Как природа повлияла на искусство? Цветы в стилях модерн и ар-деко

Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Вспоминая успех познавательного выпуска, посвященного усадебной живописи русских художников, мы решили устроить для вас еще один культурный день и немного рассказать о популярных в конце XIX — начале XX века стилях ар-нуво и ар-деко. Эти направления мы выбрали не просто так, ведь они вдохновлены самой природой и, конечно же, прекрасными цветами.

Сегодня мы увидим интересные растительные орнаменты модерна и ар-деко в графике того времени, познакомимся с изящными работами Альфонса Мухи и роскошными рисунками Уильяма Морриса.

Как природа повлияла на искусство?
Как природа повлияла на искусство?

Расцвет модерна

Стиль модерн, или ар-нуво, оформился в последнее десятилетие XIX века и в чистом виде просуществовал до Первой мировой войны. Он нашел отражение в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и дизайне интерьеров, моде и промышленности. Этот стиль вдохновлен самой природой: силуэты и очертания цветков, изящные линии листвы.

Лютик и нарцисс
Лютик и нарцисс

Два названия стиля живут параллельно. Французское art nouveau переводится как «новое искусство». В английском языке за этим направлением закрепилось название modern style, что дословно можно перевести как «современный стиль».

Рябчик и сирень
Рябчик и сирень

Для модерна характерен отказ от прямых линий — только естественные плавные очертания. Запыленная роза, серый жемчуг, неяркая зелень, вечерняя сирень, серо-голубое небо — эти и другие спокойные краски наиболее характерны для классического рисунка модерна.

Ландыш и галантус (подснежник)
Ландыш и галантус (подснежник)

Флористический декор — излюбленный мотив орнаментального рисунка ар-нуво. Только посмотрите на эту графику: даже в упрощенном изображении силуэт каждого цветка отличим и узнаваем на все сто.

Ирис - в ботаническом рисунке и в орнаменте
Ирис в ботаническом рисунке и в орнаменте

Практически 20 лет изящность стиля царила в архитектуре с ее богатым растительным декором и предметах интерьеров самых состоятельных домов и роскошных отелей. Продолжим просмотр графики.

Аквилегия и настурция
Аквилегия и настурция

Первая мировая война вытеснила ту особую утонченность модерна. На смену ему пришел обновленный стиль — ар-деко. Кстати, эти два направления часто путают, однако разница присутствует. Излюбленные мотивы модерна — плавные линии, морские формы, цветы — остались, но уже не под запретом включение геометрических форм, строгих углов и линий. Краски стали более насыщенными и сочными.

Яркие краски и растительные мотивы
Яркие краски и растительные мотивы

Модерн и Альфонс Муха

Одним из самых известных представителей ар-нуво в изобразительном искусстве является чешский художник, иллюстратор и плакатист Альфонс Муха (1860-1939). Больше других его произведений известны так называемые женщины Мухи, les femmes de Mucha. Это понятие придумали в период расцвета его творчества. Пленительные, загадочные, томные, неприступные — грациозные девушки на плакатах Альфонса Мухи всегда утопают в цветах.

Серия панно The Times of the Day изображает периоды дня: Evil du Martin (утро), Eclat du Jour (день), Reverie du Soir (вечер), Repos de la Nuit (ночь). 1899 г.
Серия панно The Times of the Day изображает периоды дня: Éveil du matin (утро), Éclat du jour (день), Rêverie du soir (вечер), Repos de la nuit (ночь). 1899 г.

Афиши театральных представлений, рекламные плакаты компаний и серийные панно — везде мы видим растительные и цветочные мотивы. Самые успешные изображения руки мастера печатались и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках, игральных картах. 

Посмотрите на серию декоративных панно Four Flowers («Четыре цветка»): на рисунках изображены женщины в образе цветка — гвоздики, лилии, розы и ириса. Как точно мастер отобразил характер каждого!

Cерия декоративных панно Four Flowers (Четыре цветка), 1898 г.
Cерия декоративных панно Four Flowers (Четыре цветка), 1898 г.

Еще две узнаваемые работы Альфонса Мухи с растительными мотивами называются очень просто: Fruits («Фрукты») и Flowers («Цветы»).

Две работы: Fruits (Фрукты) и Flowers (Цветы)
Две работы: Fruits («Фрукты») и Flowers («Цветы»)

Премодерн и Уильям Моррис

Многие считают, что творчество талантливого британца Уильяма Морриса (1836-1894) подготовило почву для развития модерна. Мы сегодня коснемся лишь одного из направлений его творчества (среди которых были изобразительное искусство, переводы, поэзия, писательское и издательское дело) — создания рисунков, по мотивам которых производились роскошные обои, напечатанные на ткани.

Рисунок на тканевых обоях
Рисунок на тканевых обоях

Ох, не зря Моррис отказался от живописи (в которой он не очень-то преуспел) в пользу орнаментального рисунка. Созданный им дизайн и сегодня не теряет актуальности. Роскошь цветов и листьев!

Роскошь цветов и листьев
Роскошь цветов и листьев

На этом наш внеклассный час с экскурсией в галерею завершается. Но прощаемся ненадолго: встретимся здесь уже в следующую пятницу!

В материале использованы изображения с сайтов livejournal.com, pinterest.ru.

Познавательные лекции, подборки интересных статей сайта и промежуточные результаты рейтинга мы готовим для вас каждую пятницу. Подпишитесь на новостную рассылку, указав свой e-mail; получайте еще больше знаний и будьте в курсе событий Школы ландшафтного дизайна.

Хочу подписаться


Запись размещена в разделах: , , , ,
3 комментария 13 спасибо за запись   в избранное 7571 просмотр
Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Автор записи:

Комментарии (3)
Марина, изумительная и очень познавательная подборка, жалко мало, но зато есть повод поискать самой. Люблю живопись, стараюсь побывать в картинных галереях, когда куда-то выезжаю. В свое время меня очаровал музей Клода Моне в Живерни, но не только картины, а и цветники в усадьбе, первый раз увидела тогда штамбовые розы, знаменитый пруд, а ещё очень красивый парковый ансамбль в Музее Родена. А Ваша сегодняшняя тема перекликается с поэзией «Серебряного века», всё тонко, изящно. В голову приходит вопрос: а что останется после нас? Лучше не думать… Мариночка, спасибо огромное.
Отложила чтение статьи на вечер, чтобы спокойно, когда никто не мешает, прочитать и рассмотреть работы модернистов. Открыла для себя эту тему впервые, раньше даже не задумывалась и не присматривалась, насколько точны растительные мотивы в элементах декора. Нет более совершенного художника, чем природа, и растения были и будут во все времена в работах художников. Спасибо за интересную и познавательную экскурсию, Марина!
Марина, спасибо за знакомство с модерном! Очень увлекательно, но я в этом совершенный профан! Но картины действительно интересно рассматривать и узнаваемы на них растения. Мне даже напомнило о тканях, в которых такие рисунки присутствовали. Это из далекого уже детства!

Пожалуйста, оставьте комментарий

Или через: