Приглашаю обсудить мой примитивный декор вдоль тропинки. Что думаете о конфигурации задуманного мною проекта?

Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
KikiEzhkina KikiEzhkina
Кики Ёжкина Севастополь
Есть идея облагородить вот этот уголок возле остановки автобуса. Там обычно валяются окурки, конфетные бумажки, пивные крышки, разбитые бутылки, всякие мелкие упаковки… Сами понимаете, друзья, это никак не добавляет к облику города никаких плюсов! Мало того, что остановка старая… ободранная. Мы надеемся, что в очередной годовой план она попадёт под замену на новую… (В городе постепенно павильоны остановок заменяют с советских на российские). А вот окружающая среда должна, на мой взгляд, как-то облагораживаться усилиями жителей.

Начала, как обычно, с себя! Конечно, ничего не успеваю, но за многое хватаюсь, пока радикулит отпустит :)

Вот, что успела сделать я за последнюю  половину  месяца: прополола частично- ровно под проект "Сухой  ручей"  и  повытаскивала часть камней  и гравия из этого небольшого участочка.  Обратите  внимание какие горки камней  удалось повытаскивать со столь небольшого участка почвы!
Вот что успела сделать я за последнюю половину месяца: прополола частично, ровно под проект «Сухой ручей», и повытаскивала часть камней и гравия из этого небольшого участочка. Обратите внимание, какие горки камней удалось  вытащить со столь небольшого участка почвы!

Тут же встал вопрос о границе между свободной зоной тропинки со стороны остановки и задуманной мною рабатки. Просто отсыпать гравием — вобьют в почву и ничего не будет видно как границу! Решила, что необходимо выкопать неглубокую (15 см) канавку шириной под 30 см, уложить туда большие полиэтиленовые чёрные мешки на дно. Подогнутые вовнутрь края этих мешков придавить крупными булыжниками (размер от 10 до 15 см), а середину засыпать мелким гравием, как середину сухого ручья. Выписала с ВБ два цвета краски (бордо и голубой), пока ещё едут. Надо выбрать, какой конфигурации прокопать канавку — какой образ сухого ручья воплотить в жизнь?

Первая  идея  была  как у всех:  уложить перевёрнутый горшок  и  имитировать выливающуюся из него струю воды...
Первая идея была, как у всех, уложить перевёрнутый горшок и имитировать выливающуюся из него струю воды...

Вторая мысль была создать просто край в виде орнамента:

Орнамент в виде волны из камней Бордовых по краю и голубой гальки внутри...
Орнамент в виде волны из камней, бордовых по краю и голубой гальки внутри...

Третья мысль пришла в более-менее спокойный момент, когда идея уже несколько отлежалась!

Зелёные  стрелки показывают тот проход,  которым привыкли пользоваться все прохожие. Это обстоятельство необходимо учитывать,чтобы  мои камни не оказались на проходе! Уложить предстоит строго рядом  с тропой!
Зелёные стрелки показывают тот проход, которым привыкли пользоваться все прохожие. Это обстоятельство необходимо учитывать, чтобы мои камни не оказались на проходе! Уложить предстоит строго рядом с тропой!

В итоге я склоняюсь к мысли, что обычная дуга по краю рабатки будет смотреться уместнее в столь проходном месте...

Что думаете о конфигурации задуманного мною проекта?
Прошу  высказываться по существу заданного   вопроса… А также о способах окраски камней. Ну и  вообще  о том, как всё это   надо  правильно сделать, чтобы нормально улеглось и не  выдулось нашими ветрами?
У вас есть свой дачный вопрос? Задайте его нашим экспертам и опытным дачникам.
Задать вопрос

Вопрос размещен в разделах: вопросы, , ,
185 комментариев 16 спасибо за вопрос   в избранное 8085 просмотров
Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Автор вопроса:
Все ответы и комментарии (185)
Здравствуйте, а вы не ходите дугу сделать в сторону дороги? Мне кажется, что люди, которые привыкли срезать угол, могут затоптать вашу красоту.
Привет, Татьяна!
Со стороны дороги будут использованы какие-то иные приёмы для рабатки… А здесь эта отсыпка пришла на ум не случайно, а вполне осознанно, чтобы специально, чисто порубежно отделить цветник от тропинки… Насчёт «затоптать»: поживём — увидим, как там этот декор удержится… Практика- критерий истины!
Рассмотрела все предложения по очертаниям ручья и всё-таки решила, что важнее захватить большее пространство под клумбу и оставить минимум для свободного прохода…
Сегодня ранним утром прокопала траншейку, следующий этап: укладывание укрывного материала на дно ручья…

Мои сегодняшние трудовые успехи...
Мои сегодняшние трудовые успехи...
На данный момент уже имеется опыт за несколько месяцев эксплуатации «сухого ручья». По итогам: т.к. камни не посажены на раствор пока что — их время от времени сбивают с края. Я спокойно поднимаю и ставлю их на место!- не критично… Камни переносят амортизацию с лёгкостью, растений основная масса прохожих не касается. Правда было несколько случаев воровства кустиков Нивяника… Но у меня его в саду- полно, разведём и тут постепенно! Практика показала: в основном люди стараются не вредить, ну а вандализм, к сожалению, пока до абсолюта не изжит… Время от времени некоторые разбрасывают окурки, пустые банки и бутылки… Если за пространством ухаживать регулярно, то убирать небольшие погрешности не особенно много требует времени… Зато потом приятно посмотреть на дело рук своих!

так народ пробирается к остановке по узкой тропинке, которая сейчас с двух сторон имеет культурное обрамление: справа-ручей, слева-рядок Ирисов… Всё! Грязи и запустения тут не осталось!
так  народ  пробирается  к остановке  по узкой  тропинке, которая  сейчас  с двух сторон имеет культурное обрамление: справа-ручей, слева-рядок Ирисов... Всё!  Грязи  и запустения тут не осталось!

Постепенное разведение разнообразных многолетников...
Постепенное разведение  разнообразных  многолетников...
Кики, ты большая молодец!
Очень красиво! Большую работу проделали.
возможно я слишком мрачная тётька, но если люди срезают вот этот закругленный угол и выкидывают там окурки, то край из камней кто-то просто распинает в разные стороны, и окурками тоже засыплют. А цветные камушки пинать будет особенно увлекательно. Попробуйте для начала выложить бордюр некрашеными обычными камешками, там видно будет.
Дорогая Мариночка!
У меня в связи с такими же мыслями, напротив — разгорелся интерес, я отношусь к этому проекту в своём роде как к психологическому эксперименту… Очень любопытно будет получить результат,
свидетельствующий о зрелости нашего общества Вот и посмотрим- как влияет благоустройство на наши собственные нравы! И вообще- влияет ли поведение отдельных индивидуумов на окружающий социум?
Я давно стала замечать, что очень многие глядя на мою активность на голом городском бордюре стали вникать в ту же самую идею: люди проникаются смыслом моего черепашьего движения
Основная масса проходит молча, часть восторгается моим усилиям, некоторые восторгаются достигнутыми результатами, часть соседей предлагают растюхи. Уже много чего посажено из дарёных отростков: Юкки, Штернбергии жёлтые, Ирисы (жёлтые и голубые)- пока ещё не цвели… Даже Лихнис корончатый приносили…
На днях подошла соседка и поинтересовалась, а нравятся ли мне Канны? — Конечно, отвечаю… Принести? — Конечно, принести!-А куда посадите?- Так вот сюда прямо и посажу…
Тут-то она и призадумалась… Вероятно ей хотелось лично для меня сделать подарок, который я понесу в личный сад… а тут такое «странное» небережливое отношение к подношению!
Некоторые очень переживают, что красивые сорта окажутся в итоге выкопанными и унесёнными ветром!
На днях подходила «девушка» моего возраста, предлагала разноцветные ирисы, хотя заранее сожалела, что на открытом не огороженном бордюре они не уцелеют!
А я не переживаю, т.к. у меня в целом установка занимать пространство легко выживающими в нашем климате сортами растений из собственных семян и черенков…
Мой взгляд на этот вопрос: всё-равно что-то вырастет и это будет намного лучше, чем пересохшая летняя трава…
Что касается окурков и стекляшек, то при первой прополке всё это тщательно расчищено, ну а новые, брошенные на поверхность, в любой момент при очередной прополке можно собрать…
Думаю основного результата: разбитие клумбы-рабатки с многолетниками в её основе всё-равно удастся добиться…
Относительно нравов населения- надеюсь на их постепенное формирование и культурный рост!
Сегодня ранним утром выкопала траншейку и днём выложила дно полиэтиленом, по краям его придавила большими камнями, серединка ручья пока пустая…
Теперь встаёт вопрос о покраске щебня и булыжников!
Везде в инете советы про бетономешалку и какую-то особенную специальную краску…
А у меня предстоит мокрый ручной метод с простыми красками — нигде и никем не описанный…
Когда копала сегодня канавку всё вспоминала ваши слова, что камушки цветные пинать будет особенно весело!

Вот как сейчас выглядит мой сухой ручей…

Вот как  сейчас  выглядит  мой  сухой ручей...
Кики, желаю вам с внучками успешно покрасить камешки, чтоб краска будет хорошо держалась.
С нетерпением слежу за вашим строительством = благоустройством общественных территорий.
Сегодня получила большое 20 л ведро вот такое: надеюсь оно мне как-то поможет в том дальнем уголке от цивилизации — в нём можно будет сначала отмывать булыжники и уже потом окунать в банку с разведённой краской…

Сегодня в очередной раз повыбрасывали массу разбитых пластиковых вёдер- просто горят в нашем обиходе! Надеюсь это как-то нам послужит…

Сегодня в очередной раз повыбрасывали массу разбитых пластиковых вёдер- просто горят в нашем  обиходе! Надеюсь это как-то нам послужит...
Кики, а в вашем уголке не существует металлических ведер, цинковых или эмалированных? У нас много лет живут такие ведра и нормально себя чувствуют. А пластиковые за это время все вышли из строя. Впрочем не знаю, есть ли сейчас в продаже в нашем развитом индустриальном центре такие ведра.
Есть, но стоят дорого. Из пластмассовых ведер предпочтение надо отдавать черным — они устойчивей к ультрафиолету. Красные — самые непрочные. Да и пигмент выгорает быстро.
«а в вашем уголке не существует металлических ведер» — наш уголок теперь полностью перешёл на покупки от WB… А там есть всякого размера оцинкованные металлические вёдра…
Но с пластиковыми комфортнее работать (меньше дребезжат, в холодный период не такие холодные как металлические).
Одно старое металлическое есть, я когда-то, когда ещё не купили жаровню, в нём себе золу из веточек нажигала, для этого с большим трудом вручную дырочку для тяги пробивала… Оно после стройки у нас осталось: всё битое-гнутое, но для меня почему-то эмоционально дорогое!
Сейчас я его приспособила под текущий дворовой мусор: заправляю его пакетом и туда летят всякие стёклышки мелкие,
которые попадаются в почве сада при прополках, обломки старого пластика, мелкие бумажки… Почему ему для этих целей отдаётся предпочтение? Да потому, что оно единственное, которое ветры не сдувают из уголка двора! Пластиковые все летают постоянно (если пустые!)
А для химических растворов для опрыскивания и подкормок мне вообще кажется более подходящей пластиковая тара…
Или я не права? Мне кажется металлические более склонны вступать в реакцию?
У нас старое ведро с дырками в дне и без ручки тоже приспособлено для мусора во дворе. Не сдувает ветром и дождевая вода не скапливается. Про химическую реакцию не знаю, скорее всего не должно быть, если ведро оцинкованное или эмалированное. Я все растворы смешиваю в 2-х литровой пластиковой бутылке или сразу в пластмассовой лейке. А пластиковые ведра и тазики, «списанные» к употреблению на улицу, быстро выходят из строя. Надо пересмотреть позицию на счет ведер черного цвета, я раньше их инстинктивно сторонилась.
Оцинкованные ведра плохо относятся к любым неорганическим жидкостям, кроме чистой воды («активное покрытие») ну и влажным субстанциям вроде песка и земли. Держать в них воду подолгу не стоит — и ведру фигово и вода после этого не слишком полезна.
Эмалированные хороши пока целые. Скол эмали запускает быстрое разрушение — сама емкость же из черного железа.
Растворять химикаты в какой-либо таре кроме стеклянной, новой эмалированной или пластмассовой категорически не рекомендуется.
Спасибо! Раньше во времена моей молодости, когда воду носили из колодца, мы пользовались оцинкованными ведрами и воду так в них и держали, правда, недолго.
«Я все растворы смешиваю в 2-х литровой пластиковой бутылке или сразу в пластмассовой лейке». — Вот тут Ольга, задели за живое!
Часто бывает, что ампула или таблетка рассчитана
на 10 л… Так у меня декабристы мучаются в ожидании лечения, т.к. я никак не решу — кому дать остатки раствора, если у меня используется только литра 3, возможно?
Во-первых, жалко просто выливать ценный раствор! Во-вторых, так просто разбрасывать химические растворы не по назначению — тоже наверное, неправильно?
Тут я размышляла про таблетку, может её распилить напополам и развести себе 5 литров… Надеюсь куда-то смогу употребить 5 литров лечебного раствора?
И ещё одно- чем лучше её попилить?
Кики, у меня чаще всего были ампулы с жидкостью или порошок. Большой таблетки на 10 л вспомнить не могу. Так уж получилось.
Если ампула на больший объем, чем мне надо, я ее сначала растворяю в литровой банке — маточный раствор. Потом добавляю в 2-х литровую бутылку и опрыскиваю, опрыскиватель самый примитивный погружной. Более сложный у меня не выжил. А большой опрыскиватель ни к чему, весь участок маленький.
Если маточный раствор хранить нельзя, я эти остатки на глаз добавляю в лейку и поливаю те растения, кому это может пригодиться. В основном это противогрибковые средства. У меня часто страдают от грибка клематисы и барбарисы с желтой и зеленой листвой. Поливаю их под корень. Наверное, для несъедобных растений и профилактическая обработка подойдет. У меня лишнего не оставалось. Всегда под кого-нибудь можно было употребить.
Вообще опрыскивание как процесс — один из самых ненавистных. Везде, где можно, стараюсь заменить проливом из лейки.
В прошлом году обрабатывала клубнику от долгоносика, делала раствор с нашатырным спиртом прямо в лейке.
Из таблеток использовала метронидазол, но там несколько таблеток растворяла сначала в банке.
Если бы мне пришлось делить таблетку, попробовала бы аккуратно «распилить» ее ножом. Во всяком случае, человеческие таблетки иногда делила именно так.
«Большой таблетки на 10 л вспомнить не могу.» — Сегодня обновила оранжевое ведро! В кладовке стоит ещё одно новое, но всего лишь 8-литровое! — маловато!
Почитала рекомендацию про разведение подкормки под Рододендрон, которую рекомендуют делать сразу как сойдёт снег. У нас, как известно, все снега уже давно сошли
Значит пора сделать подкормку под родиками, а пакетик у меня весом в 25 г «Магния сульфат» — его как раз рекомендуют развести в 10 литрах воды… А то на мои Рододендроны смотреть жалко — такие несчастные ободранные и обглоданные! Пора изменить отношение с наплевательского, на бережливо-хозяйственное!

Препарат очень легко растворился, надеюсь моим рододендронам это окажется полезным!
Препарат очень легко растворился, надеюсь моим рододендронам  это  окажется  полезным!
У меня всего один рододендрон. Вначале страдал, так как зимовал без укрытия. Последние годы укрываю на зиму и все наладилось. Вообще многолетники подкармливаю недостаточно и бессистемно. Прошлой осенью положила под многолетники удобрение Осеннее, под рододендрон то же. Кому не хватило, весной положу комплексное удобрение. Главное нейти бумажку, где это все записала. 🙂
У нас какое-то дикое количество снега в этом году, вчера опять выпал еще сантиметров 10, а впереди еще 2 месяца снегопадов, март — не исключение.
Здесь рододендрон еще не полностью распустился.
Здесь рододендрон еще не полностью распустился.
Кики, если препарат в ампуле, то тут легко справиться, закачав его в шприц объемом 1 мл (самый маленький, инсулиновый). Из него можно хоть одну каплю брать, если например, столько нужно на 1 л воды. Остальное так и будет прекрасно храниться в шприце до следующего использования. Шприц кладу в пакетик из-под ампулы, чтобы не забыть, что в нем находится. И не надо весь препарат разводить в 10 л!
А любые таблетки мы обычно раскалываем ножом. А бывало, большую таблетку «Интавир» сначала, не вынимая из пакетика, размочаливала с помощью молотка. Потом порошочек можно высыпать в линию и отделить от этой линии необходимую часть. (Обычно линия 10 см, а надо взять 1 см на 1 л). Остальное опять ссыпать в пакетик и закрепить его скрепкой.
Прочитала и получила ощущение, что надо переквалифицироваться в лаборанта ( отчасти)…
Скорее всего от большой таблетки отколочу половину, раздавлю и растворю в 5 литрах, в итоге использую по всем домашним горшочкам, а остатки по будущим горшкам, которые планирую использовать под весеннюю рассаду…
Там же рекомендуется использовать раствор в ближайшее время после разведения…
Надо дождаться плюсовых ночных температур: к 30 января… И начинать воевать как с комнатными, так и с уличными вредителями (часть горшков пока стоят на улице)… Планирую их занести и сеять рассаду в них…
«если препарат в ампуле» — вот сегодня снова столкнулась с препаратом «Клещевит», а он в каком-то флакончике на 10 мл…
В инструкции надо разводить по 2 мл на 1 литр воды… — больше 1 литра рабочего раствора мне для одноразового опрыскивания и не надо!
Рабочий раствор использовать в тот же день.
ВОПРОС: про сохранность оставшегося препарата- не сказано ни единого слова!
А вдруг он портится после вскрытия флакона?
Интересно — можно ли где-то уточнить про постепенное расходование этого флакончика «Клещевита»?
Даже в голову не приходил такой вопрос: не испортится ли препарат после вскрытия флакончика. Я думаю, что ничего с ним не будет.
Мне нравятся такие объемы. У меня много таких флакончиков. Тот же Максим, Актара, Эпин, Циркон… Откачиваю шприцем 1 мл или меньше, а остальное так и хранится в пузыречке.
«Даже в голову не приходил такой вопрос» — а в мою голову только такие вопросы и стучатся: «А вдруг препарат после вскрытия ампулы или флакона начинает портиться?»
Самое интересное- а не найдётся ли на сайте компетентного человека, который сможет профессионально разъяснить эти сомнения?
«У меня много таких флакончиков. Тот же Максим, Актара, Эпин, Циркон… Откачиваю шприцем 1 мл или меньше, а остальное так и хранится в пузыречке.» — видимо как в медицине- будем использовать опыт предыдущих «ботаников»-первопроходцев! Другого выхода пока не вижу… мне больше 1 литра готового раствора и не надо пока… Для очередного опрыскивания…
Кики, это надо у химиков спрашивать. Как препарат с таким-то составом будет взаимодействовать с воздухом, не испортится ли?
У меня вблизи химиков нет…
Если это отечественный препарат, можно написать или позвонить на фирму производитель.
Про «Клещевит» пишут: АО фирма «Август», Россия. Изготовитель «Фармбиомед»,
попробую написать по мылу: info@pharmbiomed.ru…
Не очень надеюсь на ответ, но попробую…
Удачи!
Мне кажется, не должны. По камням путь срезать — черт ногу сломит 😀 Себе дороже.
Привет Марина!
Хочу отреагировать на вашу реплику:
«возможно я слишком мрачная тётька»…
Сегодня мне прилетела «награда» откуда не ожидала…
Безмятежно поливаю свою клумбу и рядок Ирисов вдоль стенки павильона автобусного и вдруг из-за стенки: «ну не надо же на меня брызгать!»
Я даже не представляла, что глухой железный лист приподнятый на 2 см над землёй может послужить таким поводом для раздора!
Поведала даме, что я понятия не имела, что она прячется за этой стенкой как раз в районе той приземельной щёлочки… А внутри павильона ещё 5 метров от стенки отойти можно, да и вдоль остановки — ещё дальше отшагнуть при необходимости… Но нет- она будет жаться именно к этой щели!- чтобы было о чём поговорить!
Резонно сказала ей, что она абсолютно точно и видит и слышит, что тут производится полив и могла бы на шаг отступить от этого мелкого проёма в стене… коли её волнуют эти случайно вылетающие брызги из-под стенки…
Тут же она присвоила моим действиям статус «Какое хамство!»
От чего у меня глаза от удивления чуть не выпали из орбит!
Пришлось нейтрализовать дамочку: «присоединяйтесь к усилиям нашей группы и вместе „хамить“ будем изо всех сил! — чистить-блистить-ростить-сажать-поливать…
Тут она ещё успела ввернуть „ПОНАЕХАЛИ неизвестно откуда!“
На что я резонно ответила: а вот про вас абсолютно точно известно откуда такие как вы понаехали! — тут она язычок свой притормозила… Видимо, вспомнила, откуда сама „понаехала“…
Что-то там о моём „хамстве“ она там ещё с кем-то обсуждала, на что пришлось сказать такую фразу: а вы не подскажете какой у вас адрес? где вы проживаете? -очень хотелось бы посмотреть какой у вас дом и пространство вокруг дома- чтобы понять как вы стараетесь на благо Родины? — после чего образовалась уже абсолютная тишина!
Что я думаю обо всём этом?- есть такой тип людей, которые считают себя старожилами и на этом основании представляют, что имеют какое-то преимущественное право относиться к более поздним поселенцам высокомерно… Кинулась тётенька поточить об меня зубки, но кажется нашла коса на камень?
Вот спрашивается- за что мне вот это прилетело?
Что явилось мотивом такого поведения?-
Человек умышленно игнорирует любой позитив, и намеренно выдумывает и создаёт конфликт на пустом месте…
Что это? Зависть? К чему зависть? Я же никому руки не связала- выходи и переплюнь меня, если очень хочется как-то выделиться…
Одно радует: большинство людей откровенно радуются моему саду при тротуаре…
Вчера подошла с „дифирамбами в мою честь “ бабулька 95 лет!
Оказывается она с орловщины родом, в войну была под оккупацией: расчищали для немцев дороги от снега, рыли окопы для фашистов… Мать умерла и трое детей остались, а она- старшая!
Работала где-то на производстве. Дочь выучила на врача-акушера!
Представляете какие были социальные лифты в СССР!?
Зять, говорит- сейчас главврач нашей больницы…
Вот так они за ней присматривают — получилась долгожительница!
Что значит- всю жизнь человек провёл в активном движении — как же это полезно-двигаться!

вот оно, моё зазаборье...
вот оно,  моё зазаборье...

нормальным людям понятно, что всё это- на радость людям...
нормальным людям понятно,что всё это- на радость людям...

на утренней заре...
на утренней заре...
Какая Вы молодец!
Уважаю!
Кики, замечательная картина зазаборья!
да, результаты, хоть и не грандиозные, но всё-таки радуют!

даже ручей радует каждым камешком!
даже ручей радует каждым камешком!
Малость не полностью понятен замысел, почему именно сухой ручей и как он должен спасти цветочки от вытаптывания. И почему два столба им захвачены, а третий нет))
Что до дуги, я бы вывела её так, чтобы на просторе было побольше места для топтаний, а чтобы узкий уголок не потерялся, в нём можно посадить что-то высокое торчащее вертикально и постепенно понижать рост кустиков до переднего плана.

От как-то так
От как-то так
Дело в том, что изначально освоение пустыря начиналось именно с пространства между ближними двумя столбиками, там высажены пучки травы с красивыми резными листьями: там их около 8 кустиков… И сразу рядом со столбиками и выходит тропинка на тротуар!- по этой причине даже и не знаю как обогнуть это пространство- если только засыпать галькой цветной пространство самой дорожки? Изначально у меня был план отделения отсыпкой зоны тропинки от зоны рабатки…
А вот пустить камни на саму дорожку может быть мыслью, поскольку в массах, далёких от ландшафтного дизайна, сухой ручей вряд ли будет восприниматься как декоративный элемент, стопудово прям по нему и будут ходить. Можно натаскать побольше обычных камешков, а цветными выделить края «переться тута». А на переходе выложить рядок больших камней — у вас там (завидую!) проблем с камнями вроде как нет.
Поддержу хорошую идею Рудольфовны!
+1
" проблем с камнями вроде как нет "- вся эта галька и булыжники добываются из сезона в сезон из собственных недр — где в гряде они не нужны… а по краю- то, что надо!
Извините, не дочитала все комменты. Может уже и писали, но здесь просто просится декоративная невысокая, но подпорная стенка. И не распинают, и растения предохранит. И всегда лучше природные тона. Камней то у вас точно хватает
Привет! (Хотелось бы знать имя для обращения не по фамилии)…
Вы абсолютно правы!
Если делать настоящий капитальный проект- тогда да!
А у нас-то цель выкрутиться лёгкими и дешёвыми способами!
1. Не хотелось бы связываться с цементом, раствором и бетоном… (Тяжёлая работа и денежные расходы)… Хочется тихонько ползать и всё-таки получить какой-то результат… Сейчас как раз обдумываю как наипростейшим способом провести окрашивание гальки и булыжников… Два колера-то уже куплены под эти цели! — голубой и розовый!
Природные тона, конечно, лучше, но хотелось получить явный декоративный элемент, поэтому предпочла яркие цвета… Сейчас понимаю, что сделала ошибку, но теперь уже, что есть то и есть! — буду пробовать…
По поводу закрепления крупных булыжников по краю посадкой на раствор — буду допрашивать домашних- может есть в остатках какая-то смесь скрепляющая…
Может и применю… пока неизвестно…
А у нас сегодня наконец-то в этом зимнем сезоне лёг снежок на огороде: 12 января в 2024 году!
Так что под Старый Новый год снег всё-таки успел покрыть наши сады и огороды… Сегодня даже на Пассифлоре снежок лежит и не спадает… А ей хоть бы что!
Добрый вечер) Я — Галина. Для декоративной стенки много не надо.
Если стенка не выше 40 см, достаточно снять плодородный слой земли, сделать дренаж из щебня средней фракции, насыпать выравнивающий слой песка, выстелить геотекстилем и снова присыпать немного песком. Такая подготовка нужна чтобы стенка не уходила в землю. Выкладывать саму стенку удобно из плитняка, просыпая слои землей. Прежде чем заполнять созданную террасу землей, необходимо обеспечить террасе дренаж.
Привет, Галина!
Очень полезный совет и скорее всего применять его буду в другом месте, где без этого, наверное, и не обойтись — там перепады уровней…
А здесь: просто тропинка и небольшой край цветника… И практически почти на ровной поверхности… Хочу тут «отстреляться» малой кровью!
Требуется уточнение про песок: на самый низ? или сначала первый слой щебня, потом слой песка, потом снова щебень? И как я поняла: это под каменную стенку такое основание требуется?
Пока что я «китайскую стену» строить не планировала
И как внешне выглядит плитняк?
Что-то подобное вашему описанию у меня присутствует на небольшой земляной террасе… Там я как раз откапывала траншейку и насыпала гравий (дренажный)…

Сделала дренажную канавку внутри террасы в 2021 году-летом...
Сделала  дренажную канавку  внутри террасы в 2021 году-летом...
На фото у вас серьезная стенка А под декоративную да: сначала щебень, потом выровнять песком, геотекстиль… Чтобы просто вес стенки не вдавил ее в землю. А плитняк — на фото (не мое). Удачи вам.


ТО, что вы называете ПЛИТНЯК, мне известно под названием БУТОВЫЙ КАМЕНЬ… Это одно и то же или чем-то отличаются?
Обожаю мелкорослые многолетники, но они почему-то у меня не заводятся, кроме Ясколки и Очитка отклонённого

Очиток Блю Форест (разросся на бетонной глыбе среди насыпанного щебня на присыпанной по верху щебня почве)
Очиток  Блю Форест  (разросся на бетонной глыбе среди насыпанного щебня на присыпанной по верху щебня почве)
Хочу показать вам пучок этой травки (не установила пока её название)… Ту самую, которую насадила между ближними двумя столбиками…

Не знаю, что это за трава, но уж больно агрессивна: одна соседка подарила кустик, он через год проклюнулся в нескольких местах — выкопала и перенесла за ограду сада к остановке!

Не  знаю,  что это за  трава, но уж больно агрессивна: одна  соседка  подарила кустик, он через год проклюнулся в нескольких местах - выкопала и перенесла за ограду сада к остановке!  :)
Это гравилат. Какой — без цветов, пожалуй, не определю. Может быть и садовый, раз соседка подарила — с небольшими коралловыми «розочками». Дикорастущие виды не столь эффектны, хотя г.речной подходит для композиций природного стиля. Зато они довольно ценны в качестве лекарственного растения и даже пряности — корневища дают отвар по вкусу похожий на имбирный.
Крупных цветочков пока не заметила, скорее что-то мелкое желтоватое могло быть… Что-то малозаметное… Высадила Гравилат между столбиками ради пышной листвы, чтобы пышная листва красовалась вместо Мятлика… Вот семянки колюченькие видела…
Значит городской Вам подсунули. ( или местный аналогичный вид — флора Крыма и средней полосы все же «две большие разницы»). Совершенно недекоративное растение, но полезное, как я упоминал. Но ради пользы выращивать его на участке нет смысла. Проще набрать в природе. Хотя в НАШЕЙ природе. Как с ним на югах — не знаю.
У меня на момент высадки Гравилатов была идея замещения Мятлика пышными резными кудрявыми листьями (очень не хотелось, чтобы это пространство выглядело как забитое сорняками)… Так что я пока провела несколько прополок, чтобы красовалась именно та листва, которая мне нравится… Ну не цветёт красивыми цветочками — пусть не цветёт! Надеюсь подрастёт до 30 см в высоту, вместо сухой выгоревшей травы в период знойного лета…
У нас-то степи летом выгорают! Тут у нас не костромская зелень и буйство трав!
А культурные посадки заставят нас периодически к этому пятачку со шлангом прогуливаться… Ради голого газона я бы не стала этого делать!
Мне тут ещё дополнительно пришла мысль — а ведь эти столбы можно тоже задействовать! Протянуть между ними проволочки и пустить что-то вьющееся типа того же шиповника, или подсолнухи подвязать, чтобы не валились. Вот и заборчик получится!
«посадить что-то высокое торчащее вертикально» — таких растений у меня целый сад! — а вот постепенное снижение уровня цветов среди многолетних культур- тут надо подумать- из чего такое сотворить!
Если соседка реально принесёт Канны — вот уже и решение для центральной строки по всей длине…
Пониже могут быть высажены Кентрантусы (весьма терпеливые к зною).
Чуть ниже уровень Цинерарий (если не допускать цветоносов!) — иначе они Валериану красную перерастут!
И самый нижний уровень- душистая фиалка?
Вот всё то, что у меня есть в наличии и без ограничений…
Хотя с другой стороны, даже если и не такой вариант можно просто высадить Цинерарию и пусть себе цветёт сколько хочет!

В Крыму Цинерария всегда нарядна: круглый год! — летом цветёт, а зимой стоит в новой кружевной листве!
В  Крыму  Цинерария  всегда нарядна: круглый год! -   летом  цветёт, а зимой стоит в новой кружевной листве!
Перепутают с полынью и потопчут)) Надо что-то более явственно декоративное добавить. Канны блеск.
Вроде бархатцы очень неприхотливые. Засушенные и повядшие — спокойно оживают после полива.
Бархатцев много разного роста, от низеньких до высокорослых мне по пояс. Высокие прямые, и есть отклоненные ветвистые. Еще есть тонколистные, стелются по земле, укореняются стеблем и образуют цветущий полушарик.
Зато бархатцы не украдут.

Как насчет декоративного подсолнуха? Есть сорта ростом 60 см, сильно ветвится, образуя пышный куст с красивыми мохнатыми небольшими шапками — Медвежонок называется.

Лилейник не подойдет? Не знаю, он любит влагу или нет, у меня растут неприхотливые кочки, никогда их не поливаю, в любую засуху им ничего не делается. И делится на ура.
Интересные идеи- посмотрю, что получится воплотить
Да, Бархатцы и Цинерария — классическое сочетание!
У меня декоративные подсолнухи- ростом до Солнца Но, наверное, при желании можно сформировать… Надо будет «поколдовать» над этим пятачком в этом году…
Про свои Бархатцы я уже ранее где-то рассказывала, что все они у меня из одного пакетика, но в зависимости от условий произрастания- показывают совершенно различные результаты, от 15 см высотой, до 70 см в высоту! -поливы, подкормки и почва — радикально влияют на их рост!

В августе 2021 года вот такие были у меня декоративные подсолнухи!

В  августе 2021 года вот такие были у меня  декоративные  подсолнухи!
«Вроде бархатцы очень неприхотливые. Засушенные и повядшие — спокойно оживают после полива.»
Должна заметить — ваши слова чистая правда!
К середине августа действительно бархатцы разгулялись и сейчас на клумбе играют главную роль!

Пока Шалфей подрастает, Стахис постепенно разрастается, эти полноценно цветут и закладывают свежую семенную базу на будущее лето!
Пока Шалфей  подрастает, Стахис  постепенно разрастается, эти  полноценно цветут и  закладывают  свежую семенную  базу на будущее лето!
«чтобы на просторе было побольше места для топтаний» — нет! У меня как раз цель абсолютно противоположная!, т.к. места для топтаний у народа полно!- внутри самого крытого остановочного павильона 2х3 м приблизительно и асфальтовая полоса рядом с остановкой 2х6м приблизительно! — пусть топчутся, сколько душеньке угодно! А тут у них есть узенькая тропка, чтобы срезать вот этот самый пятачок, который я прополола- чтобы не обходить его по тротуарной плитке! — так народу кажется путь на два шага короче! — ничего не поделаешь! Коли всем или многим так кажется- необходимо учитывать интересы народа! — вот для этих супер-рациональных людей я и стараюсь оставить тропинку проходную, но Рабатку хочу от тропинки отделить! А в противоположном случае можно было бы ВЕСЬ участок прополоть и чем-угодно колючим (хоть теми же юкками) непролазно засадить! Цель моя иная: чтобы и овцы целы были (мой цветничок) и волки сыты (проходящий люд любого настроя!)… Главное — облагородить уголок города возле остановки автобуса…
Линия прочерченная вами очень красиво смотрится, но противоречит моей установке: захватить под культурные растения в этом месте как можно большую часть земли — не зря несколько дней потратила, вытаскивая за вихры каждую сорняковую травинку: я вела боевые действия за каждый квадратный сантиметр грунта!
Трава слева — та, что останется с другого бока тропинки: целина…
Я так поняла, что это рядом с остановкой, и тут на газоне топчутся курящие граждане, чтоб не дымить прямо на остановке. Видимо им нет другого места в сторонке, где они могут курить. Может для них отсыпать камешками пятачок, чтоб они стояли на нем.
Для начала наверное нужна урна.
Обустройство самой остановки и оборудование её урной- оставлю в компетенции муниципалитета… Им тоже нужно что-то делать для обустройства города
Нет- народ там не толпился до сего дня, надеюсь и не будет толпиться, просто проходя мимо- разбрасывают окурки куда вздумается…
Кики, добрый день!
Поддерживаю Ваше желание облагородить это невзрачное место, это просто здорово!
Трудно что-то конкретное посоветовать, потому что непонятно по представленным фотографиям, как это выглядит. Хотелось бы увидеть это место с расстояния, общим планом и с разных ракурсов, чтобы понять, какие там условия для растений, какая функция у этих столбов ( они поддерживают крышу?).
То, что Вы выделили дорожку так, как привычно людям по ней ходить, это правильное решение.
В связи с этой дорожкой тоже вопрос — она проходит под открытым небом? Т.е. если пойдёт дождь, проходить придётся по мокрой земле? Тогда есть риск, что быстро затопчут отсыпку.
Да, Ларисочка, дорогая!
Будут ходить как и много прежних десятилетий — по мокрой земле! Посему их свободу и их выбор я никак не пытаюсь изменить, просто краешком от их магистрального пути стараюсь пристроить свой строго выстроенный цветничок и отделить его каменным бордюром от их ВОЛЬНОДУМНОЙ ТРОПИНКИ!
Общий план не покажу- уж больно непрезентабельная остановка (из глубокого советского времени)… Сначала дождёмся пока ветер перемен долетит и до этого уголка нашего Крыма
Условия для растений- абсолютная засуха, как и везде в летнее время- выгоревшая от жары трава… под кроной, как мне кажется, Американского клёна… Одна надежда на мой поливочный шланг- если он регулярно будет туда дотягиваться…
Так что поливное земледелие как везде в жарких странах и землях…
О столбах: дальний показывает какой-то дорожный знак (видимо, он там прописался на века!)
Два ближних- установлены для таблички с надписью местной достопримечательности (видимо, тоже установлены вечно!) Крыши над столбами нет никакой…
Вокруг моего Американского клёна я уже успела воткнуть в землю молодую поросль Кентрантусов (из самосева)- это достаточно стойкие растения, надеюсь, в таком бойком месте как остановка и толпы прохожих они смогут выжить и показать себя с наилучшей стороны…

Хотя в первый же день, после прополки вокруг этого ствола там пробежались и потоптались вот такие пришельцы:

Порядок в вопросе с содержанием собак не наведён и это огорчает!
Порядок  в  вопросе  с  содержанием собак не наведён и это  огорчает!
Кики, добрый день! Я не случайно спросила про хождение по мокрой земле, потому что, если сделать сбоку от этой тропинки щебеночный сухой ручей, то скорее всего начнут ходить как раз по этому щебню. И он быстро утратит свой декоративный вид. Кроме того, чтобы отгородить тропинку от щебня нужно будет вкапывать ограничитель. Также ограничитель придется вкопать между полосами разноцветного окрашенного щебня, иначе камешки разного цвета неизбежно перемешаются между собой, и тогда вся задумка и труды насмарку.
Поэтому я солидарна с Рудольфовной, что щебнем лучше засыпать тропинку, подстелив под него геоспан или подобный материал — чтобы щебень не утонул в земле. А вот отделить цветник от дорожки каменным бордюром — это хорошо. И дорожка будет помечена, и цветник отгорожен.
Насчет столбов поняла. Тот, который дорожный знак, трогать нельзя. А два остальных можно видоизменить, улучшить, если обмотать сеткой (много не потребуется, т.к. столбы небольшого диаметра), посадить рядом что-то вьющееся и запустить на эту сетку. Лучше, если есть, многолетнее, но можно и однолетнее, ипомею какую-нибудь. Будет и вертикаль в цветнике.
В этой статье есть о том, как декорировать столб
Опоры для клематисов: коллекция идей

Что-то подобное, но сетку можно плотнее к столбу (фото из интернета)
Что-то подобное, но сетку можно плотнее к столбу (фото из интернета)
Лариса, оставшиеся 2 столба тоже, наверно, нельзя задействовать для вьющихся растений. Не успеешь оглянуться, как клематисы и т.п. закроют таблички с указанием достопримечательностей.
А ведь там может быть написано, что рядом Панорама Севастополя!🙂
😀😀 Если сетку ограничить по высоте, то даже девичему В. будет сложно подняться до таблички. А если стричь время от времени, то будет только гуще сетку завивать. Так что табличка не пострадает.🙂
Это надо будет следить все время за лианами и стричь их вокруг табличек. Есть такие, что растут очень быстро и могут и без сетки оплести столб. В том числе и девичий виноград.
Следить надо всегда и за всем 🙂
Если что-то посадить и оставить без присмотра и ухода, вряд ли получится что-то путное, не стоит и затевать.
Столб смотрится, прямо скажем, не очень, и цвет 🙁 Хочется его прикрыть.
Наверно, на юге есть какие-то подходящие неприхотливые лианы для такого проходного места.
Но я ни на чем не настаиваю! 🙂
Да. На месте, конечно, виднее. Мы высказали свое мнение, а Кики всё равно сделает по-своему🙂
И это правильно! Кики предложила вместе обсудить, вот мы и высказываться. Конечно, решать только Кики с учётом своих возможностей и желаний, да и на месте виднее.
Вот да. Поддерживаю Вас, Лариса: нет ничего неуходного. За всем нужно следить. И через почвопокровники сорняк прорывается, и под мульчей кто-нибудь заводится… За всем нужен 👁 да 👁.
Малоуходные клумбы существуют, конечно. Но следить необходимо за всем.
У меня полно в горшках ростков Пассифлоры, а по огороду встречается Клематис виноградолистный — дикорос самосевный!
Если посадить их- разрастутся быстро, но тогда умирать нельзя- придётся регулярно стричь!
А прикрыть столбики действительно хочется!
По растениям я не советчик, другие условия у вас. Вам, конечно, виднее. А умирать по-любому нельзя! 😀
Вот, хочу показать новые росточки Пассифлоры из черенков прошедшего сезона…

Надеюсь черенки нормально перезимуют и весной — в ОГ!
Надеюсь черенки нормально перезимуют и весной - в ОГ!
«нужно будет вкапывать ограничитель» — у меня была такая мысль, но в итоге я склонилась к мысли, что пластиковые элементы могут не выдержать запинок об них и линия будет нарушена и искажена… Вид будет явно неаккуратный, а если отсыпать камнями — вид будет ближе к естественному… несмотря на декоративную раскраску…
Сейчас стоят небольшие морозы и у нас — 4*С было сегодня днём… Проект временно замер. Думаю морозы ненадолго, так что скоро, наверное, пойду-таки копать канавку под сухой ручей…
А между полосами разного цвета я предполагаю сделать так: Сам размер крупных камней, выложенных по краю, окрашенных в бордо (хотя пришёл какой-то розовый колер… Ну, посмотрим)… Эти камни, надеюсь, будут в заглублении придавливать край плёнки, а отсыпанные по середине мелкие голубые камешки будут сдерживать своей массой маневренность КРУПНЫХ, расположенных на краю… И не позволят им смещаться с края…
Если хватит моего натурального материала можно сделать отсыпку простыми мелкими камнями (не окрашенными) самой тропинки, непосредственно встык с краем моего двухцветного ручья!
Одно смущает- втопчут они этот мелкий гравий в мягкую землю, под которой нет подложки… Не планировала я делать эту тропинку с подложной! Что делать??????
Сетку ставить нет необходимости. У меня есть ростки Пассифлоры- подсажу их к столбикам и первые основные плети попросту подвяжу к столбам- остальные будут виться естественным порядком, цепляясь за основные…
Была мысль посадить и под дорожный знак, но вы меня ПРЕДУПРЕДИЛИ!
Значит под знаком будут сидеть цветы среднего роста…
Не вижу пока никакой альтернативы своей любимой Валериане красной! Во-первых, это многолетник, что для уличного озеленения очень важно! Однолетники требуют постоянного внимания, а на улице многолетнику растущему в своём заданном ритме-самое место, на мой
взгляд!

Кентрантус показал себя весьма засухоустойчивым и стойким растением…

Кентрантус  показал себя весьма  засухоустойчивым   и стойким растением...
Кики, добрый день!
Не поняла, почему будут запинаться за пластиковый ограничитель, если он будет ограничивать дорожку по бокам? Тем более, что ограничитель закапывается практически вровень с щебнем дорожки. К тому же можно по краю уложить камни покрупнее, слегка вдавив их в землю.
На фото у меня маленький такой «ручеек», который как бы впадает в грот. На самом деле ручей действующий. Внизу под щебнем бутилкаучуковая пленка и, когда идет дождь, вода попадает по ручью в грот, а оттуда в небольшой водоем (водоема сейчас уже нет, но это другая история🙂). Ручей с двух сторон/берегов огорожен вкопанным ограничителем, чтобы с одной стороны щебень не попадал на газон, а газон не прорастал на щебень. А с другой стороны ручья ограничитель не позволяет земле и растениям попадать из цветника на щебень. Камни уложены сверху, за ограничитель невозможно запнуться.

Ручей и грот
Ручей и грот

С этого "берега" газон
С этого "берега" газон
Лариса, у вас как всегда всё очень красиво! — и грамотно сделано!
Про ограничители: в основном приходится их видеть торчащими над землёй на 5 см приблизительно!- там где девочки показывают свои клумбы и газоны отгороженные друг от друга… А у вас, видимо, они (ограничители) заглублены под уровень почвы?
У вас всё спрятано и смотрится естественно, а у большинства садовников-любителей, все пластиковые ленты на виду находятся и смотрятся как искусственные перегородки… За такие легко можно запнуться, если проходить вплотную!
Как важно вникать в детали технологии!
Кики, ограничители вкопаны практически по уровень почвы, Вы правы. Когда-то я тоже вкапывала, оставляя по 5см. У нас после зимы сильно пучит грунты и ограничители выпирало. Больше так не делала.
Цветники от газонов почти все отделяю канавкой, которую основательно оформляю раз в сезон, весной, а потом только подправляю при прополках. У меня очень много границ цветник-газон, никаких ограничителей не хватит. Поэтому, в основном, ограничители вкопаны только там, где отсыпка щебнем, чтобы камешки не попадали ни в траву, ни в цветники.
В качестве ограничителя пластик не использую (где-то еще остался старый, давно вкопанный). Использую полиэтиленовую ленту.

Нашла полипропиленовую на ВБ за 279 рублей 9 м длины… (Не понимаю чем отличается ваша полиэтиленовая от полипропиленовой)…
Там товар: Артикул 163472484
Кики, я такую ленту в саду не использовала, но в руках держала — продается сейчас повсюду. Если сравнивать, то полиэтиленовая более гибкая, как резина. А полипропиленовая на ощупь более жесткая. Какова она в деле, не могу сказать, не пробовала.
Сейчас еще появилась в продаже бордюрная лента другого вида — композитный материал, резина-пластик.
Но я тоже такую не пробовала. В свое время закупилась полиэтиленовой в коллективной закупке, пока есть в запасе.
Привет Лариса!
Вот и пришли к нам тёплые денёчки и нас, конечно же, потянуло к землице…
Вооружившись своим рыжим ведром с водой и остатками краски в банке, куда добавила красный колер, цвет получился розовый, решила до красного и бордового не доводить (и, наверное, правильно сделала) — со всем этим выдвинулась к своему сухому ручью…
На месте стала первым делом окрашивать те булыжники, которые имели не природное происхождение: куски старого асфальта, бетонные обломки, куски кирпича- их надо было как-то замаскировать от их типичного, свойственного именно им образа, чтобы именно они перестали быть узнаваемыми в моей обкладке края ручья…
Прислушалась к советам девочек- сохранить цвет естественных камней (они у нас тут в основном желтоватые (разной интенсивности) и посему решила свои крашеные и природные укладывать в разбивочку вдоль своего ручья.
Значит цветовая гамма «мини-парапета» ручья будет желтовато-розоватая: вроде бы как песчаник и как туф в своём сочетании…
Что мне показалось удачным- что цвет достаточно бледноватый, стало быть, резко в глаза бросаться не должен… Сойдёт под естественный камень… (надеюсь)…
Вот так бывает: голь на выдумку хитра… Приходится все твёрдые кусочки, что удаётся раздобыть — пускать в дело!
Камни по краю разложила, но заметила, что лежат по краю они недостаточно прочно…
Всё-таки напрашивается ведро цементного раствора под крайние камни! — чтобы не сбивались с места и держали линию края ручья…
Это придётся моим молодым «голову крутить» -чтобы подключились с этим раствором…
Народ мимо не проходит (особенно те, кто навеселе!) — так всем нравится, чтобы было вокруг красиво, но сами чёй-то отстают и повторять не спешат
Один даже пообещал прийти и ветку лишнюю спилить: поживём-увидим…
А то придётся с этой веткой воевать самой… Растёт сбоку от ствола клёна американского — не очень симпатично выглядит… как-то не аккуратненько
Констатирую: природа с потеплением- выводит на улицу просто под уздцы!
Привет, Кики! Значит, процесс идет, и это хорошо. 👍
Укладывать в разбивочку окрашенные и натуральные камни — хорошая идея. Если будет резкий контраст, можно натуральные камни местами слегка подтонировать «сухой» кистью.
У нас на кирпичной печи барбекю отделка по периметру плитками. Когда их наклеили, то показалось, что слишком явный контраст между неровно окрашенными новыми плитками и старым ярко-рыжим кирпичом. После того, как я кирпичи сухой кистью подтонировала, все стало вполне гармонично. 🙂
Узкие плитки сверху — это отделка. Внизу — кирпичная кладка после тонирования
Узкие плитки сверху - это отделка. Внизу - кирпичная кладка после тонирования
Очень красиво провели тонирование! Так тонко всё сделано, что я даже не поняла какой конкретно вы выбрали цвет для этих щелей? Вроде бы на чёрный тон не очень похоже…
Кики, узкие плитки (на фото вверху) я не тонировала. Это их натуральный декор, какими их изготовил производитель. Щели между кирпичами и плитками я тоже не тонировала, это расшивка после кладки на раствор. Тонировала какой-то грунтовкой сами кирпичи (пятна на них).
Дело в том, что наша печь-барбекю сложена из кирпичей, которые мы забрали у знакомых, когда у них разбирали старый дом с печью, чтобы на его месте поставить новый. Кирпичи очень старые, но очень прочные (такой обжиг), они неровные, с дефектами, что нам очень понравилось. Хотелось, чтобы печь не выглядела, как новодел. Узкие плитки — уже современные, покупались для отделки. Они тоже смотрелись как старые, с трещинами. По фактуре подошли идеально. А вот по цвету пришлось слегка именно с кирпичами поработать.
Подложку под щебень надо стелить обязательно. И как разграничитель между землей и гравием, и как какую-никакую защиту от зарастания сорняками самой дорожки. Наверно, найдется какой-нибудь кусок плотного укрывного материала в хозяйстве? Можно стелить внахлест из отдельных, достаточно больших кусков (не из клочков 🙂). Иначе точно весь щебень втопчут.
А перед тем, как стелить, надо подготовить небольшую канавку под дорожку и хорошо уплотнить грунт. Это все очень важные моменты. Хотя я понимаю, что, наверно, приятнее заниматься посадками, растениями. 😉 Но уж если делать, то делать надо основательно.
Я-то как раз люблю делать всякие дорожки, отсыпки и т.п.🙂
Никакого укрывного нет- ничего не укрываем вообще!
Есть огромные новые чёрные полиэтиленовые мешки — я их думала сложить вдвое по всей длине и уложить на дно траншейки под ручьём… — Сквозь них никакая травка не прорастёт! И щебень в землю вряд ли воткнётся… сквозь 4 слоя полиэтилена… Мешок — 2 слоя, да ещё уложенный вдвое! — получается 4 слоя чёрного полиэтилена-, наверняка, щебень сквозь эти слои в землю не уйдёт!
Планирую сначала сделать ручей, а уже потом буду обдумывать дорожку для прохожих… Одно хорошо: щебень у меня насобран при прополках -несколько мешков…
Домашние спрашивали- для чего я его собирала? — а вот и нужен оказался… Как будешь жениться-всё пригодится! — Вот так и есть всегда в хозяйстве то одно нужно, то другое…
«всякие дорожки, отсыпки»- Лариса, дорогая! — заинтриговали словом ВСЯКИЕ! — может быть покажете? Очень любопытно посмотреть!
Да, я не подумала, зачем вам укрывной? Забыла, где живете 🙂
Можно подстелить и полиэтилен. Щебень точно в землю не уйдет. Но тогда надо шилом сделать какое-то количество дырок в полиэтилене. Чтобы при дождях уходила вода. Иначе сухой ручей перестанет быть сухим, и в нем будет стоять вода. Либо ручей надо сделать с уклоном, чтобы вода куда-то отводилась.
Когда подстилают геоспан и т.п. — это всё нетканый материал и он пропускает воду. Поэтому его подстилают, если не нужен ручей с водой, или под щебеночные дорожки, площадки. У меня так сделан сухой ручей, действительно сухой 🙂 Поищу фотографии.
(У меня есть знакомая, которая для этих целей в качестве подложки использовала одноразовые голубые «пеленки», которые подстилают в кабинетах, когда делают ЭКГ, УЗИ 🙂. Цвет у них, правда, неудачный, может где-то проявиться, если камушки разошлись, но она вроде сыпала толстым слоем. Не знаю, как они служат, надо будет спросить у неё при случае)
«Либо ручей надо сделать с уклоном» — надо будет выдержать небольшой уклон, наверное, чтобы кусок под щебнем был крепким (не вздумал по каким-то причинам истрепаться, разорваться и выбиться с отведённого места…
У нас даже если где-то скопится вода- то это в любом случае ненадолго! У нас сушь — основное состояние почвы! Так что основная функция- чтобы просто щебень в землю не ушёл- чтобы камни задержать на виду…
Лариса, дорогая, мои Декабристы посылают вам горячий привет, т.к. именно с вашей лёгкой руки я купила на ВБ «Бона форте» и вот перед вами результат!

Параллельно с лечебным флакончиком купила удобрение, и мои Декабристы постепенно с бледного приобрели нормальный вид.
Параллельно с лечебным флакончиком  купила удобрение,и мои Декабристы  постепенно с бледного приобрели нормальный  вид.
Спасибо, Ларисочка, за советы!
Про подложку — я, конечно, прислушалась и застелила дно ручья полиэтиленовыми чёрными мешками — не разорванной лентой и придавила их булыжниками по краю… В связи со снежными днями временно пришлось реализацию проекта приостановить…
Смотрю на фото и чётко вижу, что такой обшарпанный столбик (под официальным дорожным знаком) будет вносить диссонанс во всю мою идею…
Что тут можно сделать своими силами?
Может быть, из баллончика обрызгать краской?
Никогда такие краски не использовала, даже не представляю как уточнить правильный цвет, не говоря уже о качестве красителя?!!! Как это может называться? На какой основе бывают такие красители? Что надо искать?

Цвет нашей зимы...
Цвет нашей зимы...
Кики, привет!
Я тут приболела, поэтому пока короткий ответ про краску. Мы свои железные баки, а также и решётки и арки красили кистью краской из банки — называется Ржавостоп. Это и грунтовка, и краска одновременно. Можно красить прямо по ржавчине. Не требуется тщательная зачистка, хорошо держится, не облупляется.
Есть разные расцветки. В том числе серо-голубая как на Вашем фото со столиком.
Вот такая, только серая
Вот такая, только серая
А вот Ржавостоп (спасибо за подсказку) наверное, надо будет присмотреться к столбикам внутри ограды (побледнели, на солнышке выгорели!) — профлист стоит как и был бордово-коричневый, а вот все перекладины ограждения — красились своей какой-то краской строителями и вижу: и бледнеет краска и ржавеет местами и выгорает!
А за подложку меня уже «знаток» один похвалил: пальчиком в полиэтилен ткнул и сказал: а вот это вы правильно сделали!
Вот, что значит «коллективный разум» нашего сайта! — всех ведёт к успеху!
Это хорошо, что заценил! 👍
Вот только плохо, что полиэтилен виден. В идеале он должен быть задекорирован. 🙂
Кики. а есть уже фото «объекта»на сегодняшний момент?
Лариса, дорогая, полиэтилен виден на этапе придавливания края подложки.

В данный момент медленно идёт засыпка мелким щебнем и средней
галькой самого дна ручья… Уже давно полиэтилена нигде не видно, однако ещё работа предстоит по выкладыванию мелкого щебня: промываю от глины, и слегка окрашиваю в растворе водно-эмульсионки голубоватой…

Фото планирую по завершению окраски.
А потом ещё и закрепить край необходимо, чтобы камни с края не сбивались и не сваливались, придётся их посадить на раствор…
Интересно. Ждём.👍
Заглянула на баллончики с краской и присмотрела вот такой: Fusion Акриловая сатиновая цвет: «Сон кота» (нежно-голубой)… Не знаю: получится ли что-нибудь приличное… Там 520 мл… На сколько этого хватит? И главное- насколько это подойдёт для уличного металлического ржавого столбика?
Кики, выше ответила про краску, очень рекомендую. Бывает и в банке меньшего объема
«ответила про краску»-
разумеется, рекомендованная вами, Лариса, краска намного лучше, но, т.к. я не нашла её формы выпуска с пульверизатором, пришлось брать обычную акриловую…
Хоть цвет был не особенно подходящим… всё-таки столбик стал на какое-то время выглядеть поприличнее…

Прокопала канавку по краю… Дополола травку-муравку и высадила первых новосёлов… Весна пришла 6 февраля -первые посадки...
Прокопала   канавку  по краю...  Дополола травку-муравку  и  высадила  первых новосёлов... Весна   пришла   6  февраля -первые посадки...
Кики, насколько я представляю, из баллончика краска разлетается под давлением, что-то попадет помимо столбика. Или красить с трафаретом, для столбика не особо удобно. Я бы столбик красила кисточкой. Акриловую краску использовала для окраски бетонного забора, металлические детали на улице лучше красить краской по ржавчине, согласна с Ларисой.
Бетонный забор под искусственный камень красила акриловой краской белого цвета, добавляя разные красители, получались искусственные камни разных оттенков. но в естественной гамме. Может быть, идея вам пригодится.
Та которая ко мне едет (голубоватая) в баллончике с распылителем Фасион (Сияние) тоже оказывается АКРИЛОВАЯ! — поторопилась, значит буду брызгать чем есть! Ладно, будем считать — что это первый опыт (как первый блин)… Может, какое-то время продержится… Постараюсь сухой тряпочкой ржавчину оттереть- что отпадёт, то отпадёт… На какое-то время вид будет получше, чем на данный момент…

Надеюсь целого баллончика на этот столбик хватит…

Надеюсь  целого баллончика на этот столбик  хватит...
Кики, удачи! Название у краски замечательное. Из-за одного названия можно было купить.
Демонстрирую достижения сегодняшнего дня…
Денёк сегодня выдался тёплый и солнечный…
Стало быть, природа шепчет: «налей и выпей!»
Ну а садовод, как тот алкоголик, по первому теплу сразу тянется к тяпке!
Вооружившись прибывшим флакончиком «Сон кота» и взявши сухую тряпицу вышла я к своей пред-остановочной делянке…
Протёрла сухой тряпкой всякие соринки и песчинки снизу столбика и принялась к опрыскиванию… Флакона как раз хватило на один столбик!
Теперь ничто не будет отравлять впечатление от моего проекта…

Наш пред-остановочный обновлённый столбик под дорожным знаком...
Наш  пред-остановочный   обновлённый  столбик  под  дорожным знаком...
Сон Кота вполне соответствует своему названию, очень симпатично! Котам снятся светлые милые сны…
«Бетонный забор под искусственный камень красила акриловой краской белого цвета, добавляя разные красители, получались искусственные камни разных оттенков.» — а нельзя ли на это взглянуть? -Любопытно!
Вы подтолкнули мою фантазию — аж страшно стало!- про расходы… Нет, лучше зажмуриться и отключиться!
Кики, забор вышел недешевый. Ему лет 17. Я судилась тогда с пенсионным фондом, выиграла дело и на эти деньги был поставлен забор.
Фото забора не очень удачные. Самые первые, когда он был свеже покрашен, видимо, потерялись. Сейчас цвета уже повыцвели, и забор загорожен разросшимися растениями.
Одна сторона забора под дикий камень, внутренняя просто гладкая. Двухсторонний забор был в два раза дороже, не по карману.
Сама покраска недорогая. Акриловая краска по бетону и колера: черный, коричневый, желтый, охра, красный, может еще какие-то, сейчас уже не помню.
Набрала камешков разных оттенков и старалась красить забор в естественные цвета, ориентируясь на натуральные камешки. Брала маленькую емкость, наливала белую краску, добавляла в разных пропорциях колера. Несколько камней красила этим оттенком, затем добавляла еще другие колера или смешивала новые порции, красила следующие, затем делала слегка другой оттенок и так далее. В основном получились «пятьдесят оттенков серого». Внутреннюю сторону покрасила светло серой краской: белая основа, немного черного колера и капелька коричневого.
Красила поролоновой губкой, очень быстро и удобно. Границы между камнями прокрашивала темно серой краской тоненькой кисточкой для акварели. Так камни выглядели более выпукло.
Стойки на заборе должны быть черными — под ковку. Но я покрасила в светлые тона.
И еще покрасила стену дома, которая была из белого кирпича, неоштукатуренная. Здесь красила Тиккурилой тоже с добавлением колеров, оттенки другие — под необожженную глину,… как я ее представляю 🙂.
Внутренняя сторона забора
Внутренняя сторона забора

Оставшиеся панели забора огораживают клумбу, здесь естественный «бетонный» цвет, решила не красить. у
Оставшиеся панели забора огораживают клумбу, здесь естественный "бетонный" цвет, решила не красить.      у

На заднем плане виден кусочек покрашенного забора, сейчас почти весь закрыт спиреей.
На заднем плане виден кусочек покрашенного забора, сейчас почти весь закрыт спиреей.

Это кусочек кирпичной стены, тоже покрашенный
Это кусочек кирпичной стены,  тоже покрашенный
Шикарное платье и оно вам к лицу!
Рядом с калиткой — рисунок камней просто великолепен! Художественная работа!
Хосты разрослись — видимо им у вас нравится, а мои страдают! — даже и не знаю чего моим не хватает…
Спасибо за комплимент! Вообще-то фотографироваться не люблю, но забора в чистом виде не нашла.
Хосты разрослись, это северная сторона. Одно время некоторые росли на солнце и страдали.
«Одно время некоторые росли на солнце и страдали.» — у меня есть те, которые запаршивели в тени, есть те, кто страдают от солнца! — не знаю, что за причины их дискомфорта…
Здесь на сайте была как-то статья про хосты, некоторые хорошо себя чувствуют именно на солнце, но большая часть все-таки тенелюбивые. У нас одна хоста высажена за забор в тень под куст жасмина. Она тоже стала как-то хиреть. Земля там значительно хуже, чем в клумбе, хотя я ее подкармливаю.
Кики, доброе утро!
Желание Ваше похвально, и я его приветствую🤝 Только к приучению прохожих к уважению чужого труда и поддержанию чистоты и красоты путь нелегкий и поначалу связан с разочарованием( знаю по нашему опыту.
В 2019 году я за свои деньги наняла сторожа выкорчевать перед нашим забором джунгли шиповника, завезла 3 машины грунта. Высадили с сестрицей излишки хост, астильб, ирисов, гелениумов, волжанку и роджерсию… Но почему-то асфальтовой дороги некоторым стало мало (хотя когда были заросли шиповника, ездили строго по асфальту). Пришлось выложить заградительные покрышки, в которые сажаем однолетники. Их тоже поначалу сшибали проезжающие машины. По моей просьбе сторож укрепил эти покрышки железными трубами, мощно вколотив их в землю. Весной приезжаем, убираем после зимних проживающих мусор — до общего контейнера у ворот некоторым донести лень. Но с каждым годом мусора всё меньше) Глядя на нас, некоторые перед своими заборами стали выкорчевывать старые кусты и облагораживать пространство. В снтешном чате стали появляться благодарственные записи, что стало приятно гулять по улицам СНТ. Выкладывают и фотки мусора, мол, поимейте, люди, совесть, хватит жить в свинарнике.
Вобщем, 4й год уже пошел. С каждым годом мусора кидают меньше) а поначалу было обидно до слёз.
Удачи Вам, здоровья, сил и терпения!











Светлана, какое красивое у вас зазоборье! У некоторых наших соседей на участках не увидишь такого порядка и гармонии. 👍
Лариса, спасибо🧡
Сейчас заметила, что я написала «зазоборье» 😀 Зазаборье, конечно. Интересно, что телефону больше нравится через «о», не возражает, а когда я сейчас написала через «а» — ругается и предлагает опять написать через «о». 🙂
Я телефоном вообще пользоваться не могу! Привыкла к ноутбуку!
Сегодня хотела заказать набор лампочек (через смартфон) для потолка, пока добавляла второй комплект- накликала целых 4! Теперь хоть лоб расшиби — нет возможности снять вовремя лишний заказ!
Очень красиво у вас- просто загляденье, и всё так регулярно, как я люблю! У меня пока что нет такой регулярной высадки растений- пока всё во фрагментах… что под руку подвернулось!
Очень-очень красиво! А для Хост, видимо самый благоприятный климат: влажность высокая, а у нас жарища лютая… У меня Хосты от солнца и жары (как я полагаю) сильно страдают… Частично сгинули вообще, а некоторые медленно подрастают…

Этот сорт хосты.кажется, наиболее устойчив к нашим условиям (или ему в этом месте больше воды достаётся?) — рядом из шланга что-нибудь постоянно летом смываем, обмываем, ополаскиваем- сливается водичка под эти хосты...
Этот  сорт хосты.кажется, наиболее  устойчив к нашим условиям (или  ему  в этом месте больше воды достаётся?) - рядом из шланга что-нибудь постоянно летом смываем,обмываем,ополаскиваем- сливается  водичка  под эти хосты...
Хосты эти самые простейшие, обычные. На участке мы оставили сортовые. А это были 2 огромные кочки, мы их разделили, вот столько и получилось. Теперь они уже наросли. Быстро растут. Наш угол улицы, да, тенистый. Даже в самые жаркие дни (такие у нас тоже случаются) там тень от леса падает. Через участок у соседки с угла перед забором также красиво. Набор растений схожий. Собственно, мы практически одновременно облагораживали с ней этот участок общественной территории) Так вот в жаркие дни, когда на участках адская сковородка, по этому отрезку улицы с удовольствием гуляют с грудничками в колясках: и тенечек и цветочки) не то что раньше были на этом месте корявые старые джунгли из шиповника (мама с такой «красотой» этот участок и купила). Забор поставили новый, перед забором разгребли. Теперь с этой стороны участок лучше проветривается. А то вечная влага и мох были. Мох до сих пор частично присутствует, но уже не в таких объемах.
Схожая ситуация у нас с вами! Я борюсь с колючей дикой ежевикой, а вы поборолись с шиповником — тоже та ещё колючка! Шиповник у меня в одном месте растёт- красиво цветёт, ползая по соседним вишням (сзади остановки)… Если за ним в этом месте присматривать — может и стоит его оставить- пусть радует своим цветением! Розовые цветочки среди зелени- великолепно смотрятся! Главное- не распускать его на свободное укоренение повсеместно!
Смотрю на ваши кустищи Хост и сердце кровью обливается за своих бедолаг:

Посмотрите как страдают эти прекрасные растения в моём саду! А я всегда мечтала о пышных Хостах!

Посмотрите как страдают эти прекрасные растения в  моём саду!  А я  всегда  мечтала о пышных  Хостах!
Вот нашла пару фото, когда в декабре 2019 землю после выкорчевки шиповника завозили





Дорого обошлась привозная земля?
Кики, а я уже и не помню, да и если честно, тогда о цене я не думала вовсе… 2019 год))) в тот декабрь снега долго не было, и землю продолжали продавать и намного дешевле, чем в сезон, естественно. Да и мне нужно было успеть маме фото показать, что шиповник выкорчевали, землю завезли. Она мечтала о фен-шуе перед забором. Вот в декабре 2019 мне это удалось сделать и видео ей показать, а 3 января 2020 мамы не стало(
Я бы не стал делать покрышечную резину в Крыму. На жаре она погубит все растения.
Думаю, для страховки от затаптывания лучше всего подошли в таком людном месте крупные камни-булыжники в качестве своеобразного заборчика и крупномеры-кустарники как малоуходная растительность. В качестве яркого пятна добавить-подбить все это сооружение парой-тройкой пятачков из тех же бархатцев
" крупномеры-кустарники как малоуходная растительность "- тут надо подумать, что туда посадить…
Сейчас у меня подрастает в горшочках Бересклет Японский…
Надеюсь, к сезону весной как-то обозначится… Пока только-только росточки укоренились…

В данный момент в горшке растут двое, бересклет по весне может переселиться на бордюрчик, а сансевьера останется расти и развиваться, надеюсь, что и она укоренится!

В данный  момент в горшке растут двое, бересклет по весне может  переселиться  на бордюрчик , а сансевьера  останется расти и развиваться,надеюсь,что  и она  укоренится!
Кики, прекрасная идея! Я не очень четко представляю картинку в целом. Но вот такие мысли. Дорожку я бы выложила мелким гравием, вы как бы узаконите ее таким образом. Сухой ручей, согласна с рядом комментариев, скорее всего затопчут или цветные камешки растащат. Вообще покрашенные камешки мне в принципе не по душе. У нас на работе была сделана клумба возле отделения. Из бетона с пенопластом налепили много искусственных булыжников для ее ограждения. Их бы покрасить в естественные цвета, но выкрасили в голубой и розовый, смотрелось аляповато и неестественно.
Направление «ручья» понравилось нарисованное Рудольфовной. Но я бы по этому направлению сделала узенькую приподнятую клумбу из средней крупности булыжников, сантиметров 15 в высоту и шириной 15 — 20 см, одну стенку в сторону «дорожки» можно сделать повыше. Булыжники можно скрепить бетоном. Я делала как-то на улице такую клумбу из кирпичей и скрепляла цементной смесью. Получилось нормально, но клумбе не повезло. Тогда у меня была психически больная соседка, она ее всю разворотила.
В такую клумбу можно посадить и невысокие бархатцы и цинерарии и что-нибудь свисающее. Вообще лучше сажать растения распространенные и недорогие. Моя сваха таким образом облагородила участок возле подъезда, при том, что сама живет на 5 этаже. У нее постоянно выкапывают и крадут цветы, срывают их, ломают ветки у кустов. Я как-то давно посадила снаружи декоративную капусту, она очень яркая, красивая, бросающаяся в глаза. Выкопали полностью, наверное, съели.🙂Лишние луковицы тюльпанов лет пять назад тоже пристроила за забором. Так маленькие детишки, играющие на улице, оборвали расцветшие головки просто так из озорства. Соседка посадила сирень, молоденький кустик, прошлым летом впервые расцвел. Почти все цветущие ветки были грубо отломаны.
Так что к выбору растений лучше подходить в том плане, чтобы меньше провоцировать на воровство, срывание и ломание. Увы… Хорошая идея с шиповником. У нас растет на краю нашей территории за забором куст, шиповник красивый, махровый. Он защищает нас от проезжающих машин. Всегда находится кто-то, кому хочется проехать не по дороге, а по обочине. Тротуаров на нашей маленькой улочке нет, вдоль дома выкопана водоотводная канава. Несколько лет назад зимой, несмотря на сугробы в эту канаву заехала машина. До сих пор вспоминаем с содроганием эту историю. Шиповник нас от этого сейчас защищает. И не полезут и ломать не станут, он колючий.
Удачи, Кики в Вашем хорошем и полезном деле!
«психически больная соседка, она ее всю разворотила» — да уж! В обществе людей мы не застрахованы от неожиданностей!
«к выбору растений лучше подходить в том плане, чтобы меньше провоцировать на воровство, срывание и ломание» — да, так у меня и получается- на улицу попадают те, кому в ограде уже просто нет места!
Да и соседи приносят не эксклюзивные шедевры, а излишки!
Привет Ольга!
«Булыжники можно скрепить бетоном. Я делала как-то на улице такую клумбу из кирпичей и скрепляла цементной смесью.» — я пока на стадии обдумывания: крепить цементом или не крепить…
Однако про раствор расспросить хотелось бы: чего брали и сколько?
«Соседка посадила сирень, молоденький кустик, прошлым летом впервые расцвел. Почти все цветущие ветки были грубо отломаны.» — а вот сирени они все -эти вандалы, навредить не смогли, вероятно она от этого будет только пышнее!
Я сегодня случайно бросила взгляд на свою ёлочку, оказалось какая-то верхушка у неё обрезана (чего я не делала!) — а от ствола растут сразу несколько верхушек! Никогда не думала, что с ёлкой такое возможно???
Думаю дело в том, что она у меня случайно попала под ожог от разбитого рядом костра…

Вот наша красотка после нашего вандального поступка с костром… отросла за три года… и распушилась в итоге...
Вот  наша красотка  после  нашего вандального  поступка с  костром... отросла за  три года...  и распушилась  в   итоге...
Кики, смешивала цемент, песок и воду. Пропорции не помню.
Кики, еще реплика. Муж в конце 80-х был в Севастополе и видел своими глазами, как по центральным улицам ходил матросский патруль. Следили за порядком и заодно несли в руках пакетики и собирали в них окурки и другой мусор. Город был чистым в центре, на окраинах он не был.
Мне кажется, может спасти только немодная альпийская горка с растениями, которые не будут воровать.
Привет Вера!
Почему же альпийская горка немодная?
Вот, хочу всем показать как изменилась клумба к концу октября — пошли дожди, наступила прохлада и зелень стартанула в рост!

Зазеленела клумба к 13 октября...
Зазеленела клумба  к 13 октября...
Добрый день!
Согласна с вариантом, предложенным olga371603, Ольгой Смирновой — дорожка, отсыпанная мелкими камешками и невысокий бордюр, чтобы зримо отбить посадки. Это будет правильно считываться, вот — дорожка, вот — цветник. Вместе с тем, это и очень декоративно — переход между тротуарной плиткой и цветником. Красить я бы не стала, это смотрится неестественно и диссонирует с растениями.
Хочу предостеречь от посадки шиповника именно на остановке. Весь мусор неизбежно будет забиваться в колючие стволы, уход будет мучительным.
В моем районе есть такие групповые посадки шиповника вдоль шоссе, очень красиво и с цветами, и с ягодами, но осенью озеленители их срезают на пень и убирают вокруг культурный слой, а там где нет такого ухода — грустное зрелище, кусты цепляют всякое намертво.
В свою очередь предлагаю высадить по краю лапчатку.
Это очень стойкий и выносливый травянистый кустарник, прост в уходе, декоративен очень долго, им будет красиво оформить край цветника и прикрыть ноги той же цинерарии.
Мне не очень нравится лапчатка с желтыми цветами, а вот белая, лимонная, розовая напоминают маленькие розочки шиповника и смотрятся очень нежно, и хорошо сочетаются со многими растениями.
Мне кажется, лапчатки не растут в Крыму.
Справочник говорит, что в Крыму произрастают 23 вида лапчатки, два из них эндемики.
Это интересно. В Севастополе много раз была, там не видела.
Речь в справочнике о лапчатках травянистых. Среди есть жаро- и засухоустойчивые и вообще крайне неприхотливые. Лапчатка кустарниковая, она же «курильский чай» она же пятилисточник, недавно выделенная в особый род Dasiphora( вид — fruticosa) хотя и не капризна, но рамки условий теснее, чему травянистых сородичей. Она предпочитает легкую, но влажную почву с хорошим питанием
Барон Холомеевский, видимо, это так и есть, раз она не на глазах там. Хотя в питомниках ее продают.
У нас ею обсаживают склоны вдоль трасс, там насыпная скудная почва, дальше к границе — вообще каменистая. Лапчатка их укрепляет, легко выживает без полива даже в засушливые и жаркие летние периоды, которые тоже не так редки, по два месяца бывают.
Не думаю, что ее кто-то там специально поливает, короче, она — работяга.

Лапчатка кустарниковая.
Лапчатка кустарниковая.
На снимке — как раз её биотоп.
«Практически во всех точках своего ареала данный вид тяготеет к горным местообитаниям, реже к сырым, временно затопляемым местам...» — и эта «большая альпийская горка» в Ленобласти — то что доктор прописал.
Присмотрелась- там есть не только жёлтые и белые, но и цветочки повеселее Теперь встаёт вопрос: являются ли курильские чаи- многолетниками?
«предпочитает легкую, но влажную почву с хорошим питанием» — это как раз всё то, чего на том клочке земли пока что нет и в помине!
Кики, курильский чай — это кустарник. Естесственно, многолетний. У вас, наверно, такой не растет.
А лапчатка травянистая — цветочки. У вас их 23 вида, судя по справочнику.
«Красить я бы не стала, это смотрится неестественно и диссонирует с растениями.» — до такого уровня культуры мы ещё не доросли; у нас пока что период барокко ( в мыслях и представлениях) Сначала этим переболеем в полной мере, и уж потом перейдём к модерну и ещё дальше — к минимализму
У нас пока протекает период «детских болезней», дайте постепенно повзрослеть!
Помню стою в строительном магазине, выбираю краску (по цвету)… Рядом стоят две польки и полчаса роются в оттенках белого! — Уму не постижимо! Купила я лавандовый и солнечно-жёлтый и поехала домой квартиру красить! Теперь кто к дочери не приходит- все в удивлении!!!
Это они ещё мордовского народного костюма не видели!

Вот так надо относиться к жизни! Имхо!
Вот так надо относиться к жизни! Имхо!
«прикрыть ноги той же цинерарии.»
У меня Цинерария распределяет себя по всем возможным уровням: и высокие цветоносы и длинные плети в стороны и низкие веточки внизу у основания! — как я заметила, она сама себе прекрасно ноги прикрывает… и вообще «дама» самодостаточная во всех отношениях!
Лапчатку сеяла- у меня она жить не захотела.
А в Скандинавии её растят озеленители целыми массивными группами (например, возле мусорного павильона)- кусты высокие- чуть ли не метровой высоты...) Кому они могут ноги прикрыть? Скорее кого-нибудь закрыть собою как стеною…
Про шиповник полностью с вами согласна! У остановки его и не будет! Он растёт дикарём сзади- метрах в пяти от остановочного павильона (плетясь по дикой вишне)… Совсем его убирать с этого места пока не буду- однако следить за его ветками предстоит неусыпно! Совсем удалять не хотелось бы… Всё-таки вносит разнообразие в цветении нашего уголка…
А мучения мне хватает с дикой ежевикой- вот где гадина так гадина! Веду с ней непрерывную борьбу, но пока ещё я её не победила ни разу! Вокруг дома её выращивала прежняя хозяйка и теперь ежевику вряд ли кто-нибудь здесь сможет уничтожить!
Я как раз покупала Лапчатку непальскую «Мисс Вильмот» — однако вырастить не получилось!
А жёлтой я налюбовалась в Эвропе! — совершенно не привлекает!
Сняла семена Цинерарии с городской клумбы, теперь она у меня везде!
Сняла семена  Цинерарии с городской  клумбы, теперь она у меня везде!
Кики Ёжкина, я лишь хотела предупредить про шиповник. Но, отвергая, предлагай, поэтому предложила еще один вариант, совершенно не желая навязать вам проблем.
На фото у вас роскошная пышная цинерария, стебли в свободном расположении, и она красиво лежит на дорожке из розовой плитки.
Я вдруг представила, что она будет так же свешиваться на каменистую тропинку, по которой идут на остановку, и поэтому и написала, что хорошо бы отбить цветник.
Нет, так нет, это понятно.
Но дополню, что лапчатка совершенно универсальное растение, красиво оформляет бортик цветника, стабилизирует его. И будет иметь любую высоту, какую вы захотите, там травянистые мягкие веточки, все лишнее убирается на раз. Метровые кусты я бы не предложила.
У нас под боком Финляндия, лапчатку знаем очень давно, в совершенно разных посадках.
Ключевое слово — неприхотливая. Вы как раз приводите пример посадки в общественном месте.
У меня была похожая задача на участке, нужно было отграничить цветник от площадки стабильным и малоуходным растением. Заодно прикрыть ноги флоксам.
Я нашла свое решение и поделилась опытом.
Лапчатка в цветнике.
Лапчатка в цветнике.
У меня Лапчатка непальская не выросла почему-то… А другие сорта мне не нравятся!
А Цинерарию я планирую туда посадить по прямой линии между столбиками, тогда как бордюр каменный будет идти по дуге… Специально, чтобы между зарослями Цинерарии и краем рабатки было расстояние! Кроме того, видимо, придётся укорачивать те ветки, которые захотят нависать над тропинкой…
Очень нарядные у вас Флоксы, а мои несколько штучек- никак цвести не решатся… Наверное, слишком тенистое место я для них выбрала…
Мой горький опыт мне подсказывает: надо сажать те сорта и виды, которые способны вырастать при моей системе ухода… Ведь у нас без полива систематического что угодно загнётся, надо подбирать тех, кто стойко доживает до очередного полива! Должны быть стрессоустойчивые сорта!
Так, например, несколько лет к ряду пытаюсь развести Гвоздику Турецкую, чтобы росла рядочком (пусть даже нелюбимого мною-белого цвета-вместо малинового или бордового!) И что вы думаете? В разных местах сада одиночные корешки с одиночными цветочками!- хотя сею всегда полоской… А хотелось бы куртинку завести! Но- нет! Не получается! Вот так и приходится укорачивать свои мечты и замыслы реальными возможностями моего сада!

Середина июня позапрошлого сезона...
Середина июня позапрошлого сезона...
Не нравится сорт — это аргумент, в таком деле все должно быть к душе и глазу, я вас очень понимаю. Даже из ограниченного условиями ассортимента мы выбираем те, что симпатичнее самому, иначе и делать не захочется.
В любом случае у вас, Кики, очень симпатичный план.
Я тут подумала, что маленький безымянный клочок земли, благодаря вашим усилиям, стал вдруг интересен многим людям, и мы переживаем за вас и за него.)
А я как раз подумала про кустовую лапчатку, поэтому написала, что в Севастополе она мне не встречалась🙂. Очень красиво у Вас смотрится! Захотелось и мне такую посеять. А Вы семена с нее собираете?😉
Татьяна, спасибо! Не собирала, т.к. просто незачем было, но могу собрать для вас, даже любопытно, что можно ее вырастить таким образом.
Если не затруднит. Буду рада!🙂 Питерцам легче обмениваться семенами друг с другом.🙂
С удовольствием, Татьяна!
Спасибо!🤝
Поддерживаю отличную идею Рудольфовны с дугой, а выбор ассортимента надо делать в сторону юкк и опунций с добавлением цинерарии, очитков (точно никто не полезет через такую композицию).
фото 1
фото 1

фото 2
фото 2

фото 3
фото 3

фото 4
фото 4
Очень красивое решение, Людмила!
В аутентичном стиле, из выносливых растений, которых много вокруг, и есть робкая надежда на то, что их не захотят унести.
Но все-таки колючки на прохожем месте рискуют сильно затруднить уход.
Вот простой пример остановки, в культурном месте небольшого города. Ее облагородили: и лавочку поставили, и фонарь, и цветник пытались засадить, но горожане не заморачиваются.



Если это Питер, то есть надежда, что под регулярными дождями эти Хосты скоро пышно разрастутся, а на дальнем плане вроде маленькие астильбочки? — тоже подрастут и возьмут пространство под себя! Что касается мусора — то дворник, наверное, приберёт и всё будет хорошо! В этом пейзаже обнадёживает один момент: не разбитая в данный момент скамейка
Да, я о том и пишу, что убирать в случае опунций или шиповника будет затруднительно.
Это город в Ярославской области, в данном случае непринципиально.
Я вокруг своих тротуаров регулярно работаю по озеленению — и параллельно систематически приходится убирать всякие выброшенные прохожими стаканчики, бутылки, сигаретные упаковки и пр.пр.пр… Ничего не поделаешь, пока не вырастет общий уровень культуры всего нашего общества! И это меняется только после многочисленного личного примера… Другого метода пока нет…
Королева нашего бордюра:

В канун Старого Нового года!
В канун  Старого Нового года!
" убирать в случае опунций или шиповника будет затруднительно" — хочу показать как безобразно ведёт себя вокруг нашего двора старая Ежевика…

Вот полюбуйтесь на это неубиваемое растение!
Вот полюбуйтесь  на это  неубиваемое растение!
Кики Ёжкина, у нас общий забор-сетка с одичавшим участком, почти полностью посросшим ежевикой и шиповником, и все это нещадно лезет к нам. Я занимаюсь тем же, чем и вы, успех относительный.
Одно утешает, что эти сказочные дебри — красивы.
В вашем случае травить препаратами, которые губят корни, если попадут на ветку…
Вот тут про Торнадо:
«Препарат проникает в растения только через листья и стебли, достигшие высоты 5-10 сантиметров. На растения, только показавшиеся из земли, он не действует. Время воздействия 2-3 часа, за которое он проникает до самых корней сорного растения. Поэтому всегда следим за погодой, если на горизонте появились тучи и понятно, что дождь быстро надвигается, лучше отложить обработку сорняков препаратом.»
«Увядание сорняков можно заметить уже через 10 дней, но полная гибель произойдет через 2-3 недели. Когда сорняки погибнут полностью, можно собрать их или просто перекапать землю прямо с ними.»
«В почве „Торнадо“ ПОЛНОСТЬЮ РАЗЛАГАЕТСЯ через месяц!»
Полагаю в вашем случае другого выхода нет, тем более участок заброшенный, в этом случае вряд ли соседи что-то вам предъявят. Вы имеете полное право бороться с теми растениями, которые ползут на ваш участок!
Кики Ёжкина, у меня по этой же стороне растут сирени и чубушники.
Не захватит ли их Торнадо? И полностью перекопать я не могу, там везде корни кустов.
Если вы опасаетесь задеть что-то общим набрызгом, сделайте аккуратно: при помощи шприца с иглой- вколите в веточки именно тех растений, с которыми вы боретесь! Именно такой метод и рекомендуется при борьбе с особенно отъявленными агрессорами…
Я, например, такой метод себе наметила (пока не практиковала) для толстых старых корней Хмеля… В стебель хочу воткнуть инъекцию, а средство и до корней само доберётся… А то корни уходят под фундаменты- оттуда их ничем не вырвать! Будут ползти снова и снова…
Спасибо, Кики, буду знать.
Но вот писали люди, что когда корни под землей переплетены, то может погибнуть и все соседнее. Наносили кисточкой аккуратно, а вымерла вся посадка. Не помню о каком конкретно средстве шла речь, но тоже схожего действия.
А у нас там еще и большие взрослые деревья вдоль забора. Что-то выкапывать-пепекапывать невозможно.
Это нужно решиться на радикальную переделку. Я ее обдумываю, обдумываю… плети обрываю, обрываю… Но может быть и разозлюсь таки.
Светлана, если весной из земли молодые побеги, то на каждый побег надеть цилиндр из пластиковой бутылки на 2 л или 5л. Отрезав у бутылки дно и верх, чтоб вышел цилиндр без дна.
В цилиндр напрыскать гербицид и так оставить. Я делала так в центре куста гелениума, чтоб заморить сныть, и вроде как помогло — сныть зачахла, гелениум живой.
О, Марина, большое спасибо!
Я поняла, обнадеживает, безусловно.
«когда корни под землей переплетены, то может погибнуть и все соседнее.»
Это утверждение, как полагаю, нуждается в проверке.
Однако проверять необходимо с предосторожностью:
начните с одного побега вашего вредителя — уколите того, который растёт в окружении менее ценных для вас соседей-растений… И понаблюдайте: кто из них в итоге погибнет: только вредитель или вместе с собой унесёт и соседей?
О кисточке- недостаточно аккуратный инструмент, брызги могли попасть и на соседей…
Старайтесь работать аккуратнее (можно использовать и приём Марины- с пластиковой бутылкой).
Можно сделать двойную защиту для соседних полезных растений: сначала на ветку вредителя надеть кожух из бутылки (горлышком вниз), обмотать скотчем, чтобы ничего по стеблю не капало и не стекало на соседей! — и только после этого аккуратно вколоть в стебель вредителя препарат. Вот в этом случае, полагаю, всё будет так как вам надо! Сгинет вредитель и выживет полезное для вас растение!
«чубушники» — у меня в старом дворике был роскошный старый чубушник! Из-за приткнутого рядом мангала мы приняли решение чубушник радикально укоротить, и выкорчевать: убрать с этого места.
Срезанные ветки (по 40 см приблизительно) я прикопала в нижнем саду и многие из них дали мне корешки.
После чего рассадила там-сям вдоль забора. В засушливых слегка возвышенных местах не всем удалось выжить, но некоторые устояли и в прошлом сезоне мне удалось уже увидеть первую волну цветения! Вывод: очень легко и быстро чубушник переносится на любое новое место как с корнями, так и черенками, если он у вас на участке уже растёт!
Этот Чубушник умудряется выживать в борьбе с соседствующим Плющом обыкновенным...
Этот Чубушник  умудряется выживать в борьбе с соседствующим Плющом обыкновенным...
Красота и нежность!
Когда цвёл пышно-старым кустом, вызывал абсолютное восхищение! Надеюсь и тут скоро нарастит свой объём и снова будет нас радовать!
Людмила, дорогая!
Да-да-да! Юкки у нас по всему краю бордюра расселились в первую очередь! Без них у нас тут просто невозможно озеленение, на мой взгляд!
Что касается Опунций- я их, конечно, развожу за оградой, но не в таком узком месте как тропинка у остановки! Всё-таки я в душе в какой-то мере гуманист
Я себе представляю подгулявшего прохожего, который случайно в темноте либо оступится, либо упадёт! Упасть на заросли Опунции — это не дай Бог каждому, как говорится! Или пробегающий на самокате ребёнок? — даже в дневное время?! Нет, это слишком близко от людей- такое недопустимо!
Там очень узкое место — годится только для спокойного прохода, посему растения должны быть обыкновенные, но выносливые…
У нас сейчас второй день идёт снег этого зимнего сезона и вот что мы видим:

Юкки у нас растут повсеместно!
Юкки  у нас растут  повсеместно!
>колючки на прохожем месте рискуют сильно затруднить уход<

В Костроме в одном месте вдоль проезжей части дороги между двумя микрорайонами был бордюр из стриженного боярышника — вырубили! И я коммунальщиков понимаю: мусора туда ветром набивало множество, а доставать пакеты и бумажки из переплетения трехсантиметровых( в среднем) шипов — то ли ещё развлечение.
Боярышник люблю в виде высокого дерева… чтобы с дерева «яблочки» срывать Обожаемый с детства вкус!
Они разные, боярышники-то. В селе Унжа, около старого крепостного городища и несколько более молодой церкви росли заросли какого-интересного вида. С резными, почти «полынными» листьями и черными ягодами. Невкусными. И деревца небольшие, зато буйно гонящие поросль, жители прилегавших домов ругались на чем свет стоит.
А вот боярышник мягковатый( а может мягкий, эти виды по описаниям похожи), поросли не давал вообще, зато урожаи яблочек с «сибирскую ягодную», а то и покрупнее. выдавал регулярно.
В родном городе около одной из школ росли боярышники довольно обычного вида, если судить по плодам и листьям, зато примерно в обхват толщиной на уровне груди и высотой до конька двухэтажного здания, построенного как гимназия, то есть три с половиной современных этажа.
Причем стволы в большинстве шли под углами до 50 градусов к земле.
Такие же, только несколько более прямые, красовались в Ярославле у военного училища.
Как сейчас выглядит ваш сухой ручей и тропинка? Перечитала все, очень интересно!
Если интересно, вот небольшой фото-отчёт:

Сначала -расчистила землю от сорняков и камешков....
Сначала -расчистила землю от сорняков и камешков....

Кентрантус в нашем садоводстве показал себя с самой лучшей стороны… Поэтому- его сажаю везде и повсеместно
Кентрантус в нашем садоводстве  показал себя с  самой лучшей  стороны... Поэтому- его сажаю везде  и  повсеместно

голая глина и солнцепёк
голая  глина и солнцепёк

молодняк подрастает
молодняк  подрастает

Пока культурные растения не заняли собою расчищенное пространство — тут растёт красивоцветущий дикорос!
Пока  культурные  растения не   заняли  собою расчищенное пространство - тут растёт  красивоцветущий  дикорос!

Канны от соседки — постепенно разрастаются!
Канны от соседки - постепенно разрастаются!

От общей тотальной покраски камней решила отказаться!
От  общей  тотальной  покраски  камней  решила отказаться!

Кое-что уже цветёт!
Кое-что уже  цветёт!
Спасибо! Очень красиво получилось. Что это такое у вас бордового цвета?
бордовый — мой любимый цвет в саду! — и этот АМАРАНТ в мой сад заселился после того, как я 5 корешков вырвала из щели чужого тротуара… и развела эту культуру в моём саду…

5 октября 2020
5 октября  2020
Амаранты — хорошая штука, правда у меня растут обычные, не декоративно-садовые а, скорее, кормовые-полевые, иной раз на удивление огромные, выше человеческого роста. Причем с предысторией. Какой-то зимой чет у меня были сложности с кормами, заминка какая-то вышла и я скормил козам низачем ведерко амарантовых семян. Ну они их сожрали (семена мелкие, как у мака), и всё. А потом, годы спустя, когда козий навоз стал растаскиваться по огороду на разные нужды — везде попёр амарант! Вплоть до цветочных горшков дома на окнах, куда намешивалась смесь старого навоза, песка и торфа. Пошла в монстере какая-то травка непонятная расти в горшке, мне чет недосуг было выполоть, а потом смотрю — знакомые косички-хвостики, явно амарант, только миниатюрный вырос, в горшке на окне ))
Садовые (бордового цвета) не такие инвазивные, но тоже неплохо себя зарекомендовали, по крайней мере здесь.
Вот это выживаемость!
Ключевым видимо было количество съеденных семян. Впрочем, слышал истории как в помете лошадей частенько потом прорастает овёс. Т.е. что-то переваривается, а что-то, видимо, не совсем )
Странное дело, но когда я пытался этот амарант сеять так — он не взошел. А пройдя через козу почему-то взошел. В принципе это и была основная причина по которой я скормил им эти семена — какой прок их хранить, если они чет не всходят. А они возьми да и взойди потом, из козьих шариков.
ферментация, видимо, способствовала))
Чем кормим — то и растёт 😀 Как внесу в огород навоза от гусей, уток и коз, так потом по всему огороду — овес, ячмень, пшеница, амарант, подсолнечник. Как сорняки, везде лезут и колосятся. Одно плохо — с кормами стали приезжать в виде семян ядовитые травы вроде паслена черного, который приходится персонально выдергивать и относить в компост. Достаточно надоедливое, бесючее растение, и странно что на этих холодных холмах оно так бодро растёт. Видимо навоз способствует, подогревает землю. Единственная польза от этого паслена — когда было нашествие крыс из снесенного древнего дома на соседней улице, те очень донимали мою рассаду, а когда паслен всё заполонил — он её укрыл и они её не отгрызли, он помешал. Он сильно ядовит и крысы его не жрут. Крыс я, понятное дело, потом перетравил всевозможными брикетами, но вот весну и начало лета они мне порядком портили, рассаду некоторую пересаживал заново раз восемь, одно раздражение.
Заговорил ты Паша про крыс, и вспомнила я своего Хомяка полевого-садового…
На днях заметила-прошмыгнул… за оградой…
Через день снова по веткам в кушарах прошмыгнул… Следом за ним- по веткам прошла серая кошка…
И вчера поутру вижу- по саду Хомяк с надутыми щёками шарахается потихоньку…
Взяла видео и записала- показала домочадцам- очень удивились…
Какой же он-красавчик! Переливы разных красок (коричневый-белый-рыженький)… Выглядит комично… с надутыми щеками! И конечно-же трусоват по сравнению с ежами, которые у нас уже практически гуляют спокойно- как кошаки!
Перекинулась с соседкой о посадках, оказывается они этих хомяков капканами на приманки ловят! А я-то думала мой единственный и к нам случайно забрёл…
А соседи их десятками уничтожают! Оказывается Хомяки грызут всё подряд: в частности, рассаду у соседей сожрали- вот так и началось их вылавливание!
А я обнаружила у себя погрызенную голосемянную маленькую тыквочку: думаю Хомяк виноват!

надеюсь вырастет тыква несмотря на подгрыз...
надеюсь  вырастет  тыква несмотря на  подгрыз...
Хомяков здесь, бог миловал, нет. Только крысы, и хорошо что набегами, а не на постоянке). И почему-то по выходным. В будни крыс нет, а в выходные заявляются. Такое ощущение что они где-то у дачников обитают, те приезжают — и крысы смываются ко мне. Когда дачники уезжают — те возвращаются на земли обетованные. Уж столько перетравил этих грызунов, а всё равно — месяц-другой-третий пройдёт, и кто-нить да заявится. И еще ходят какие-то странные слухи по поселку, дескать нашествие нутрий. Уж не знаю, реально ли нутрию с крысой перепутать, но говорят бегают нутрии, именно нутрии, а не крысы. У себя не видел, но говорят почему-то что нутрии.
Есть подозрение, что у кого-то дырявый сарай, потому что помню времена бегали кролики, явно домашних, крупных пород. Теперь по поселку гуляют нутрии. Правда это едва ли огорчительно — нутрии обычно жрут только одуванчики да лебеду. Но в общем не знаю, не видел. Крыс вот видел, и не раз, нутрий не видел. Видимо это в другой стороне поселка.
В Алтайском крае на родине мамы — паслен черный называют бзнюкой.
В мое детство ее собирали на огороде в картошке (соток так 26) и пекли с ней пирожки. Никакой не ядовитый, я же живая)) Не знаю, что там ядовитого. Посмотрела в интернете, еще называют бзникой. Сейчас почти вывелся паслен, редко где встретишь, в прошлом году на огороде начал куст расти, пол-огорода не засажено, у мамы операция была, химия, огород еще бабушкин, так вырос куст, я его в отпуске поливала, поливала, радовалась, уехала, даже не сфотографировала… Дядька взял и срубил. Жалко было.
Всё там ядовито — «Трава и незрелые плоды паслёна чёрного содержат ядовитый алкалоид соланидин, присутствующий в форме гликоалкалоида соланина» ©.
Утки с листьев паслена дохнут.
Если же разбирать далее:
«Соланин при термической обработке разрушается только после нагрева более 250⁰ C. То есть кипение и даже жарка не уничтожает природный токсин, так как температура кипения масла не превышает 180⁰ C.» ©
Т.е. если печь разогрета, а температура горения самых вшивеньких, плохоньких дров идет в районе 500 градусов и выше, то в печи градусов 250 вы явно получите. Как результат соланин, содержащийся в растении, распадется на неядовитые вещества.
Вот в принципе и весь расклад никаких чудес. Вот если бы вы кушали полусырые, или просто жареные (не печеные) пирожки вам бы, скорее всего, поплохело 😀

В принципе ничего особенного. Многими сырыми грибами, к примеру, тоже можно нехило травануться. У нас даже был прецедент, когда мама в молодости, будучи еще школьницей, насолила каких-то волнушек и груздей, что ли, не кипятя их, прям так, свежие, залила холодным рассолом и ладно. Жрали их все взахлеб, вкуснятина необыкновенная, а потом… Короче её потом десятки лет попрекали этими грибами, дескать чуть не перетравила всю семью 😀 Дед до старости помнил, до того его тогда этими грибами скрючило 😀

Короче уткам листья паслена нельзя. Без вариантов, верная смерть. И это, увы, проверено. Хорошо еще что разово, а не на всех, случайно пара листиков попала.
Козы его тоже не едят, он вылез — они мимо ходили. Я выдрал, убрал в компост от греха подальше.

Пожалуйста, оставьте комментарий

Внимание! Если у вас есть свой вопрос, задайте его отдельно, в специальной форме
Или через: