Роза желтая ‘Леди Бэнкс’
Роза желтая ‘Леди Бэнкс’(Rosa banksiae ‘Lutea’, syn. var. lutea). Когда-то в 1824 г. ботаник Джон Паркс привез из Китая в Англию необычную желтоцветковую форму известной с 1807 г. и уже выращиваемой в английских садах китайской розы Леди Бэнкс с цветками белой окраски. Сам вид назван в честь супруги директора ботанического сада Кью, сэра Джозефа Бэнкса, леди Доротеи Бэнкс.Уникальные особенности этой плетистой розы, которая достигает длины и ширины 6 м, — нарядные золотисто-желтые махровые цветки, диаметром до 2 см, вечнозеленые листья, отсутствие шипов, способность прекрасно зимовать на Южном берегу Крыма без укрытия, несмотря на своё субтропическое происхождение.
Замечательной особенностью желтой розы Леди Бэнкс на Южном берегу Крыма является ее необыкновенно раннее цветение в конце апреля – начале мая. Это позволяет создавать из нее красивые композиции с контрастной по окраске глицинией, цветущей в это же время.
Роза белая ‘Леди Бэнкс’
Роза белая ‘Леди Бэнкс’ (Rosa banksiae var. alba, syn. R.b. ‘Alba Plena’). Этой розе характерно: еще большая длина до 12 м, ширина до 6 м, вечнозеленость листьев, отсутствие шипов, чисто-белые махровые цветки, диаметром до 2,5 см, с нежным чайным ароматом с нотами фиалки; будучи родом из субтропиков Китая, эта роза тем не менее, прекрасно зимует на Южном берегу Крыма; один из кустов этой розы, растущий в США, занесен в Книгу рекордов Гиннеса как самая большая одиночная роза – его раскинувшиеся на перголе побеги, украшенные 200 000 цветков, занимают площадь, равную футбольному полю (0,7 га).Столь замечательная роза была обнаружена на Юго-Востоке Китая ботаником Уильямом Керром и в 1807 г. отправлена им в Королевский ботанический сад Кью. Там ботаник Роберт Браун описал новый вид розы и назвал его в честь супруги директора Кью, сэра Джозефа Бэнкса леди Доротеи Бэнкс, которая была увлечена всем, что было связано с Китаем. Уже через 10 лет после открытия вида для науки роза Леди Бэнкс появилась и в Никитском саду. Кусты этой розы на Пальмовой алее Нижнего парка Сада посажены в первой половины XIX века.
Роза Форчуна
Роза Форчуна (Rosa fortuneana) – это раноцветущая роза с белыми густомахровыми цветками, она названа в честь шотландского ботаника Роберта Форчуна, жившего в 1812 –1880 гг. В 1842 г. Р. Форчун был отправлен Лондонским Садоводческим обществом в Китай для сбора растений. Он 3 года путешествовал по стране, отважно проникая в районы, закрытые для иностранцев, и привез в Европу более 200 видов, сортов и форм экзотических растений, в том числе и 5 видов роз. Одну из них, найденную Р. Форчуном в садах Шанхая, английский ботаник Джон Линдли в 1850 г. назвал розой Форчуна в честь ее первооткрывателя.Генетические исследования позволили установить, что роза Форчуна является потомком розы Леди Бэнкс, хотя имеет гораздо более крупные, махровые цветки. Розу Форчуна на Южном берегу Крыма часто можно видеть цветущей в кронах деревьев, например на кедрах ялтинской набережной. Старинный экземпляр розы в Верхнем парке Никитского ботанического сада посажен в первой половине XX века.
Роза Форчуна желтая махровая
Роза Форчуна желтая махровая (Rosa fortune’s ‘Double Yellow’) – это старинный китайский сорт, обнаруженный шотландским ботаником Р. Форчуном в 1845 г. в портовом городе Нинбо (Восточный Китай) в садах высокопоставленного чиновника. Форчун считал розу Fortune's Double Yellow самой прекрасной махровой желтой вьющейся розой и не сомневался, что вскоре она займет среди плетистых роз место фаворитки. Однако этому помешала низкая зимостойкость сорта: он пригоден лишь для выращивания в теплых регионах, где достигает значительной высоты. В Калифорнии, где роза Fortune's Double Yellow известна под названиями, связанными с местной топонимикой – Beauty of Glazenwood и San Raphael Rose, ее кусты, взбираясь на деревья, достигают огромных размеров, и на них распускается до 10 000 цветков!На Южному берегу Крыма роза Fortune's Double Yellow не страдает от зимних холодов. В коллекцию Сада она попала из Алупкинского парка имения графа Воронцова, где росла перед окнами китайского кабинета графини. Два куста, растущие на Пальмовой аллее Нижнего парка, были посажены к столетнему юбилею Сада, в 1911 г.
Я сфотографировала свою розу. Она ощетинилась новыми побегами. Их много, они растут вертикально. Очень красивые с яркими красными шипами. Что с ними теперь делать? У меня никогда не было такого буйства, всегда скромнее, ведь длинные плети висели на опоре. Видимо, не было у розы стремления к жизни, как в этом году, после мощной обрезки.
Как теперь быть: нужно ли удалить часть или оставить и превратить чащобу с надеждой, что не все зимой подмерзнут?
Роза сейчас очень яркая, хотя цветов нет, да и неизвестно, будут ли. Листья яркие, кожистые, лакированные, блестящие. Колючки ярче, чем молодые ветки зимой у деренов. Зелени много.