В следах времени есть определённый шарм
Вещи с историей «делают» интерьер, привнося в него изюминку и уникальность. Если у вас нет старинных комодов — не беда, всегда можно добавить года необременённому возрастом предмету. Поговорим о способах состарить мебель.
Окраска «под старину»
В публикации Обновляем старую мебель. Окраска: декораторские идеи для вдохновения шла речь о том, что самый простой способ обновить надоевшую мебель — окрасить её. Один из вариантов — это покраска «под старину». Чтобы понять, как это сделать, представьте себе, как выглядит старый шкаф, комод или буфет, ранее окрашенные.Старая краска на мебели
Примерно так, как на фото выше: со временем слой краски местами облупился, вытерся и потрескался.
Потёртости
Осмотрите внимательно обновляемый предмет. Где краска сотрётся больше всего? Там, где на неё приходится основная нагрузка, в местах, где предмет больше всего трогают руками или он чаще подвергается трению: на углах и гранях, на выступающем рельефе резьбы, около ручек. Если есть горизонтальная поверхность (столешница), она будет потёрта там, где человек опирается на неё, сидя за столом или работая.Определив места будущих «потёртостей», можно приступать к их сотворению. Но для начала потребуется выполнить подготовительные работы, описанные в публикации Окраска: подготовительные работы. Для создания декоративных потёртостей нужно как минимум 2 оттенка: цвет основы и верхний слой.
Декоративные потёртости
В выборе цветовых сочетаний открывается широкое поле для экспериментов. Наиболее традиционное решение — «тёмный низ, светлый верх»: основу делают более тёмной, а для поверхностного слоя используют оттенки белого, кремовый, пастельные цвета. Но это не правило, выбирайте оттенки по своему вкусу.
Если мебель из настоящего дерева, то тёмная текстура древесины может стать цветом основы, тогда потребуется только подобрать цвет краски для финишной отделки. Кстати, тёмная лакированная мебель советской эпохи вполне подойдёт как база. Нужно только снять лаковый глянец, чтобы улучшить адгезию (прилипание). Если мебель не деревянная, вы дополнили её не деревянными деталями или её естественный цвет не подходит под вашу задумку, сначала покрасьте мебель в цвет основы.
Основа может быть любого цвета
Для ускорения процесса старения нужно, чтобы краска в местах задуманных потёртостей плохо пристала. Чаще всего для этого используют покрытие из воска или парафина. Можно просто натереть свечкой выбранные места или растопить парафин и нанести его с помощью кисти. Теперь время покрывать финишным слоем краски. После того как она полностью высохнет, с помощью тряпки удалите её в местах, покрытых воском: плохо прилипшая из-за воскового покрытия, она откроет нижний цвет.
Плохо прилипшая из-за воскового покрытия, краска откроет нижний цвет
Более трудоёмкий вариант — многослойное покрытие. Это имитация очень старой вещи, неоднократно перекрашенной. Технология та же: окрашиваем в базовый цвет, наносим воск, красим вторым слоем другого цвета, опять наносим в нужные места воск и покрываем ещё одним слоем — опять же отличающегося цвета. После высыхания удаляем лишнюю краску.
Декоративные потёртости на мебели можно сделать и без воска. Тонируем дерево при помощи морилки, а затем окрашиваем. После высыхания краски берём абразивную шкурку и убираем лишнее — обрабатываем окрашенную поверхность до достижения требуемого результата.
Убираем лишнюю краску шлифовальной шкуркой
После шлифовки следует покрыть поверхность прозрачным лаком для закрепления, ведь красочный слой нарушен абразивом. Обратите внимание: морилка и краска должны иметь одинаковый состав. Например, для красок на водной основе выбирайте водную морилку.
Декоративное «загрязнение»
Другой способ с помощью краски прибавить лет столу или стулу — имитация старой грязи. Не секрет, что от длительного использования на поверхности скапливаются загрязнения. Следы «долгой эксплуатации» можно нарисовать двумя способами.- Лессировочные покрытия
Лессировочное покрытие
Лазурь останется в углублениях, подчёркивая неровности. Наиболее эффектно такое покрытие выглядит на рельефах или фактурной поверхности.
Сочетания базовой краски и глейза можно бесконечно варьировать. Полупрозрачные покрытия бывают разных цветов, а также перламутровые или с металлическими оттенками. Или, наоборот, можно окрасить предмет краской, имитирующей бронзу, золото, медь или серебро и использовать глейз темного оттенка. В результате получится поверхность «старая бронза», «патинированная медь» или «червлёное серебро» (в зависимости от цвета основы).
- Окраска сухой кистью
Окраска методом сухой кисти. Фото с сайта nashaotdelka.ru
Берём кисть, обмакиваем в краску, а затем снимаем лишнюю часть — вытираем кисть о бумагу или тряпку, пока она не станет практически сухой. Теперь наносим ею оттеночные мазки в тех местах, где в естественных условиях скапливается грязь — в углублениях, швах. Следите за тем, чтобы мазки были естественными — по направлению волокон древесины.
Таким способом можно имитировать и потёртости. Только в этом случае оттеночные мазки-блики, наоборот, наносят на выступающие части — там, где больше трётся.
Тонировка морилкой
Этот способ больше подходит не для переделки старой мебели, а для окраски «под старину» новой. Морилка наносится на поверхность дерева, а затем, пока покрытие ещё не высохло, излишки стираются ветошью.Морилка подчёркивает текстуру древесины
Более мягкие участки древесины впитают красящий состав, а с плотных он сотрётся. Операцию можно повторить, если результат не удовлетворит. Попробуйте использовать морилки разных оттенков, только перед покрытием готового изделия поэкспериментируйте на ненужном куске дерева или там, где будет не видно.
После того как обработанная поверхность высохнет, можно дополнительно покрыть мебель перламутровым лессировочным покрытием. Ну и обработать прозрачным лаком, чтобы защитить декоративный слой.
К способам искусственного старения при помощи краски относятся также кракелюры и золочение. А ещё состарить поверхность деревянной мебели можно брашированием и обжигом.
Если вам нужно больше идей, если вы хотите узнать, какие ещё приёмы используются при преображении мебели, обязательно загляните в эти публикации:
- Обновляем старую мебель. Очарование трещин
- Декоративное золочение — оригинальный способ преобразить старую мебель
- Золочение: инструменты и техники нанесения
- Техники состаривания древесины: браширование и обжиг
- 12 необычных способов декоративной обработки древесины
- Обновляем старую мебель. Окраска: декораторские идеи для вдохновения
- Как дать комоду новую жизнь. Мастер-класс для тех, кто ценит старые вещи
Полихромная тональная роспись по трафарету. Фото с сайта ya-superpuper.com
Фактура в технике стипплинг: с помощью сухой кисти
Про морилку: в наших условиях (эбеновое или какое другое тёмное дерево у нас редкость) древесина, сама по себе, чаще всего, светлая. Например, сосна. В большинстве случаев, в сочетании с окрашиванием-стиранием, она мало выразительна — светлое дерево, светлая стертая краска. Только если дерево светлое, а краска заведомо тёмная — например, темно-синяя, получается неплохо. Это касается новодельной мебели — если мебель действительно старая, дерево тёмное, оно темнеет со временем. Поэтому светлую древесину перед окрашиванием покрывают морилкой — чтобы то, что из под краски вылезет, было более эффектным.
Но тут нужно учесть, что если пытаться покрыть морилкой ранее окрашенную или покрытую лаком поверхность, морилка может не прокрасить или «лечь» пятнами: растворители краски впитываются в верхний слой древесины. Так как действие морилки тоже основано на впитываемости в древесину, может плохо получиться.
Шпатель-штамп с текстурой дерева. Фото из интернета
Декор старого стола в технике фладрования — имитация рисунка дерева
Ещё следует краску для верхнего слоя подбирать такую, которая ляжет на ту, которой у Вас уже выкрашены стены. Не все краски хорошо ложатся друг на друга. Вот как-то так.
Поэтому, если прогон длинный, то лучше не стремянку использовать, а пару козел и мостки между ними — чтобы можно было двигаться вдоль стены не прерываясь.
И да, краски должны сочетаться между собой — либо это должны быть краски одного типа (например, обе на водной основе), либо на инструкции тщательно читать, что верхняя краска «дружит» с нижней.
Протянуть без отрыва с одним наклоном на длинное расстояние сложно. Более того, невозможно — потому что для этого нужен манипулятор робота, человеческая рука, в любом случае, дрогнет. Ну так и на настоящей деревянной доске нет одинаковых рисунков текстуры. Уж не говоря о нескольких разных досках. Поэтому, незачем стараться на длинном участке делать неотрывно. Тем более, что человек — не стрекоза, у него угол обзора довольно небольшой. Человеческий глаз чётко видит только то, что в фокусе, на переферии (боковым зрением) гораздо хуже. Плюс с увеличением расстояния точность деталей смазывается. Получается, что с близкого расстояния хорошо видно небольшой кусок — перед носом. А при удалении видно больше, но уже гораздо хуже. В небольшой вещи эти детали очень важны, иначе будет неопрятно и некрасиво. На стене — допуски меньше.
В любом случае, что на маленьком участке, что на большом — покупка шпателя — это меньшая из проблем. Придётся много раз попробовать, чтобы приноровиться к нему.
Я в комментарии выше написала — как, на мой взгляд, лучше сделать вашу стену.
А есть фото Вашей стены с зеленым лаком? Очень хочется посмотреть, как зеленый цвет в такой технике смотрится.
Обязательно попробуйте! Это ошибка, которую часто делают неспециалисты . Думать, что краска — это просто — покрасил и все. В большинстве случаев — если речь идёт о каких-либо декоративных покрытиях, не достаточно просто покрасить. Все декоративные эффекты получаются дополнительными усилиями. Поэтому я и написала, что у вас пройден первый подготовительный этап: вы нанесли покрытие, теперь пора переходить к этапу декорирования. И в вашем случае — я бы так и делала: сперва просто окрасила, потом после высыхания, обрабатывала. Просто во многих случаях нельзя ждать высыхания — нужно наносить и обрабатывать, пока не высохло, в вашем случае — можно сказать, повезло. Просто на инструкциях к материалам обычно очень скудная инструкция. Всегда стоит сначала попробовать на выкраске. Например, морилки — а у вас, я так поняла, морилка, а не колерованный лак или глейз, можно ещё так использовать: наносить и пока не высохло, стирать тряпкой, если водная, то, возможно, ещё и водой немного размывать, если сохнет быстро. Более мягкие части дерева прокрашиваются быстрее, на твёрдых морилка держится плохо. Поэтому получилось бы добиться эффекта потёртости сразу. Хотя по трудозатратам — одинаково: всё равно тереть, какая разница, шкуркой или тряпкой. Шкуркой — пыли больше, тряпкой — весь в этой морилке .
потертости
Евгения выше написала: «У меня на даче одна стена была покрыта сначала Сенеж аквадекор цвет «папортник», цвет получился никакой (мне не понравился совсем), поверх его я наложила цвет «лагуна», но честно говоря толку мало. Зеленый цвет пробивается сквозь голубой и тоже глаз не радует. Сейчас стоит вопрос как все исправить.»
Т.е. изначальный цвет непонятный зелёно-голубой, состав краски я написала. Вот и мне интересно услышать совет специалиста, какую краску и какого цвета наносить и размывать в конкретном случае, чтобы Евгении исправить цвет стены.
Фото 1. Из интернета
Фото 2. Из интернета
Чтобы их немного освежить, хочу попробовать сверху сухой кистью цвет «орех».
камин