Дауншифтеры: беглецы от реальности или люди нового времени?

Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
NatashaPetrova NatashaPetrova АВТОР 7 ДАЧ
НаташаПетрова Красногородское
Жизнь большинства людей обычно регулируется какими-то внешними установками. Раньше это было «так принято» и «что люди скажут». Сегодня — чаще всего понятия «модно», «круто», «престижно». Так, на мой взгляд, произошло и с дауншифтерами: сперва такой образ жизни был мировоззрением некоторой небольшой части населения, а сейчас стал этакой модной разновидностью туризма. Почему люди бросают все и уезжают жить в деревни, улетают на далекие острова? Кто они, дауншифтеры — беглецы от реальности или люди нового времени?



Дауншифтинг: жизнь в удовольствие или?..
Дауншифтинг: жизнь в удовольствие или?..

Ads by

Что такое дауншифтинг

В 2020 году жители больших городов стали массово перебираться на дачи — не только в качестве варианта проведения отпуска или выходных. Причина не самая приятная — пандемия. Во многих привычных туристических странах ввели локдаун, да и самоизолироваться в своем загородном доме все-таки приятнее, чем в душной городской квартире. Но тенденция рурализации (процесса, обратного урбанизации — миграции населения из городов в деревню) наметилась задолго до того, как мир охватил вирус. 

Вирус заставил горожан взглянуть в сторону деревни
Вирус заставил горожан взглянуть в сторону деревни

В силу сложившихся жизненных обстоятельств понятие «дауншифтинг» для меня не просто абстрактный термин, а собственный жизненный опыт. Пошел уже седьмой год с тех пор, как мы оставили городскую жизнь и переехали в деревню. Сразу скажу: ни разу не пожалели, несмотря на то что не все просто — и подчас гораздо сложнее, чем в городе.

Четыре года назад я уже пыталась разобраться, что такое дауншифтинг, — мои рассуждения и описание личных причин переезда из города в деревню вы можете прочитать в публикации Дауншифтинг, или Как мы купили дом и переехали в деревню в моем журнале. Поэтому сейчас не стану подробно повторять: для тех, кто это слово услышал впервые, там достаточно информации. А если коротко, дауншифтинг — философия, которая пропагандирует идею «жизни ради себя». Попробую теперь сформулировать свое отношение к этому вопросу, так сказать, с высоты прожитых лет. 

Таким был наш дом, когда мы его только что купили. Фото  автора
Таким был наш дом, когда мы его только что купили. Фото автора

Остановите Землю, я сойду

Мне кажется, что сегодня дауншифтинг стал просто модным, утеряв свою идейную оставляющую. Ленты блогов и YouTube пестрят хрониками жизни уехавших из города в деревню или экзотические страны. Хотя социологи и психологи утверждают, что в нашей стране это явление совсем не массовое: такие перемены в своей жизни осуществили или всерьез планируют осуществить не более 3% населения. Причем большая часть реальных или потенциальных дауншифтеров — из крупных городов, в основном из Москвы и Санкт-Петербурга. Для сравнения: в Австралии (это самая дауншифтерская страна в мире) людей в возрасте от 30 до 65 лет, склонных к побегу из мегаполисов, — треть общества.

Из офисов бегут не только на пляж, но и в деревню
Из офисов бегут не только на пляж, но и в деревню

Каковы причины бегства и бегство ли это? В появившихся в последнее время многочисленных интернет-публикациях основным поводом для такого поступка называют желание людей жить для себя, а не следовать чужим, навязанным целям. Однако это слишком общо и, как следствие, не всегда правильно интерпретируется. Ведь действительно, все, что человек так или иначе делает, он делает для себя и реализации своих целей, в том числе и зарабатывает деньги.




«Нет уж дней тех светлых боле...»

Не секрет, что для многих поуехавших после первоначального периода восторга и наслаждения желанным отдыхом настает время отрезвления. Оказалось, что вечное ничегонеделание на тропическом пляже через какое-то время утомляет не меньше интенсивной работы, а жизнь в деревне весьма далека от пасторальных фотографий с персонажами в расшитых рубахах а-ля рюсс, венков, букетов ромашек и мимимишных козлят. 

В реальности все не так красиво
В реальности все не так красиво

Далеко не все, назвавшиеся дауншифтерами, готовы жить по принципу «будет день — будет и пища»: накопления стремительно тают, а средств, получаемых от сдачи в аренду столичной квартиры, не всегда хватает. Цены в доступных еще 10-15 лет назад Бали, Дахабе, Гоа и Самуи подросли, а на родине экономический кризис — доллар под 80 рублей, предложений на рынке аренды много, а сдаваемая квартира от интенсивной эксплуатации лучше не становится. И доброжелательные поначалу местные жители как-то косо смотрят: например, гоанские власти заявили, что русские анклавы «стали проблемой для Гоа».

Тем, кто не стремился в тропический рай, а выбрал «ноздрями землю втянуть» в родных полях, тоже оказалось не слишком сладко: строить дом — дорого, сложно и долго, даже если не в чистом поле на двух гектарах родового поместья, а в более обеспеченных коммуникациями местах. Для заработка в деревне не достаточно сделать свой сайт. Жить без привычного ватерклозета и душа неудобно. Овощи, несмотря на всесторонне изученный и законспектированный опыт известных популяризаторов пермакультуры, не растут сами, а из милых козлят получаются козлы, которые себе на уме и ежедневно требуют много жрать. 

Жизнь в деревне не так проста, как может показаться
Жизнь в деревне не так проста, как может показаться

В итоге уехавшие потянулись обратно: в Россию вообще и в города в частности. И часто в попытке убежать от депрессии и профессионального выгорания попали в еще более сложное положение — утраченные за время долгого отпуска профессиональные навыки, «убитая» арендаторами квартира, прибавившийся возраст (он, конечно, пришел вместе с мудростью, но совершенно не ценится работодателями). И плюс ко всем собственным несчастьям — пандемия коронавируса, которая сделала конкуренцию на рынке работы еще более жесткой, загнав народ в дистанционку и уничтожив добрую часть малого бизнеса.
 

Дауншифтинг умер. Да здравствует дауншифтинг!

С явлением дауншифтинга, на мой взгляд, происходит то, что и с любым проявлением человеческой жизни, — его подавило бремя моды и популярности. То же самое, что убило в свое время движение хиппи, сделав немногочисленных бунтарей, стремящихся к свободе, толпой молодых и не очень бездельников, балующихся наркотиками.

Дауншифтинг тоже умер… Когда одним из популярных запросов в Сети стал «дауншифтинг как начать». Когда люди, убежавшие от системы в теплые дальние страны и местные села, стали зарабатывать себе на ненавистные, но такие необходимые современные материальные ценности коучингом, рассказывая за деньги тем, кто тоже хочет вырваться из офисного рабства, как бросить работу и жить в свое удовольствие. 

Перезагрузка или побег от реальности?
Перезагрузка или побег от реальности?

Настоящие беглецы от общества потребления существуют и будут существовать, несмотря на то что знающие люди говорят о спаде дауншифтинга. Как и настоящие хиппи, считающие, что «всё, что нам нужно, — это любовь», а хайеры, фенечки и «секс, наркотики и рок-н-ролл» — это просто внешние проявления философии движения. И возможно, как раз сейчас наступил очень подходящий для многих момент (пандемия, однако!) для переоценки, перезагрузки, переделки или иного «пере-» в своей жизни. Подумайте… А порассуждаем на тему, стоит ли, как и для чего это нужно, в следующей публикации.

Если поднятая тема вам близка и интересна, обязательно ознакомьтесь с другими публикациями:




Статья размещена в разделах: , , ,
63 комментария 21 спасибо за статью 1 в избранном 9916 просмотров
Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Автор статьи:
Добавили статью в избранное
EkaterinaDorfman EkaterinaDorfman




Комментарии (48)
Сбежать от людей. В моем понимании.
Чем дальше, тем лучше.
К сожалению, не все можно исполнить.
В 60, возможно, уже будет поздно.
А в 50… Хотелось бы… Только, скорее всего, так и останется мечтой.
Я не представляю себя вдали от города. Но и в самом центре в квартире не хотелось бы жить. Самое лучшее, на мой взгляд-жить в собственном доме с участком и выращивать свои овощи, иметь кое-какую живность, что я и делаю. Меня все устраивает… может быть, когда-нибудь и потянет подальше от людей, а может и никогда
Я с моей дурацкой работой совсем одичала… Из-за постоянного общения с людьми стала ненавидеть телефонные звонки, при этом, неважно, какой рингтон
Ставлю на беззвучный режим, все равно телефон постоянно в руках.
Стала предпочитать общение в письменном виде.., e-mail, WhatsApp… Но уже заметила, что и виртуальное общение начинает напрягать…
Пока терпимо отношусь к общению «ни о чем», когда хочешь-болтаешь, не хочешь-нет и сам выбираешь тему. Как здесь на сайте.
А все остальное стало бесить
Вот и как тут не задуматься про «уехать… в глушь..»?)
Ну или головушку нервную лечить надо))
Фото с козой чересчур постановочное ))
Коза не корова, её доят не щипком, а кулаком, беря сисю (сосок) в кулак, а второй рукой придерживая. Если не придерживать второй рукой вымя — коза будет дрыгать ногами и в такую-то широкую и низкую миску 100% поставит копыто. Да и поза для дойки такая интересная — ноги и спина у доярки не отвалятся?
Паш.., я вот не уверена, буду ли выглядеть не постановочно, если мне сейчас предложат козу подоить)
Думаю, что и поза моя будет.., посмешнее, чем на фото)
И коза, бедная, в обмороке будет…
Самое эпичное с козами — это их кормить зерном (ячменем, овсом или кукурузой). Вот это та еще свалка — козы дружно наваливаются на хозяина, несущего корыто, обступают его со всех сторон, изо всех сил толкаются и пихаются, и становятся на задние ноги, суя головы в это корыто и с силой повисая на нём, чтобы опустить его на землю. В общем у меня взрослых сейчас 19 штук, ну и я понял что летом кормить зерном (строго говоря подкармливать, летом зерно не так нужно ввиду того что сочной и колосящейся травы полно) я их буду по особому — отделил стальной калиткой часть выгула, буду СНАЧАЛА ставить корыто, и только потом пускать туда эту безумную толпу. Иначе они меня просто завялят.

Мелкие, не выросшие еще — в свалке тоже не сдаются, они лезут первыми и снизу, ползком, чтобы взрослые не рассердились и не боднули их, после чего взрослые укладываются на них и те начинают блеять дурниной. Но если старших распихать в стороны — младшие никуда не уходят, они начинают жрать как ни в чем ни бывало.

Т.е. по совести надо какой-то длиннющий лоток делать, чтобы не толпились, но они еще могут загадить его, и придется основательно мыть железной щеткой (когда у коз в рационе ячмень и овес, их шарики становятся липкими и, если коза их раздавит копытом, то это потом попробуй отчисть).

Основной корм у нас конечно трава и сено, но зерно нужно чтобы молока было больше.

Так что козы не так просты и ни в какой обморок они не упадут, они сами кого хошь завалят. Я на ютубе помню смотрел видео, как козы на полном серьёзе бодались с коровами. Силы и весовые категории были явно неравны но козы брали упрямством и настойчивостью.
У нас коз пока поменьше. Чтобы исключить свалку — чтобы всем примерно одинаково доставалось, у меня не одно корыто, а три таза. Приходится не только отбиваться от коз, висящих на тазах, но еще и жонглировать тазами, вытаскивая их из стопки, которую держишь одной рукой, и ставя другой в разные места десятилитровый таз, котором килограмма два овощей и зерна. Поэтому пока очень не удобно, надеюсь, что в новом хлеву будет как-то получше, думаем, все таки, сделать отдельные загоны, пока они всем гуртом вместе.
Нет, это имхо бесполезно. Когда ставится первый таз — все ломятся к нему, а когда ставится второй — то до него мало кому есть дело, потому что раз возле первого — свалка, то там соответственно значительно вкуснее. Я проверял, никто не хочет на второй таз даже отвлекаться, все битву ведут и борьбу.

С загонами не знаю, я пытался — потом махнул рукой на это дело и всё объединил. Тупо вся комната кроме корридора козья.

Для сена кормушка — четыре 15 см брусовых столба, упертых в потолок, на которых нечто вроде лотка или постамента. Туда и наваливаю. Свалки особо нет, потому что есть возможность подойти с четырёх сторон, плюс там внизу еще площадка, на которую роняют и на которой обычно толпится молодняк, высовывающий головы из-под постамента и хватающий пучки сена или скошенной травы.
Ну, у меня тоже все ломятся в первый поставленный таз. Но я приловчилась быстро их ставить, а в первый таз чуть больше класть — в расчете на всю братву, которая ломанется. И плюс, они привыкли уже, что тазов три, разделились на команды, и после установки всех трех распределяются все к своему тазу Команды постоянные, то есть, каждая ест из своего — тазы разные по форме и цвету. А по началу — да: приходилось еще вытаскивать лишних из первого таза и распределять по разным. Сейчас уже привыкли
Паш, все фото в статье постановочные, окромя моего дома . А про сиси — дак они разные бывают. У меня у одной козы — сисяндры (которые в кулак), а у второй — вот именно такие, как на фото, на три моих пальца (в смысле, толщина пальцев, не длина) длиной. На счет придерживать вымя — не знаю, у нас муж доит (я никак не могу — как-то неэргономично, видимо, делаю, рука быстро устаёт), он не придерживает, потому что в другой руке держит ёмкость — пока это чашка от фильтра-кувшина, такая двухлитровая кружка. Вроде, не дрыгаются, спокойно стоят. Про позу — ага, не удобная, если много доить, отвалится, поэтому у нас в этом году дойных коз больше и нужно будет сделать станок, чтобы коза выше стояла. А так — вполне, ИМХО, рабочая поза. Особенно, если коз немного доить. Можно еще на колени встать.
Я никогда не доил корову, и мне трудно судить об этом, истиной в последней инстанции я не буду, но если козу доить щипками (двумя пальцами) то пишут, что у неё от этого вымя портится, а если брать кулаком, то со временем сосок становится длиннее и удобнее браться. По силе надавливания — у некоторых вымя туговатое, у некоторых мягче и легче. Хотя если коз относительно много и сезон молочный (когда травы много сочный либо если зимой помимо сена давать кукурузу, овес и ячмень), тогда после «массовой» дойки руки да, даже у меня по ночам могут начать неметь. Это проходит с привычкой.

Мои любят когда я им вымя второй рукой придерживаю, а если не придерживаю — могут болтнуть ногой и опрокинуть бидончик, а самые вредные — так и вовсе ухитриться в этот бидончик, если я зазеваюсь и не среагирую — копыто поставить. Поэтому с широкой миской кто кто а я не полезу точно.

По позе — я лично городить станок не стал, я просто беру коз, ставлю примерно так как на фото в угол лбом, становлюсь на одно колено а второй ногой перегораживаю козе выход, ну и дою. Некоторые строптивы и бегают от меня, некоторые при виде бидона демонстративно подходят сами. По молоку — в сезон с вымени в день (я дою коз только раз в день, чаще считаю нецелесообразным) идет литра три и больше, одна мне как-то раз выдала пять с половиной, но это видимо я просто её до этого не подоил. Поэтому я обычно беру 3-литровый бидончик и большой, хожу переливаю, а бидон стоит вне досягаемости коз, чтобы они его из любопытства не опрокинули.
Основное количество молока от козы у меня начинается когда козлята подрастают и начинают сами что-то еще есть. Тогда они быстро отвыкают от сиси а молоко остаётся. Когда козленок сосет — молока мне достаётся откровенно немного.
Мы в этом году хотим купить на Али-экспресс доильный аппарат — маленький такой, с ёмкостью на 5 литров, типа, бытовой. Я как-то так и не приловчилась: пальцы не просто устают, а аж сводит, видимо, что-то изначально не так делаю. Но, так как у мужа неплохо получается, то привычку я приобретать и не стала, у нас разделение: «отец, слышишь, рубит, а я отвожу» в смысле, муж доит, а я потом с молоком вожусь.
А может тетка на фото в широкую миску немного для кошки сдаивает? Миска затертая, кошка рядом смотрит, а бидончик молочный рядом же стоит, для себя который?
Про станок — мы все равно новое помещение для коз делаем, так почему и станок не сгородить?
Пробуйте, у каждого хозяина свои привычки и предпочтения. Я вот перощипальную машину для куриных тушек приобрел, а доильный аппарат скорее всего едва ли когда брать буду, потому что дойка с ним не быстрее чем без него (ну или надо брать какой-то серьёзный козы на четыре и стоит он тысяч под сто или двести), но потом его надо еще ж мыть, т.е. эта штука рентабельна по деньгам и обслуживанию самого устройства имхо только если коз реально много, голов под триста. А так — я не знаю. Хотя вот Фима (что-то его давно не видно или я плохо смотрю) приобрел российский аппарат не по конским ценам, доит (или доил), вроде не жалуется, успешно доит. Я же лично не стал связываться, тупо дою их вымытой рукой с мазью для дойки да и всё. Плюс у меня и дойка-то нестандартная — иной раз у козы есть козленок, так я тот сосок который он берет вообще не трогаю, а дою только другой, который ввиду того что козленок его не берет, надувается и вымя становится неровное, одна сторона больше, другая меньше. Начинаю сдаивать, порядок наводить.

Со станками конкретно у меня еще лень — то мы в хлеву, но на выгуле, то вообще (осенью) на картофельной делянке, у которой на дорожках трава высоченная выросла, ну и дою я их то там то сям, болтаясь к стаду с бидонами. А так чтобы вот их загонять куда-то и там доить — мне лично лень, мне проще в первый попавшийся угол козу «примостить» и там подоить. И режим дня у нас нестабильный -= я то дрыхну чуть ли не до обеда, то мы раньше встаём, зависит еще от погоды, в ливни с грозой мы дома сидим, я им сено накидаю или ячменя насыплю, а в хорошую погоду можем пойти гулять, а можем не пойти, болтаться на выгуле, но я ввезу стог крапивы, полыни и иван-чая, скошенных как попало где-нибудь в поселке. Кипа травы большая, ну они там занимаются, напихаются и лежат, отдыхают округлившиеся. В сырую погоду выходим позже, в жару — раньше. Как я понял, мокрая холодная трава, трущаяся о вымя при гулянии — козе неполезна, мы ждем когда потеплеет, только тогда идём.

С водой тоже — то в хлеву пьём, то на выгуле, там-сям краны и бадейки. Когда как.

Я как-то не стал изображать из себя какого-то прям козовода — так, живем как получится, и питаемся чем попало. То веников с листьями гора, то на лугу, то крапивы стог, то вообще тыква рубленая кусками, а потом состриженные кипы листьев ирисов. У меня их было мало, но я их нарочно понасажал вдоль участка, чтобы было больше. Осенью срезаю — козы едят. Еще малину обгрызаем старые ветки, которые пора срезать (малина же двухлетка).

С кошкой да — возможно тут на кошку ориентация, я не заметил.
Фима, вроде, докупил к тому аппарату еще трубок и стаканов на соски, потому что его доильный аппарат рассчитан на четыре соска. Может, в этом году весной и запустит в модернизированном виде, не помню уж, чего осенью говорил на эту тему — мы же с ним реальные соседи, не виртуальные
Мы думаем про этот маленький аппаратик, потому что я-то не могу доить, так для меня, чтобы сама могла со всем управиться и не отвлекать мужа.
Я и коров только кулаком дою.
Я коров видел только со стороны, так «не общался». Во втором классе начальной школы нас водили на экскурсию на ферму, показывали как там чего устроено. Правда я толком не запомнил ничего, помню только их доили уже тогда (1988й год) доильными аппаратами.

Будь здесь немного другая «топография» и рельеф местности менее буреломно-холмистый, я бы, пожалуй, попробовал завести корову, благо простенькие телки продаются не за бешеные деньги. Но поскольку тут траву можно косить исключительно вручную, лазая по неудобьям, а всё что не накосил — приходится докупать за деньги (тюк сена 270 рублей), то с коровой я связываться не рискую, ей же много надо.

Доить их я не умею, потому что ни разу в жизни у меня такой практики не было. Поэтому точно ничего умного не скажу
Дауншифтерами себя называют и считают очень разные люди. Потому и мнения об этом явлении бывают диаметрально противоположными.
Те, кто погнался за модой, повелся на глянцевые картинки и истории о «красивой жизни вдали от цивилизации», быстро разочаровываются. Так появляются «возвращенцы». А вместе с ними — истории о том, что дауншифтинг — это миф, что это бегство от реальности и т.д., и т.п. И для такой категории людей это истинная правда — они-то как раз погнались за мифом и пытались сбежать от реальности в мир иллюзий (собственных или навязанных модой — не так уж важно).
Те же, кто сделал этот выбор осознанно, четко понимая и причины, побуждающие к такому шагу, и возможные последствия своего выбора, вряд ли согласятся, что они куда-то там сбежали и живут в иллюзорном мире
Но тут ведь вопрос в том, что это справедливо в отношении любого жизненного выбора.
Кто-то и профессию выбирает, опираясь на мифы и иллюзии, и в брак вступает с «придуманным» партнером и далекими от реальности представлениями о семейной жизни, и детей заводит, представляя в голове глянцевые картинки с пухленькими младенцами и счастливыми родителями. А кто-то совершает выбор, четко понимая, куда идет, зачем, с какими трудностями на выбранном пути может встретиться и как будет их преодолевать.
И понятно, что впечатления от последующих событий у этих персонажей будут разными.
Да, к сожалению, когда какое-то явление становится модным, неизбежно начинает размываться его суть. И многим «обложка» этого модного глянца глаза застит. Но тут ведь вопрос не в том, плохо само явление или хорошо. Вопрос в том, кто и как его выбирает, почему и зачем…
Ага, это правильно. Не только детей, так и котиков-собачек заводят — ориентируясь на глянцевые картинки: они же такие мимими, пока маленькие. А потом выбрасывают. В деревнях это прям бич какой-то — по осени останавливается машина под окнами, дверца хлопает, а потом машина резко уезжает. И через некоторое время под верандой раздается мяуканье. У нас две кошки таких, и еще был лабрадор как-то. Взрослый пёсель, чистенький, ухоженный, даже с клеймом на пузе (то есть, приобретен в клубе, с родословной и прочим), правда, татуировка клейма старая и не разглядеть уже номер было.
Сейчас вообще у всех представления о жизни как-то переиначились, ИМХО, благодаря глянцу и интернетам, особенно у молодежи.
У нас помню в военной части, где отец служил — была какая-то дикая мода на пуделей. Все, даже хозяева коров, коз и кур (там это разрешалось, хозяйство по сараям на отшибе держать) — все усиленно заводили пуделей. И было в части две породы — немецкие овчарки, таскаемые с собачьей части (кинологи или как там их называют я не помню), причем каких-то несусветных размеров, то ли скрещенные с кавказскими, то ли просто такие здоровые, я даже сейчас глядя на алабаев понимаю, что те немецкие овчарки были ничуть не меньше, а то и крупнее, и чет эти пудели, причем жизнь у пуделей была почти дворняжья — целыми днями на улице без хозяев, стаей на входах и выходах в часть. Злющие, брехливые, грязные — но пудели. Но так их не выбрасывали, на ночь в квартиры забирали, кормили и вот это всё. При этом не расчесывали — пудели ходили со спутанной шерстью, какие-то вечно неухоженные как чушки. Вот реально, целый военный городок и почти у каждого по пуделю, а то и по два.
Павел, я однажды видел н/о 90 см в холке! Не вру, ей-ей! Жуть кромешная, при одном взгляде ноги отнимались. «Ужасный волк» какой-то. Но умнейший был кобель, людей оценивал враз и со мной повел весьма дружелюбно, но с огромным достоинством. Я к его хозяевам, дальним свойственникам супруги, приезжал козлят менять. Дед-хозяин восхитился моей выдержке — «Ты значит, в собаках разбираешься, большинство просто в истерике бьется — убери собаку!»
Ну да, в общем я по мелким деталям понимаю, что от кабысдоха ждать и ошибаюсь редко.
Они умные, тем более что порода-то служебная. Но мне больше подходят алабаи, я уж к ним привык за много лет. Что интересно — легко запоминают большое количество слов. Я ему говорю «пойдем гусям воды отнесем» (гуси живут в отдельном домике при теплице, водопровода там нет, попить надо притаскивать, зимой шлангом не нальёшь, замерзает) — так он уже соображает куда идти и знает кто такие гуси. Я его специально не учил, а он запомнил.

Немецкую овчарку как-то раз предлагали (щенка купить) но мы отказались, не стали от добра добра искать. Конкретно этот алабай у меня четвертый, до него когда-то жили еще три.
У нас тоже был пудель, из выброшенных. Очень примечательное создание! Рассказ о нем мной не раз уже публиковался
Хорошо пишете, интересно.
Я о переезде в деревню никогда не думал, городская жизнь меня вполне устраивала. НО! Тридцатитысячный (в лучшие времена) райцентр предоставлял возможность близкого общения с природой — с крыльца родного дома комбайны на полях видны, до леса — час ходьбы пешком, в июне слышно как лягушки на маленьком водохранилище орут. И на селе бывал постоянно, хотя знакомых там практически не было, но маршруты походов как воскресных, так и отпускных, пролегали через множество верхневолжских деревушек. Потому ни пренебрежения, ни ужаса к сельской жизни не испытывал. Просто стабильная зарплата и четко нормированный рабочий график были мне удобней. А вот в более крупный город ехать до ужаса не хотелось, хотя такая возможность замаячила однажды.
Когда же в перестройку припекло — свалил в деревню без душевных терзаний. Три года вообще один там жил, ничё так, не спился, бородой до глаз не зарос, и книжки читать не разучился. Сейчас же врос окончательно, в город ни под каким видом не поеду, разве в морг вперед ногами.
Вот, я о том же говорю: совсем не обязательно ехать на Гоа или в деревню. В провинциальных городах цивилизации хватает, а вот «ужасов большого города» нет.
Марина, согласна на все 100%. Мода не применима на образ жизни, это тебе не платье или цвет лака для ногтей. Вся жизнь — это выбор, и если есть что выбирать, почему бы не попробовать, подумав хорошенько… И еще мне нравиться фраза: «Лучше сделать и пожалеть, чем пожалеть что не сделал...».
Лично я никакого «дауншифтерского переезда в деревню» не проводил, и сравнивать мне не с чем, ввиду того что приличной квартиры в городе у меня сроду не было. Всё какие-то съемные, дешевые, с крысами и тараканами. Единственная квартира была в воинской части, но там была сельская местность, а военные зачастую держали по сараям коров, коз, кроликов и кур. Больше всего было, пожалуй, кур и коров. Вокруг были поля, леса и совхозы. Работы (высокооплачиваемой) в городе у меня тоже никогда не было, соответственно переход на хозяйствование жизнь мне увел в значительно лучшую сторону. Я конечно очень люблю незамысловатые общепиты (макдоналдсы, БК, шаурму, крошку-картошку, сосиски в тесте и т.п.), но они хороши когда денег полно, а не когда едешь зайцем в электричке, чтобы купить лишнюю сосиску в тесте, потому что вечно не наедаешься и это озлобляет и огорчает. Моё лично мнение — если в городе есть квартира комнат на восемь, и работа а-ля министром быть — тогда там жить некисло, а если нет, а фигня какая-то с раннего утра до позднего вечера, плюс мотание в транспорте по три часа и в магазине пожрать нормально вечно не можешь купить — на фиг тогда это надо, проще в деревню перебираться, там хоть грибы в лесу можно собрать, накопать в огороде картошки с луком и хоть поужинать как человек
Видимо, тут нужно учитывать местные реалии В заграницах был период стабильного капитализма и сложился пресловутый средний класс. В нашей стране советский уклад резко перешел в некое подобие капитализма. Причем, такое некое и такое подобие, что никто даже этим термином и не называет нашу социально-экономическую ситуацию. Употребляют какие-то образные термины, типа рыночных отношений. Поэтому вместо классических ( ) проявлений дауншифтинга в европах и австралиях — когда средний менеджер отказывается от повышения и даже переходит на низшую должность — с понижением зарплаты но и с меньшей ответственностью и обязанностями (downshifting — ослабление какого-либо процесса), у нас появилась вариация «сдал квартиру и на вырученные средства рванул в Гоа/деревню жить для себя». То есть, наши общепризнанные дауншифтеры, в общем-то, просто рантье, получающие пассивный доход от сдачи столичной (а значит, дорогой, даже если она и не элитная) недвижимости.
В нашем с мужем случае, мы уехали не «куда» (в деревню, типа, вдруг возлюбили сельскую пастораль ), а «откуда». То есть, из города. Но не в градостроительном понятии, а в социальном, сделав вывод, что в деревне априори меньше проявлений «города». Я лично не верю в то, что «просыпаются крестьянские гены». ИМХО, нет таких генов. И если я всю свою жизнь прожила в городах — в не очень большом в детстве и столичном (Питер, все таки, что ни говори, столица, пусть и северная ) в самостоятельной зрелости, то откуда у меня может возникнуть страсть к копанию в земле и разведению козлов , если у родителей даже дачи не было — по крайней мере, в мою бытность в родительском доме, а коз я видела только на картинках? Ну и что, что мои бабки/дедки были крестьянами, так можно договориться, что должны проснуться пещерные гены охотника и собирателя — ведь неандертальцы тоже наши предки.
Поэтому в городе, как таковом, мне лично было хорошо. И работа нравилась, пусть и не всегда высокооплачиваемая. И мне жалко ее — ибо, нравилась . Но в последнее время работы я осознала, что не понимаю своих заказчиков (большинство). Например, что такое «модные межплиточные швы» .
Не знаю, у меня прабабушка занималась исключительно крестьянским трудом на земле (корова с теленком, огород, куры и т.п.), а подрабатывала официанткой в привокзальном ресторанчике. На выходе я как потомок получил тягу к ресторанному делу (одно время очень тянуло работать в общепитах), мне нравится огород и я люблю сельскохозяйственных животных.
А у деда какой-то брат и его предки работали на железных дорогах (предки так вообще при царях чуть ли не на конках), ну и я прямо органически очень люблю железные дороги. Некоторых напрягает езда в электричках, а я сяду в них эдакий ферзь, и сижу, в окно смотрю, станции разглядываю. Где хожу (пешком и т.п.) вижу рельсы — всегда почему-то настроение поднимается, а когда сплю мне часто электрички, станции и поезда снятся. Люблю эти штуки, наверное складывайся моя жизнь иначе и иди в более вольном направлении, то я бы возможно где-нибудь в РЖД сейчас работал

По капитализму и загранице, пожалуй, не смогу прокомментировать, я этим как-то не заморачивался, да и за границей не жил и собственностью (земельной) там сроду не владел. Я не располагаю достаточной информацией чтобы судить об этом. Так, у немецких фермеров помню в гостях был, но недолго и не более того. Еще там были какие-то «дачи» но мне они не понравились — слишком много ограничений. Дома только каркасные и маленькие с кучей ограничений, прям реально нельзя даже утеплять и отопительные приборы (печь) ставить, вокруг «лес», а фруктовые деревья никто не сажает — по шапке можно получить. Ездят туда «отохнуть», сосиски пожарят, воздухом подышат и всё. Меня не впечатлило, хрень какая-то.
А кто сказал, что во-первых, даже в этом обсуждении все православные? А во-вторых, дауншифтинг может быть связан с чем угодно (в плане религий). Или не связан ни с одной. А в-третьих — ну, тогда надо разбираться с тем, что такое саморазвитие. Первое попавшееся определение: «Саморазвитие человека состоит из таких составляющих, как повышение собственной осознанности, умения управлять собой, развития силы воли, целеполагания, мотивации, и многих других качеств, которые повышают уровень жизни и способствуют реализации мечтаний и устремлений личности» — можно так. Если вы купили самоучитель игры на шестиструнной гитаре и ежедневно мучаете инструмент и соседей — это тоже можно считать саморазвитием. 99% тех, кто собрался на этом сайте можно назвать саморазвивающимися — они саморазвивают свои умения выращивать, например, помидоры
Ну, во-первых, Википедия вообще много чего говорит — не все нужно принимать на веру. Таки не самый авторитетный источник.
Во-вторых, воззрения у людей могут быть разными. Если какая-то идея не уживается с Вашими личными убеждениями (религиозными или любыми иными) — это не означает, что она точно так же не подходит другим. Ибо читатели не обязаны все поголовно принадлежать к одной конкретной конфессии.
В-третьих, любое явление имеет привычку развиваться. И со временем может стать не так уж важно, кто его породил, — оно трансформируется до неузнаваемости и утрачивает связь с корнями. Поэтому, даже если принять за правду утверждение Википедии об истоках дауншифтинга, на сегодняшний день это не имеет ничего общего с реальностью. Явление оторвалось от корней (если таковые и были) и стало развиваться. Причем в разных направлениях одновременно.
Топ-менеджер N с ежемесячным доходом от полумиллиона «деревянных» бросил все и уехал на Гоа — это дауншифтинг. Инженер Y с ежемесячным доходом не выше 40 тыс. руб., из которых больше половины уходит на съемное жилье, бросил все и уехал в деревню — это тоже дауншифтинг. Но у этих гипотетических личностей явно будут разные мотивы и причины для такого поступка.
Наконец, в-четвертых, саморазвитие — есть насущная потребность любого мало-мальски разумного человека. Ибо альтернатива ему — деградация. И любая религия, кстати, побуждает человека к саморазвитию и духовному самосовершенствованию — просто вектор задает достаточно жесткий. Но это, разумеется, если понимать под религией нечто большее, чем свод формальных правил для тупого исполнения.
Совсем необязательно это сектанты. Отдельных лиц, ни к каким организациям не принадлежащих и считающих себя обладателями подобных знаний, также предостаточно.
Как по мне, как раз такие «тренировки» скорее приведут к инфаркту или инсульту, чем умеренный физический труд и спокойное созерцание природы
И собственно, в какой мере это относится к предмету обсуждения? Я что-то уже не улавливаю ход Вашей мысли.
Могу вам сообщить, Наталья (если вас почему-то так волнует этот вопрос ) — я очень тренированная в этом плане. И очень стрессоустойчивая. Я общалась с реальными людьми — разного возраста, пола, национальности, вероисповедания, социального статуса, образовательного уровня, финансового положения, привычек, манер, характеров. С начальниками, подчинёнными, заказчиками, коллегами, субподрядчиками, партнёрами. Иногда общалась с десятками человек за день, во всех возможных вышеперечисленных вариациях. Часто — сразу с несколькими и разными. Очень часто — все эти люди от меня чего-нибудь хотели. Не менее часто — хотели срочно. Так что, я очень стрессоустойчивая, как сказал как-то шеф (один из) я «молодец, могу держать удар» . Так что не беспокойтесь — если со мной и случится инсульт или инфаркт (инсульт более вероятно — учитывая семейный анамнез), то это будет не из-за моей не тренированной стрессоустойчивости
А позвольте нескромный вопрос: вы-то сама от чего планируете умереть? Судя по всему, вы так тщательно избегаете всего вредного и опасного для жизни, что, возможно, вы — Кощей бессмертный — думаете жить вечно?
Не поняла — на что это вы отвечаете «нет, я такими вещами не занимаюсь, мне бы это и в голову не пришло».
Наталья, если вы судите о нравах заключенных по публикациям в интернете и считаете, что описанные вами нравы характерны только для этой категории граждан — боюсь, что ваши розовые очки имеют та-а-а-а-акие размеры, что снять их штудированием книжек типа «Искусство спора» или общением с дачниками на форуме, ИМХО, не представляется возможным
Вообще-то, игра ни на что может с вами случиться, даже если вы никогда не попадете ни в КПЗ ни в СИЗО. Если вы до сих пор этого не поняли и не сталкивались ни с чем, страшнее форумных демагогов — желаю вам и дальше прожить жизнь в ваших розовых очках — оно для здоровья полезнее.
И хочу уточнить: я не предложила считать дауншифтингом «стремление к спокойной жизни — например, в обществе козлов и котиков». Я сказала, что для меня дауншифтинг — возможность жить подальше от быстроменяющегося нового мира. Который мне не слишком нравится, а еще меньше нравится «прогибаться под изменчивый мир». И нет желания «прогибать» этот мир под себя — я уже вышла из этого возраста, когда этот драйв с прогибанием мира под себя интересен и увлекателен.
Повторюсь: термины в современном мире подчас быстро меняют значение и утрачивают связь с корнями. Дауншифтинг — тому пример.
Не возбраняется воспринимать это понятие как угодно — хоть в духе исконных значений слова, хоть в каком-то своем собственном понимании. И следовать этому течению вовсе не обязательно, особенно если оно противоречит Вашим убеждениям
Христиане, переехавшие в деревню ради стяжания благодати Святого Духа — простите, это уже сектанты Моя бабушка, к примеру, была глубоко верующим человеком — но это нисколько не мешало ей заботиться о мирском: о воспитании внуков, к примеру, или засолке огурцов на зиму. Не припомню, чтобы «стяжание благодати» было основной целью ее жизни.
Да, вот, например, в иудаизме — больше 600 заповедей. Надо еще найти время все их выполнить
Повторяю своё предложение: давайте про дауншифтинг.
Или хотя бы про меняющийся мир
Здравствуйте! за два года ковид-безумия очень многие перестроились на удаленные методы работы, и теперь понятие дауншифтинга несколько размылось. Переезд в деревню или более маленький город уже не про «назад к истокам», сколько выбор где жить. по мне, я уже писала ранее, деревенская жизнь — это скорее повышение качества жизни, чем ее ухудшение. работа — та же, доходы — те же. коммунальные платежи — намнооого меньше.воздух чище, вода лучше, продукты свежее и качественнее.
и я не совсем понимаю, почему переезд в деревню — это уход от людей? Вот как живем в городе? «друзья, когда тебе за тридцать — это те люди, с которыми созваниваешься раз в месяц, обещаешь как-нибудь встретится и с которыми встречаешься раз в несколько лет на каких-нибудь поминках» — грустная шутка, но не без истины. нет, может кто то и живет в атмосфере постоянных встреч и радостного общения, но все же, большинство взрослых людей встречаются для общения достаточно редко — у всех работа, семья, заботы, да и просто усталость. ну а когда собираются все таки встретится — уже без разницы — ехать три часа по пробкам с одного конца мегаполиса на другой, или полтора часа по трассе до деревни В деревню к нам друзья приезжают чаще, чем в гости в городе. да и с соседями в деревне чаще и как то глубже общаемся, чем с соседями по подъезду в городе (хотя и живем мы в деревне на отшибе).
Добрый день! Приятно снова «видеть» вас .
Не-е-е, не согласна: «переезд в деревню — это уход от людей» — это именно так. На прошлой неделе два дня провела в Питере, по делам. Навиделась людей на ближайшие, как минимум, пару лет .
Город — это ежедневно масса чужих (ЧУЖИХ, не родственников и друзей) людей справа, слева, спереди, сзади, сверху и снизу. Даже если тебя не приклеивает чужое пузо к чужой потной спине в час-пик в метро, это постоянный шум — шарканье шагов, обрывки разговоров, это запахи чужих духов и чужого обеда. Это, электромагнитный фон наконец, — мы же излучаем электромагнитные волны, как нагретое тело.
Тут мне попалась информация, которая меня поразила в самоенемогу: Кудрово. Для тех, кто не в курсе: под Питером (Всеволожский район, почти Веселый поселок, 2 км от ст. метро Дыбенко) была деревня Кудрово. На 2010 там было прописано (прописано, не проживало, то есть, по всей видимости, конкретно жило там меньше) 137 человек. На 2021 — 49 079 человек. (Википедия) То есть, в 358 раз больше. На одном гектаре там проживает 18 000 человек — чтобы совсем стало понятно, о чем я: у нас участок — как раз, гектар. На меня и моего мужа. А население близлежащего города (Опочка, Псковская область) — 9000 человек. Во всем нашем районе (Красногородский) — проживает 6452 человека, по данным на 2021 год. 220 деревень и собственно сам Красногородск, на площади 132 040 гектар.
Вот, на фото из интернета — один из жилых комплексов в Кудрово, построенных там с 2006 года. Площадь этого дома (то, что ограничено овалом стен корпусов по периметру) — один гектар. И там проживает 18 000 человек — 2 Опочки или 2,7 Красногородских района. И там еще, как минимум, семь подобных жилых комплексов, и строятся и проектируются еще — как написано в Википедии — «Кудрово — одна из самых застраиваемых локаций Ленинградской области».
Один из домов в Кудрово. Фото из интернета.
Один из домов в Кудрово. Фото из интернета.
писала ответ, писала — и не вижу его… ну, если слетел — судьба.
кратко повтрою — такие человейники я и в мегаполисе избегаю. у нас тоже есть районы с подобной застройкой. хорошо, что в эти районы мимоходом и случайно не попадешь — надо ехать специально — то есть я и не езжу да и в питере тоже люди организовывают свою жизнь по своему желанию — кто то покупает квартиру в кудрово, кто-то — в малоэтажном петергофе (по цене то одинаково)
Да-да! Мы построили дом в деревне. И в дом приезжают гости, родственники, друзья, из других регионов, из соседних городов, даже из нашего города с соседних улиц. А в квартиру только кошка подъездная приходит. Кстати построить дом дешевле, чем купить квартиру. И коммуналка тоже не дороже, чем в городе. Если, конечно, не в общей сумме считать, а пересчитать на квадратный метр. ( Это я не учитываю участок и все подсобные постройки). Единственное, что напрягает, в город ездить мы вынуждены, так как от дети в школу ходят. Но всё равно ощущение, что а доме мы живём, а квартире пережидаем.
ну и главное — при какой то мало мальской осознанности и понимании что ты хочешь и какие последствия того или иного решения — переезд в деревню не может быть связвн с разочарованием. ну как бы люди подумали, поняли что хотят, что не хотят, почем хотят, какие последствия этих желаний — и приняли решение. откуда будет разочарование? вот нашей семье важна независимость и самодостаточность. Понятно, что если бы мы ввязались в какое-нибудь «родовое поместье» с коллективными избами-тусовками, сборами, на которых устанавливаются правила, обязательные для всех (пусть даже самые чудесные правила), без права собственности на землю (в родовых поместьях право собственности — у организатора поселения), с какими -то вечными совместными хороводами — мы не были бы счастливы. ну мы в такое и не лезем мне даже коллективные сады с их «колхозом» не комфортны.
деревни тоже очень и очень разные. старательская деревня, где живут те, кто так или иначе промышляет презренный металл и деревня староверов или их потомки — это две разные вселенные. обычно люди имеют возможность выбора, где поселиться.
«ну как бы люди подумали, поняли что хотят, что не хотят, почем хотят, какие последствия этих желаний — и приняли решение. откуда будет разочарование?» — это, конечно, да. Но, ИМХО, случается (и не могу сказать, что редко) — что люди либо не думают, либо думают как-то не так. Например, под воздействием окружения (типа, «бытие определяет сознание») — и могут, к примеру, удариться в родовые поместья, решив, что «вечные совместные хороводы» это и есть счастье. Или что нужно обязательно жить в столице, и поэтому набиваются плотнячком в кудрово — типа, это же прям рядом с Питером. И не замечают, что до, собственно, столицы они добираются часа по 2, там работаютработаютработают и убираются к себе в спальную нору на 18000 мест, где чтобы ребенок на всякий случай (вдруг потеряется) запомнил адрес, его сперва нужно научить произносить «квартира три тысячи триста тридцать три» — хотя о чем это я: кто в здравом уме выпустит гулять ребенка одного в кудрово . А столица со всеми прелестями так и живет отдельно — у тебя же нет времени, ты работаешьработаешьработаешь, чтобы оплатить кредит на покупку квартиры номер три тысячи триста тридцать три, со смарт-планировкой и размером с коробку из под обуви.
Вы удивитесь, я по крайней мере была удивлена когда узнала — но люди, выбирающие коробочку в условном кудрово — действительно, выбирают именно такую коробочку, им нравится свой выбор. жуть конечно. но с другой стороны — мы все разные. и очень хорошо, что люди могут выбирать — кому гектар земли, кому коробочку. Мне безумно нравится современность именно выбором. Огромным выбором.
Нет, не удивлюсь: я читала отзывы живущих в Кудрово о своих жилых комплексах
Выбор, конечно, хорошо, но я бы не говорила о свободном выборе. Выбор граждан запрограммирован — СМИ, например. Я понимаю, что любой наш выбор мотивирован чем-то извне. Но та мотивация, которая была (сейчас, кстати! ИМХО, что-то начало меняться)

Пожалуйста, оставьте комментарий

Или через: