Уроки геометрии для ландшафтного дизайнера

Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
VestnikCvetovoda VestnikCvetovoda
Журнал Вестник Цветовода
Отрадно, что в последние годы искусство садового дизайна всё больше привлекает внимание людей разных специальностей. Каждый мечтает о своём идеальном, прекрасном саде. А с чего начинается моделирование любого пространства? Конечно же, с использования простейших геометрических фигур и применения математических понятий. Ставя первую точку на плане и проводя первую линию, мы не подозреваем, что с этой минуты приступаем к сдаче зачёта на знание элементарных правил одной из древнейших математических наук, геометрии, самому строгому учителю — природе.



В садовом пространстве всегда обязательно присутствует геометрия
В садовом пространстве всегда обязательно присутствует геометрия

Точку можно представить как «точку обзора», из которой ведётся наблюдение, а прямую между двумя объектами считать состоящей из множества точек, при наблюдении из которых один объект заслоняет другой. При таком подходе вводится понятие «прямой линии».

Ads by

Истоки

Геометрия глубоко проникла во многие сферы нашей жизни, и вряд ли кто-то связывает её возникновение с нашей непосредственной сферой деятельности — садоводством, а впоследствии садовым дизайном. А ведь истоки этой области математической науки уходят в Древний Египет. Во времена сезона тропических дождей Нил пополнял свои запасы воды и разливался. Вода покрывала участки обработанной земли, и в целях налогообложения нужно было установить, сколько земли потеряно. Ещё одним стимулом накопления геометрических знаний египтянами стали возведение пирамид — говоря современным языком, строительство архитектурных форм.

Правда, само название раздела математики, изучающего пространственные отношения и формы, появилось значительно позже в Греции. Слово геометрия происходит от греческих слов «ge» — Земля и «metro» — «измеряю».

Создание гармоничного садового пространства требует знания геометрии
Создание гармоничного садового пространства требует знания геометрии

Изучая работы классиков ландшафтного дизайна, мы всё больше убеждаемся: для создания гармоничного комфортного пространства необходимы знания моделей, геометрических пропорций, свойств различных фигур, их размеров и взаимного расположения.


Симметрия

Одним из видов гармоничной композиции в искусстве считается симметрия. Она свойственна, прежде всего, архитектурным произведениям. Однако на законы симметричного составления ландшафтных пейзажей обратили внимание ещё в глубокой древности персидские мастера садового искусства. Здесь симметрия использовалась в качестве основного приёма построения бордюров и орнаментов.

Симметрия - один из важных элементов регулярного стиля
Симметрия — один из важных элементов регулярного стиля

Затем традиции древнеперсидских парков получили второе рождение. Так, вся европейская эстетика в определённом смысле была построена на идее симметрии. Чёткие правильные симметричные формы создают в саду атмосферу упорядоченности, характерную для регулярного стиля. Геометрия, баланс и пропорция — всё это части этого стиля.

Следующий вопрос: уместно ли использование принципов регулярного стиля в современном частном саду? Ответ однозначен: да, но при условии — архитектура дома должна соответствовать стилистическим требованиям этого направления. Нелепо будет выглядеть сад в регулярном стиле около сельского деревянного дома или современного кирпичного здания.



Ещё один важный факт, который нужно учитывать: сад, выполненный в регулярном стиле, требует систематичного кропотливого профессионального ухода квалифицированного садовника. Это наиважнейший момент, так как при отсутствии такого ухода даже самый идеальный сад через очень короткое время превратится в запущенные дебри.


Геометрические формы

В садовом искусстве приоритетными геометрическими формами являются квадрат, круг или же их части. Точка и линия, круг и квадрат выражают противоположные принципы бытия. По китайской символической традиции небо считалось круглым (отсюда название Китая — Поднебесная), а земля квадратной. В основе исламской храмовой архитектуры лежала идея квадрата, с которым связывали убежище праведников в иранской мифологии. Круг же служил обозначением космического пространства.

Граница круга отделяет космос от хаоса, и вместе с тем круг символизирует бесконечность. Его животным олицетворением служил свернувшийся кольцом или кусающий себе хвост мировой змей. Круг есть плоскостная проекция солнца, мистического колеса, оберег от злых духов. Поэтому чаще всего площадку для уютного, укромного местечка делают круглой.


Круг
Круг — символ бесконечности

Рассмотрим подробнее основные геометрические фигуры, используемые в моделировании пространства. Используя различные части круга (центр, диаметр, радиус, окружность и касательные), дизайнер может создавать разнообразные формы. Главные составляющие квадрата — это сторона, оси и диагонали.

Секрет создания рельефного дизайна состоит в умении комбинировать эти формы и их части, так как различные конфигурации обладают разными качествами. Так, прямоугольник и его производные (квадрат и ромб), круг и всевозможные овальные формы создают в саду статичное пространство, пробуждающее чувство спокойствия и умиротворения, в то время как длинные дорожки, асимметричные неправильные фигуры ассоциируются с динамикой и вызывают волнение, возбуждение, желание передвигаться.

Квадрат
Квадратные формы создают статичное пространство

Хотелось бы обратить внимание на то, что нужно избегать чрезмерного использования крестообразных фигур. Крест символизирует четыре стороны света, а согласно геометрической символике, перекрёсток — место особого энергетического напряжения, в то время как треугольник — фигура созидания, символизирующая плодородие, брак, троичность мироздания.

Плавные, размытые очертания комбинированных элементов основных геометрических фигур уместно использовать в пейзажных садах. В естественном ландшафте мы никогда не увидим чётко выраженных геометрических форм, тем не менее, они присутствуют в природе. Чуть-чуть пространственного воображения, и криволинейная береговая линия водоёма или опушки леса предстаёт как контур соприкасающихся кругов, где очертания части одного круга плавно переходят в другой. Чтобы воссоздать образец подобного природного шедевра, нужно учесть, что для плавного перехода изгиб должен быть широким, а окружности, которые описывает кривая, разновеликими.

В ландшафтном дизайне используются, в том числе, отдельные части геометрических фигур и их сочетания
В ландшафтном дизайне используются, в том числе, отдельные части геометрических фигур и их сочетания

Человек издавна наблюдал за природой. Именно она была строгим и мудрым учителем. Даже происхождение названий всех геометрических фигур появилось по аналогии с природными объектами или предметами быта. Так, например, греческое слово «конос», которое переводится как «сосновая шишка», стало прототипом геометрического термина конус, а слово «трапезиум», т. е. «столик», дало наименование трапеции. Как видим, не случайно зона барбекю чаще всего представлена в виде трапеции, по аналогии со старинным словом «трапезная» — помещение, в котором принимали пищу в монастыре.

Моделирование пространства — сложный и в то же время творческий процесс. Замечательно описал свои ощущения японский архитектор Дж. Саймондс в книге «Ландшафт и архитектура»: «Проектируя сад, я хожу каждый день на участок, иногда на долгие часы, изучая его, с циновкой и чаем. Иногда в вечерней тишине, когда тени становятся длинными. Иногда в деловое время, а солнце чистое и яркое. Иногда под снегом и даже дождём, потому что многое можно узнать о земле, наблюдая, как падает на неё дождь и как вода ручейками бежит по естественным водостокам. Так я начинаю понимать этот кусочек земли, его настроение. Теперь только могу я взять в руки тушь и кисть и приступить к своим планам. Но странно, благодаря созерцанию, в моём уме уже всё спроектировано — бессознательно завершено во всех деталях. Сад заимствовал форму и характер у соседнего участка, у скалы и веющего ветерка, движущегося солнца, звука падающей воды и у затянутых дымкой далей…».

«Утром — медитация, вечером — проект».
Учитесь у природы, черпайте идеи у талантливых дизайнеров. Помните, чтобы создать идеальное пространство для жизни, должны быть соблюдены баланс и пропорции всех элементов сада. И тогда чувство гармонии навечно поселится в вашем Эдеме.

Маргарита Алексеева,
ландшафтный дизайнер, преподаватель
учебно-практического центра «Цветущая планета» 

Читайте также:

 



Статья размещена в разделах: , ,
1 комментарий 12 спасибо за статью 3 в избранном 11533 просмотра
Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Автор статьи:
Добавили статью в избранное
Tanyusik Татьяна и еще 2 человека




Пожалуйста, оставьте комментарий

Или через: