Хочу сделать небольшое отступление. После публикации первых двух частей и прочтения комментариев к ним хочу пояснить два важных, на мой взгляд, момента.
Во-первых, ни в коем случае не хочу обидеть жителей тех мест, что нам удалось посетить. Если я допустила неточности или ошибки в названиях или описании каких-то достопримечательностей, сделайте скидку на то, что мы везде были проездом, всего несколько часов, БЕЗ гидов. Я описываю только свои личные впечатления и ощущения. Кому нужна историческая справка или точные координаты – можно набрать в поисковике и все подробно почитать. Здесь просто фотоотчёт (и то неполный) о дороге с краткими пояснениями.
Во-вторых, здесь всё будет о дороге и том, что было встречено по пути. Мне казалось, я в названии это отразила. :( Кому нужна информация исключительно о Байкале, например, не читайте пока, дождитесь… ну не знаю, пятой серии наверное. Хотя и там не будет (см.п.1) официальной информации.
Теперь продолжу. Постараюсь в этот пост упихать 2 дня.
Выехали в 7 утра (в 6 по местному), солнце только поднималось из-за деревьев.
Утро
В 10 заправились опять, причём топлива оставалось гораздо меньше пол-бака, но здесь перегоны пошли уже гораздо длиннее и заправки встречаются всё реже.
Ещё одна, новая для нас, особенность — все без исключения населённые пункты в стороне от трассы. Видишь только перекрёстки с указателями в сторону и названием, при этом даже на горизонте дома не просматриваются. Сплошной лес кругом, пустая дорога. Так что никаких бабушек с пирожками и ягодой у дороги нет вообще. Что-то купить из еды можно только у заправок или на Пит-стопах. Но попадаются они не часто, перегоны очень длинные.
Дорога
При этом гораздо чаще, чем раньше, попадаются оборудованные места для отдыха: эстакада, туалет, столик с лавочками, бак для мусора. Типа если у тебя все с собой есть в запасе, можно культурно посидеть, перекусить. Дальнобойщики прямо на них и спят.
После заправки пошли знаменитые «амурские волны»! Т.е. дорога по-прежнему ровная и гладкая, никаких ям и выбоин, но при этом полотно волнами. Вроде даже и не очень большими, но на скорости можно сильно прыгнуть и оставить багажник на дороге, так что не разгонишься. Этакий естественный ограничитель скорости движения. :) И, что самое странное, ограждение вдоль дороги так же прогибается волнами вместе с дорогой!
Пример. Снято на скорости через лобовое стекло машины (поэтому слегка мутновато).
Некоторым утешением служит то, что перед самыми опасными участками стоят знаки «неровная дорога». Но общая скорость передвижения падает значительно, и расход топлива растёт, из-за постоянных притормаживаний и разгонов.
Меня загадка этих «амурских волн» очень заинтересовала. Вот если рассуждать логически: если асфальт укладывали на выровненную дорогу (как по правилам строительства положено), то, когда почва начала местами проваливаться, то дорожное полотно (асфальт) должно было порваться? Ну или хотя бы потрескаться? Но ведь асфальт-то ровный, гладкий, даже трещинок нет! Неужели его прямо так и закатывали на волнистую почву? Или местные дорожники знают секрет особого «резинового» асфальта, который не рвётся, а растягивается? Загадка…
В 11.40 остановились, пообедали в комплексе 777 (кафе, мотель), сразу за указателем Магдагача. По утверждениям местных, здесь останавливался перекусить президент, когда на Ниве тестировал свежепостроенную дорогу «Амур». Наверно, это просто реклама, не знаю точно, утверждать не берусь. :)
Кафе «три семёрки»
Кухня не впечатлила ничем особенным. Впечатлили, как всегда, цены. Создаётся ощущение, что у нас, во Владивостоке, они самые высокие в России. Поели впятером на 1010 рублей, причём это первое, второе и чай с булочкой или блинами. У нас за те же деньги одному пообедать таким набором (ну максимум вдвоём, если это не в центре города).
Ну а дальше сплошная дорога. От заправки до заправки, причём перегоны очень длинные. Успеваешь начать беспокоиться, стрелка падает, а заправок нет. Причём не только заправок, но и деревень, и машины очень редко попадаются, в основном дальнобойщики.
Пересекли границу Амурской области и Забайкальского края. На границе вот такой «пятачок» для остановки и отдыха.
Маленькая такая заплатка-стоянка :) Два флага на шестах — граница.
Здесь заканчивается Амурская область
Начинается Забайкальский край
Одновременно это ещё и граница между двумя регионами. Закончился ДВФО (Дальневосточный Федеральный округ) и начинается СФО (Сибирский Федеральный округ). Вот как значительно!
Указатель на «границе»
Должна заметить, окружающий ландшафт сильно изменился, поля исчезли совсем, вокруг глухая тайга, причём — «темнолесье», ели, кедры. Распадки, перевалы, вокруг горы с типично сибирским лесом-щёткой. Перегоны стали ещё длиннее, полное безлюдье. Появляется такое странноватое ощущение… Не то, чтобы страшно. Но как-то жутковато немного. Вторая половина дня, тучи закрыли солнце, только дорога, лес кругом, ни одного человека, раз в час машина попадётся навстречу…Так что просто гнали вперёд, стараясь сегодня проехать как можно больше. Заправились ещё два раза, даже не могу обозначить где, т.к. посёлков нет, названий никаких — в общем, где-то по дороге, где хотя бы была заправка.
На последней заправке совсем допотопное оборудование, со стрелочкой и циферблатиком. Но поскольку она единственная на длиннейшем перегоне, топливо в баке на донышке плескалось — выбирать не пришлось.
Заправка
Там же, на будочке заправщика, приклеен листочек — ориентировка о сбежавшем из колонии преступнике. Не очень-то приятно, учитывая, что мы сегодня в лесу ночуем. :)
Ещё интересная деталь — похоже, местное население не заморачивается придумывать названия всем ручейкам и речкам, которые пересекают дорогу. В итоге я насчитала 23 вывески по дороге очень лаконичные «Ручей».
Просто ручей
Часов в 6 поужинали в кафе, свернув в посёлок, который был от трассы не очень далеко. Там же купили к ужину деревенского хлеба, выехали снова на трассу и дальше погнали. На ночёвку остановились уже в 9.30 вечера (по нашему, по местному времени — 8.30). Просто съехали к лесу с трассы по склону горы в распадок. Там оказалось, ключик течёт, так что и умыться, и чаю вскипятить получилось. Солнце село в 10 по местному, но темно не стало. В Сибири сейчас сезон белых ночей: после захода солнца светло так, что можно спокойно книгу читать. К тому же, сегодня полнолуние, так что вообще светло.
Полнолуние
Спать легли в 11 по нашему, палатку ставить не стали, в машинах. Сегодня проехали рекордное количество километров — 1040!
День пятый
Встали опять в 6 по нашему времени, по местному — в пять. Солнце ещё не встало, на небе луна, но светло. При этом холодно очень, градусов 5, пар изо рта идёт при дыхании. Прошу заметить — июль месяц!
Мой муж и дочь, как люди непривычные к таким перепадам температуры между днём и ночью (коренные Приморцы), мёрзли страшно. Решили, что как только приедут в город, купят себе спортивные костюмы с утеплением, чуни и пуховик. :) Да и спальники наши не приспособлены к сибирским условиям, хотя у себя в Приморье мы в них только и спим в палатке, когда по краю путешествуем. Только один, который мужу дарили как зимний (на нем температура обозначена до -8 комфортно, держит до -12) нормальный, хотя и в нем я сплю в одежде, но не замерзаю под утро, как они.
Муж спит одетый в одном спальнике, вторым укрывается, как одеялом, и все равно под утро замерзает. Дочь также, хотя у неё спальник тоже для минусовой температуры вроде бы… Халтурят китайцы…
Выехали ровно в 8 по нашему. Провозились с завтраком и сборами 2 часа, потому что чайник долго не закипал из-за холода, и машину надо было заново загрузить вещами, которые достали, чтобы в ней спать. Так что выехали одновременно с восходом солнца.
Часа через три, на перевале имени Ю.Тена заехали в часовню, построенную в его честь и посвящённую Николаю Чудотворцу, покровителю путешествующих.
Часовня
Плакат с описанием заслуг человека, в честь которого назвали этот перевал. Судя по всему, достойный был человек, пишут о нём с любовью и уважением.
Оставили денег на алтаре, в колокол позвонили.
Колокол просматривается :)
Поехали дальше. Ещё через час спустились с гор, и пейзаж опять резко поменялся. Залитая солнцем «монгольская» степь, ни одного дерева, только группы кустов вдоль русла речек и ручьёв.
Лес исчез
Зато, наконец, появились деревни.
Деревня на горизонте
В одной из них пообедали в придорожном кафе. Цены на еду здесь дешёвые, за пятерых заплатили 500 руб. А вот бензин (и дизель) — дороже, чем у нас. Загадка!
Потом степи кончились, дорога опять полезла в горы, но здесь лес повеселее, более светлый, очень много сосняка, да и почвы песчаные, глины и, соответственно, грязи нет. Очень красиво смотрятся розовые поля Иван-чая среди жёлто-зеленых сосен.
В Читу приехали около 3 дня. Опять очень выручил навигатор, в абсолютно незнакомом городе спокойно проехали и посмотрели достопримечательности. Не все, конечно, но у нас времени было не так много. Купили сувениров, погуляли по центру и дальше в путь.
Церковь
Площадь. Ленин стоит. :)
Фонтаны. Чем-то мне эти странные конструкции мавзолей напомнили… Три мавзолея.
Что-то монументально-правительственное...
Театр
Дом офицеров
Буквально на «заднем дворе» Дома офицеров (если пройти в арку) большая выставка военной техники
Я и танк
Дети изучают историю :)
Сразу за выставкой большой… парк, наверное? (ну или зеленая зона с аттракционами и всякими скульптурами)
Например, такими
Улицы широкие, чистые, много цветов
Выезжая из города по Московскому тракту, буквально нечаянно наткнулись на часовню Александра Невского.
Часовня
Поскольку она стоит на Токаревской сопке, оттуда прекрасный вид на весь город — сняли панораму.
Начало панорамы (всё не вмещалось, как ни старались) :(
Продолжение
Окончание
Выехав из города, гнали до 10 вечера. Виды очень красивые.
Нас пытается догнать гроза
Деревенька
Сначала вдоль дороги шла река петлями — то уходит, то возвращается.
Река
Так тянулось около 2 часов. Потом снова пошёл постепенный подъем в горы. Река пропала, пошли километры сосновых лесов, немного разбавленные лиственными деревьями. Часов в 8 поужинали в придорожном кафе, мужчины наши выпили энергетика, а то уже начали засыпать за рулём. И опять в дорогу.
После 9 начали искать ночлег, но что-то долго не попадалось подходящего места. Несколько раз сворачивали в подходящие вроде бы отвороты, но — то шлагбаум стоит, то перекопана дорога, то мокро слишком после дождя.
В общем, нашли уже почти в 10 вечера площадку, недалеко от дороги, но закрытую от трассы соснами.
Вот здесь мы ночевали. Дорога слева, за деревьями.
Ничего готовить уже не стали, только бутерброды порезали, чаю выпили и спать легли. Легли в полдвенадцатого, дочка ещё книгу читала до 12.30, благо светло, почти как днём. Хотя спать, когда светло, непривычно.
Ночью был дождь, но небольшой. Собирались встать, как обычно, в 6 по нашему, но проспали почти до 8, видимо усталость накапливается, да и постепенно начинаем перестраиваться на местное время.
Продолжение здесь.
Ян, смеюсь, стиль повествования у тебя чуть изменился)), в угоду читателям)
Эх… Никогда я там не была.., почти уверена, что и не буду… Муж не поклонник экстремальных (для него это экстрим) путешествий… А ведь хотелось бы… Вот где еще можно ехать несколько часов по трассе и не встретить ни одного населенного пункта?! Только там.., в той части «географии»…
Как уже неоднократно писала, простор меня завораживает..., Владивосток зажат сопками, а Новороссийск — горами.., Негде душе развернуться)
Мои ногайские предки возопили при виде «монгольских» степей…
Где-то там мой пра-пра-пра-пра… на коне скакал...))
Насчет цен…
Ян, ну это ж и понятно, почему еда дешевая, а топливо дорогое…
Хотя, на Черноморском побережье дорогое ФСЁ))
Яночка, спасибо, жду продолжения )))