Несравненные шрабы: особенности выращивания и важный секрет цветения

Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
ROSARUGOSA ROSARUGOSA АВТОР 7 ДАЧ
Москва
Шрабы (от англ. shrub — «кустарник») в довольно запутанной и часто непонятной современной классификации роз — это кустарники или полуплетистые розы, которые не входят в другие группы. Они отличаются обильным и продолжительным цветением; как правило, дают вторую волну. Цветки по форме могут напоминать чайно-гибридные, флорибунда или ностальгические старинные розы. Давайте рассмотрим поподробнее особенности этой группы роз и лучших ее представителей.



Шрабы отличаются обильным и продолжительным цветением. Фото автора
Шрабы отличаются обильным и продолжительным цветением. Фото автора

Особенности выращивания

Обычно это довольно высокие растения, отрастающие на высоту 2-2,5 м. Часто их называют еще клаймбер или клайминг (от англ. сlimb — «лазать»). Как правило, это крупноцветковая роза, цветущая несколько раз за лето. Надо признать, что далеко не всегда эти кустарники отличаются гармоничной формой, красивой здоровой листвой, хорошей облиственностью внизу куста. Скорее розы этой группы довольно нескладные, с торчащими во все стороны ветками, требующими обязательной опоры и подвязки. 

Старинный шраб Alchymist (1956 г.)
Старинный шраб ‘Alchymist’ (1956 г.). Фото автора

В солитерной посадке смотрятся неважно, нуждаются в поддержке других сортов (которые обычно сажают, чтобы прикрыть их голые «ноги»). Однако этот недостаток легко превратить в достоинство, начав с момента посадки формировать из такого шраба подобие штамбовой розы. 

Ads by

Важный секрет цветения

Существует один секрет, который далеко не все знают. Это касается подвязывания торчащих во все стороны плетей. Их надо фиксировать на решетке по возможности в горизонтальном направлении. В этом случае роза выпустит дополнительные вертикально направленные цветущие побеги, и решетка превратится в эффектную шпалеру. Если этого не делать, цветение будет наблюдаться лишь на «макушке» куста.

Если не подвязывать боковые ветви, у шраба цветки образуются только на макушке куста
Если не подвязывать боковые ветви, у шраба цветки образуются только на макушке куста. Фото автора

Обрезка шрабов

Традиционная обрезка полуплетистых роз сводится к санитарным мероприятиям по удалению обмерзших сухих или больных веток весной, непродуктивных побегов внизу куста, части конкурирующих веток, выросших из одной почки (оставляют самую сильную). Летняя обрезка — стимулирующая, когда вместе с отцветшими во время первой волны цветками удаляют и часть побега (на сильную почку, внизу). Это дает розе импульс к отрастанию новых цветущих ветвей. 

Летняя обрезка - стимулирующая
Летняя обрезка — стимулирующая 

Не пытайтесь формировать из высокого шраба кустовую розу путем радикального укорачивания центрального побега: ничего хорошего не добьетесь. Характер роста клаймбера изменить никому не удастся. Он снова отрастет нескладным деревцем, потратив на это свои силы, что самым негативным образом отразится на цветении — выпустит бутоны лишь к концу сезона. 


Особенности зимнего укрытия

Главная трудность в выращивании шрабов в саду — подготовка их к зиме. У всех у них — практически без исключения — жесткие, негнущиеся побеги, которые очень трудно спрятать под укрытие. А низко обрезать ни в коем случае нельзя. Обычно их начинают гнуть заранее, до наступления морозов, чтобы кора не потрескалась. Делают это постепенно, в несколько приемов. К слову сказать, шрабы, благодаря мощному сложению, зимуют гораздо успешнее, чем любые другие розы.



Мощный шраб Schneewalzer с толстыми жесткими побегами очень трудно гнуть и укладывать под зимнее укрытие. Фото автора
Мощный шраб ‘Schneewalzer’ с толстыми жесткими побегами очень трудно гнуть и укладывать под зимнее укрытие. Фото автора

Компаньоны для шрабов

Предпочтительнее полуплетистые разновидности сажать в компании других растений. Как известно, лучшими компаньонами для роз считаются клематисы

Классический шраб New Dawn в компании с клематисами The President и Dominika и белыми лилиями. Фото автора
Классический шраб ‘New Dawn’ в компании с клематисами ‘The President’ и ‘Dominika’ и белыми лилиями. Фото автора 

В «ногах» у кустарниковой розы обычно допускается посадка группы небольших по росту розовых кустов из группы флорибунда, миниатюрных или почвопокровных, лучше одного сорта и цвета, по 5-7 экземпляров. Их всех вместе легко будет спрятать на зиму, соорудив единое укрытие. При планировании миксбордера необходимо предусмотреть место для зимнего убежища роз. Обычно их укладывают там, где осенью под корень обрезают многолетние растения. Зимовать они будут вместе.

Розы разных групп в совместной посадке. Фото автора
Розы разных групп в совместной посадке. Фото автора

Шрабы в миксбордере

Опыт показал, что лучше всего неуклюжие шрабы смотрятся в миксбордерах, то есть в смешанных цветниках, где они живут в компании с многолетними или хвойными растениями. Либо — со своими же собратьями, розами других групп. 

Шраб Ilse Krohn Superior с белыми цветками классической формы великолепно сочетается с синими дельфиниумами, клематисами, розами из других групп. Фото автора
Шраб ‘Ilse Krohn Superior’ с белыми цветками классической формы великолепно сочетается с синими дельфиниумами, клематисами, розами из других групп. Фото автора

Посаженные на заднем плане бордюра, они как бы парят над всем цветником, раскидывая в стороны свои цветущие плети. 

Шраб Cinderella с лилиями в тон. Фото автора
Шраб ‘Cinderella’ с лилиями в тон. Фото автора

При посадке одинаковых по росту кустов (пусть и разных сортов) через равный интервал задается определенный ритм всей композиции. По центру миксбордера хороши кусты непрерывно цветущих английских или мускусных роз, создающие объемы. На переднем крае бордюра обычно высаживаются миниатюрные или почвопокровные сорта.


Лучшие сорта

Среди шрабов существуют сорта-звезды, проверенные и надежные красавцы, которые можно рекомендовать каждому саду. 

  •  ‘Westerland’ 
Если бы меня попросили назвать одну-единственную розу, которую мне позволительно было посадить у себя в саду, я без малейших колебаний выбрала бы сорт ‘Westerland (1969 г.). Изумительный шраб, уникальная по своей красоте роза с яркими полумахровыми цветками также входит в группу «кружевных» сортов. В процессе распускания окраска меняется от огненно-оранжевой до кораллово-розовой. Золотисто-канареечная серединка как бы светится изнутри. Края цветков волнистые, словно из кружева ришелье, что придает розе необыкновенную нежность и изящество. 

Звезда коллекции восхитительный шраб Westerland. Фото автора
Звезда коллекции — восхитительный шраб ‘Westerland’. Фото автора

Листва крупная, кожистая, темно-зеленая, не боится болезней. Цветет практически без перерыва весь сезон, постоянно выпуская все новые и новые бутоны. Прекрасно зимует. Если вдруг случаются неблагоприятные зимы, и куст немного подмерзает, не беда: он быстро восстанавливается и дает 2 волны цветения. Источает яркий и сильный аромат.

Westerland цветет все лето. Фото автора
‘Westerland’ цветет все лето. Фото автора

  • ‘Amadeus’
Любителям ярких красных роз могу смело рекомендовать розу нового тысячелетия — кордесовский сорт ‘Amadeus’ (2003 г.), исключительно устойчивую к заболеваниям. Высота — 2 м; цветет кистями по 3-7 цветков классической совершенной формы, которые долго не опадают. В миксбордере создает прекрасный акцент. Если высадить 3 экземпляра (больше и не надо!) через равные интервалы, создается некий алгоритм композиции. Сажать лучше на заднем плане цветника одностороннего обзора, привязывать ветки горизонтально (можно — прямо к забору) либо поставить индивидуальную решетку.

Amadeus в полном роспуске яркий акцент в саду. Фото автора
‘Amadeus’ в полном роспуске — яркий акцент в саду. Фото автора

  • ‘Pierre de Ronsard’ (‘Eden Rose’
Блистательный клаймбер 1987 г. — поистине «роза из райского сада» (о чем говорит название) с крупными, старинной формы, белыми цветками с розовым насыщением к центру. Внешние лепестки как бы вырезаны фестонами, их окраска имеет едва заметную узкую зеленую кайму. Листья темные, кожистые, блестящие, растение невосприимчиво к болезням. Густомахровые плотно набитые бутоны в дождливое лето могут до конца не раскрыться. Побеги мощные и жесткие, шипов мало. Куст компактный, до 2 м высоты, зимостойкий. Цветет практически непрерывно все лето. Лучше выращивать у стены дома или забора, подвязывая к опоре. 

Piere de Ronsard в полной красе. Фото автора
‘Pierre de Ronsard’ в полной красе. Фото автора

У этого сорта есть «брат» — Red Eden Rose’ (‘Eric Tabarly’), схожий по характеру роста куста и форме цветков, но в ярко-малиновом цвете. Он, однако, уступает по хозяйственным признакам. Темно-бордовые плотно набитые бутоны неохотно распускаются, особенно при дефиците солнца; чернеют и загнивают от дождя. От приобретения лучше воздержаться, хотя цветение, если случается при благоприятной погоде, достойно восхищения.

Red Eden Rose
‘Red Eden Rose’. Фото автора

  • ‘Rosarium Uetersen’ 
Эта роза 1977 г. уже более полувека находится в верхних строчках топ-листов популярности. И немудрено! Яркий в прямом смысле слова представитель кордесовских гибридов. 

Пышное цветение Rosarium Uetersen. Фото автора
Пышное цветение ‘Rosarium Uetersen’. Фото автора

Это необыкновенно роскошно цветущая выдающаяся роза высотой до 2 м. Крупные густомахровые светящиеся на солнце ярко-розовые, с серебристым отблеском на внешней стороне лепестков, цветки собраны в тяжелые поникающие кисти. Листья глянцевые, устойчивые к болезням. Кусты раскидистые, с плетевидными побегами. Можно выращивать на решетке, а можно формировать куст: сорт это позволяет. Славится обильным цветением до заморозков.

  • ‘Jasmina’
Еще один кордесовский шедевр 2005 г., но роза уже нового поколения, с цветками в духе последней моды на ностальгическую форму. Крупноцветковый ветвистый клаймбер с гибкими побегами, отрастающими до 3 м. Покрывается целыми букетами сиренево-розовых цветков старинной формы, образующими настоящие каскады. Очень душистый сорт с сильным фруктовым ароматом, поэтому лучше выращивать на решетке рядом с уголком отдыха. Прекрасно зимует, хотя сложно пригибать из-за острых колючек. Смотрится впечатляюще в компании с клематисами, подобранными по цвету в тон.

Слева: Jasmina на решетке рядом с уголком отдыха. Справа: Jasmina отлично сочетается с клематисом. Фото автора
Слева: ‘Jasmina’ на решетке рядом с уголком отдыха. Справа: ‘Jasmina’ отлично сочетается с клематисом. Фото автора

  • ‘Rokoko’ 
Удивительно аристократичная и изящная роза романтической волны от немецкого питомника Rosen Tantau (1987 г.). Огромные массивы этой розы высажены на клумбах напротив Букингемского дворца — резиденции английской королевы. Полумахровые цветки с фестончатым краем нежно-абрикосового оттенка со временем выгорают до теплого пастельного кремово-розового цвета. Внутри цветка видны коричнево-оранжевые ресницы тычинок, которые придают розе необыкновенную прелесть. Нежные лепестки трепещут на ветру, словно стая прилетевших бабочек.

Нежные лепестки Rokoko словно стая прилетевших бабочек
Нежные лепестки ‘Rokoko’ словно стая прилетевших бабочек. Видны прелестные тычинки. Фото автора

Листья крупные, темно-зеленые, матовые. Этот сильный шраб высотой до 150 см хорошо разрастается вширь, формируя гармоничный куст. Выносливый и зимостойкий сорт, прекрасное повторное цветение, нежный, едва уловимый аромат.

Изящный сорт Rokoko
Изящный сорт ‘Rokoko’. Фото автора

  • ‘Palais Royal’ 
Это произведение Мейяна от 2005 г., спорт от прекрасного сорта ‘Pierre de Ronsard’. Не знаю в своей коллекции роз такого же жизнестойкого сорта, как этот. Казалось бы, не пережил зиму. А потом вдруг обнаруживаешь, что жив курилка, снова выпустил побеги да еще успевает отрастить их на приличную высоту, до 2 м, зацвести — и не один раз! 

Palais Royal ещё редко встречается в российских садах. Фото автора
‘Palais Royal’ еще редко встречается в российских садах. Фото автора

‘Palais Royal’ расцветает целыми букетами немыслимой красоты: бутоны распускаются в нежно-розовом цвете, затем становятся фарфорово-молочными, старинной формы. Эффектно смотрятся на фоне глянцевой темно-зеленой густой листвы.

Palais Royal расцветает целыми букетами. Фото автора
‘Palais Royal’ расцветает целыми букетами. 
Фото автора

Пышноцветущие шрабы можно считать самыми подходящими розами для средней полосы России. Большинство из них морозостойки, редко поражаются болезнями и вместе с тем цветут все лето. Единственное неудобство — некоторые сложности при подготовке к зиме, но они решаются грамотным размещением на участке и постепенным пригибанием к земле. А у вас растут такие розы? Поделитесь своими впечатлениями о них в комментариях.

Любители роз на нашем сайте найдут ответы практически на все свои вопросы. Вот только некоторые публикации, которые вам могут быть полезны:




Статья размещена в разделах: розы, , ,
70 комментариев 36 спасибо за статью 26 в избранном 132615 просмотров
Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Автор статьи:
Добавили статью в избранное
Marozhka Марина Алёшина и еще 25 человек




Комментарии (68)
Спасибо за такую красоту! Вот не поспоришь — Роза — королева цветов! У меня растут три такие розы, я только неделю назад узнала, что это шрабы, столько лет неправильно из обрезала. Хочу в этом году пересадить их в отдельную группу. Если возможно, расскажите, как это правильно сделать? Они уже взрослые, им по пять лет.







Ирина, заклинаю вас этого не делать! Я много раз в своих статьях писала, что взрослую розу старше 3-х лет пересаживать нельзя! Это не флокс и не лилейник, а кустарник с достаточно глубокой корневой системой. При пересадке она сильно повреждается, роза с трудом приживается на новом месте и может вовсе погибнуть! В лучшем случае будет болеть. А ваши розы хороши, прекрасно цветут, хорошо сочетаются друг с другом по цвету. И зачем их трогать? Лучше купите какие-нибудь новые сорта.
Большое спасибо! Я искала во всех статьях, но не нашла ничего. Спасибо, что написали. Теперь буду знать, буду холить и лелеять мою красавицу!
А еще вопрос: у меня есть роза, которой уже лет 15, сколько розы вообще живут?
Последний раз редактировалось
Ирина, при правильной агротехнике роза способна жить до 40 лет! Только надо грамотно обрезкой ее омолаживать: по весне удалять на кольцо трехлетние побеги, правильно кормить летом и сохранять зимой. Она у вас корнесобственная? Привитые розы живут меньше, их жизненный цикл напрямую зависит от количества спящих почек на подвое. А это, в свою очередь, определяется производителем саженца (тип подвоя, фирма-производитель и т.п.) Продолжаqте любить и холить ту «старушку», которой 15 лет. У меня, кстати, Flammentanz на собственных корнях живет в саду уже больше 20 лет и все как новая.
Спасибо! Я даже не знаю, что это за сорт, покупала давно у бабушки на рынке, это та, что слева, а которая справа, это я от нее черенком вырастила, ей лет пять.


Вот только неделю назад утвердилась во мнении, что моя роза относится к шрабам. Хорошо я ее почти не обрезала. Очень интересно про горизонтальное расположение веток. Нужно попробовать, если всё с ней нормально будет.

Вы сами видите, что цветут лишь макушки побегов. А если привяжите их горизонтально, на них появятся много вертикально смотрящих веток, каждая из которых будет увенчана цветком или соцветием. Попробуйте!
Единственно не представляю как это можно оформить.
Роза, выяснилось, что моя роза — гибрид чайной и флорибунды. Их есть смысл горизонтально опускать?
Света, роза похожа на яблоню. Только вместо яблок цветы. Действительно, цветёт только на концах побегов.
Татьян, сейчас подумала — я никогда и не видела, чтобы розы цвели по-другому, только на концах. Единственно, к огромным кустовым не присматривалась, как там расположены цветы.
У меня растет роза «Символ Процветания» от Садов России, заявленная как шраб. Была посажена два года назад, цветет без перерыва. Зимует под снегом, закутанная еловыми лапами.


Тоже очень люблю эти сорта. Вестерленд растёт давно, периодически подмерзает, но быстро восстанавливается. Растёт один магазинный куст. Огорчает то, что все мои попытки перевести эту розу на свои корни не увенчались успехом. И у меня и у друзей( давала им свои укорененные саженцы) эта роза вымерзала. Зато Алхимист наоборот, на своих корнях даже лучше себя проявил. Магазинный саженец не очень радовал, а новый укорененный куст шикарно цветёт. Иден Роуз появилась недавно, но сразу влюбила в себя и формой цветка и расцветкой. Очень нежная, её хочется рассматривать и любоваться. От Нью Доуна тоже пока не откажусь, эти «цветы невесты» хорошо подчёркивают яркость и такую «нахальность» ещё одного шраба «Симпати».

Вестерленд
Вестерленд

Алхимист — переход от жёлтого бутона до розового в роспуске
Алхимист - переход от жёлтого бутона до розового в роспуске

Алхимист, любоваться можно бесконечно....
Алхимист, любоваться можно бесконечно....

Иден Роуз
Иден Роуз

Каждый цветок возывает восхищение! Иден Роуз
Каждый цветок возывает восхищение! Иден Роуз

Розариум Ютерсен
Розариум Ютерсен

Нью Доун — розовый перламутр....
Нью Доун - розовый перламутр....

Прекрасные шрабы: Алхимист, Симпати и Нью Доун
Прекрасные шрабы: Алхимист, Симпати и Нью Доун
Таня, розы шедевральные. Иден Роуз само очарование, хороша необыкновенно.
Добрый день! Извините, случайно попала к Вам и не знаю как обращаться. У Вас красивые снимки. Но вот комментарии, извините, не выдерживают никакой критики. Вы путаете сами понятия «Шрабы» (shrub) и «Клаймберы» (Large-Flowered Climber). Вообще самого определения «Старинный шраб» (это о подписи к снимку Alchymist) не существует от слова «совсем». Розы просто делятся на старинные — до 1868 года издания и современные. Alchymist ни по одному из критериев (есть исключения в отношении не гибридов, а видовых: например, Барден в наше время успешно работает с галликами, которых правомерно причислять к старинным) никак нельзя отнести к старинным. Почему Вы говорите о том, что у шрабов исключительно жесткие «торчащие» побеги и высотой они все около 2 метров? Вы что-нибудь слышали о шрабах Дэвида Остина? Высота там может быть самой разной — от 30см у Miss Alice до 4метров у Dr. Jackson и уж остинкам никак не требуется «ноги прикрывать», а обрезка может быть как короткой, так и минимальной. И почему у шрабов «как правило» крупные цветы? Самыми разными бывают и мелкоцветковыми в том числе, и с простыми цветками в частности (самые известные из гибридов мускусов (тоже ведь — шрабы) тому подтверждение — Ballerina и Mozart). И не всегда они повторноцветущие, есть однократки — тот же Alchymist однократноцветущий). Из перечисленных Вами «шрабов» только Westerland, Rosarium Uetersen (с натяжкой — это все-таки больше кордезия, а посему и к клаймберам может быть отнесен), Rokoko и собственно Alchymist — шрабы. Все остальные — клаймберы. А почвопокровные розы — одна из подгрупп шрабов. Судя по Вашим снимкам, розы Вы действительно любите, но мат. часть надо бы подучить. Искренне желаю Вам разобраться хотя бы приблизительно с классификаций, тогда и с обрезкой будет значительно проще и понятней, да и с методами укладки. Чтобы подтвердить, что я не просто голословно Вас поучить пришла, даю снимки из своего сада (первые попавшиеся), но Rosarium Uetersen здесь есть — это Санкт — Петербург. Зовут меня Людмила Николаевна. Удачи Вам и… побольше любопытства.











Людмила Николаевна, добрый день!
В свое оправдание должна сказать, что в мою задачу не входило погружение в достаточно сложную и, как я пишу, часто НЕПОНЯТНУЮ классификацию роз. Ведь строго говоря, все розы, следуя английскому определению, это кустарники, т.е. шрабы. И я, уж поверьте, прекрасно знаю, что и английские розы, и почвопокровные, и мускусные розы — это тоже шрабы. Строго говоря, речь идет, и вы тут правы, о клаймберах или полуплетистых крупноцветковых (если уж следовать классификации). Мне хотелось рассказать об особенностях именно таких сортов, которые наиболее ярко представляют то, что считать классическим кустом или шрабом. В большинстве случаев они схожи по условиям агротехники, принципам обрезки, габитусу куста и проч. Для садовода-практика, коим я себя числю, не важно, относится ли Rosarium Utersen к розе кордезии или шрабам. Это ровным счетом ничего не меняет ни в правилах зимнего укрытия, ни летнего ухода. Поэтому давайте не будем углубляться в тонкости классификации роз, не нами придуманной и, надо честно признать, весьма далекой от совершенства. А об особенностях остинок или мускусных роз, а также многообразии почвопокровных сортов (тоже шрабов!) будем говорить отдельно.
Что касается Alchimist, то под словом «старинный» подразумевалось, что это сорт, известный еще с середины XX в., назвать его «старый» язык не поворачивался.
Розы у вас в саду заслуживают огромного восхищения, просто чудо какое-то! Не верится, что это все великолепие находится на 60-й параллели! Я много повидала в своей жизни, но такого не видела даже в Англии!
С уважением, ROSARUGOSA
Добрый день или вечер! Меня зовут Галина. ROSAROGOSA у меня к вам вопрос: было продолжение от Людмилы Николаевны про розы, она обещала продолжить повествования о «красавице». Не могу найти продолжение. Я случайно зашла на ваш сайт 7 дач. Там вы писали про розы. я дочитала до конца статью, мне очень понравилось. И как обычно я делаю, проверяю комментарии. прочитала всё что там говорилось и вдруг одно из них от Л.Н. вот оно меня очень заинтересовало.
Я прочитала все комментарии от и до что было. Из них я много узнала нового о розах, какие бывают, как нужно ухаживать. Розами увлекаюсь давно, как приобрели участок. Но по своим думкам что-то не так у меня. Почему кусты не такие пышные, пропадают после зимовки то сразу, то на второй год. Живу я в Кемеровской обл. г.Новокузнецк. Зимы у нас каждый год разные. То заморозки в октябре мин. 20 без снега, то под -40 нынче в феврале… Вот хотелось узнать ещё побольше от специалиста. я подписалась на 7дач, но ничего пока не приходило, никаких статей от Людмилы Николаевны. Ответить мне можно на мою почту voronasoroka@mail.ru
. Заранее спасибо.
Галина, можете просто нажать на ник — szet и написать письмо Людмиле Николаевне. А заодно и почитаете ее статьи.
Спасибо что ответили. Я нажимала на zsen и прочитала всё что там было — всю переписку с любителями роз. А там только две статьи в журнале, а продолжения нет. Л.Н. просила девочек присылать вопросы, а она будет на них отвечать и на «пальцах » об'яснять что и как.
Галина, вот и напишите.
Красота!
Добрый вечер, Людмила Николаевна! Я проживаю в Санкт-Петербурге. Очень хочется получить Ваши советы. Можно ли обратиться с вопросами? Спасибо, если найдете время для общения со мной. Сейчас как раз обустраиваю дачу и очень хочется посадить розы! Вернее даже уже с детьми посадили. Но столько теперь вопросов! Можно написать на электронку olga-rabota81@list.ru
Людмила Николаевна, добрый вечер. Подскажите пожалуйста в каком питомнике вы покупаете саженцы в Санкт-Петербурге? И что у Вас за сорт на втором фото? Спасибо за ответ. Можно еще вопрос-правильно ли я понимаю, что флорибунду нужно обрезать осенью до 40 см и укрывать? У меня тоже почва кислая. Дача под Зеленогорском. Начинаюший садовод.
Ольга, здравствуйте! У меня со временем очень напряженно, поэтому не сердитесь пожалуйста, но могу сильно затянуть с ответом. Зайдите на страничку ОЧМС (о чем мечтает сад) — группа закрытая, но там легко зарегистрироваться. Там можно посмотреть. Это — Питер. В Пять плюс очень хорошего качества посадочный материал. На втором снимке — Rosarium Uetersen. Не обязательно флорибунду резать — загляните в тему «Уход за розами в сентябре...» там как раз в обсуждениях эта тема поднималась. Правда снимки из РБ я скачала очень неудачно, но габариты читаемы.
Фотографии в статье красивые, а вот в тексте путаница — всё-таки шрабы и плетистые клаймберы это разные вещи. Почему-то в одну группу попали такие разные розы, как Рококо и Амадеус — они совсем разные и по габитусу и по принципам обрезки. Если Вы всё-таки пишите не о шрабах, а о клаймберах, то совсем не могу согласиться с тем, что: «розы этой группы довольно нескладные, с торчащими во все стороны ветками, требующими обязательной опоры и подвязки», а также что «в солитерной посадке смотрятся неважно, нуждаются в поддержке других сортов (которые обычно сажают, чтобы прикрыть их голые «ноги»). Если правильно формировать клаймбер, то из него можно вырастить прекрасный куст-солист, который не нуждается ни в какой поддержке другими растениями, да и в ноги сажать ничего не надо. Я так выращиваю розы Маритим и Розариум Ютерсен. Маритима нет хорошей фотографии, а Розариум Ютерсен уже показывала — никаких опор или подвязок нет, только тоненькие дуги подставляю, чтобы под кустом косить было удобно. А Рококо по габитусу совсем другая — это типичный шраб.

Розариум Ютерсен
Розариум Ютерсен

Розариум Ютерсен
Розариум Ютерсен

На переднем плане Рококо
На переднем плане Рококо
Спасибо, Оль! И спасибо Людмиле Николаевне! Знаешь, мне последнее время становится всё грустнее и грустнее на сайте… Когда ты начинающий садовод, совсем не разбираешься в сортах, группах, видах тех же роз, то с доверием относишься к информации в статьях публикуемых на любимом сайте, раньше всегда выручавшем тебя, вот только…
И тебе спасибо.
Оль, у тебя такая красота на фото, что мне аж до слез лета захотелось (даже минуя весну)
Мне, Марин, тоже уже тепла хочется.
ROSARUGOSA, да как раз это — очень важно: ведете Вы шраб или полноценный клайм (это сленг от клаймбера — мне так проще). Клаймы — не ПОЛУ_плетистые, они — плетистые (вот тут соглашусь — по бОльшей части крупноцветковые — во всяком случае процентов на 60 — точно). На втором моем снимке прошлого поста — белая роза (шраб) в ногах у флорибунды (красная высокая). Это для понимания, что шрабы — РЕЖУТ И КОРОТКО (порой — в обязательном порядке). А клаймы — нет. Извините, но Вы ведь даете и рекомендации по обрезке, относящиеся к розам из других групп, накладывая на них технические характеристики клаймов. Объясните пожалуйста, вот зачем клаймы Вам раскладывать по решетке? Как Вы их будете перед укладкой собирать, чтобы пригнуть? Побеги клаймов мощные, они древеснеют ровно в той конфигурации, которую Вы им установите + побеги второго и далее порядков у Вас будут расти перпендикулярно основному. Как Вы сможете сложить эту конструкцию перед укладкой в зиму ну скажем года через три — четыре? Горизонталь на клаймах нужна как раз минимальная и ТОЛЬКО в весенний период при открытии. Первой в рост у любой розы должна тронутся самая верхняя почка — это биологическая особенность вида, для того, чтобы стимулировать рост большого количества почек одновременно по всему побегу, Вам необходимо все боковые почки сделать верхними — расположить на одной высоте. Именно поэтому клаймы просто весной подержать подольше в пригнутом состоянии — поднять только когда боковые почки по всему побегу набрали примерно 3-4см. Дальше Вы крепите розу к шпалере минимальным количеством креплений и отходите в сторону. В таком случае все боковые побеги (второй и далее порядки) будут расти не перпендикулярно основному, а параллельно под острыми и туповатыми углами — клайм будет органичным и относительно легко укладывающимся. Показать? На первом снимке: весна, клайм еще лежит — коричневые маленькие побежки с листочками — первые вестники просыпающихся почек, но не на вершине куста, а по всему его объему. А на втором снимке — упомянутый Вами Amadeus (пожалуйста, не обзывайте его шрабом — полноценный клайм высотой за 3 метра) в цвету (не только на верху), а с гармоничным расположением массы цветения по всей высоте. И его легко укладывать — у него нет «торчащих во все стороны жестких побегов»





Людмила Николавевна, а может подсказать к какому виду относится моя роза? Несравненные шрабы: особенности выращивания и важный секрет цветения
Светлана, добрый день! Мне нужны дополнительные данные о Вашей розе, чтобы определить — хотя бы приблизительная высота и по возможности с близкого плана: листовая пластина в нижней части куста и в середине (прилистник хорошо бы увидеть в любой пластине) и побеги — старый и первого года жизни — важны форма и размер шипов), и данные о том сколько раз за сезон и на каких побегах цветет, какого цвета молодые листья (они могут быть зелеными, бронзовыми переходящими потом в зеленый, бордо, сизоватыми и т.д.), аромат — его направленность и сила — все, что я перечислила, — сортовые особенности, они у всех — разные. По снимкам можно определить только розы с уникальным сложением цветка, поскольку у фотоаппаратов разная цветопередача, как и у мониторов на компьютере. На первый взгляд (пока ничем не подкрепленный, это — только предположение) — Ваша роза похожа на Astrid Gräfin von Hardenberg (автор Юрген Эверс, бренд — Тантау), шраб 1997 года «издания» — она часто у нас встречается.
Спасибо. Покажу что есть. Возраст не знаю. В 2016 когда купили участок уже была. Цветы только на кончиках веток. Аромат очень сильный.

2017 год чуть меньше 1 метра
2017 год чуть меньше 1 метра

молодые побеги темно-красные. пока фото только такого качества
молодые побеги темно-красные. пока фото только такого качества

в 2017
в 2017

в начале июня 2018 нижние ветки около 70 см, высокие примерно 140 см
в начале июня 2018 нижние ветки около 70 см, высокие примерно 140 см

осень 2018, если ветки выпрямить, то примерно 170 см. Две ветки больше 2 м. толстые жесткие
осень 2018, если ветки выпрямить, то примерно 170 см. Две ветки больше 2 м. толстые жесткие

октябрь 2018
октябрь 2018
Света, что я хочу сказать: твои красавицы — девчонки сильно красили розовый куст!
Мариночка, спасибо!
В реальности я обожаю эту розу и она мне кажется прекрасной) Может она не фотогиеничная или я не умею фотографировать розы (как и многое другое). Всё лето и осень утром и вечером я подхожу к ней, любуюсь, и нюхаю — аромат такой сильный и обалденный
Светочка, прелесть, как хороши
София, спасибочки
Светлана, Девочки — чудесные (ТТТ), а как розу показали! Сразу все встало на свои места. И с шипами, и с листьями, и цветок крупным планом. Могу практически со 100% уверенностью утверждать, что у Вас Henri Matisse (анрИ МатИсс) из серии «Великие художники» Дельбара. У розы сложная родословная: это сеянец от опыления двух ч/г сортов Lara х Candia переопыленный затем флорибундой Aromaepi. То есть, этот сорт можно отнести как к ч/г, так и флорибундам. Обычно это решает автор сорта. Но в питомнике Дельбара (единственный из европейских питомников, который отказывается регистрировать свои сорта по европейской классификации — есть еще всемирная (они отличаются друг от друга)) этого правила не придерживаются. Розы из питомника Дельбара в их собственном каталоге разделены на серии, в которые включены самые разные группы роз, объединенные эстетикой цветка (цвет, форма), и ароматами. Серии идут с логотипами: «Великие запахи», «Великие цвета», «Великие повара», «Великие художники», «Память любви» и т.д., поэтому исходя из родословной Henri Matisse, дилеры, занимающиеся распространением роз из этого питомника, иногда относят данную розу к чайногибридным, иногда к флорибундам, иногда пишут через дефис: ч/г — флорибунда.
Людмила Николаевна, огромное спасибо! Я даже не представляла, что когда-нибудь узнаю, что это за роза. Значит ухаживать за ней нужно, как за ч/г и флорибундами?
Я её первый год не укрывала, так как прошлые владельцы тоже не урывали. В этом году просто обмотала темным лутрасилом в несколько слоев, сверху тонким белым, макушка торчит на улице. Обрезаю весной потемневшие ветки.
Светлана, да — как за ч/г и флорибундами. Я сейчас постараюсь найти Вам ссылку из ХМФ (кстати, если потребуется — лучший на сегодняшний день справочный интернет- ресурс по розам). нашла: там и родословная есть
www.helpmefind.com/gardening/l.php?l=2.24753.1
Для знающих иностранный конечно, а если не знаешь?
Людмила Николаевна, помогите пожалуйста определить розу.

Приобрела как Рапсоди ин Блю
Приобрела как Рапсоди ин Блю
Татьяна, добрый день! В любом поиске имени сорта, который Вы сами приобретаете, проще всего начинать с питомника, в котором сделано приобретение. Например, если от Тантау, то в пересорте круг ограничивается только теми сортами, которые предлагает именно питомник Тантау. В первый год сорт может не показать своего «истинного лица» — могут быть подвижки по форме, цвету и размеру цветка (смена условий так влияет). Пока мне кажется, что это похоже на Augusta Louise Тантау, либо спорт от нее — Aquarell (последнее — наиболее вероятно), Такие сорта были в предложениях питомника, где Вы заказывали Rhapsody in Blue?
Людмила Николаевна, она приобретена в Садовой коллекции. Оригинатор заявлен Кордес 2002 года. Зимует 2-й раз.
Людмила Николаевна, добрый день!
Ваши лежащие на земле розы как раз находятся в горизонтальной плоскости и поэтому выпускают дополнительные цветоносные побеги. Прием мне понравился, беру на вооружение, спасибо за науку! Но, как мне кажется, велика угроза обломать эти хрупкие веточки при подъеме куста. Еще смущает загущенность куста. При виде такой конкуренции плетей, которые забирают друг у друга свет, непонятно, как удается добиться обильного цветения и здорового вида. У меня в таких случаях рука сама тянется к секатору.
Есть вопрос: что значит «вести шраб», какие конкретные действия вы имеете ввиду? И какие приемы обрезки вы применяете для классических шрабов и клаймов? Я думаю, гораздо полезнее для читателей была бы не критика (пусть и отчасти справедливая!), а изложение ваших методов ухода за розами, которые и позволили добиться потрясающих успехов. С уважением, RR.
Я по такому же принципу веду клаймберы. Людмила Николаевна, у Вас чудесные розы. Раз уж Вы оказались на нашем сайте, может сделаете отдельный пост в журнале и покажите свой сад, а заодно и познакомите нас поближе с Вашими розами.
Ольга, добрый день, спасибо! А я пока не разобралась тут — попало случайно и именно в эту тему)) Не знаю пока как отдельные посты давать в журнал, да и тему сложно представить, которая может всех заинтересовать. У меня не сад в прямом смысле, у меня — коллекция. Достаточно большая и странная для восприятия многими. Специализация — розы Дэвида Остина, нет пока только менее двух десятков сортов из всего, что создано под этим брендом. Как Вы понимаете, это — шрабы в основном, вторая привязанность — рамблеры. В принципе есть розы из всех групп и видов. Мне интересно. Интересно вести эту культуру, запоминать особенности, экспериментировать с общепринятыми методиками, нарушать догмы)) Я бы не влезла в тему, но… я же ВИЖУ, что автор этой статьи действительно очень любит розы, но сама статья… Это же на всеобщем обозрении и многие новички могут воспринимать все это как руководство к действию… Мы — в зоне рискованного земледелия, а данная культура очень зависима от наших действий, детали важны и для самих наших подопечных, и для нас — чтобы не отбить желание выращивать самое красивое растение из-за высокой трудоемкости, чтобы ожидания не были обманутыми. Я действительно считаю подобные статьи — не самыми полезными. В каждом определении — много домыслов. Ничуть не хочу обидеть автора. Это я навскидку по клаймам и шрабам только прошлась, обрезка и ее способы — вообще за гранью моего понимания, определения — даже не спорны, они — не верны в принципе. Если есть вопросы по самой методике у кого-то — с удовольствием отвечу, расскажу, покажу — материала очень много. Как освоюсь — напишу и в журнал)))
Замечательно! Осваивайтесь, мы подождём, а девочки-админы помогут с публикацией статьи и ответят на все ваши вопросы. Здесь на сайте очень много любителей роз и уверена, что статья будет не только интересна, но и полезна многим. Я всегда с удовольствием изучаю чужой опыт — для этого мы здесь и собрались.
Людмила Николаевна, очень многим будет интересно читать и смотреть ваши топики про розы! А если к фотографиям еще и будут подписаны сорта и видовые принадлежности роз, это будет бесценно!

Маленькие подсказочки:
На верхней панели нажимаем Написать. Оставляем точку на Личный журнал. Ниже вводим заголовок. дальше текст.
На верхней панели нажимаем Написать. Оставляем точку на Личный журнал. Ниже вводим заголовок. дальше текст.

Фотографии вставляются по ходу текста через кнопку Изображение. Там в окошке добавлять название фото
Фотографии вставляются по ходу текста через кнопку Изображение. Там в окошке добавлять название фото
Присоединяюсь к просьбам об отдельных и главное — ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ постах. Очень хотелось бы почитать, причём (понимаю, что слишком многого хочу: самое дорогое — информацию и даром ) но в этом розовом вопросе как пять лет назад (когда только обзавелись собственным садом) была совершенным деревом, так и осталась, не смотря на то, что пытаюсь постоянно читать и понимать. Со вторым — пониманием, пока крайне мало, лучше сказать — никак. Так что, если поделитесь информацией, будем (думаю, что остальные читатели поддержат) очень рады и благодарны. Особенно было бы здорово, если вменяемо объясните азы — как в классификации, так и в уходе.
Наташа, я спокойно расстаюсь с любой информацией и делюсь тем, что имею)) Готовьте вопросы. Со следующей недели предполагаю начать серию включений (типа статей) о своей методике ведения культуры — начиная с отбора саженцев, видов передержки, посадки — и далее по интересам — что будет интересовать: обрезка, подкормки, подготовка в зиму, укладка (методы укрытий) и т.д. То есть, предполагаю весь комплекс работ описать с фотографиями и результатами. Если кому-то интересно будет, то и по сортам, которые есть сейчас в предложениях разных питомников. Я не приемлю серии типа «лучшие ч/г», «лучшие плетистые» и т.д. — у всех разные вкусы и предпочтения: просто честно буду писать о плюсах и минусах (если знаю эти сорта), можно и о сочетаниях поговорить. В общем — собираю пока материал, который может помочь любому начинающему, а Вы уж и с любыми вопросами приходите. Просто «на пальцах» — по снимкам информация мне кажется лучше запоминается.
Великолепно! Спасибо огромное! Буду с нетерпением ждать и готовить вопросы.
RR.
Чуть не пропустила Ваш пост. Спасибо за понимание. Но предупреждаю сразу — это разговор надолго. Поскольку шрабы тоже делятся на группы, подгруппы и т.д. Нет определенного «узаконенного» метода или способа обрезки для всех и сразу, как нет и единой методики ведения. Просто потому, что эта культура (вернее — результат ее выращивания) зависит от очень многих слагаемых: условия участка (состав почвы, ее кислотность, уровень грунтовых вод, степень инсоляции (освещенности — он и от региона зависит, не только того посадили ли вы розу на солнечное место или в полутень), подкормок на определенной стадии вегетации — не в определенные сроки, а именно на определенной стадии, состава этих подкормок, времени и способа укрытия, подготовки к укрытиям и т.д., и т.д. )
Мне откровенно понравился Ваш правильный вопрос о конкуренции плетей — значит проще говорить будет, поскольку Вы в данном случае профессионально выделяете основные параметры. То есть, сейчас мы предметно переключимся на клаймы — вопрос по снимку. В данном случае не самый объемный экземпляр на снимке. Просто под ним практически еще одна роза (пока согнута тоже) и побеги чуть переплетаются. Представьте себе на минуту, что через неделю примерно я подниму верхний клайм, маленькие коричневые ростки чуть увеличатся, но будут достаточно плотно держаться в пазушных почках — они толстенькие на этой стадии и крепенькие. Чуть запоздаю — побеги вытянутся и начнется борьба за место под солнцем — они немного ослабеют — будут сбиваться. Вот эта грань по срокам важна мне кажется только весной — при открытии, дальше все значительно проще. Дальнейшие мои действия — именно при поднятии клайма я проведу формирующую обрезку — удалю все, что мне мешает — объем будет значительно меньшим после обрезки. А любая обрезка это что? Это — приказ к воспроизводству — выдаче побегов замещения. Я стимулирую этим еще спящие почки и ускоряю процесс роста тех, кто уже начал вегетацию. Комплексные удобрения ранней весной применять еще не стоит — они не будут действовать при низких положительных, а вот пролить кальциевой селитрой (в моем случае применять азотные без кальция не стоит — у нас кислые почвы) совсем не помешает. Через пару недель пролью сульфатом магния еще — молекула хлорофилла розоцветных на 7% практически состоит из магния — наши почвы его воспроизводить не успевают, если на участках растут блони, клубника, розы… вот теперь и комплексные могу внести в гранулах — они не сразу к корневой дотянуться. Без фанатизма и в строго прописанных инструкциями нормах расхода (я чуть снижаю эти нормы). А роза, которая сейчас под данным клаймом, будет подниматься еще на неделю позже — это рамблер. Рамблер однократного цветения. У рамблеров почки просыпаются позже. Но и им необходима горизонталь. Вот рамблеры (у них как правило тонкие относительно и гибкие побеги требуют как раз более серьезной опоры или обелиска) весной не обрезаются совсем — у них основная обрезка сразу после цветения — летом. Ну, то есть, это — такой конвейер весной. Пока наши плетистые лежат, мы поднимаем и формируем кусты, а плетистыми весной заканчиваем работы и сразу подкармливаем всех. Это я пишу так долго, а в саду все это происходит легко и быстро. И в удовольствие. Это только начало, если Вам интересно — продолжу.
Людмила Николаевна, огромное спасибо за то, что нашли время подробно ответить на мое послание. По ходу дела вопрос: куда вы прилаживаете рамблер (кстати, какой это сорт?). Если точка, с которой сделана фотография — это юг, то рамблер невольно будет заслонять клайм. Или вы его держите на обелиске? Я, кстати сказать, обрезку «лишних» плетей у рамблеров провожу не сразу после цветения, а перед укладкой в зимнее укрытие, считая, что эти побеги через листья дают дополнительные силы и питание корням.
Мне крайне интересен ваш опыт, поэтому буду очень вам признательна, если поделитесь дальнейшей информацией.
RR
RR, рамблер — White Mrs. F.W. Flight. Снимок сделан с северо/востока. Клайм поднимается с небольшим разворотом и смотрит на юг. Рамблер с небольшим навесом над землей заворачивается тоже на юг, но чуть в стороне от клайма. Рамблер очень высокий, но управляемый. Обелисков у меня в саду нет, хотя они мне очень нравятся. У нас шпалеры, перголы и арки из дерева. Муж почему-то считает, что все опоры в относительно небольшом саду должны быть одного цвета и одной фактуры: беседку и опоры (даже для клематисов) он сделал разной конфигурации и размеров, но одного цвета. Он утверждает, что металл в саду не органичен (исключение — кованные изделия), а деревянные обелиски он считает грубыми и неуклюжими. У нас даже стойки и зонты для штамбов выкрашены в цвет опор — коричневый.
Теперь о времени обрезки рамблеров. Тут есть свои подводные камни: на нашем рынке представлены по бОльшей части либо гибриды Мультифлор (Hybrid Multiflora), либо гибриды Вихуры (Hybrid Wichurana). «Гибриды» — ключевое слово. Поскольку если мы обратимся к видам «Мультифлора» и «Вихура», то они по-разному закладывают цветочные почки. Мультифлора в верхней трети побега (любого порядка) в первый год и на остальном приросте — в последующие годы. А Вихура по всей длине побега. Если рамблер отнесен к гибридам мультифлор, то вполне можно осенью при обрезке убрать именно ту часть побега, которая предполагалась к цветению в следующем году и рамблер просто не будет цвести. После летней же обрезки, даже гибриды мультифлор могут успеть сформировать цветочные почки в побегах, которые оставляем для цветения на следующий год. И еще одна немаловажная для нашего региона деталь: если нынешнее лето было холодным и очень влажным, то цветочные почки будут заложены в ограниченном количестве вообще, если еще и обрезать перед укладкой, то рамблеры могут устроить «забастовку» в следующее лето и не зацвести. Есть исключения: известным всем Flammentanz, Aschermittwoch и American Pillar можно «править прическу» осенью без проблем и последствий, но это гибриды рубигинозы/эглантерии в первых двух случаях и сетигера/вихуры в последнем. То есть, если не отслеживать родословную и не обращать внимание на классификацию, то проще и понятнее обрезать все без исключения рамблеры в летний период.
А какие конкретно рамблеры Вы обрезаете осенью?
Людмила Николаевна, я вас так дотошно пытаю о том, как сопрягаются в саду клайм (какой, кстати, это сорт?) и рамблер потому, что для меня очень интересны приемы декорирования сада при помощи роз. Я даже стала рисовать схему по частям света, чтобы понять вашу задумку. И все-таки до конца мне неясно, куда вы направляете рамблер такого размера в 4 м — на какую опору? Нет ли у вас летних снимков? Фантазии моей здесь не хватает.

Что касается моих «рамблеров», то с огромным удивлением узнала, что Paul's Scarlet, который прекрасно себя чувствует у меня в саду уже около 20 лет, на самом деле — клаймбер, что зафиксировано даже в его названии. Вот так: век живи, век учись! А я все эти годы искренне считала, что это рамблер, т.к. цветет однократно на побегах прошлого года. Вот его-то я и обрезаю осенью: отцветшие плети и часть слабых молодых, выросших за лето, оставляю 10-12. Еще растет Excelsa, но это всем известный гибрид Вихурианы, у нее удаляю отцветшие побеги из-за угрозы мучнистой росы сразу же после цветения, а осенью частично прореживаю молодые плети.

Людмила Николаевна, хочу проконсультироваться у вас в отношении правил обрезки розы Fantin Latour, гибрида розы Centifоlia. Она растет огромным фонтанообразным кустом 2х2 м, ветки аркообразные, свисают почти до земли. В средней части побегов естественным образом получается горизонталь, где отрастают цветущие побеги 2-го порядка. Так вот я не могу взять в толк, как мне обрезать эту розу, чтобы добиться стабильного цветения. Сильно укорачивать побеги не хочется, а с другой стороны видимо это надо делать, чтобы стимулировать рост молодых, которые и будут цвести.

Спасибо вам за консультации, внимаю вашим советам с большим интересом и благодарностью!
RR
RR, сама удивлена, но снимка данной группы нет — только по частям. Попрошу Вас даже напомнить мне летом, чтобы сняла — покажу с удовольствием. В принципе уже до открытия и не так долго — могу сначала снять как открываю и завожу, а потом и результат. С частями света у меня нет проблем потому, что розы растут везде (я уже говорила, что в моем случае — коллекция, не сад в прямом смысле) )). Нас (питерцев) очень сильно выручают наши белые ночи. Процент инсоляции высок. Рассеянный свет присутствует почти круглосуточно именно в тот период, когда особенно необходим. Плюс угол освещения постоянно меняется — сила света разной интенсивности. И в затененных местах с северной стороны розы неплохо себя чувствуют.
Fantin Latour у меня нет, но есть она у одной из моих знакомых (это не Питер). Постараюсь созвониться с ней и узнаю в деталях о обрезке. В понедельник обещаю дать ответ.
Вот этот участок у меня в относительно тенистом месте (северо-восток). Обратите внимание на частоту посадок (так нельзя близко располагать) и на то, как в результате может вытянуться флорибунда Leonardo da Vinci. Но меня устраивает такое цветение.
Leonardo da Vinci
Leonardo da Vinci
Какая же красота! Людмила Николаевна, скажите, такое обильное цветение зависит от вида, класса розы? Или от кормления и ухода любая может так обильно цвести?
Светлана, спасибо. От многих слагаемых зависит. При выборе ориентируемся на принадлежность к группе — ч/г отличаются по внешнему виду и параметрам от полиантов, флорибунд, шрабов и т.д. Далее — от качества посадочного материала и питомника, в котором делается заказ. Пример: у меня близкий уровень грунтовых вод и кислые почвы — супесь в моем случае. Значит выбираю питомники, которые ориентированы на определенный подвой. Для меня исключены те, кто прививает на канину «Идеал Шмидта» — она не терпит замокания, розы будут медленно развиваться. А Пфендера или Лакса, даже мультифлора мне годятся. Исключаются для меня и прямые приобретения из питомников Гийо или Петалес — питомники в щелочной зоне и их подвой мне не подходит, выберу розы Массада или Гийо, перепривитые даже в наших южных частных питомниках. Подвой может быть и ментором — это как раз о Leonardo da Vinci, его предлагают очень многие, но на Идеале Шмидта в основном и только питомник Мейана — на мультифлоре. Брала именно от Мейана. А ментор — подвой как раз регулирует в данном случае высоту саженца, на мультифлоре он значительно выше. А дальше — подкормки, обрезка, в общем — совокупность факторов. Я начну темы по азам в начале следующей недели — сейчас подбираю материал и жду вопросов
Ох, как сложно не сведущему в цветоводстве, садоводстве
Людмила Николаевна, спасибо за информацию об обрезке Fantin Latour. Я, признаться, побаивалась применять радикальную обрезку к этому сорту, хотя умом понимала, что надо после цветения дать такую возможность отрастить новые побеги взамен старых, которые и процветут на следующий год. Причем место реза должно быть там, где ветви начинают гнуться, где-то посередине или отступив треть от макушки.

Людмила Николаевна, не перестаю восхищаться глубиной ваших знаний! Например, по типам подвоев. И где только вы берете информацию? Ведь у тех саженцев, которые нам предлагают в садовых центрах, в сопроводительной информации только название и звездочки по устойчивости болезням. Не всегда и поставщик указан. Как быть рядовому покупателю?

Что касается вопросов, то мне все-таки не дает покоя порядок классификации шрабов — почему одни сорта относят к ним, и на каком основании (происхождение, особенности сорта и проч.)?, а другие относят к группам клаймов, например. Где проходит граница? Иногда приходится встречать в описании сорта буквально «почвопокровная/шраб».

В выращивании роз вы достигли поразительных результатов. Мы в розоводстве тоже не новички, но хотелось бы большего — стабильного и пышного цветения все лето, надежной зимовки. Поэтому интересуют нюансы по всему кругу вопросов: посадка, уход, обрезка. И особенностям сортов: как какие ведут себя, имеется в виду способность разрастаться, устойчивость к болезням и способы борьбы с ними, как долго держат цветок и способны ли самоочищаться. А также «претензии», которые вы можете предъявить своим некоторым розам (а они всегда найдутся, даже если не подходить предвзято). У вас, судя по всему, большой испытательный полигон, и при склонности к аналитическому подходу, который вы демонстрируете, у вас определенно есть, что рассказать российским садоводам. Это станет бесценным (без преувеличения!) вкладом в наш коллективный опыт.
С уважением, RR
Красота невероятная! Как раз жду саженец Леонардо, Нью Доун, Глория Деи и ещё нескольких. Не могу поверить, что такой шедевр когда-либо выращу, но все же надеюсь. Я пока в розах совсем профан. Буду очень благодарна, если поделитесь секретами выращивания и ухода за Леонардо.
Гульнара, а нет особых секретов. Саженец родной от Мейана, привит на мультифлору (отсюда высота больше ожидаемой), подкормки как у всех, обрезка — щадящая, то есть, не короткая. Вот кажется и все. О системе подкормок и обрезках будет в новых темах — мне уже неловко чужую тему своим присутствием наполнять)))
Спасибо, буду ждать ваших записей.
Людмила Николаевна, а может поделитесь опытом укрытия и раскрытия роз?
О укрытии и открытии обязательно расскажу в отдельной своей теме. Пока меня отсюда не выгнали (спасибо RR за долгое терпение), покажу только снимок как выглядят мои укрытия зимой: агротекс в 2 слоя (шестидесятка) по дугам из арматуры № 10. Не окучиваю, не использую лапник, не использую пленку. Открываю когда земля копается — обычно это вторая половина апреля.
Укрытие роз
Укрытие роз
Людмила Николаевна, я очень буду ждать. Спасибо! Думаю, многим такой материал пригодится!
RR, прежде всего информация Вам о Fantin Latour. Моя знакомая очень просто обращается со своей. Практически всех своих «старушек» (за исключением Perpetual) она режет просто на половину высоты кусторезом сразу после цветения, либо сферой формирует побеги. Я галлик все-таки лесенкой обрезаю, остальных могу и покороче.

Пожалуйста, оставьте комментарий

Или через: