И шесть колес для дачной техники не лишние
Оговорюсь сразу, что не всем удастся использовать подобную технику на своих угодьях ввиду невеликой площади наших дачных участков.
Родословная мототележки
История этой необычной дачной техники достаточно долгая. Столь необычный аппарат был приобретен моим соседом по даче в далеком 1991 году. Быть может, именно всеобщая неразбериха тех лет подтолкнула соседа к столь оригинальному приобретению. Правда, использовать диковинную шестиколесную «тачку» он предполагал самым прозаическим образом — возить из ближайшего леса валежник для отопления своего загородного дома.Наверняка удивлю тех, кто впечатлен космическим видом этой «луноходной» конструкции: это не самоделка, а транспортер для труднодоступных месторождений полезных ископаемых! Создан в ограниченной серии в недрах (в прямом и переносном смысле этого слова) НИИ угольной промышленности СССР! Одно время его производили в Тюмени под названием ТС-350 и декларировали как мототележку для общехозяйственных нужд.
Два слова о технических данных агрегата:
- бензиновый двигатель 0,6 л (9 л. с.),
- коробка передач — вариатор,
- полный привод.
Тестирование машины
С тех пор прошло немало лет, за которые сменилась целая технологическая эпоха, попутно изменив и социальный строй. Загородный дом с годами обрел магистральное газоснабжение, а ближайший лес, планируемый источник валежника, был беспощадно поделен на участки — и нынче плотно застроен дачными сооружениями. Так и получилось, что работы для тележки не стало.
Вот и стоял транспортер без дела, а естественная коррозия не дремала, агрессивно покрывая его своей разрушительной сеткой. Это нынче просто раз и навсегда избавиться от ржавчины, а тогда не было у соседа чудесного антикоррозийного состава, о котором мы рассказали нашим читателям совсем недавно в публикации Наука против коррозии металла: как холодное цинкование помогает избавиться от ржавчины.
Антикоррозионные составы
С годами аппарат превратился в ржавый металлолом на шести колесах. Еще немного, и он достиг бы точки невозврата, когда ничего сделать уже нельзя, но..
Вторая жизнь от местного Кулибина
Лет десять лет назад возникла идея вернуть транспортер к жизни: летом использовать как прогулочный автомобильчик по лесному бездорожью, а зимой — как микробульдозер для расчистки снега. Но одно дело — задумать что-то прекрасное, а другое — довести идею до воплощения в действительности. Для реализации этих намерений требовался специалист, который сумел бы из металлолома воссоздать стальную «конфетку», которую вы видите на первой иллюстрации. Со временем такой Кулибин отыскался и с энтузиазмом взялся за апгрейд проржавевшего транспортера.Несущая рама после антикоррозионной обработки
В процессе капитального ремонта машина была полностью перебрана и восстановлена. Разумеется, не обошлось и без подводных камней. Так, горячее цинкование даром не прошло — металлические борта кузова несколько покоробились, а колеса встали не совсем в одной оси. Пришлось их ровнять.
Сидение для водителя пока жесткое
Намеренно не останавливаюсь подробнее на деталях работы, так как технические тонкости будут интересны только специалистам, влюбленным в «железо».
А тележка-то пригодилась!
Сейчас сосед увлекся автопрогулками по далекой от дорог пересеченной местности, а в зимнее время использует машину для расчистки поселковых площадок от снега. Попытки запрячь этого «коня» для вспашки огорода успехом не увенчались: слишком мала масса трактора, чтобы обеспечить достаточное сцепление с грунтом.За державу не обидно
Хотя мнение «заграницы» нас в принципе волновать не должно, но… Года два назад японская делегация, увидев эту машину, беспрепятственно преодолевающую снежные завалы, была буквально потрясена отечественной инженерной мыслью и ее реальным воплощением. Мелочь, а приятно!Сугубо рабочий момент сборки
А еще более приятен тот факт, что раритет, имеющий законное право выступать на выставках старинной автотехники, не сгинул бесславно под напором коррозии, а обрел вторую молодость и трудится на благо народа.
Я позволю себе добавить несколько деталей к вышеизложенному. Но эта информация заинтересует лишь технических гурманов. Надеюсь я ни в коей мере не обидел всех остальных наших читателей
Прежде всего был создан открывающийся приборный щиток. Громко сказано, конечно, сознаю пафосность стиля изложения. Однако на приборный щиток включает два прибора (вполне работающих) — это температура двигателя и объем имеющегося топлива в баке. Который, кстати, расположен под сидением водителя. Также имеется родной счетчик моточасов работы двигателя, но расположен «во глубине сибирских руд». Да и часто смотреть на него вроде бы нет нужды.
Не обошлось у нашего дорогого Кулибина и без технических нововведений. Появилось крановое устройство. Оно состоит из стрелы и тросовой лебедки с диаметром каната 4 мм. Заметьте, что стрела имеет два положения:
1 — транспортное, при нем стрела расположена вдоль по борту
2 — рабочее, в котором стрела расположена перпендикулярно продольной оси машины.
Обратите внимание, что предусмотрен ступенчато изменяемый вылет стрелы.
Если у читателей появятся вопросы, то связь с Кулибиным сохраняется, он ответит на вопросы, если они появятся.
Выдвигаемый приборный щиток
Крановая стрела с лебедкой
Регулятор вылета стрелы