Дауншифтинг, или Как мы купили дом и переехали в деревню

Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
NatashaPetrova NatashaPetrova
НаташаПетрова Красногородское
Написать этот пост меня подвигнул маленький семейный юбилей. Точнее это, конечно, не юбилей — три года не круглая дата. Три года назад мы жили в Питере, я работала интерьерным дизайнером. А сейчас мы живём в псковской деревне из восьми дворов. Деревня не из глухих — в половине домов люди живут постоянно, есть дети. И до райцентра с магазинами, в том числе, сетевыми («Пятёрочка»), аптеками, почтой, Сбербанком, поликлиникой, больницей, школой и двумя детскими садами всего три километра — неспешным прогулочным шагом — сорок минут. Вот по такой дороге — её регулярно подновляют, а зимой снег чистят грейдером — для школьного автобуса. 

Вон там, за ёлками в дали, мы и живём

Для местных наш переезд до сих пор остаётся загадкой: из Питера, сюда? Зачем? Первый год соседи вежливо спрашивали, когда мы планируем ехать в Санкт-Петербург — здесь есть дачники, приезжающие из Москвы или Санкт-Петербурга. Сейчас уже перестали, но всё равно не поняли.
Когда мы купили дом, переехать смогли только почти год спустя. Всё время до переезда пытались планировать, искали разную информацию. Оказалось, что мысль радикально поменять свою жизнь, переехав из города в деревню, гнездится в головах многих. И многие эту мысль воплощают. Или думают над тем, как воплотить — о чём свидетельствует даже обсуждения на этом ресурсе, например, вопрос panytany (Татьяна, Орел) "Какова себестоимость своих овощей и фруктов?".

Простая жизнь — simple living, даже стала модным течением. Хотя, "… и нет ничего нового под солнцем" (Еклессиаст. 1:9): римский император Диоклетиан и его знаменитая капуста, которая оказалась ценнее, чем власть, Диоген, занимавшийся переоценкой жизненных ценностей, живя в пифосе (большом сосуде из глины), или по-нашему, в бочке, Пробудившийся (Будда) принц Сиддхартха Гаутама, граф Лев Николаевич Толстой. Да что там, сам русский император Александр I, который вроде как инсценировал собственную смерть и отправился скитаться в образе старца Фёдора Кузьмича. Так что, получается, мы в тренде и в неплохой компании. Эта статья, наверное, попытка свести воедино всякие накопившиеся мысли и найти внятное объяснение для тех, кто ещё продолжает спрашивать почему мы так поступили.

Сразу хочу уточнить: всё ниже изложенное — моё личное мнение, никоим образом не являющееся назиданием для кого-либо. Поэтому, если кого-то мои рассуждения могут обидеть, заранее прошу прощения. 

Ads by

Дауншифтинг — жизнь для себя вместо карьеры

Одно из современных модных течений и явлений в обществе — дауншифтинг. Этот термин появился лет двадцать назад, говорят, благодаря журналистке Саре Бен Бреатнах. Изначально им обозначили явление, ставшее противоположностью и логическим продолжением культуры «молодых городских профессиональных людей» — яппи. Яппи, устав от карьерной гонки, дедлайнов  и тайм-менеджмента, подались в радикально иную сторону — стали дауншифтерами. Первые дауншифтеры добровольно отказывались от карьеры и должностей топ-менеджеров, переходя на более низкие должности в обмен на уменьшение ответственности и количества обязанностей, а то и вовсе становились почтальонами или работниками небольших предприятий — без ответственности, но и без большого дохода, а значит, и без привычного образа жизни. Вообще-то, «downshifting» по-английски обозначает замедление какого-либо процесса или переключение коробки передач машины на более низкую скорость.
Популярность дауншифтинга теперь становится головной болью менеджеров по кадрам: если раньше они беспокоились о том, что ценный сотрудник может быть переманен конкурентами, то сейчас переживают, что ведущий руководитель отдела вдруг отпустит бороду, сменит костюм на шорты или тёртые джинсы и отправится выращивать капусту, медитировать на берегу океана или заниматься ещё Бог весть чем, совершенно не относящимся к биржевым котировкам.


Море, пляж и никакой работы

Следующие поколения пошли дальше: конвертировав ценное имущество в активы, приносящие доход, совершившие побег из офиса отправились в нескончаемое путешествие. Особенно такой способ стал популярен среди столичных представителей менеджмента крупных компаний в нашей стране: Гоа, Бали, Таиланд — власти этих азиатских стран и провинций уже начинают переживать от всё увеличивающегося количества русских — не туристов, а живущих там постоянно.

Море, пляж и никакой работы
 
Кто-то занимается восточными практиками, кто-то просто ничего не делает, проводя время в бесконечном отпуске. Другие открывают в Азии собственный бизнес — например, русские рестораны, или занимаются фрилансом.

Из города в деревню

Таиланд и Гоа привлекают далеко не всех: некоторые меняют кондиционированный воздух офисов на ветры родных полей. Тут существует разделение.
Есть несколько разновидностей любителей сельского хозяйства в масштабах отдельно взятой семьи (в данном случае, мы не рассматриваем дачников, для которых выращивание овощей, фруктов и цветов, хотя и может быть вполне существенным подспорьем в семейном бюджете, но это скорее хобби, которому горожане, владеющие загородными участками, со всей страстью придаются в свободное от работы время). Не стану принимать во внимание и коренное сельское население, которое живёт в деревнях, сёлах и посёлках и привычно владеет личным подсобным хозяйством. Рассмотрим только ту часть населения, которая жила-жила себе в городе, а потом, в один прекрасный момент решила, что хватит, собралась и переехала в деревню. Миграция населения из городов в деревни, называется рурализацией (ruralis на латыни, «сельский») — процесс, обратный урбанизации. Таких переселенцев можно условно разделить на несколько категорий:
  • состоятельные люди, просто сменившие городское жильё на загородное, вся их профессиональная деятельность осталась прежней и сосредоточена в городе;
  • пенсионеры, переезжающие за город после окончания активной трудовой жизни;
  • последователи какой-нибудь идеологии: яркий пример — поклонники творчества писателя Владимира Мегрэ и героини его книг — мифической женщины Анастасии, живущей почти голышом в сибирской тайге на попечении белок и медведицы. Те, кто осилил все десять книг про Анастасию, организовали движение по устройству родовых поселений, в которых планируют жить общинами в родовых поместьях, согласуясь с принципами, изложенными в книгах Мегрэ. На сколько мне известно — большинство участников движения дальше мечтаний не пошли, даже если и приобрели гектар земли в одной из общин, в лучшем случае — приезжают летом, отдыхать от города. Хотя есть и более стойкие приверженцы, которых не смутила перспектива начать жизнь с чистого листа буквально в чистом поле. Многие в последствии отошли от строгого следования идеям движения и стали придерживаться более размытых идей создания экопоселений. Анастасийцев РПЦ считает сектой; 
  • есть и сторонники самой концепции создания родовых поместий, но не настолько фанатично преданные идеям «Звенящих кедров» (так называется движение анастасийцев): люди организуют посёлки в пределах имеющихся административных поселений, в настоящее время являющихся нежилыми, либо на новых, пустующих землях. Чаще всего такие общины являются экопоселениями, жители которых руководствуются принципами наименьшего влияния на окружающую среду, практикуют пермакультуру и органическое земледелие, занимаются вопросами экологии и восстановления земель. Некоторые экологические общины на территории России и стран СНГ имеют довольно продолжительную историю — с начала 90-х годов прошлого века. И хотя активисты движения по созданию родовых поместий неоднократно обращались к законотворцам с просьбами о принятии Федерального Закона о родовых поселениях, на сегодняшний день имеется только проект закона с весьма туманными формулировками. Оно и понятно — по одному из положений в законе, по мнению активистов, землю в размере от одного гектара до одного гектара и десяти соток желающим государство должно раздавать на безвозмездной основе, с возможностью наследования старшим сыном в семье и без обложения налогом земли и дома. Сегодня имеющиеся поместья существуют в рамках действующего Земельного Кодекса — то есть земля находится либо в частной собственности, либо в долгосрочной аренде;

Лето. Тишина

  • ожидающие конца света — среди них есть вполне здравомыслящие личности, которые боятся не нашествия зелёных человечков, зомби-апокалипсиса или приближения планеты Нибиру, которая раз в 3600 лет приближается к орбите Земли на критическое расстояние. Они опасаются вполне логичных на сегодняшний день техногенных катастроф или последствий мирового экономического кризиса. Один из самых известных представителей — украинский программист Виктор Сергиенко, в сети известный как Кошастый: «В марте 2004 года перестал быть программистом и стал крестьянином — переехал жить в село на практически натуральное хозяйство» (из слов самого Кошастого). Написал целое руководство для тех, кто думает о радикальной смене декораций в театре собственной жизни — «Метод Кошастого». С учётом первоначального авторского посыла — подготовиться к концу света со всеми вытекающими проблемами типа отсутствия энергоносителей и присутствия мародёров, вполне здравая и годная, на мой взгляд, инструкция. Да и если вспомнить сегодняшние политические события на Украине в Украине, посыл был, скорее всего, правильный; 
  • просто люди, которые пришли к выводу, что жизнь в городе стала, по разным причинам, не актуальной и переезжают в деревню для постоянной жизни. Какими-то особыми идеологиями они чаще всего, не обременены, в общины не стремятся и ведут обычную жизнь, продолжая работу в профессии, если в селе есть такая возможность, меняя специальность с учётом деревенской специфики или организуя крестьянское фермерское хозяйство. Чаще всего их называют не дауншифтерами, а ушельцами.
Так, на мой взгляд, выглядит некая классификация тех, кто сменил суету города на размеренность деревенской жизни.


О себе

Куда же в этой классификации мы относим себя? Скорее всего, к последней категории, к ушельцам. Мы оба с мужем городские, ну, конечно, только во втором поколении, но в нашей стране с 90% сельского населения до Революции, это и не удивительно: у большинства имеются совсем недалёкие деревенские корни. Тем не менее, мы родились в городе, выросли в городе и в городе, да ещё и в крупном, прожили всю свою жизнь. У моих родителей даже дача появилась после того, как я выросла и уже уехала из родительского дома.

Мысль о том, чтобы переехать в деревню, появилась совершенно внезапно: как-то летом 2010 года.
Мы, живя в Питере, снимали квартиры, и в том году получилось так, что шесть месяцев мы работали в командировочных условиях: муж вообще не приезжал, а я приезжала в съёмную трёхкомнатную квартиру раз в четыре-пять дней, чтобы покормить кошку. Подсчитали, что за эти полгода мы заплатили за кошачье жильё сумму, за которую знакомые недавно купили дом в Псковской области — на старость, думают, что когда выйдут на пенсию, переедут, оставив квартиру детям.

Как-то совершенно незаметно пришла даже не мысль, а готовое решение — надо купить такой же дом и переехать. Как на уроке математики: когда решаешь какое-нибудь заковыристое тригонометрическое уравнение — многоэтажное, где и в числителе дроби и в знаменатели дроби, и всю доску испишешь, решая, а потом, раз — тут сократил, там за скобки вывел и опять сократил, и в результате после знака «равно» получаешь лаконичный и единственно верный ответ. Конечно, такие мозговые выкрутасы не происходят внезапно: это результат длительного воздействия окружающего мира на подсознание, накапливание субъективных и объективных причин.

Для нас объективными стали следующие причины:
  1. Осознание невозможности решения жилищного вопроса теми средствами, которыми мы располагали: пока доходы совпадали с ценами на жильё, мы были молодые, и нам было не до покупки квартиры. А затем цены на недвижимость резко выросли, а доходы нет. Ввязываться в ипотеку не хотелось однозначно, а накопить даже на малюсенькую квартиру-студию где-то в бывшей промзоне на Парнасе, снимая квартиру и имея непредсказуемый доход по принципу «волка ноги кормят», не представлялось возможным.
  2. Потеря профессионального интереса: когда я только начинала работать дизайнером, было иное время — услуги дизайнера требовались состоятельным людям с высокобюджетными объектами. 

Я на работе

Сегодня дизайнера чаще всего приглашают сделать раскладку плитки в туалете, да ещё и говорят при этом: «мы бы сами, да нам некогда, вы там набросайте пару вариантиков». Дело даже не в оплате, хотя этот вопрос, естественно, важен, дело в интересе: ну не интересно мне предлагать три варианта раскладки пластиковых панелей, особенно учитывая, что заказчик эти панели уже выбрал. Да и конкурировать с молодыми, закончившими полуторамесячные курсы дизайна интерьера и имеющими портфолио, набитое рендерами одинаковых интерьеров, без единого живого объекта, но зато этих 3D интерьеров — не пересмотреть, не хотелось.   
А субъективные причины такие:
  1. Слишком много людей и они напрягают — осознала вдруг, что я сто лет не ходила по Невскому: если надо куда-то на Невском проспекте, идёшь параллельными улицами, потому что на тротуарах Невского такие же пробки из людей, как и на самом проспекте из машин. Где уж там разглядывать архитектурные красоты главной улицы города — нужно двигаться в темпе толпы. По той же причине (там много людей) уже очень давно не была в Эрмитаже, и не пойду, даже если будет супер интересная выставка. 
  2. Слишком много информации — точнее информационного шума. Телевизора у нас уже давно нет, но это спасает не всегда. Вот, к примеру, вывески и рекламные щиты: едешь в автобусе, и всё, что по пути попадается с буквами, читаешь. Подсознательно — так мозг (по крайней мере, мой) устроен. Особенно напрягает, когда едешь одной и той же дорогой — все рекламные щиты уже давно наизусть выучил, но мозг всё равно читает.
  3. Слишком много трудовых мигрантов. Я не против толерантности, но когда в Северной Пальмире едешь в пригородной маршрутке из Павловска, и в ПАЗике ты единственный человек славянской национальности, а все остальные пассажиры и водитель в том числе, живо беседуют между собой по-узбекски, чувствуешь, что ты случайно попал в какой-то телепортер и внезапно переместился в пригород Андижана.  
  4. Еда, которая перестала ею быть: даже если не принимать во внимание опасность пищевых добавок и консервантов, которые составляют современные продукты питания больше, чем на половину, она не вкусная. Ну, и конечно — молоко, которое в июле не скисает неделями без холодильника и мороженое, не тающее на солнце, беспокоят.
  5. Принцип необходимой достаточности: многое из того, что нас окружает, нам, на самом деле, не нужно. Но требует сил и времени на получение.
  6. Теория «тысячи шариков»: некий человек затеялся подсчитать, сколько воскресений в жизни среднего человека. Оказалось, что при средней продолжительности жизни в 75 лет, количество воскресений — выходных дней, 3900. Эти подсчёты он провёл, будучи в возрасте 55 лет, значит, ему на тот момент оставалось ещё 1000 воскресений. Он пошёл в магазин игрушек и купил тысячу цветных пластмассовых шариков, а потом сложил их в стеклянную вазу. И каждое воскресенье выкидывал один шарик. Такая визуализация  наглядно показывает, как мы расходуем свои дни и сколько разноцветных шариков-воскресений ещё осталось.

1000 разноцветных шариков

Шарики я не покупала — у меня развитое предметно-пространственное воображение :). Но притча заставила задуматься, так ли нужно всё то, что привык ежедневно делать?
Субъективных причин получилось больше и, наверное, они более важный фактор в принятии решения.


Как мы купили дом

А решение оказалось лаконичным и простым: ограничив себя суммой, потраченной в то лето на проживание кошки, в течение дня нашли объявление на «Авито». Позвонили, автором объявления оказался посредник Александр. Договорились о встрече. До Красногородска из Питера ежедневно ходит автобус. Прибывает он в 6:45. Я приехала, посредник меня встретил. Так как было раннее утро и декабрь месяц, то, естественно, темень непроглядная, особенно учитывая отсутствие привычных уличных фонарей. Александр сказал, что поедем смотреть дом, когда рассветёт, а пока он меня завезёт к его соседке, а то у него дома не топлено. Пока он отлучился по своим делам, бабуля-соседка накормила меня молочным супом, напоила чаем с пряниками и всё порывалась сварить картошки, а то я, по её мнению, худенькая и синяя.
Когда рассвело, поехали смотреть дом. Увиденное мне однозначно не понравилось: дом был в таком состоянии, что жить в нём без ремонта невозможно. Вторая причина — маленький придомовой участок (всего четыре сотки), а полевой находился в нескольких километрах от дома. А третья — близость соседей. На этом участке стояло два дома. Они принадлежали двум братьям, один из братьев и был непосредственным соседом, а дом второго продавался.
Выяснив, что конкретно мне не понравилось, Александр предложил другой вариант, на десять тысяч дороже, тут же позвонил хозяйке и она согласилась встретиться. Через два часа я увидела дом, который была готова купить, даже не заходя внутрь.

Таким я в первый раз его увидела

Фундамент высотой почти мне по плечо из гранитных валунов, серебристо-серый цвет деревянной облицовки, соседи не ближе пятидесяти метров и участок в гектар и три сотки прямо рядом с домом: и придомовой, и полевой представляют собой единое целое. Хотя при покупке я никакой участок не рассматривала — зима же и сугробы почти по пояс. Владелица на вопрос, где граница участка, махнула рукой: «во-о-о-н до той липы».

И хлев

Так, меньше чем за четыре часа, я выбрала свой дом. Я до сих пор считаю, что наш дом — самый красивый в деревне. 
Через неделю я ещё раз приехала, чтобы передать деньги и документы. Автобус, как я уже говорила, приезжает в 6:45. В 7:30 он же, только сменив водителей, уезжает обратно в Санкт-Петербург. Приехала, меня опять встретил Александр, в его машине он на коленке, на листке из школьной тетради, написал расписку о получении денег, я отдала ему доверенность на оформление документов, чтобы не мотаться из Питера, затем перешла на другую сторону дороги, села в тот же автобус и уехала. Так что наша сделка с недвижимостью заняла пол часа между двумя рейсами автобуса.
Потом, ожидая готовности документов, мы конечно, начитались в интернете всяких страстей об обманах при покупке недвижимости. Но, видимо, дуракам везёт: через два месяца Александр, как и обещал, позвонил, и сказал, что можно приезжать за документами. 14 апреля мы с мужем приехали, получили документы и ключи. А 15 октября окончательно переехали в деревню.

Запись размещена в разделах: , , , , ,
224 комментария 52 спасибо за запись 18 в избранном 44303 просмотра
Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Автор записи:
Добавили запись в избранное
SofiiaFh Sofiia Fh и еще 17 человек


Комментарии (212)
«Нас этот заменит и тот, природа боится пустот» Андрей Вознесенский.
Занятно читать спор оптимиста и пессимиста))) Хорошо там, где мы есть. Мир вокруг себя создаем мы сами. И насколько комфортно в этом мире — зависит от нас. Наташа создала свой комфортный мир и поделилась этой радостью с окружающими. Зачем Сергею упорно доказывать, что всё плохо? Хочется — расскажите о своем опыте. О переселении из деревни в город. Интересно, что же там такого хорошего?))))
Мы разменяли десятый год жизни в деревне. И плюсов в этой новой жизни намного больше, чем минусов. Может быть, имея большую семью, в деревне и сажают огромные огороды, как пишет Сергей. Нам, на троих, включая меня, мужа и свекровь, достаточно грядки в 0,34 сотки под картофель, чтобы до нового урожая не покупать его в магазине. Чтобы дом был теплым — достаточно сделать его таким, а как — на нашем сайте уже обсуждалось сто раз. Про кино, театр и ресторан — а насколько часто горожане там бывают? Мне кажется, только переехав в деревню я стала намного чаще бывать на концертах, спектаклях, выставках. Эти мини-экскурсии приносят радость. Что тут у нас еще из ужастиков? Грязь? Ходим по газонам или босиком или в тапочках. Достаточно было потрудиться и сделать чтобы было чисто. Дорогое отопление? Конечно, у нас проблем нет — поселок газифицирован. И в самые суровые зимние месяцы мы платим за отопление, горячую воду и газовую плиту, в сумме максимум 1700 рублей. Сейчас, летом, около 300. Но и не зависим от «дяди» — хотим — включили котел, хотим — отключили отопление. Ну и «испытаний» с отключением горячей воды у нас тоже нет. Ванна-душ-туалет, теплые полы, еще и бонусом банька во дворе))) Комфортно, ничуть не хуже чем в городе. При этом чистый воздух, постоянные интересные дела по дому, саду, огороду. Много новой информации, новых умений, новых знакомых. Для нас деевня — это хорошо. )))
Как точно вы Ирина всё написали! У меня всё точно так же… вообще в доме понастоящему чувствуешь себя хозяином дома, своей земли! Больше свободы!
Вагонные споры — последнее дело,
Когда больше нечего пить,
Но поезд идет, бутыль опустела
И тянет поговорить.
И двое сошлись не на страх, а на совесть.
Колеса прогнали сон.
Один говорил: «Наша жизнь — это поезд»,
Другой говорил: «Перрон».
Один утверждал: «На пути нашем чисто»,
Другой возражал: «Не до жиру».
Один говорил, мол, мы машинисты,
Другой говорил: «Пассажиры».
Один говорил: «Нам свобода награда;
Мы поезд куда надо ведем».
Другой говорил: «Задаваться не надо,
Как сядем в него так и сойдем».
А первый кричал: «Нам открыта дорога
На много-много лет».
Второй отвечал: «Не так уж и много,
Все дело в цене на билет».
А первый кричал: «Куда хотим, туда едем
И можем, если надо свернуть».
Второй отвечал, что поезд проедет
Лишь там, где проложен путь.
И оба сошли где-то под Таганрогом,
Среди бескрайних полей,
И каждый пошел своей дорогой,
А поезд пошел своей.
Вот, пишут, что массово в деревню едут — и на что они живут? Еще и дома строят… Может, в пригородах и строят, как у нас рядом с Калининградом. Ездить даже 30 км — это туда и обратно 60 км, плюс пробка на въезде и выезде в час пик и расстояние от окружной города до работы — бензина не напасешься. Так что не надо рассказывать… На самом деле массово бегут из деревень в города — стараются зацепиться любой ценой.

Тут большинство послушаешь — хозяйство не ведут, не работают. На что живут эти дачники? И почему в селе, а не на даче в пригороде?
Про отсутствие воды и отопления в городских квартирах — нонсенс. У нас в Калининграде таких проблем нет ни у кого из моих знакомых. А если в Питере у кого-то были — проще сменить квартиру. Не надо фантазии выдавать за недостатки города. Тем, кто работает интенсивно полный рабочий день, шило в заднице не грозит — нужен полноценный отдых, чтобы восстановиться.

Автору статьи, может, и нечего терять — у них в городе ничего не было. И то, если удаленная работа закончится — а все идет к новому витку кризиса, придется возвращаться в город. А вот тем, у кого есть жилье, постоянная работа и дети, не советую соваться в деревню. Потеряете все, а назад вернуться будет очень тяжело — сельская недвижимость малоликвидна, на хорошее место устроиться тяжело.
Никто и не советует жить в деревне: каждый сам решает, где ему жить, на что и как. Что вы так волнуетесь за всех, все же не дети малые, разберутся, наверное. А если не знаете, как можно жить в деревне без свиней и работать удалённо — ну так что же, другие вот знают. Про отсутствие горячей воды в питерских квартирах — не нонсенс и не фантазии, не знаете, не утверждайте. Ездить 30 км на работу — для крупного города это обычное явление, в столицах и поболее ездят (я про Москву и Питер)
Sergiyizsela, ещё раз повторюсь: удалённая работа — это не временная работа, не халтура, или какие там есть ещё синонимы. «Удалённая» — это значит работа удалена от некоего конкретного завода, офиса, строительной площадки, кассы магазина, или иного рабочего места. Удалена — в смысле, расстояния. Вон как Андрей (andrey111) написал о своей дочери, которая занимается преподаванием, и среди её учеников есть представители не только разных городов, а разных стран. Чтобы работать и зарабатывать ей не требуется определённое место учителя в конкретной школе. Поэтому её не интересует «хорошее место» на которое тяжело устроиться. Она, к примеру, может жить в городе — если ей это нравится, или в деревне — если у неё такие предпочтения. Да хоть на Марсе жить — когда его начнут колонизировать. Она не привязана к месту работы, может вообще нигде не жить постоянно — путешествуя по миру и останавливаясь там, где ей понравится. И при этом не прерывать своей профессиональной деятельности и продолжать, по вашей терминологии, «деньги делать». (Андрей, извините, что так пространно использовала деятельность вашей дочери в качестве примера .) Это ответ на ваш, Sergiyizsela, вопрос — «на что живут эти дачники», если не работают (в вашем понимании) и не держат три-пять свиней. Вам не кажется, Sergiyizsela, что, во-первых, вы морально устарели и не совсем понимаете, как устроен современный мир, и как он многообразен, и что ваши ценности («триколор», бар и батут, к примеру) далеко не для всех являются ценным. А во-вторых, ваше стремление предостеречь кого-то от переезда в деревню начинает напоминать сказку про Братца Кролика, который просил «только не бросать его в терновый куст»: чем больше вы стараетесь всех убедить в том, что деревня — гиблое место, тем менее убедительными выглядят ваши аргументы. Вы ещё не заметили, что из всех комментирующих здесь, не нашлось ни одного, который высказался бы в том же духе: что, например, переехал в деревню и теперь там страдает от отсутствия бара и батута, или что несказанно рад тому, что наконец-то вырвался в ГОРОД из деревни, где «все алкаши и подлецы», «непролазная грязь», «беспросветная скука», «падёж скота и птицы» и прочее «гнилое сено»?
Если уж есть доход, то лучше пожить в разных местах, в том числе заграницей, как это делают большинство фрилансеров и дауншифтеров. Надоело или не понравилось — поехал дальше, хоть мир повидаешь.
А не пишут, потому что стыдно признаться в совершенных ошибках. Большинство собирающихся переезжать размышляют, колеблются — вон, Ирина написала, что мужу показала мои заметки и все, вопрос с сельской местностью закрыт.
Что лично меня очень огорчает в истории Сергея из села, так это сходство его обличения деревенской жизни с известной библейской притчей о сыне Ноя 
Никакой связи с библейскими историями нет. Что, лучше напевать: «все хорошо, прекрасная маркиза...».? Как есть, так и пишу. В любой деревне будет аналогичная картина, если не хуже. Люди имеют право располагать достоверной информацией для принятия решений. А село будет разлагаться и пустеть, это теперь неизбежность.
Умиляет
Если Ваша информация — значит, достоверная, а если чужая — то нет? Так получается? Если Вам довелось столкнуться с негативной стороной сельской жизни — значит, везде и у всех так? И совсем-совсем не смущает, что люди тут (отнюдь не только автор публикации) рассказывают о своей жизни за городом с удовольствием и радостью? Ну-ну…
Вы не переживайте так, мы Вас услышали, Вашу точку зрения поняли.
Не согласились — это да. Так и не согласимся Нас тут много — тех, кто сознательно променял города на села, и назад возвращаться не собирается, потому что жизнью доволен. Вы просто примите как факт, что есть другие мнения. И другие деревни, и другая жизнь. И были, есть и будут как те, кто бежит из деревни в город, так и те, кому сельская жизнь милее.
Не о чем спорить. Смысла нет. Правда у каждого своя.
А обобщения и прогнозы («село будет пустеть и разлагаться», «кто залез в села, вернутся в города» и т.п.) — это иллюзии. Попытка «натянуть» собственный неудачный опыт на всю окружающую действительность. Не стОит. Она — действительность — все равно шире и разнообразнее, чем Вам видится.
комментарий был удален
Прочитала все комментарии, и — не удержалась, зарегистрировалась, чтобы поучаствовать в дискуссии. Сама я еще окончательно в деревню не перебралась — живем в городе и в деревне на два дома, но преимущества жизни в деревне уже видны и доля времени, проводимого в городе, сокращается. Итак, преимущества. Не знаю, как в Калининграде, но у нас в Екатеринбурге, с медпомощью все не так радужно, как представляется из официальных отчетов. Да, много больниц — и частных, и государственных, и профильных, и специалистов много — но ведь туда же надо попасть? а в случае болезни пройти квест «поликлиника-больница» — очень непросто. Друг медленно умирает от сердечной недостаточности, регулярно посещая врачей. Его бы спасло направление в областную больницу — но увы, с городской пропиской он его не получит. А платные услуги по этому заболеванию не оказываются. Мужу с остановкой сердца ждали скорую 2,5 часа. да, я владею навыками реанимации, поэтому я не вдова. И таких примеров — не счесть. Теперь как обстоят дела с медициной в нашей деревне в 100 км от города. Одна многопрофильная больница на всю деревню. Скорая едет не из города — а из этой больницы. от 3,5 до 7 минут в зависимости от удаленности дома от больницы. Если человек нуждается в экстренной операции или еще какая-то проблема, с которой не могут справиться врачи из этой больницы — вызывается вертолет медицины катастроф. То есть даже в моем конкретном случае, если бы у мужа остановилось сердце не в городе, а в деревне — я бы гораздо меньше времени колхозила бы спасение, а через 2,5 часа муж бы уже был в стационаре специализированной городской больницы, и — возможно, на операционном столе. То есть медицина, как ни абсурдно это звучит, в деревне более доступна, чем в большом городе. Образование. Примерно то же самое. Что самая престижная школа в городе, что деревенская школа — все работают по ФГОСам. А ФГОС не подразумевает того образования, которое мы называем качественным. Большая часть образования детей отдана на самостоятельное изучение, репетиторов и тому подобное. И учителя в городе не могут выйти за рамки ФГОС — чуть что — жалоба, проверка, увольнение, скандал. Учителя в деревне более свободны в этом плане и могут дать более качественное образование. Опять же — лично у меня ребенок на семейном образовании, в следующем году идет в школу — но тоже на ИУП — вундер, знаете ли, олимпиады, конкурсы, шагание через классы — нам без разницы, где учиться — в деревне ли, в городе ли — учебники, интернет есть и там и там, а на заключительные этапы олимпиад все равно уезжает. Ровно как и на сборы и так далее. Единственная привязка к городу у ребенка — это спорт — да, в деревне парусной секции нет и пруд слишком мал, чтобы ходить по нему на яхте. Впрочем, ребенка давно стонет, что хочет бросить — так что от окончательного переезда яхты бы нас не удержали. Что касается научного профиля моего ребенка — так в деревне база лучше — ибо профиль — биология, и превращать в БиоС деревенский дом с участком как-то все-таки лучше, чем городскую квартиру . То же с общением. У ребенка свой, специфический круг общения, и ее друзьям не трабла приехать в гости (да и соцсети никто никуда не девал). Тлетвороное общение с маргинальными личностями? Нет, не слышали. Впрочем, кто ищет маргиналов — в городе это сделать вовсе не сложно. Что касается развлечений. Извините, но развлечения в стиле «пивбар-батут» в моей картине мирозданья — удел крайне ограниченных людей. Вы бы еще прогулки по торговому центру привели бы в качестве примера развлечения городских людей. И да, у меня в деревне чисто. Не летит грязь от автомобилей, нет смога. Грядки стационарные, навоз в специально отведенном для него месте, а не на обуви. К животным вход в белых халатах через сантамбур. В общем пословица «хорошо в деревне летом, пристает *овно к штиблетам» — это как-то не про нас. Достойную жизнь человек организовывает себе сам. В деревне это достаточно просто сделать. Ну, и личный комфорт в деревне все-таки выше. И насчет заработка. Опять таки — смотря чем зарабатывать на жизнь и как.
Спасибо за регистрацию и такой о-о-бширный комментарий
Наташа, здравствуйте. Моё вам восхищение и гора самых искренних пожеланий — на будущее.
И это при том, что я ещё не осилила прочитать весь Ваш обширный материал (но отправила в избранное — обязательно вернусь). Дауншифтинг — это то, что безусловно (безо всяких дополнительных аргументов) вызывает моё уважение и одобрение.
СЧАСТЬЯ Вашей семье!
Спасибо! Да, тут осилить сложно — чего-то все так разволновались, раскомментировались
Наташа, значит, в точку попала Тема, которая именно «Тема» (с большой буквы). Спасибо
У меня лично от слова «дауншифтинг» почему-то сразу автоматически делается брезгливое лицо Слишком стереотипное слово, как правило стоит за ним нечто нехорошее и исковерканное, вроде горе-программистов подавшихся в горе-сыровары, а то и вовсе в какие-то секты. Обычно это сводится к тому, что люди тупо продают и проедают городскую квартиру за городом, ничего там толком не делая, после чего благополучно спиваются либо бегут в город и нанимаются там обратно в батраки (наёмные рабочие), а квартиру потом вынуждены снимать.
Всё очень просто. Если человеку в городе стало скучно и работу, данную на 8-часовую смену он в лёгкую выполняет за два, и сам он имеет характер что даже начальство его вспоминает с суеверным ужасом — тогда ему стоит перебираться в деревню, там деятельность можно развить поинтересней, ровно как и жизненное пространство себе значительно расширить, отойти в сторону от людей не потому, что они напрягают, а потому что сам их всех затиранил даже бессознательно. Если же он на этой городской работе весь устал и его все замучили и надоели — то ему в деревне делать наоборот нечего!!! За город должны отправляться те, кто в городе всех давно «съел», это как в компьютерной игре — переход на новый уровень с боссами Там значительно больше лута, но и дела серьёзнее

А дауншифтинг — это когда кто-то весь настрадался в городе, приедет в деревню, сидит полдня гладит кошку и типа счастье у него такое, и занятие пытается выбрать уровнем ниже, легче, проще и скучнее. Только потом это безделье еще как икнется и выйдет боком, ему эту кошку станет нечем кормить и самому есть нечего, и он эту кошку даже съесть не сможет в случае чего

В деревне должны жить люди формации ушлых редкой породы крестьян, которые до революции у помещиков земли отжимали без революции, а не всевозможные страдальцы которым в городе тяжело и они оттуда сбежали. Дауншифтинг — это полный отстой, терпеть это слово не могу, это слово обозначает неудачников.
Согласна с вами, Паша: «дауншифтнг» слово не хорошее, и действительно, если дословный перевод смотреть, получается шаг назад. Мы тут, в обсуждениях, уже касались этого и даже часть его (обсуждения термина) админы перенесли в отдельную ветку Как назвать переселенца?.
Почему мы переехали — да, в городе стало не то что бы скучно, а очень суетно. И да: люди стали напрягать. И вообще, сами по себе — коллеги, заказчики, соседи, просто прохожие, и большие их скопления в городах в частности. Не то, чтобы «настрадались в городе» — наоборот, там было хорошо, в первую половину жизни. До какого-то определенного предела — то ли возрастное, то ли что-то изменилось в окружающем обществе, то ли — все вместе. Тут вот писала подробнее: Дауншифтинг: шаг назад, два шага вперёд
И если использовать аналогии с компьютерной игрой — не следующий уровень, а когда развилка: выберешь открыть эту дверь — будут происходить одни события. Другую откроешь — иные. Не хуже, не лучше, пути к концу уровня одинаковые по своей длине, просто разные. Я так вижу, ИМХО.
А я вообще-то, Наташа и Паша, и не про слово вовсе — а про СОДЕРЖАНИЕ. Термин в его новом применении не виноват же сам в себе Люди хотят менять СВОЮ жизнь именно ТАКИМ образом.
И вдруг находятся те, которые этим либо не довольны (...), либо поучают (...), либо критикуют (...) Странно это.
Наташа, я обязательно ВСЁ у Вас почитаю. Интересно.

Пожалуйста, оставьте комментарий

Или через: