В свое время эти ворота служили основным въездом на дачный участок, но с годами все изменилось: их стали открывать только для заезда автомобиля гостей или подвоза материалов.
В свое время эти ворота служили основным въездом на дачный участок
С самого начала ворота не являлись украшением участка: они были сварены из массивного уголка и затянуты алюминиевой сеткой-рабицей. Но в эпоху тотального дефицита на такие мелочи не обращали внимания. Со временем ворота сильно вросли в землю. Одна створка уже давно не открывалась полностью, так как ее когда-то случайно погнул водитель грузовика с песком. А после того как сельские власти подняли дорожное полотно, отсыпанный щебень вообще не давал открыть ворота. Поэтому откладывать ремонт уже стало невозможно.
Ремонтировать или сделать новые?
Столбы ворот были сделаны из добротных советских труб Ø 60 мм и толщиной стенки 5 мм. Демонтировать их и ставить новые не было смысла, как и покупать новые ворота. Ворота шириной ≈ 3 м и высотой 1,5 м — расстояние между столбами не соответствовало размерам стандартных готовых створок, в изобилии продающихся на строительных рынках. Поэтому все делать пришлось самостоятельно.Материалы для ремонта ворот
Материалы для ремонта
Кроме того, понадобились несколько десятков кровельных саморезов, 0,3 кг электродов и несколько абразивных дисков для болгарки.
Начало работ
На подготовительном этапе демонтировали старые створки, срезали со столбов старые петли и зачистили, после чего выставили столбы по вертикали. Для этого один из них пришлось подрезать у земли до середины периметра и заново сварить после фиксации трубы по вертикали.Внизу столб прорезали болгаркой, выправили его и заварили прорезь
Привариваем петли к столбам
Новые петли вязальной или алюминиевой проволокой притягивали к столбам, еще раз проверяли отвесом, а затем нижнюю часть петли приваривали по месту. Высоту петель на противоположном столбе зафиксировали с помощью профиля, используя уровень.Слева: новые петли привязывали к столбам проволокой. Справа: приварили нижнюю часть петли
Следует сказать, что петли лучше сразу приваривать с нужным зазором, чтобы потом не подчищать болгаркой места для ответных частей петель. Я этого не сделал, и три из четырех петель потребовали дополнительной работы.
Крепим стойки створок ворот
После фиксации петель на столбах отрезали вертикальные стойки створок. Их размер устанавливали, исходя из необходимой высоты ворот и зазора внизу над грунтом. Стойки также привязывали проволокой к петлям и столбам, вертикаль проверяли отвесом. Очень помогали струбцины: они надежно фиксировали детали в начальной стадии сварки. Расположение стоек на противоположных столбах контролировалось уровнем.Слева: стойку створки прижимали к петлям струбциной. Справа: теперь можно прихватить стойку к верхней части петли
Сварку начинали с легкого прихватывания, затем проверяли соответствие осевых линий петли и вертикальной стойки. При необходимости приходилось отрывать стойку от петли и фиксировать ее снова. А после окончательной сварки при помощи струбцин проверяли свободу вращения петель со стойками. При затруднении снова работали болгаркой, причем убирали выступы снаружи и подтачивали внутренние штифты петель. К сожалению, сразу получить идеальное совмещение деталей не получилось. Ведь работали не на станке, без кондукторов, большей частью полагаясь на глаз.
Горизонтальные поперечины на створках ворот
Когда стойки начали относительно свободно двигаться, принялись варить горизонтальные балки. Для обеспечения плоскости ворот перекладины соединяли со стойками и стягивали струбцинами.Постоянно проверяли положение перекладин уровнем!
Соединение нижней стойки с перекладиной фиксировали струбциной
Верхнюю перекладину накладывали, а нижнюю — вставляли между стойками.
Перекладины не резали — ворота до самого окончания монтажа представляли собой монолитную конструкцию
После того как приварили горизонтальные перекладины, замерили и вырезали средние стойки ворот.
В зависимости от неровностей местности, высоты проезжей части, ширины проезда, угла въезда машины в ворота можно поиграть с размерами створок. Можно сделать асимметричное распахивание створок — одна на улицу, другая на участок.
При изготовлении ворот створки можно делать несимметричными!
На горизонтальных перекладинах отметили место установки вертикальных стоек. В нашем случае стойки удобнее всего было установить посередине. Стойки вварили на расстоянии 1,5 см друг от друга. По полученным размерам из остатков профилей отрезали и вварили два диагональных ребра.
Соединение стойки, перекладины и диагонального ребра створки
На удобной высоте и строго соблюдая их взаимное положение, приварили к стойкам проушины.
Таким образом, отпереть ворота можно только со стороны участка.
Так как ворота у нас вспомогательные, то проушины приварили с внутренней стороны
Полотно ворот
После сварки каркаса стоило его покрасить и дождаться высыхания краски. У меня времени ждать не было, поэтому, зачистив болгаркой места сварки, начали кровельными саморезами крепить профлист. Части полотна располагали таким образом, чтобы подрезать его можно было в нижней части ворот и на краях, которые потом будут скрыты целыми листами.Для крепления в 20-миллиметровом профиле вначале просверливали отверстие саморезом с небольшим его проходом внутрь для получения резьбы, выкручивали его, а потом таким же шурупом (но с отрезанным сверлом) фиксировали лист на каркасе. Если бы лист примыкал к узкой кромке профиля, то этого можно было не делать, короткие саморезы заходили бы внутрь беспрепятственно.
Финальный разрез между створками
После окончательного монтажа болгаркой вырезали верхний и нижний сегменты профиля между центральными вертикальными стойками — ворота собраны.Готовые ворота
В очередной приезд на дачу мне предстоит снять профлист и покрасить каркас. Монтажные отверстия заново пересверливать не придется, поэтому снять и установить профлист будет просто. Времени потребуется как минимум пара дней. Выходные заняты текущими делами, да и с погодой не угадать, так что будем ждать отпуска.
Экономия по сравнению с полным демонтажем столбов, покупкой и установкой новых ворот, по моим подсчетам, составила примерно 50%. Трудозатраты — 7 часов с помощником.
Текст: М. Ковалев
Фото: В. Ковалева
Посмотрите ее, она является вполне логичным дополнением к вышепредставленной работе.
Наука против коррозии металла: как холодное цинкование помогает избавиться от ржавчины