шт. Веры (опять он оказался самым проблемным).
Так же, как и в 2015 г. они стояли под подсветкой, пару раз подкормила их раствором гумата. В рост они пошли хорошо, но доросли до 10-12 см и встали мертвым колом! Всё! Дальше они расти не хотели!
В ОГ я их высадила в июне. Сезон 2016 г. у нас начался рано. Весна была ранняя и теплая. Для них (и для помидор тоже) была сделана теплая грядка из компостной кучи. После высадки я накрыла их спанбондом. Через некоторое время баклажанчики пошли в рост. При этом они заросли лебедой, семена которой в избытке оказались в компосте. Но я убедилась, что это пошло им на пользу, т.к. часто бывать в то время на даче у меня не было времени, а лебеда служила своеобразным мульчированием и сохраняла влагу в почве. Когда она по высоте почти сравнялась с баклажанами, я ее выдернула и разложила вокруг. Спанбонд я убрала во второй половине июня. Лето у нас было очень теплое, и баклажаны быстро пошли в рост. Периодически я удаляла нижние подсыхающие листья и пасынки. Первый урожай мы сняли во второй половине июля, что для Сибири достаточно рано. По урожайности самым урожайным был Яп. Карлик. Практически каждый день мы срывали по нескольку штук, жарили их, использовали в салаты и др. Сезон у нас в прошлом году закончился довольно рано. В сентябре стояла жара до +30, а потом резко похолодало и пришлось убирать все в конце сентября. На нескольких кустах оставались еще не доросшие синенькие. На заготовки, конечно, их не хватило (да я на это особо и не рассчитывала), но ели их еще несколько недель.
Т.к. у меня под огород отведено немного места, то и количество корней каждого овоща у меня ограничено. Для меня главное, чтобы можно было в течение сезона ими питаться. А задачи закрутить-заготовить на зиму у меня нет.
Нынче прикупила пару новых для себя сортов, а так же есть еще остатки семян Яп.Карлика. Собираюсь поэкспериментировать и посеять их в разные сроки с разницей в 2 недели.
Ну вот как-то так…

Апрель 2016-месячная рассада
Апрель 2016-месячная рассада

под спанбордом
под спанбордом

В содружестве с лебедой
В содружестве с лебедой


Подскажите, пожалуйста, из-за чего могут вянуть ростки баклажанов. Подсвечивал, не заливал.

Очень похоже на «черную ножку». Это грибное заболевание. Передается через грунт, непротравленые семена. Способствует ему влажная теплая среда.
Полейте раствором любого фунгицида (Акробат, Скор, Хлорокись меди, Ридомил или розовым раствором марганцовки). Поливайте редко. Если не сделали или недостаточно, сделайте дырки в горшочках для дренажа.
Земля у вас не с огорода? Если так, то ее надо обязательно пропапить или в духовке прогреть, или как следует проморозить.
Если семена брали у коллекционеров или на базаре, их надо тоже обеззаразить в 1% растворе марганцовки и обвалять в фунгициде. Остальные росточки побрызгайте или полейте раствором Эпина или Циркона для увеличения устойчивости к стрессам и болезням.
Большое спасибо. С праздником Вас!
Сею семена баклажан, вот так как на фото. И никакие химические препараты и подкормки не применяю, кроме полива и дополнительной подсветки.



Халил, если я не ошибаюсь, Вы живете в зоне черноземья, и если используете ченозём для вырашивания рассады, то, конечно, зачем же подкармливать рассаду. У нас у всех разные условия и возможности, и я по хорошему завидую Вашим
Вот и я о том же… Наши эксперты дают нам безапелляционные советы, но при этом совершенно не учитывают ни регион, ни состав почвы.
Ольга, в советское время у меня была дача, а почва была глинозем. И тогда брал почву для рассады с огорода, тогда не было садовых магазинов и грунт негде было купить. Не спорю, что у каждого разные условия расположения участка, качества почвы и финансовое состояние. С уважением, Халил.

У меня рассада всегда хорошая получается. И цветут все, а когда дело до плодов доходит, то их мало. Хотелось чтобы много плодов было. Хотя наша Питерская погода не предсказуема. Всегда высаживаю в теплицу. Вот сейчас у меня такая рассада.

Баклажан. Сорт Вера. Сеяла 3 февраля.
Баклажан. Сорт Вера. Сеяла 3 февраля.
Елена, а борной кислотой по бутонам обрабатывать не пробовали?
Людмила, уважаемые огородники, аптечные препараты предназначены для человека, а не для растительного мира.
Халил, всё в нашем мире относительно. Марганцовка тоже аптечный препарат, а борную кислоту можно и в садовом магазине купить
Светлана, знаю, что марганцовка аптечный препарат и поэтому его не применяю в огороде. В садовом магазине, кроме семян и саженцев, всё химические препараты и они портят хорошую почву огородников. В последние года и семена, в основном, не соответствуют тому,  что на упаковке, и ещё из 10 семян всходят 5-6 семян.
С этим всем не поспоришь.
Халил, автор статьи рекомендует перекись водорода при выращивании рассады. Аптечный препарат) Дефицит бора во время опыления вызывает опадение завязей. Хорошо, что у вас отличные урожаи от воды, не всем так повезло. Возможно, Елена сочтет, что 2г борной кислоты на ведро воды причинят ее организму меньший вред, чем стресс от постоянной гибели потенциального урожая Позволим каждому решать за себя, хорошо?
А еще при дефиците бора в почве никогда не вырастить нормальную свеклу.
Вооот! Возвращаемся к борофоске… Можно ли заменить суперфосфат борофоской?
Уважаемый Халил! Все аптечные препараты, которые садоводы применяют для своих растений, содержат микроэлементы, необходимые растениям. А в почве их практически нет, т.к. им там просто уже неоткуда взяться.
И одним навозом тут не обойтись. Поэтому не нужно так категорично про это утверждать. У каждого свой опыт в этом деле. А вы пытаетесь всех «под одну гребенку» всегда расчесать.
А в перекиси водорода столько полезностей...
Она, по-моему, чисто дезинфектор.
Mila, не утверждаю, тем более категорично. А пишу комментарии и не рекомендую делать так, как делаю. Я вспоминаю своё детство, лет 50-55 тому назад, моя бабушка не применяла в огороде химические препараты, да и не было их, и без химических препаратов всё росло хорошо. Обязал применять химические препараты Хрущев, когда он съездил в Америку и по приезде привез оттуда лозунг и сказал: «Сельское хозяйство, плюс химизация всей страны». А сейчас Америка кусает локти (это утрировано сказано), что все овощи имеют повышенную норму нитратов, и хотят принять закон о химикатах. Скоро и в России так будет, примут закон о применении химикатов в сельском хозяйстве. Мила, есть такая поговорка — «каждый сходит с ума по-своему», я схожу сума так. И ещё, Мила, не хочу и не буду всех расчесывать под одну гребенку, у каждого своя гребенка. С уважением, Халил.

В любимом всеми навозе, который дачники любят закупать машинами и раскидывать по огороду, считая, что он намного полезнее любых других удобрений, нитратов столько, сколько им и не снилось! Причем, в отличие от минеральных удобрений, которые можно регулировать, в навозе их не отрегулируешь.
Говорю это со знанием, т.к. в свое время, будучи студентами биофака на практике проверяли все это с помощью спец.анализа.
Ну а что касается перекиси водорода, то она, скорее всего, используется не как источник микроэлементов, а как антибактериальный препарат. Это ее основное свойство.
Mila, с Вами согласен, что в навозе есть нитраты, но не столько, сколько Вы думаете, я тоже делаю анализы почвы, навоза-перегноя и овощей своего огорода, правда накладно, но зато уверен в своих действиях. Да, конечно, в навозе будут нитраты, потому что живность кормят и травой, а вся растительность, которую выращивают для продажи напичкана химическими удобрениями, для получения количества корма. Вот элементарный пример: разные фирмы выращивают поросят для мяса, и через три месяца поросенок готов на убой, потому что в корм добавляют разные химикаты для роста. А в деревнях частники выращивают поросят для себя, чтобы поросенок вырос для убоя, надо 12-14 месяцев. Как ни говорите, а навоз, навоз-перегной и компост — натуральные природные удобрения.
Уважаемый Халил! Нитраты в навозе не потому, что они попадают в растения, которыми питаются коровы, из-за химикатов, а потому, что это продукты жизнедеятельности любог живого организма Вам ли этого не знать?
Про то, что навоз и перегной натуральныее органические удобрения, я и не спорю. Я говорю о том, что нитратов в них тоже много. А это, согласитесь — разные утверждения.
Мила, понятно, Спасибо!!!


У меня в прошлом году один из двух сортов баклажан только цвел, причем пышно и до конца октября. Потом почитала, что баклажаны не любят теплицу. Хочу в этом году в ог их посадить.
Светлана, то что комментирую — не из интернета, а практического опыта.
Не заморачиваюсь с замачивание семян. Сею под кипяток. Всходы появляются на 6 день.Обязательно пикирую в фазе семядолей.
user_78618, как это под кипяток?
Подскажите, пожалуйста, почему желтеют кончики листьев у рассады?
Желтеют кончики листьев
Желтеют кончики листьев
vk_383059905, потому что в грунте всякие химикаты. С давних времен выращиваю рассаду помидоров, перца, баклажан и никогда не желтели кончики листьев. Грунт беру огородный и добавляю 1-2 пакета покупного, и до высадки в открытый грунт ничего не даю, кроме полива и то полив не часто.

Это рассада перцев посеял 10 февраля.
Это рассада перцев посеял 10 февраля.

А это посеял 15 февраля.
А это посеял 15 февраля.
Так ведь в покупном много химикатов? Зачем вы его добавляете? сами себе противоречите.
А желтеть кончики сеянцев могут по разным причинам, и это не обязательно от почвы зависит.
Mila, да, в покупном грунте есть химикаты. Добавляю покупной грунт, выбираю самые дешевые, ради торфа. Торф разрыхляет посадочный грунт. Может быть, что причина не из-за почвы, но из-за химических удобрений. Ведь даже в медицине говорят профессора: «Лекарство одно лечит, а другое калечит».
С уважением, Халил.

Кстати, проще купить чистый нейтральный торф. Во всяком случае, я так и делаю в последнее время. А то покупать грунт в магазине каждую весну, никакой зарплаты не хватит.
Спасибо за ответ, но в этом грунте химикатов нет. Состав: земля из-под крапивы, песок, торф, измельченные яичные скорлупки. Правда когда появились мушки проливал марганцовкой и обильно посыпал золой. Я так думаю с марганцовкой переборщил.
vk_383059905, моё мнение: с составом грунта Вашего согласен. Но зачем нужна яичная скорлупа? Ведь от скорлупы нет пользы в почве, она не растворяется в воде, в почве и в кислотных средах, пишу это смело, потому-что делал опыты, и результаты ноль. Эти фото после 20 дней, после тех фото, что выше в комментариях.

Вот так растут мои рассады, перцы.
Вот так растут мои рассады,перцы.

Рассада помидор.
Рассада помидор.

Рассада горького перца на переднем плане.
Рассада горького перца на переднем плане.

Рассада баклажан 5 шт., а больше не взошло, семена покупные.Покупные семена зачастую плохо всходят.
Рассада баклажан 5 шт.,а больше не взошло,семена покупные.Покупные семена зачастую плохо всходят.
Помогите, пожалуйста, подскажите, что с баклажанами?







vk_383059905, не знаю, что с Вашими баклажанами. А врать не хочу.

Вот мои баклажаны.
Вот мои баклажаны.
Где стоят ваши баклажаны? На подоконнике под солнечными лучами?
Здравствуйте! Ваш вопрос оформлен и отдельным топиком, чтобы на него обратили больше внимания!
Посмотрите здесь:
Подскажите, что с моими баклажанами?

Пожалуйста, оставьте комментарий

Или через: