Маруся и яблоко
Сегодня вечером, когда началась дойка, мне пришло в голову, что жизнь моя, несмотря на двуногость, не так уж и плоха, а по количеству счастья пять лет, прожитые в деревне, пожалуй, и превосходят все другие периоды моей жизни. При этом в городе в последние годы было как-то тоскливо, безрадостно и совсем-совсем безнадежно.
Климат и возможности
Не скажу, что сейчас доволен своим положением по части финансов, а скорее, и вовсе недоволен. Но встаю утром и ложусь вечером с ощущением того, что я очень нужен. Нужен и козам, и своим покупателям, и, главное, местечко, в котором я так замечательно пристроился, тоже нуждается во мне. Если тут никто не будет жить, то что ж это такое будет? Стоят дома, растут яблони, выкопаны колодцы – и никого? Совсем никого, совсем нисколечко нет? Это вовсе как-то неправильно даже на уровне нашей родной Солнечной системы.Впереди – нечто светлое
Вот я по приезду в Вярьмово пять лет назад и посмотрел очень внимательно на дома, на помещения для скотины, на сараи, на огороды. Пообщался с людьми, порасспрашивал кое-что и кое-кого. Псковская область – скорее север, такой себе юг Русского Севера. Здесь растёт морошка, и значит, это Север.
С другой стороны, у нас действительно жарко, и растут груши и вишни. Летом часто около тридцати, осенью вплоть до января – устойчивый плюс. Единственная проблема – дожди. Дождь в Псковской области – это не тот дождь, который прошёл раз в день, а за ним выглянуло солнышко, и жизнь наладилась. Дождь у нас идёт неделями, устраивая разве что себе небольшие перерывы и почти всегда в этаком моросящем режиме. Дождь идет так, что убивает траву, и она чернеет. Если вдруг прекратился дождь, то надо набрать побольше воды в дом, потому как такая возможность может быть не скоро.
И, конечно же, влажный климат мрачно, серо и жидко влепил свои особенности в деятельность людей. Первое – выращивать растения в таком случае легче, и поэтому пшеницу люди сеют и сейчас полосками, как в старину. Второе – немногочисленные животные существуют на стойловом содержании, потому как иначе будут потравы. То есть животные пожрут пшеницу с огородом. Приоритет у людей в растениеводстве и в собирательстве. Собирать есть что: грибы и ягоды. А козы и овцы к тому же ещё и мокнут под дождём, что не лучший путь к счастью животновода.
Среднее традиционное хозяйство включало и включает в себя огород, отдельные полосы злаковых, плодовые деревья, а из животноводства – корову, курей, свинью. Куры часто гуляют на свободе, корова привязана к колышку летом, в другое время – в хлеву, а свинья сидит под замком безвылазно, высунув морду в разбитое окошко. Такая вот свинская у нее жизнь.
У Дашки все хорошо – козлята, подруги и светская жизнь кипит
Козы и овцы не пользовались особой популярностью из-за большого периода снежного покрова и летних дождей. Накосить травы на стадо овец в таких условиях один человек вряд ли сможет. На корову – еще возможно, особенно, если дожди не будут особо злыми. Свинья вполне может обойтись обрезками овощей и другим кормом, но не обязательно сеном.
Итак, можно сделать такой вывод: люди вели буквально натуральное хозяйство – занимались всем подряд. Основной доход приносила работа в колхозе, и когда его не стало (и колхоза, и дохода), то жизнь изменилась.
Почему уехали люди из Вярьмово?
Мне иногда удается пообщаться с другими людьми, уехавшими из города. Бывает, что нахожу в таких контактах и разочарование, и беспросветную тоску. Так, одна из женщин писала, что у ее мужа ничего не получается, и нет денег, и она заставляла его искать работу, и сейчас он пропал. Собеседница была совсем не маргиналом, вполне с высшим образованием, и даже понимала отчасти положение человека в сельской местности.Нет работы – это как приговор. «Нет работы», – очень часто слышу. «Нет работы», – так сказала она, и так же скажет он. И еще многие так скажут.
Как-то в одной социальной сети написала Инга Лесная, которая и объяснила про работу. И спасибо ей большое, что она разобрала для меня две разные вещи: работа – не всегда труд, и труд – не всегда работа.
Козы перед дождем
Мне, искавшему работу два раза в жизни, даже не хочется вспоминать об этом. Но, работы много. Ее навалом, просто куча работы. В райцентре висят объявления о покупке (не о продаже) дров, в «Пятерочке» – израильская морковка, а здание районной администрации ремонтируют замечательные люди из ближнего зарубежья. Кстати, очень уважаю людей труда любой национальности и советую другим так поступать. Они работают.
Но часть людей представляет себе работу больше как необходимые атрибуты этой самой работы: с восьми до пяти, стол и стул, начальник-подчиненный, трудовая книжка, аванс-зарплата, права-обязанности, бумаги-совещания. Все как у людей. Нас так приучили, или мы себя так приучили.
Но в деревне, да часто и в городе, но в деревне – особенно и обязательно, работы такой в свободном доступе нет. Есть труд, и он часто начинается с того момента, как человек открыл глаза утром, а заканчивается вечером, когда в полусне пытаешься вспомнить, что еще не сделал. Но в этом и самый цимес. Работа и труд часто отличаются друг от друга.
Люди, жившие в деревне и столкнувшиеся с прекращением дохода – колхоза, и поняв, что на огородах не прожить, а корова и свинья при стойловом содержании не приносят золотых слитков, начали искать работу. Именно ту, представляемую, работу, пусть даже и не со всеми ее атрибутами, но с главными – стабильная зарплата и трудовая книжка. Вполне логично.
Хлорка – молочный чемпион 2018 года
То есть, чтобы искать работу, не надо уезжать из города. Люди, наоборот, уехали из деревни в поиске работы. Нет, ну, конечно, есть и исключения – программисты, авторы и другие обладатели профессий, позволяющих благодаря развитию технологий работать удаленно.
Сейчас вокруг Вярьмово есть жилые деревни. В основном там живут пенсионеры, и пенсия помогает им содержать кур, иногда даже корову, огородик какой-никакой, грибочки-ягодки. Жизнь идет и по-своему, все очень хорошо. Пока есть внешний доход – пока платят пенсии.
Трудиться, чтобы жить в деревне
В Польше есть интересный опыт – выращивание яблок. Там своя специфика, можно много обсуждать, что самое интересное в том, что польскими яблоками завалены все прилавки ЕС и многих других стран. Даже если на яблоках и указан производитель из другой страны. У польских яблок есть ценные свойства: они дешевы, качественны и их много. Это очень важные свойства товара на любом рынке:- доступность по цене;
- качество;
- количество.
Массовому потребителю не интересны дорогие товары, некачественные товары, и товары в единичном экземпляре. Ну, не берем исключения, они, как обычно, есть в любом месте. Мне не нужен эксклюзивный хлеб, хватит и обычного, но качественного и доступного по цене. И важно, чтобы этот же хлеб продавался и завтра, и через год.
Поэтому содержать сразу одновременно кур, коз, пчел, коров и огород, сеять овес и пшеницу можно и нужно только в условиях натурального хозяйства. Ну, или в виде хобби. Вот заработать денег на этом не получится никогда. Таковы экономические законы.
Топленое козье масло в пластиковом контейнере
Очень интересно, что среди средневековых городов Ганзы считался тот город богаче, где количество профессий было больше. Разделение труда позволяет увеличивать производительность, что в свою очередь может привести к накоплению капитала и дать толчок к переходу в другую формацию, например, от феодализма к капитализму.
Ну, и конечно, мы же не встречаем в городе людей, которые работают одновременно юристами, нянечками, учителями и продавцами. Дело в том, что опыт и навык, знания и клиенты не появляются в три секунды, а оптимизация процессов и уменьшение издержек – весьма существенные факторы конкуренции. И как раз все вышеперечисленное в этом абзаце и дает возможность произвести товар или услугу дешево, качественно и много.
Поэтому, оглядев свою деревню и немного поразмыслив, я остановился на самом-самом простом – на козах. Дело в том, что я не хочу никуда уезжать, не хочу искать работу и решил для себя жить счастливо каждодневным трудом. Мне сейчас 44 года, и хочу просто жить и трудиться в радость. Быть пастухом и козоводом не так и плохо на самом деле, и, по большому счету, в жизни у меня уже все было. Не то чтобы шубохранилищами владел, но многим «переболел» и потихоньку прихожу к тому, что счастье – не в шубохранилищах. Счастье – в своей душе.
Лесная дорога
Мне казалось на тот момент, что козоводство даст возможность найти свой продукт, на который будет спрос, но что именно это будет – не знал. Может, это будет сыр или шкуры, может, колбаса. А может, и топленое масло. Но для себя сделал вывод: заниматься нужно только одним и искать свой продукт. Он должен быть качественным, недорогим, и надо учиться делать его много.
Энгельгардт и его «Письма из деревни»
Однажды приехал ко мне в гости один из старых друзей. Человек работал библиотекарем, потом стал продавать книги и неплохо на этом разбогател. Есть такие династии, можно сказать – тысячелетние династии, еще из глубины веков, все предки которых жили за счет книг. И мне рассказали о книге «Письма из деревни» автора Александра Николаевича Энгельгардта.Энгельгардты – русская династия выдающихся военных немецкого происхождения. Александр Николаевич в расцвете лет переехал жить в свою деревеньку в Смоленской области, где прожил долгую и по-своему счастливую жизнь. Скончался в 1893 году. Написал «Письма из деревни». Книга небольшая, но по большому счету как бы и про нашу современную жизнь. И еще о сельском хозяйстве и заработке. Очень точно описано общество, и не только деревенское. Кто еще не читал – рекомендую.
О сегодня и завтра
Дело еще и в том, что множество людей до нас думало совсем так же и искало такие же пути в жизни. И вокруг нас куча знаний, оставленных специально для того, чтобы ими пользоваться. То есть, чтобы мне и другим людям сейчас жилось легче, люди, жившие ранее, записывали свои знания и опыт, распространяя их. Представьте: о нас заботилось очень много людей!Тыква и литровая банка
В экономике есть такое понятие – точка безубыточности. И если рассматривать способ заработка на животных, то понятно, что на одной козе Дашке, или даже на двух коровах Зорьке и Буренке, прибыли, скорее всего, не будет. Потому как-то надо считать свое время и сопоставлять его с предложениями работы.
Например, как-то мне встретился бизнес-план зернового хозяйства. И чтобы заработать, как программисту в городе, сельскохозяйственному предпринимателю надо обрабатывать около пятнадцати гектаров (своих) земли, иметь новую технику в собственности (не в лизинге и не в залоге), не иметь вообще никаких расходов на ремонт техники и на налоги, обеспечить трактору топливо по 32 рубля за литр и найти покупателя на продукцию так, чтобы зерно не лежало на складе. Суть как раз в том, что обрабатывать гектар убыточно, и даже четырнадцать гектаров – не выгодно. Потому как есть предложение писать код за 60 тысяч.
Сегодняшняя наша жизнь – просто рай. У нас есть почта, есть Интернет и есть какой-никакой рынок в стране. Существуют тысячи профессий, и козоводство – не престижно. И как раз в этом большой шанс для таких любителей деревенской жизни, как я. Можно находить покупателей через Сеть, можно жить на природе и отправлять тушенку или мед по почте, можно каждый день ходить гулять с козами в лес или разводить пчел. Можно строить хлев и выращивать гусей, доить коров и топить масло. Можно вникать в производство сыра, в козьи болезни. Можно завести корову и даже пять коров.
Труд и любовь делают жизнь счастливой
Мне повезло найти свой продукт – топленое козье масло. Сейчас продано даже то, что сделаю в конце ноября. И мне повезло с животными, потому как попались очень умные и склонные к сотрудничеству животные. Мне повезло с деревней, потому что это место любит меня и помогает мне во всем. Мне повезло с людьми, окружающими меня, потому как реально ощущаю понимание и помощь, исходящие от них. И мне повезло со временем – козы начали приносить доход буквально с первых дней.
В Белоруссии некий человек разводит бобров ради меха и еще ради бобровой струи. Эта самая бобровая струя, вернее настойка на этой струе, поднимает иммунитет и творит некие чудеса с половой функцией мужчины. От клиентов из ЕС нет отбоя. Человек очень долго шел к этому и трудился больше двадцати лет.
Чеки почтовых отправок за два месяца
Мы живем в замечательном мире. О нас ежесекундно заботится Вселенная и всегда помогает нам. И как бы ни были трудны наши дни или тяжелы испытания, они будут такими, что их можно преодолеть. Иначе бы их нам не выдали со склада, потому что они не для нас.
Спасибо, что прочитали. Здоровья вам и вашим животным!
Это очень здорово — что ты нашёл для себя «место в жизни». И в прямом и в переносном смысле . Рада за тебя, а ещё больше за твоих подопечных вот им-то особенно повезло!
Кстати, Фима, я впечатлениями о Сахалине поделилась — Ну что тебе сказать про Сахалин? (часть1)
Посмотри, если интересно
Ну что тебе сказать про Сахалин? (часть2)
Мне нравится диалог двух героев из старого фильма:
— А что у тебя есть?
— А что надо, то и есть.
— А что тебе надо?
— А что есть, то и надо.
Вообще, чем холоднее климат, тем сливочное масло играет большую роль в пищевой культуре народа. Норвежцы и шведы, да и наши Вологодские большие доки в сливочном масле, а греки с французами в сыре. Сыр легче делать в сухости и тепле, а масло в сырости и холоде.
И вам всего доброго.