Русский сад через призму литературного наследия

Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
VestnikCvetovoda VestnikCvetovoda
Журнал Вестник Цветовода
Сегодня мы приглашаем читателей продолжить разговор о непростой судьбе русского сада, сам факт существования которого часто ставится под сомнение:



Константин Сомов. Фейерверк. 1922 г.
Константин Сомов. Фейерверк. 1922 г.

Аргументы защитников права отечественного сада на особое место в нашей истории зачастую черпаются не в конкретных ландшафтных понятиях, а в иных сферах – в поэтических образах, в живописи, в классической литературе. Автор этой статьи — Алексей Анцыферов — со студенческих лет начал собирать коллекцию поэзии о растениях.

Любопытно, что больше всего стихов посвящено черемухе, к которой, впрочем, коллекционер испытывает особенное пристрастие, поскольку кандидатская диссертация Алексея Викторовича была посвящена именно ей. Как же видится русский сад через призму литературного наследия?

Ads by

Настроение русского сада

Мне кажется, ответ на вопрос, существовал ли русский сад, можно найти в книгах классиков отечественной литературы XIX века — Тургенева, Гончарова, Чехова, Бунина, и других. Пытаясь суммировать свои ощущения от прочитанного, я бы в первую очередь выделил два, как мне кажется, самых существенных признака русского сада. Это, во-первых, настроение, а во-вторых, особый подбор растений, или, для краткости, наполнение сада. Постараюсь пояснить свою точку зрения.

Настроение русского сада, вне зависимости от того, какова его стилистическая направленность – французская, английская или итальянская – как правило, минорное. Минуты счастья сменяются часами томления, грусти, тоски, уныния. Счастье в русском саду так же быстротечно, как короткое прохладное российское лето. Вечер сменяет день, многочасовые дожди скрывают солнце… Именно такой фон часто используется русскими классиками при описании усадебного быта романтически настроенных литературных персонажей.

Апполинарий Васнецов. За варкой варенья. 1892 г.
Апполинарий Васнецов. За варкой варенья. 1892 г.

Минорному ощущению способствует и некоторая неухоженность, заброшенность, имеющая место в русском саду. Многие его элементы несут на себе печать времени: покрытые патиной камни, начавшие разрушаться малые архитектурные формы, зарастающие водоемы, давно не обрезаемые деревья, кустарники и живые изгороди, сорная растительность…
Тут, кажется, с нашего века
Прошли одичанья века…
Как быстро следы человека
Стирает природы рука!
                       Дмитрий Кедрин

Иван Шишкин. Сныть-трава. Парголово. 1885 г.
Иван Шишкин. Сныть-трава. Парголово. 1885 г.

Наши география и климат предопределили ярко выраженную сезонность в саду, мажорное и минорное настроение сменяют друг друга, обостряя наши чувства:
Но быстротечно цветенье весны:
Скоро осыплется белое чудо,
Лишь ароматные белые сны
Может быть, изредка сниться нам будут.
                               Маргарита Киреева

Сады молчат. Унылыми глазами
С унынием в душе гляжу вокруг;
Последний лист разметан под ногами,
Последний лучезарный день потух.
                                Афанасий Фет



Сергей Виноградов. В усадьбе осенью. 1907 г.
Сергей Виноградов. В усадьбе осенью. 1907 г.

Но грусть в русском саду особенная – не болезненная, а наоборот, очищающая душу. Как ни странно, в этом плане нам близка культура Японии, которая известна своей древней утонченной культурой. Японцы высоко ценят патину времени (они именуют ее словом "саби", что в буквальном переводе означает "ржавчина"). Недолговечность красоты — например, быстротечное цветение сакуры — только повышает ее ценность:
И увяданья миг достоин восхищенья.
                                  Цураюки

Растения русского сада

Второй признак русского сада – это особый ассортимент растений. Он относительно невелик. За редким исключением, «наши» растения отмечены неброской красотой, и, мне кажется, поэтому колористика русского сада акварельная.

Еще одна важная особенность многих растений русского сада – неповторимый запоминающийся аромат:

Цветы цветут, их чаши дышат страстно,
Желанны их цветные лепестки,
И роскошь их оттенков полновластна.
                                Константин Бальмонт

Одной из первых зацветает черемуха. Она широко воспета в стихотворениях, песнях, прозе и пробуждает воспоминания детства своими белоснежными ароматными кистями, а также терпкими, черными, как бы лакированными плодами:
И вся благоуханная, роняя лепестки,
Цветет, цветет черемуха в овраге у реки.
                                 Василий Жуковский

Исаак Левитан. Черемуха. Начало 1880-х гг.
Исаак Левитан. Черемуха. Начало 1880-х гг.

На меня нацелилась груша да черемуха,
Силою рассыпчатой бьет меня без промаха.
Кисти вместе с звездами, звезды вместе с кистями –
Что за двоевластье там? В чьем соцветьи истина?
С цвету ли, с размаху ли – бьет воздушно-целыми
В воздух, убиваемый кистенями белыми.
И двойного запаха сладость неуживчива –
Борется и тянется – смешана, обрывчива.
                                        Осип Мандельштам

На смену резкому аромату черемухи приходит приглушенный запах сирени, которая так любима цветоводами всего мира и представлена огромным количеством разнообразнейших сортов.
Сомкнутся вечерние тени
Над садом, над домом моим,
Стемнеет. Я выйду к сирени.
Я этой весной не любим…
И снова я буду томиться,
Лиловый цветок целовать,
Кому-то в сирени молиться,
Кого-то до полночи ждать.
                                    Юлий Деак

Александр Егорнов. Сирень
Александр Егорнов. Сирень

По утру на заре по росистой траве
Я пойду свежим утром дышать.
И в душистую тень, где теснится сирень,
Я пойду свое счастье искать.
В жизни счастье одно мне найти суждено,
И то счастье в сирени живет,
На зеленых ветвях, на душистых кистях
Мое бедное счастье цветет.
                                    Екатерина Бекетова

В июне сад вновь наполняется резковатым ароматом – зацветает чубушник. В России это растение чаще всего именуют садовым жасмином, не по внешнему облику, а именно по аромату похожего на выходца из тропиков, культивируемого в комнатах, зимних садах и оранжереях.
Цветет жасмин. От белых звезд
Всю ночь светло в саду нагретом,
И млечный путь, как шаткий мост,
Соединил закат с рассветом.
                                  Николай Рыленков

К июлю наступает время цветения главного дерева русских усадеб – липы. Ее сладкий медовый аромат наполняет воздух умиротворением и жужжанием пчел. Вот что писал И.С. Тургенев в «Записках охотника»: "Прадеды наши, при выборе места для жительства, непременно отбивали десятины две хорошей земли под фруктовый сад с липовыми аллеями. Лет через пятьдесят, много семьдесят, эти усадьбы, «дворянские гнезда», понемногу исчезали с лица земли, дома сгнивали или продавались на своз, каменные службы превращались в груды развалин, яблони вымирали и шли на дрова, заборы и плетни истреблялись. Одни липы по-прежнему росли себе на славу и теперь, окруженные распаханными полями, гласят нашему ветреному племени о «прежде почивших отцах и братиях». Прекрасное дерево – такая старая липа…".

Иван Шишкин. Старые липы. 1894 г.
Иван Шишкин. Старые липы. 1894 г.

Липа была любима и в XX столетии, любима она и сейчас.

Ни милую прохладу рук,
Ни лип взволнованные тени,
Ни отдаленный легкий звук –
Слова последних утешений.
                                Анна Ахматова

Разумеется, в русском саду была представлена и королева цветов – роза. Сорта, культивируемые в XIX — начале XX века, не были так разнообразны и роскошны, как созданные в последние десятилетия, но и они приносили радость акварельной палитрой цветков, их утонченным, обволакивающим, пастельным ароматом.
Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой!

Как я берег, как я лелеял младость
Моих цветов, заветных, дорогих;
Казалось мне, в них расцветала радость,
Казалось мне, любовь дышала в них.
                                    Иван Мятлев

Сергей Виноградов. Усадьба. 1910-е гг.
Сергей Виноградов. Усадьба. 1910-е гг.

Не только деревья и кустарники в русском саду радуют ароматом своих цветков. Летними вечерами усиливается аромат неприхотливой древесной лианы – жимолости каприфоль. Широко распространенный в былые времена гелиотроп постепенно вновь завоевывает свои позиции и наполняет сад ванильным ароматом своих многочисленных сине-фиолетовых цветков.
Оплывшие чуть жалят свечи,
Как плечи – розу, белый лоб.
Окно открыто в сад. Там вечер.
С куртин плывет гелиотроп.
                                   Игорь Северянин

Многие десятилетия сады наполняют своим ароматом ландыши, резеда, левкои, душистый табак, гиацинты и некоторые другие растения. О каждом из них можно говорить долго.

Позволю себе предположить, что русский сад – это понятие не столько географическое или ботаническое, сколько культурно-эстетическое и, пожалуй, историческое. Феномен русского сада – это, скорее, явление быта, души, и диалога человека с природой и с самим собой.

Русский сад – явление хрупкое, неустоявшееся, что отчетливо показано А.П. Чеховым в пьесе «Вишневый сад»: "О сад мой! После темной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя". В финале, правда, "Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву"…

Алексей Анцыферов,
кандидат сельскохозяйственных наук,
Мичуринск

Вам также может быть интересно:





Статья размещена в разделах: , , , , , растения, , , ,
2 комментария 8 спасибо за статью 1 в избранном 6126 просмотров
Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Автор статьи:
Добавили статью в избранное
Fresia Fresia




Комментарии (2)
Спасибо! Так душевно…
Спасибо за прекрасную статью, особенно понравились стихи и картины — по ним можно представить, какими они были, русские сады. Хочется воссоздать что-либо подобное, хотя бы в миниатюре!

Пожалуйста, оставьте комментарий

Или через: