Три способа укрытия роз на зиму: честно о преимуществах и недостатках каждого

Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
ROSARUGOSA ROSARUGOSA АВТОР 7 ДАЧ
Москва
Продолжаем разговор о подготовке розария к зиме (начало вы можете прочитать в публикации Уход за розами в сентябре: начинаем подготовку к зиме). В нашем суровом российском климате розы проводят в укрытии (подумать только!) практически полгода. От того, насколько мы грамотно позаботимся о наших любимицах, будет зависеть и успех зимовки. Бывает очень жаль отправлять наши шикарные розы в принудительное заточение, но у нас нет другого выбора. 



Последние розы. Фото автора
Последние розы. Фото автора

Предзимняя подготовка 

В предыдущей публикации я остановилась на том, что розы в сухую пору бабьего лета необходимо связать и пригнуть к земле. Предварительно обрезают невызревшие верхушки шрабов и клаймингов, английских, почвопокровных и мускусных роз, удаляют цветущие побеги с бутонами. 

Розы в сухую пору бабьего лета необходимо связать и пригнуть к земле. Фото автора
Розы в сухую пору бабьего лета необходимо связать и пригнуть к земле. Фото автора

Для удобства укрытия чайно-гибридные розы и флорибунды укорачивают до 40 см. У плетистых роз-рамблеров вырезают часть побегов, оставляя 7-8 самых сильных, которые будут цвести на следующий год. Укладывают их на какую-то сухую поверхность – лист фанеры, доски, лапник. 

До того как укрыть их капитально, предварительно накидывают пленку, чтобы не намокли от дождей. Перед тем как согнуть, опрыскивают 4% раствором железного купороса (не путать с медным!) — это эффективное средство против загнивания. Разводится обычно стандартная упаковка 200 г на 5 л воды. Причем обрабатываются не только сами растения, но и земля вокруг. 

Из розария тщательно убираются успевшие опасть больные листья (источник болезней) и отправляются на костер. Всю остальную листву оставляем, вопреки существующим рекомендациям её удалять. Я категорически возражаю против такой процедуры. И вот почему. Во-первых, при наличии большого розария, где растет порой не меньше сотни роз, это просто физически невозможно сделать. 

Листья у роз продолжают участвовать в процессе фотосинтеза. Фото автора
Листья у роз продолжают участвовать в процессе фотосинтеза. Фото автора

Второе: при обрезке листьев легко повредить нежную кожицу побегов, куда будет проникать инфекция. Но самое главное – листья у роз продолжают участвовать в процессе фотосинтеза, давая все необходимое корням растений. Это продолжается даже в укрытии при скудных лучах света, которые проникают туда (если использовали полупрозрачный лутрасил). Лишать их такой возможности – значит ослаблять растения.

Замечено, что те розы, которые потеряли листья в результате заболевания черной пятнистостью, гораздо хуже зимуют и чаще погибают. Поэтому главная задача – сохранять листья до последнего. А весной они сами отпадут, и вы спокойно их соберете. 

Листья сохраняем до последнего. Фото автора
Листья сохраняем до последнего. Фото автора

Окучивать ли розы

Еще один спорный вопрос – засыпать ли шейки привитых роз. Существует мнение, что осенью сделать это нужно обязательно, чтобы предотвратить их вымерзание. По моему мнению, лучше оставить все как есть. Сгребать землю вокруг – значит оголять корни, это нецелесообразно. Засыпать компостом опасно, так как в нем продолжаются биохимические процессы. Это активная микробиологическая среда, в условиях которой развивается инфекционный ожог. К весне стебли засыпанных компостом роз будут окольцованы коричневыми пятнами, стебли придется удалять и хорошо, если роза вовсе не погибнет.  



Инфекционный ожог розы. Фото автора
Инфекционный ожог розы. Фото автора

Еще хуже использовать для этих целей навоз, пусть даже и перепревший. Мои соседи как-то засыпали свои розы до половины высоты навозом, чтобы им было «теплее». Результат оказался печальным: весной растения почернели, была погублена вся коллекция. 

Торф, по причине его большой влагоемкости, использовать также не стоит. От морозов он сильно промерзает, роза окажется в ледяном плену. Песок сильно охлаждается и тоже не подходит. Советуют засыпать сухой землей, однако по закону сообщающихся сосудов она все равно по капиллярам неизбежно станет влажной. Я в начале своей розоводческой практики, следуя советам опытных садоводов, даже заготавливала сухую землю в ящиках и сундуках. Однако результат меня разочаровал — все это бессмысленно.

Подготовленные розы, как уже говорилось, на предварительном этапе прячем в шатер из полиэтиленовой пленки, оставляя свободными края, которые полощутся на ветру. В таком укрытии растениям не страшны никакие осенние дожди, розы проветриваются, удаляется лишняя влага, так как принципиальное условие подготовки к зиме, еще раз повторюсь, состоит в том, чтобы растения были сухими. 
 
Розы проветриваются. Фото автора
Розы проветриваются. Фото автора

Дружеский совет: если у вас много роз, все делайте поэтапно. Подготовили десяток растений – укройте, затем приступайте к другим. Это нужно делать по причине непредсказуемости нашей погоды. Нас научил этому один случай, когда мы подготовили наш розарий к окончательному укрытию, а на следующее утро выпал снег.  

Ads by

Универсальный лапник  

В старых российских садах розы традиционно укрывались лапником. Этот природный материал, благодаря многочисленным иголкам, создает некую воздушную «шубу», которая удерживает тепло, идущее от земли. Важно, что эта шуба к тому же «дышит», что препятствует процессам гниения. 

Кроме того, хвоя – прекрасный асептический материал. Под лапником, засыпанном сугробами снега, розы прекрасно себя чувствуют и в мороз, и во время оттепелей.
 
Под лапником розы прекрасно себя чувствуют. Фото автора
Под лапником розы прекрасно себя чувствуют. Фото автора

Однако в последнее время разжиться лапником, как в прежние времена, становится все труднее. В Подмосковье хвойные леса целыми гектарами уничтожаются жуком-типографом, это стало просто стихийным бедствием. Если повезет найти только что упавшее дерево, считайте, что вам крупно повезло. А во всех остальных случаях заготовку лапника следует прекратить по этическим соображениям. Многочисленным любителям роз следует подумать о судьбе лесов.

В прошлом году нам неожиданно повезло – сосед спилил у себя на участке большую «кремлевскую» елку, и нам достался роскошный лапник, под которым наши розы комфортно перезимовали. Но такое бывает раз в жизни. В остальных случаях надо искать альтернативные варианты.   

Лапник - идеальное укрытие для роз. Фото автора
Лапник — идеальное укрытие для роз. Фото автора

Воздушно-сухое укрытие 

Наши смекалистые розоводы придумали так называемое воздушно-сухое укрытие. Это исключительно российское ноу-хау. Сооружается прочный каркас по периметру розария, на который укладываются доски, поверх них расстилается укрывной материал, например, рубероид, лутрасил или спанбонд.
  
Сооружается прочный каркас по периметру розария. Фото автора
Сооружается прочный каркас по периметру розария. Фото автора

Дополнительно на каркас кладется садовая сетка с мелкой ячеей. Это делается для того, чтобы спанбонд не проваливался внутрь укрытия под тяжестью снега. Под таким укрытием тепло и сухо.  

Дополнительно на каркас кладется садовая сетка с мелкой ячеей. Фото автора
Дополнительно на каркас кладется садовая сетка с мелкой ячеей. Фото автора

Однако для подобного способа требуется компактная посадка роз в едином массиве. Одиноко растущие растения придется укрывать индивидуально.

Одиноко растущие растения придется укрывать индивидуально. Фото автора
Одиноко растущие растения придется укрывать индивидуально. Фото автора

До заморозков такое сооружение необходимо проветривать, удаляя лишнюю влагу, для этого оставляют открытыми торцы. И лишь когда температура опустится до -5...-7°С, их закрывают. Такой способ имеет право на существование, но он не лишен недостатков. 

Начнем с того, что строительство столь масштабного сооружения потребует определенных навыков и материалов. Огромная масса снега в год обильных снегопадов может это укрытие сломать, а розы под ним элементарно раздавить. Поэтому его необходимо делать надежным и крепким. 

Огромная масса снега в год обильных снегопадов может укрытие сломать
Огромная масса снега в год обильных снегопадов может укрытие сломать

Розы находятся там буквально в темнице, не получая солнечного света. К весне они становятся бледными и замученными. Когда придет пора их открывать, растения могут пострадать от яркого весеннего солнца. Одно время мы у себя в саду практиковали такой способ укрытия, но в последние годы сочли, что использование современных укрывных технологий и материалов делает жизнь розовода значительно проще.  


Современные способы 

Наиболее приемлемым и доступным способом укрытия роз на сегодняшний день можно считать использование современных укрывных материалов – лутрасила, спанбонда, агрила, изобретение которых очень облегчило жизнь любителей роз. Плотность таких материалов должна быть не меньше 60 г/м².  

Выбрать укрывной материал, сравнив предложения разных интернет-магазинов, вы можете с помощью нашего маркета. Посмотреть подборку укрытий для роз

Укрытие для роз "Зимний домик", 75 см 209 руб
Удачный сезон
Укрытие для роз "Зимний домик", 100 см 249 руб
Удачный сезон
Укрытие для плетистой розы 190 руб
Удачный сезон
Дополнительные/сменные чехлы 75см 39 руб
Удачный сезон


Растения укрывают как минимум 2 слоями вощеной стороной вверх (это важно!). При таком укрытии розы «дышат», при намокании от дождей или во время оттепелей лутрасил быстро высыхает, работать с ним легко. Края ткани надо надежно закрепить кирпичами или досками, чтобы ее не сдуло ветром. После того как начнутся снегопады, розы окажутся в надежном и теплом укрытии. 

Надёжное укрытие для роз. Фото автора
Надёжное укрытие для роз. Фото автора

Надо сказать, что некоторые садоводы используют укрывной материал совершенно неправильно, просто обматывая им вертикально стоящие кусты. Часто приходится видеть в заснеженных садах подобные «привидения». Однако такая, с позволения сказать, защита не спасет розу от морозов. Ведь известно, что не одеяло греет нас, а мы – одеяло. Так и в этом случае роза не способна генерировать тепло, его отдает земля. Поэтому мы и пригибаем наши розы к земле-матушке – источнику тепла, укрывной материал экранирует его потери в атмосферу, а снег работает как термос. Роза, обмотанная тканью, остается один на один с морозами и не способна пережить суровую зиму. 

Замечено, что «в большой компании» розы зимуют лучше, чем отдельно растущие экземпляры. Это объясняется тем, что при большой площади укрытия под ним создается более комфортная температура, ведь земля греет. Над крупными розами в местах сгиба следует дополнительно установить крест-накрест огородные дуги, это делается для того, чтобы их не сломал снег.

Над крупными розами в местах сгиба следует дополнительно установить крест-накрест огородные дуги. Фото автора
Над крупными розами в местах сгиба следует дополнительно установить крест-накрест огородные дуги. Фото автора

В таких местах образуется купол, с которого снеговая масса будет неизбежно сползать. В завершение мы набрасываем на лутрасил еще полиэтиленовую пленку, оставляя внизу продухи для вентиляции. Эта пленка защищает укрытие от дождей осенью, от оледенения после зимних оттепелей и, что важно, служит дополнительной защитой от талых вод весной. 

Правильно укутанные розы будут спокойно спать всю зиму. Для их хорошего самочувствия не менее важно грамотно и безопасно освобождать наших пленниц с приходом тепла, поэтому рекомендую заранее прочитать статью Уход за розами с весны до осени: советы для новичков и не только, где этот вопрос рассматривается.

Что может быть увлекательнее для садовода, чем выращивание роз! Однако дело это не только интересное, но и имеющее массу нюансов. Узнать секреты опытных садоводов вы можете, прочитав следующие публикации:



Все предложения (Розы)
Предложения магазинов:


Статья размещена в разделах: розы, , , , , многолетние растения
61 комментарий 59 спасибо за статью 59 в избранном 421742 просмотра
Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Автор статьи:
Добавили статью в избранное
sfomenkova sfomenkova и еще 58 человек




Комментарии (60)
Уважаемая ROSARUGOSA, спасибо за обзор недостатков в укрытиях роз. Я укрываю розарий спандбондом, по третьему способу, не окучиваю, но накидываю внутрь укрытия сухие дубовые листья, благо их у меня уж очень много. Как Вы считаете, есть ли от этого польза? И второй вопрос: как согнуть широкую, полутораметровую, отдельно стоящую парковую розу? Ну не получается это у меня, приходится закручивать в мешковину, и стоит она у меня как «привидение».
Вы нашли прекрасный способ укрытия шеек дубовым листом, но эту роскошь не посоветуешь широкому кругу садоводов, браво! Я всегда была уверена в изобретательности наших людей. Что касается парковой розы, то эта группа достаточно зимостойка, так и называется парковой, так как в парках их никто не укрывает. Потом есть понятие «морозостойкая» и «зимостойкая», они не идентичны. Накрывая ее тканью, вы увеличиваете ее как раз зимостойкость, защищая от холодных иссушающих ветров, а морозостойкость остается прежней. Если ее нельзя толком пригнуть, соорудите над ней шатер с широким основанием, ни в коем случае не обвязывайте розу внизу, это позволит ей получать тепло земли. Удачи!
Одно время у меня было много опилок; насыпала их в полиэтиленовые пакеты (примерно по полкилограмма), завязывала крепко и этими мешками обкладывала шейку розовых кустов. Сверху укрывала подрезанные розы спанбондом. Зимовали хорошо, ведь опилки в пакетах оставались сухими, а тепло держали. К сожалению, сейчас в моем распоряжении такого количества опилок нет )
Не перестают поражаться изобретательности наших людей! Вы большой молодец с опилками. Просто ими засыпать плохо, они спекаются и под ними растения не дышат, а во влажной среде укрытия загнивают и покрываются белой плесенью. А вы придумали засунуть их в пакеты! Просто замечательная идея! А опилки можно делать самим, потратившись на садовый шредер. Зимой ими окучивать шейки роз, а весной рассыпать в качестве мульчи в цветниках, а особенно среди хост, это хорошая защита от слизней и улиток.
Очень полезную информацию Вы дали об опилках против слизней. Спасибо!
Интересная идея с полиэтиленовами пакетами, хочу уточнить- это мешочки — из по сахара или круп? Но думаю не целофановые?
Нет, это были не целлофановые, а «маечки», какие в продуктовых магазинах раньше давали бесплатно, а теперь продают )
Спасибо! Отличное решение с опилками в пакетах! Опилки есть, роз всего 6. Сделаю так!
Я уже много лет сначала укрываю лутрасилом, а сверху надеваю мешок для круп (белый), в целом результатом доволен, Подмосковье.
Спасибо за очередную статью. Все интересно и полезно. Розы в этом году посадила впервые, и вся информация очень нужна. Как раз задумывалась над укрытием роз, а тут ваша статья.
Я для своих отдельно стоящих чайно-гибридных роз сшила из двойного спанбонда (шестидесятого) некие трубы, которые натягивала на цветочные опоры, воткнутые в землю. Сверху связывала бечёвкой, которую весной можно развязать для проветривания, но при этом розы пока остаются укрытыми от палящего солнца.
Листья не обрывала, но обрабатывала железным купоросом заранее, в конце сентября или начале октября, ориентируясь по погоде.
Окучивание тоже не делала, ибо у меня под большинством роз расстелены в виде мульчи куски из кокосовой койры от детского матрасика.
Окучивала только в первый год посадки торфом, не понравилось. Пока весной горка торфа оттаяла, розы успели почернеть под ним, пришлось слишком низко обрезать.
Плетистую Нью Даун вообще не укрываю, просто обрезаю её весной до состояния кустовой. Что не замерзло под снегом, то живёт, благоденствует и радует.
В нынешнем сезоне роз значительно прибавилось, поэтому пока ряды роз обработала железным купоросом и установила заранее дуги, будут тоннели из спанбонда. Может, получится лапника насобирать для укрытия почвы под розами, на которые не хватило кокосовой койры.

Розы в начале декабря 2017 года.
Розы в начале декабря 2017 года.

3 января 2018 снег подрастаял.
3 января 2018 снег подрастаял.

И в феврале, наконец-то, снегу нападало вдоволь, так что хватило и на укрытие плетистой.
И в феврале, наконец-то, снегу нападало вдоволь, так что хватило и на укрытие плетистой.

Октябрь 2018-го. Перед укрытием обрежу всё, что выступает за пределы дуг, но не более.
Октябрь 2018-го. Перед укрытием обрежу всё, что выступает за пределы дуг, но не более.
Вы просто молодец и большой труженик! Нашить чехлов — это большое подспорье для укрытия. Но для больших роз нужно что-то другое, я у англичан подсмотрела такой способ типа вашего. Они по периметру розы любого размера вставляют 4 палки подходящей высоты, и натягивают на них спанбонд так, что получается как ба короб, внутрь засыпают сухую дубовую листву до верху, закрывая полностью розу. Делают это поэтапно, как листва просядет — добавляют новую порцию, но ни в коем случае не уминают. Сверху закрывают куском спанбонда. Способ отличный, проблема одна — где набрать столько дубовой листвы, которая не гниет и остается сухой. И еще служит для окучивания шеек. Это можно использовать в регионах, где много дубрав. И в то же время зимы снежные.
ROSARUGOSA, спасибо за похвалу, но шитьё это одна из моих профессий, так что нашить было не сложно, зато потом с розами меньше возни, чехлы после зимы хорошо стираются в машинке. Вот с дубами да, проблемно, наскрести бы листьев на укрытие гейхер… у нас тут всё больше хвойники да берёзы самосеются. Так что лапника пока хватает всем, да и спанбондом уже привыкли пользоваться. А в монастырском розарии монашки укрывают розы и вовсе мешковиной на дугах, и всё у них цветёт. В общем, чем проще, тем лучше. )

Монастырский розарий зимует.
Монастырский розарий зимует.
Елена Александровна, гейхеры можно укрыть и простым хвойным опадом.
Не стройте проблем из ни чего. просто пойдите в лес, в сосновый или еловый бор и наберите с земли там опавших иголок, они не гниют долго и хорошо утеплят вашу розу.
Интересно, как таким образом розы «утеплятся»? Иголки, как и опилки после осенних дождей смерзаются, образуется ледяная корка, корни не дышат. А что делать со стеблями — ведь сохранять надо от морозов в первую очередь их, они стоят незащищенными на ветру при минусовой температуре. Плохо укрытые розы по весне имеют инфекционные ожоги, которые поражают стебли, их вырезают, хорошо, если роза оправится от такой зимовки. Иголки, оставшиеся в розарии, впоследствии закислят землю, что тоже ни к чему. А смысл укрытия состоит в том, что греет в первую очередь земля, поэтому розы пригибают и накрывают лутрасилом в несколько слоев. Может быть где-нибудь зимы стоят мягкие, я допускаю, что не надо в этом случае сильно заморачиваться, но у нас в Подмосковье такой номер не проходит. Сомнительные эксперименты тут ни к чему. Да, и как напастись иголок для 150 роз?
А у нас такие опоры и дуги НЕ подходят (уже пройденный этап ) — такая большая масса снега, что вдавливает их в землю или вообще ломает. Поэтому у меня самая главная задача — Варианты защиты сада от снеговых разломов
А я у своих 98 листву убираю — иначе не смогу ни увязать, ни согнуть. Перед обрезкой листвы — строби, после того, как согну — хом, под дуги двойной лутрасил 40-60. Отличный пост у Вас получился, 7 лет назад (1-й год моих розочек) читала всё подряд, окучила под лутрасил — потеряла 70% розочек.
Я в своих советах опираюсь исключительно на собственный опыт, как успешный, так и не очень. Каждый из нас-садоводов должен быть немного экспериментатором. Я всегда открыта к чужому опыту, беру на вооружение что-то новое. Вот и ваш опыт чему-то учит, и это — замечательно!
Вот полностью с Вами согласна в этом!
Я убежденный противник удаления листвы у роз перед укрытием. Сейчас объясню почему. Мало того, что это очень трудозатратно и травматично как для роз (можно повредить тонкую кожицу побега, обрывая листья), так и для садовника (велика вероятность набить мозоли на руке при пользовании ножницами). Но не это главное. У розы и в укрытии продолжаются процессы фотосинтеза, так как укрывной материал пропускает солнечный свет. Обрывая листья, мы таким образом обрываем и её жизненный цикл. Голые розы (ню) хуже готовятся к зиме. Ведь они были готовы даже процвести в октябре, буквально до последнего полные сил и бутонов, которые мы принудительно удаляем. Кто из нас не обрезал с сожалением такие бутоны? Листья совершенно не мешают связывать розы и сгибать. Больные опавшие листья надо, естественно, собрать и сжечь, а здоровые пусть остаются, по весне они отпадут сами. Роза ведь практически вечнозеленое растение, в Англии, где они цветут до Рождества, всю зиму стоят зеленые (сама наблюдала). И ещё одно пожелание — перед укладкой роз в укрытие их лучше опрыскать не медным купоросом, а ЖЕЛЕЗНЫМ купоросом (от гниения), так как большинство выпадов случается не по причине обмерзания, а по причине поражения наземной части бактериальным ожогом.
Спасибо большое за своевременную статью! Очень вовремя! Наконец-то я получила ответ на вопрос, который давно себе задавала: почему розы нельзя укрывать, просто обматывая их спанбондом и не пригибая. И уже хотела поэкспериментировать — именно так укрыть хотя бы одну розочку, посмотреть, что будет. Экспериментировать я люблю, но теперь, конечно, воздержусь от такого эксперимента, пожалею свои розочки. Может быть, так еще можно укрыть чайно-гибридные, которые коротко обрезают осенью, но у меня остинки, и я их обрезаю совсем немного, куст остается большой. Обматываю и пригибаю к земле, сверху — деревянный ящик или доски, на них — кусок пленки или линолеума. Теперь обматывать не буду, поняла, что это для них хуже, а только накрою. Еще раз спасибо за ценные для меня советы.
Спасибо за отзыв, всегда рада помочь советом, опыт у меня немалый, готова делиться!
ROSARUGOSA, скажите, а розы, только что посаженые, можно ли их обрабатывать железным купоросом 4%?
Сами розы обрабатывать не надо, а вот землю вокруг них обязательно надо опрыскать перед укрытием.
Спасибо за статью! у нас в этом году случилось большое пополнение розариума (теперь у нас 50 с хвостиком роз, чайно-гибридные, флорибунды, спреи, почвопокровные), и часть из них таки пришлось посадить соло. А так несколько больших грядок, на 5-10 роз, диннные )) С изумлением узнала, что ВСУ нашенская, российская придумка)). Мы ВСУ строим с незапамятных времен, на толстых кольях диаметром где то 5-7 см, высотой около 60 см (под это и обрезаем розы, спасибо за ваши другие статьи — теперь некооторые не обрежем, а пригнем). Но сверху не рейки, а листы фанеры кладем. Фик его какой сугроб сломает! Дальше укрывно (толстый), а еще сверху — пленка. торцы туннеля получившегося занавесочками из тонкого укрывного, для вентиляции. По весне от жгучего солнца просто не сразу снимаем фанерки сверху.
Спасибо за добрые слова! Не перестаю удивляться смекалке наших людей, которые выращивают розы в своих садах скорее вопреки — суровому климату, огромным физическим затратам, здравому смыслу, наконец, который должен по идее отвадить нас от этой затеи — желания любоваться розами. Но мы все преодолеваем и упорно идем к своей цели, нарабатываем опыт ухода и зимнего укрытия.
А ведь в этом деле нам нет равных — в Европе никому не придет в голову укладывать розы в укрытие, они у них там (сама свидетель) цветут до Рождества. А плетистые розы никто не снимает с опор, стволы толщиной с женскую руку, растут по несколько десятилетий на одном месте.
Ваш метод хорош и, судя по всему, оправдал себя. Но на мой взгляд, все-таки достаточно трудозатратный. Попробуйте строить туннели из дуг, если розы растут в ряд. И накрывать лутрасилом 60 в 2 слоя, пленка лишняя. Для отдельно стоящих кустов 2 дуги втыкают перпендикулярно друг другу, сверху натягивают крышу, делают «домик», прижимая края ткани кирпичами. Розы в таком укрытии чувствуют себя прекрасно, им тепло от земли, лишняя влага испаряется. И сидят так до самой весны, ничего им не страшно. Мы в этом году из-за пандемии приехали на дачу очень поздно, все боялись, что розы под укрытием сопреют, но когда открыли — ахнули, уже стояли с новой листвой и готовы были выпустить бутоны.
Спасибо за статью, ROSARUGOSA. 9 лет маюсь всякими сомнениями, а Ваша статья и Ваши комментарии лишены категоричности, и это вдохновляет очень. Желаю процветания Вашему саду! И ко мне заходите в гости, буду очень рада
Спасибо огромное за добрые слова и пожелания!
ROSARUGOSA, я заглянула в Ваш журнал Думаю, что ещё вернусь туда неоднократно
Но к защите копателей — неееет (!!!), не смогла присоединиться
Спасибо большое- вы описали всё поэтапно, как закрыть розы. А вот как и когда их правильно открыть- чтобы не навредить?
Вы совершенно правильно ставите вопрос — как НЕ навредить при открытии. Это мероприятие ничуть не менее важное, чем укрывание на зиму. О тонкостях открывания роз по весне я уже писала в своей статье Уход за розами с весны до осени: советы для новичков и не только. Посмотрите, там все прописано.
Уважаемый автор! После комментария Надежды я решила еще раз перечитать Вашу статью, и обратила внимание на то, что агроволокно надо укладывать вощеной стороной вверх. Я накрыла лицевой невощеной стороной вверх, чтобы под укрытие не попал дождь. Он и не попадает, сегодня смотрела, а дождь идет. Значит, мои розы не смогут дышать? Пока еще приоткрыты торцы, и они дышат. Второй вопрос. Волокно толщиной 80 в один слой -это мало? Морозы у нас м.б. больше 30 градусов.
Рушана, не волнуйтесь понапрасну, ваши розы будут дышать и под двухслойным агроволокном. Плотность 80, конечно, маловата, укрывайте в два слоя. Мы складываем вдвое лутрасил 60. Воздух спанбонд и проч. укрывные материалы свободно пропускают. Мы в этом году весной из-за коронавируса поздно попали на дачу, переживали, не задохнулись ли под укрытием наши розы. Они, к нашему удивлению, были в отличном состоянии, уже распустили листочки и готовы были выпустить бутоны. И свет агроволокно тоже пропускает, побеги были зеленые, дефицита хлорофилла не наблюдалось. А из воздушно-сухого укрытия (ВСУ), где розы сидят в абсолютной темноте, они выходят бледными и замученными, очень уязвимыми от яркого весеннего солнца.
РозаРугоза! Прочла Ваш ответ как раз перед поездкой на дачу. Я так поняла, что можно мне и не переворачивать лутрасил на другую сторону. Пока оставила так, а сверху натянула еще полотно толщиной 40. Попутно заглянула под укрытие, розы выглядят нормально. Спасибо за советы.
А почему вы считаете, что 60 будет маловато? У меня все розы укрыты именно таким. Только тамю где кусок большой я егоскладываю вдвое, чтобы не болтался на земле. А не потому, что под одним слоем будет розам холодно И еще я не поняла вот эту вашу фразу: "… из воздушно-сухого укрытия (ВСУ), где розы сидят в абсолютной темноте..." А разве укрытие белым спанбондом, это не ВСУ??? Там достаточно света. Не думаю, что кто-то укрывает розы черным геотекстилем. Я, наример, если его сверху и накидываю, то только на самый верх, вдоль тоннеля, чтобы лучше с укрытия вода во время дождей стекала. А с боков достаточно света под укрывашку проходит, т.к. у меня геотекстиль всего 90 см шириной.
Милана, упомянув о ВСУ, я имела в виду старинный способ укрытия роз рубероидом на каркасе, который практиковали в наших садах ДО изобретения лутрасила и пр. укрывных материалов (спасибо научно-техническому прогрессу!). Садоводы со стажем ещё помнят такое. Именно ТАМ розы сидели в полной темноте. А что касается плотности ткани, то я считаю, что еще один слой не будет лишним. Не далее как вчера накрыли розы лутрасилом 60, сложенным вчетверо.
Про рубероид понятно…
А вот зачем лутрасил в четыре слоя, ну никак не пойму! Хоть убейте!!!
По принципу «пар костей не ломит». И совершенно необязательно следовать этому примеру, это так, заметки на полях…
А я думаю, что в данном случае, как раз, ломит...
Но это мое мнение.
А каждый поступает, конечно, как считает нужным.
Рушаночка , тронута чрезвычайно (и смущена очень ) твоей реакцией на мой комментарий.
НО ещё раз расставлю акценты: в данной статье ROSARUGOSы ключевым для меня было то, что (подчёркиваю) утверждения ЛИШЕНЫ КАТЕГОРИЧНОСТИ. Сама я розы в настоящее время НЕ укрываю неткаными материалами — Варианты защиты сада от снеговых разломов (там у меня буквально одно предложение про укрытие моих роз), и это вовсе не значит, что в следующем сезоне не начну этого делать… Я вся — в сомнениях.
Единственное, что для меня несомненно: КАЖДЫЙ САДОВОД ПОДБИРАЕТ СПОСОБЫ ПОД СЕБЯ И ПОД МИКРОКЛИМАТ НА СВОЁМ УЧАСТКЕ.
Спасибо, Надя! С последней строкой комментария абсолютно согласна! Я всего лишь вторую зиму укрываю розы. Учусь у всех опытных розоводов, а подстраиваю их опыт под свои условия и приобретаю свой. Главное ведь — сохранить любимиц!
Абсолютно согласна с вашим выводом! Мы все живем в разных регионах нашей необъятной страны и должны учитывать в первую очередь природно-климатические особенности нашего региона, примеряя наработанный опыт других садоводов конкретно на своих участках. При этом надо анализировать причины своих неудач, делать какие-то выводы, которые в конечном итоге приведут к успеху. Как поется в известной песне, «думайте сами, решайте сами...» Для надежной защиты от массы снега могу посоветовать устанавливать дуги крест-накрест непосредственно над каждым пригнутым к земле кустом, а потом уж эту конструкцию накрывать тканью.
Я вообще у своего спанбонда не различаю, где какая сторона! Так что, Рушана, успокойся, все с твоими розами будет нормально! У нас и больше ваших морозы бывают и ничего, все живет и здравствует под моим спанбондом-60.
Иногда так и хочется сказать словами профессора Преображенского: «Не читайте на ночь советских газет»
Спасибо, Мила! Ты меня успокоила. Мне сейчас переворачивать уже несколько проблематично. А различаю я стороны только у относительно нового материала, потом уже трудно.
А я и у нового не различаю хотя, честно говоря, не присматривалась ни разу.
“Подготовленные розы, как уже говорилось, на предварительном этапе прячем в шатер из полиэтиленовой пленки, оставляя свободными края, которые полощутся на ветру. В таком укрытии растениям не страшны никакие осенние дожди, розы проветриваются, удаляется лишняя влага,...”

Вот тут я совершенно не согласна с вами, что из-под пленки удаляется лишняя влага.
Да, дожди под ней розам не страшны, но т.к. почва под пленкой теплая, от нее идет испарение. А пленка сама при низких температурах холодная, и на ней изнутри образуется конденсат, который потом капает на розы. И со временем и розы и почва под пленкой будет влажной, если не от дождя, то от конденсата.
Пленкой нельзя накрывать розы! Если уж хотите от дождя их спасти, то можно накинуть пленку поверх спанбонда на время, не укрывая ей бока и торцы.
Укрытие пленкой, такой тент от дождей — это временная мера, промежуточный этап, позволяющий розам не мокнуть под осенними дождями и максимально в сухом виде уйти в укрытие. Розы при таком способе хорошо проветриваются, так как открыто всё по периметру на высоту 50-60 см. Многое зависит от двух факторов: погоды и количества розовых кустов. Если стоит устойчивая антициклональная погода, которая дает возможность не спеша уложить розы в укрытие, пленку можно и не использовать. А если сеют постоянные дожди — как тогда быть? Вот и натягиваем тент. И размеры розария имеют значение — если у вас десяток роз, можно управиться за один день, сразу накрыть лутрасилом. А если полторы сотни? Сначала связываем в пучки, пригибаем к земле, а затем уже накрываем. Сразу все не успеть, вот и делаем промежуточное укрытие, которое по хорошей погоде демонтируем и заменяем на стационарное, рассчитанное на всю зиму. В отношении конденсата все верно, но он образуется в минимальных количествах, не течет и не капает, а при первом же морозе превращается в льдинки-снежинки. Убрав пленку, вы решаете и эту проблему. Все-таки по сравнению с дождями конденсат настолько незначителен, что не стоит об этом говорить. Если у вас снежные зимы, то розы в конечном итоге будут зимовать под снежным покровом, а лутрасил сбережет их на случай бесснежной зимы и оттепелей.
двойная работа получается: сначала пленкой накрыть, потом ее снять, и снова накрыть уже лутрасилом… даже при моей полсотни роз у меня на укрывание уходит целый день. Не проще ли сразу укрывать нетканкой?
Ну и что касается высоты оставленной для проветриветривания… Не думаю, что при постоянных дождях туда не затечет вода.
Но, как говорится, хозяин-барин, каждому свое!
Я для себя нашла хороший способ укрытия своих красавиц, мне его хватает.
Добрый день всем любителям роз. Хочу посоветовать для укрытия роз геотекстиль дорнит. В прошлом году попробовала укрыть им розы первый раз, сейчас вот еще докупила. И не надо в два слоя спанбондом закрывать.
Я бы не рискнула им укрывать. Он совершенно не дышит.
У меня есть геотекстиль Агротекс GEXA плотностью 100 мг/м2. Не подскажете, какой стороной надо его класть к розам, а какой — к улице. В статье было написано, что вощёной стороной надо класть вверх. А как определить, где вощёная, а где не вощёная?
Одна сторона у любого геотекстиля гладкая, а на второй четко видны вдавления. Вот гладкую сторону и называют вощеной. Вверх её кладут потому, что с неё скатывается вода.
Ирина, извините, но боюсь, что Вы что-то напутали с названием материала для укрытия. Знаю хорошо продукцию этого производителя, точно такой марки у них нет. Если у Вас геотекстиль, то он не используется для укрытий растений, его применяют для ландшафтных работ, а если Агротекс, то его максимальная плотность у этой фирмы 60 мг/м2. Уточните название Вашего материала, чтобы не ошибиться с укрытием. У укрывного материала не бывает вощенной стороны, бывает с одной стороны просто гладкая, а с другой немного шершавая, но такая разница бывает только у материла плотностью 40 и 60. Посмотрите страницу фирмы GEXA.
Я немного ошиблась с плотностью: у моего материала плотность не 100г/м2, а 120 г/м2. Это материал есть на указанной Вами странице в подразделе «Материал для ландшафтных работ»
Ирина, а если это для ландшафтных работ, то очень НЕ рекомендую его использовать для укрытия, растение задохнется под ним.
Я не укрываю розы, живём в Ленинградской области. Плетистые просто пригибаю к земле, остальные обрезаю и все уходит под снег. Не заметила разницы с укрытием и без, поэтому не вижу смысла тратить силы на это. Проблема только с одним спортом плетистые ( не знаю как называется), цветёт на старых побегах. Последние два года не удаётся их сохранить. По весне вроде живые, а потом чернеют.
Скажите, пожалуйста, я все розы пригнула к земле, и плетистые и не плетистые тоже, и пришпилила скобами. Лежат прямо на земле. Вот теперь и думаю — не сгниют?
Всем добрый день. Поделюсь и я своим опытом. Несколько лет пытаюсь приспособиться к своим условиям. Роз всегда в пределах 10, можно и повозиться. Первое время укрывались землей, выпадало 1- 2 куста- просто черные мертвые стебли по весне. Стала пробовать сухое укрытие- укрывной материал по дугам. Тоже не очень, часть роз опять же вымерзала до уровня земли, шли от корня. Именно вымерзали, потому что заглядывала в домики еще в начале марта под снегом — уже мертвые. В эту зиму 22-23 гг часть было укрыто соломой, потом пленка, потом земля — эти все живы- здоровы. Другая часть под дугами и двойным слоем спанбонда(40 и 60, в разных комбинациях) — эти из 4 две насмерть, две от корня пошли. Выпреть не могли — открыты одновременно с теми что под землей и пленкой. Причем, все розы очень здоровы, никаких признаков мучнистой росы и пятнистости, укрыты с морозами, раскрыты после таяния снега, проветривались. Вроде все правильно сделано, а результат налицо. Даже не знаю, как в эту зиму поступать, разочарование от ВСУ полное. Морозы у нас за 30- 35, ветра, но и снег всегда в это время лежит, а в начале зимы по голой земле бывает до -15.
У меня при сухом укрытии( положила дверь от теплицы с поликарбонатом а сверху накрыла укрывным материалом и проветривала до установления -10 и открыва весной тоже во время только подняла бока) но все танцы с бубнами пошли прахом т.к. оказалось что мыши устроили под этой крышей танцплощадку и столовую и сгрызли большую часть веток роз, и шипы им не очень то и помешали. Так что теперь совсем не укрываю так как то целее получается только обрезаю на уровень 30 см чайные розы, а плетистую пригнула.
розы у меня сидят где то на расстоянии 1,5 метров от стены бани, а те что сидели около бани не выдержали и все вымерзли.

Пожалуйста, оставьте комментарий

Или через: