В хозяйстве все пригодится, или Зачем дачнику “луноход”

Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Oleg_Sanko Oleg_Sanko ЭКСПЕРТ
Олег Санько Московская обл.
В строительном департаменте нашего портала за годы его существования обсуждалось немало самой разной техники — газонокосилки, бетоносмесители, вибраторы по бетону, всевозможный электроинструмент. А сегодня я решил вас удивить: героиня этой статьи, мототележка — это привет из прошлого, редкость в палитре технических устройств, используемых на загородных участках.



И шесть колес для дачной техники не лишние
И шесть колес для дачной техники не лишние

Оговорюсь сразу, что не всем удастся использовать подобную технику на своих угодьях ввиду невеликой площади наших дачных участков.

Ads by

Родословная мототележки

История этой необычной дачной техники достаточно долгая. Столь необычный аппарат был приобретен моим соседом по даче в далеком 1991 году. Быть может, именно всеобщая неразбериха тех лет подтолкнула соседа к столь оригинальному приобретению. Правда, использовать диковинную шестиколесную «тачку» он предполагал самым прозаическим образом — возить из ближайшего леса валежник для отопления своего загородного дома.

Наверняка удивлю тех, кто впечатлен космическим видом этой «луноходной» конструкции: это не самоделка, а транспортер для труднодоступных месторождений полезных ископаемых! Создан в ограниченной серии в недрах (в прямом и переносном смысле этого слова) НИИ угольной промышленности СССР! Одно время его производили в Тюмени под названием ТС-350 и декларировали как мототележку для общехозяйственных нужд.

Два слова о технических данных агрегата:
  • бензиновый двигатель 0,6 л (9 л. с.),
  • коробка передач — вариатор,
  • полный привод.

Этапы сборки машины
Тестирование машины

С тех пор прошло немало лет, за которые сменилась целая технологическая эпоха, попутно изменив и социальный строй. Загородный дом с годами обрел магистральное газоснабжение, а ближайший лес, планируемый источник валежника, был беспощадно поделен на участки — и нынче плотно застроен дачными сооружениями. Так и получилось, что работы для тележки не стало.

Вот и стоял 
транспортер без дела, а естественная коррозия не дремала, агрессивно покрывая его своей разрушительной сеткой. Это нынче просто раз и навсегда избавиться от ржавчины, а тогда не было у соседа чудесного антикоррозийного состава, о котором мы рассказали нашим читателям совсем недавно в публикации Наука против коррозии металла: как холодное цинкование помогает избавиться от ржавчины.

Анткоррозионные составы
Антикоррозионные составы

С годами аппарат превратился в ржавый металлолом на шести колесах. Еще немного, и он достиг бы точки невозврата, когда ничего сделать уже нельзя, но..


Вторая жизнь от местного Кулибина

Лет десять лет назад возникла идея вернуть транспортер к жизни: летом использовать как прогулочный автомобильчик по лесному бездорожью, а зимой — как микробульдозер для расчистки снега. Но одно дело — задумать что-то прекрасное, а другое — довести идею до воплощения в действительности. Для реализации этих намерений требовался специалист, который сумел бы из металлолома воссоздать стальную «конфетку», которую вы видите на первой иллюстрации. Со временем такой Кулибин отыскался и с энтузиазмом взялся за апгрейд проржавевшего транспортера.



Несущая рама после антикоррозионной обработки
Несущая рама после антикоррозионной обработки

В процессе капитального ремонта машина была полностью перебрана и восстановлена. Разумеется, не обошлось и без подводных камней. Так, горячее цинкование даром не прошло — металлические борта кузова несколько покоробились, а колеса встали не совсем в одной оси. Пришлось их ровнять.

шшшшшшшшшш
Сидение для водителя пока жесткое

Намеренно не останавливаюсь подробнее на деталях работы, так как технические тонкости будут интересны только специалистам, влюбленным в «железо».

А тележка-то пригодилась!

Сейчас сосед увлекся автопрогулками по далекой от дорог пересеченной местности, а в зимнее время использует машину для расчистки поселковых площадок от снега. Попытки запрячь этого «коня» для вспашки огорода успехом не увенчались: слишком мала масса трактора, чтобы обеспечить достаточное сцепление с грунтом.

За державу не обидно

Хотя мнение «заграницы» нас в принципе волновать не должно, но… Года два назад японская делегация, увидев эту машину, беспрепятственно преодолевающую снежные завалы, была буквально потрясена отечественной инженерной мыслью и ее реальным воплощением. Мелочь, а приятно!
 Момент сборки
Сугубо рабочий момент сборки

А еще более приятен тот факт, что раритет, имеющий законное право выступать на выставках старинной автотехники, не сгинул бесславно под напором коррозии, а обрел вторую молодость и трудится на благо народа.




Статья размещена в разделах: , , , , , , , , строим дом
12 комментариев 9 спасибо за статью   в избранное 11842 просмотра
Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Автор статьи:




Комментарии (12)
Уважаемые читатели! Подвигнуть меня на подготовку этой статьи явился проводимый на нашем сайте конкурс «Техника на даче», который, кстати, сегодня завершает прием информационных материалов наших читателей. Догадываясь, что на конкурс поступят добротные материалы об электроинструменте и всевозможных травокосилках, хотелось привнести в наше сообщество что-нибудь технически необычное, быть может — авангардное. А необычное у меня оказалось буквально за забором дачи, на «плантациях» соседа.
Я позволю себе добавить несколько деталей к вышеизложенному. Но эта информация заинтересует лишь технических гурманов. Надеюсь я ни в коей мере не обидел всех остальных наших читателей
Прежде всего был создан открывающийся приборный щиток. Громко сказано, конечно, сознаю пафосность стиля изложения. Однако на приборный щиток включает два прибора (вполне работающих) — это температура двигателя и объем имеющегося топлива в баке. Который, кстати, расположен под сидением водителя. Также имеется родной счетчик моточасов работы двигателя, но расположен «во глубине сибирских руд». Да и часто смотреть на него вроде бы нет нужды.
Не обошлось у нашего дорогого Кулибина и без технических нововведений. Появилось крановое устройство. Оно состоит из стрелы и тросовой лебедки с диаметром каната 4 мм. Заметьте, что стрела имеет два положения:
1 — транспортное, при нем стрела расположена вдоль по борту
2 — рабочее, в котором стрела расположена перпендикулярно продольной оси машины.
Обратите внимание, что предусмотрен ступенчато изменяемый вылет стрелы.
Если у читателей появятся вопросы, то связь с Кулибиным сохраняется, он ответит на вопросы, если они появятся.
Выдвигаемый приборный щиток
Выдвигаемый приборный щиток

Крановая стрела с лебедкой
Крановая стрела с лебедкой

Регулятор вылета стрелы
Регулятор вылета стрелы
Олег, здравствуйте. В комнате дома размером 35-40 кв. м. есть 2 продуха. Сейчас там влага и температура около +14 +16
Лаги пола находятся от земли на расстоянии 30-40 см, под ними возможно только пролезть ползком. Пол утеплён в 200 мм и настелен водяной тёплый пол.
На черновой доске и утеплителе висит конденсат в виде капель. Сейчас продухи закрыты и работает электро пушка и осушает это пространство. Капли пропадают, но есть влага. При этом грунт вроде бы как сухой. Моя задача сделать больше продухов и дать холодному воздуху осушить и вытеснить всю влагу? Верно?
Здравствуйте, Александр! Приветствую ВАШУ первую публикацию на виртуальных страницах сайта «7дач». Признаться, вы сходу сделали обидную ошибку, задав вопрос про влажность в подвале в комментариях относительно чудо-трактора. Такая снайперская «точность» мне не объяснима.
У нас на первой странице в левом верхнем углу есть окно — ВОПРОСЫ-ОТВЕТЫ. Если бы вы написали туда, то на вас бы как из рога изобилия полились бы ответы наших дачников, которые в своей практике сталкивались с подобной задачей. Вот, например, у нас сейчас обсуждается близкая по технологическим проблемам задача —
Как правильно применить порилекс в сыром подполе в качестве изоляции от сырости?
Вам там есть, что НЕ только почитать, но и выступить с информацией об утеплении пола для теплого пола.

И тем не менее, попытаюсь кратко ВАМ, Александр, ответить.

Для удаления конденсата нужно осуществить надежную и постоянную вытяжку. Скажем до 2040 года. Поможет в этом деле вам, Александр, электровентилятор мощностью примерно 20 Ватт, который поставите в один из продухов диаметром 100 мм. Причем поставьте вентилятор на режим УДАЛЕНИЯ воздуха. А где же он возьмет воздух, чтобы удалять? Ясно где — вы в противоположной цокольной стене подвала выполните другое отверстие. Его надо закрыть мелкой металлической сеткой, а то жучки-паучки, и даже грызуны захотят позимовать с теплым для них потолком.
Расходы на вращение вентилятора — 20 ватт Х 24 час = 480 Ватт х час.
В год 0,48 кВт-час х 365 суток = примерно 170 кВтхчас
При стоимости 1 кВт часа около 5 рублей получаем 850 рублей в год за безупречно сухой подвал.
И тем не менее, напишите грамотно свой вопрос и наши дачники не замедлят вам ответить.
А я готов ответить по сути вышерасположенной статьи
А кто её делал? И в какие даты? Я сейчас вспомнил, что видел такое устройство где-то в Ивановской области, народ картошку с участка на нем вывозил. Весьма впечатлился — «БТР на сельхозработах»! Причем это было значительно раньше 1991.
Хоо, неплохая штуковина, мне нравится. Уж куда лучше малополезных квадриков которые по большей части тупо для покатушек. Судя по всему, это как раз то, на чем можно запросто возить не очень большие валуны, которые обычная тачка ни фига не выдержит. И шесть колес, а не четыре — значит нагрузка на грунт меньше, не будет так развозить лесные тропинки. А то у нас по просекам молодежь повадилась на квадриках гонять — потом после них не пролезешь, колеи нарыли…
А грузоподъемность этой штуки где-нибудь в советских технических описаниях указывалась? Не, определенно стоящая вещь.
Добрый день Павел! Я переадресовал ВАШ вопрос нашему славному Кулибину. Ответ пришел быстро, однако вместе с некоторым сомнением. Паспортная грузоподьемность — 500 кг, однако авторские сомнения заключаются в том, что если грузить ОДИН валун массой 500 кг, то вопрос — как его туда затащить? А в целом — спасибо за ваш отклик.
Кстати, именно в данную минуту я вспомнил, как результат вашего валунного вопроса, что автор апгрейда в каникулы последних лет школы выезжал в братскую тогда еще Эстонию на сбор в полях моренных валунов, ежегодно выползающих из местных скудных на урожаи земель. Быть может, именно это его подвигло на данный проект.
Да втащить-то наверное можно, какие-нибудь швеллера под наклоном и лебедку, а сам обмотать парашютными стропами.

Есть у меня тут странноватое хобби — собирать большие-пребольшие камни и докатывать их до места, где они могут служить указателем пути. На перекрестки улиц, тропинок в лесу из разных поселков и т.п. Вот конкретно этот долго и нудно перемещал с помощью двух ломов, поддевая то одним, то другим. Едва ли он весит 500 кг, но его веса всё же явно достаточно, чтобы он запросто раздавил бы тачку, сломав ей ось, корыто и изогнув до безобразия каркас. Поэтому тачкой для такого пользоваться нельзя, а вот такой шестиколесный агрегат был бы самое то. Не, покупать я его едва ли буду (у меня денег нет), но я так, гипотетически.
Есть у меня тут странноватое хобби - собирать большие-пребольшие камни и докатывать их до места, где они могут служить указателем пути. На перекрестки улиц, тропинок в лесу из разных поселков и т.п. Вот конкретно этот долго и нудно перемещал с помощью двух ломов, поддевая то одним, то другим. Едва ли он весит 500 кг, но его веса всё же явно достаточно, чтобы он запросто раздавил бы тачку, сломав ей ось, корыто и изогнув до безобразия каркас. Поэтому тачкой для такого пользоваться нельзя, а вот такой шестиколесный агрегат был бы самое то. Не, покупать я его едва ли буду (у меня денег нет), но я так, гипотетически.
За фото коз огромнейшее спасибо)) Павел, ну какая же милота и красота
Да, ПАША, каменюга — видная. Прикинул сейчас ее массу — будет за 70 килограмм. Да — знатный кмень хранит память о хозяине. Вот в нашем ЖЭКе было мощная начальница. По территории разбросала (руками киргизских дворников) несколько рокариев. Сейчас иду по двору — ее всегда вспоминаю, хотя она покинула этот СВЕТ уж десяток лет назад. Вечером пришлю несколько ее произведений.
Привет ПАША! Выполняю обещанное — высылаю два примера креативной деятельности нашей бывшей начальницы ЖЭКа. Вот уж действительно, как оставить в людях добрую память о себе? — сложить неподъемные камни. Написал это и вспомнил, что есть у меня фотки легендарных камней. Так вот, наши дворовые камни украшают скучный городской ландшафт и никто пока на них не покусился. Один раз только заляпали краской. Вот и ваше хобби, Паша, что называется, в историческом тренде.
До Кремля — 2 км
До Кремля - 2 км

Брошенный рокарий
Брошенный рокарий

Стоунхендж
Стоунхендж
Знатный агрегат.
Видел его на фестивале ретро техники в г Мышкин.
Доброе утро Мас! Мельком знаю, что наш «Кулибин» ежегодно ездит на фестиваль ретро техники в город Мышкин и кажется является одним из организаторов того технологического фестиваля.

Пожалуйста, оставьте комментарий

Или через: