Этнографический музей народов Забайкалья — один из крупнейших в России музеев под открытым небом. Здесь много всего интересного и познавательного - более 40 архитектурных памятников и свыше 11 тысяч экспонатов. В этом музее можно не только познакомиться с бытом бурят, эвенков, казаков и старообрядцев, но и прекрасно отдохнуть на природе. Территория музея очень большая, даже, правильнее сказать, огромная! Вокруг лес и чистый воздух, запах сосновой хвои — красота, правда? Можно походить-погулять по берёзовой роще или по сосновому бору, попить вкусный чай в бурятской юрте. Есть тут и специализированные места для отдыха (столы, скамьи), детская площадка. На территории музея постоянно проводятся народные праздники, выступления фольклорных ансамблей, театрализованные представления, тематические выставки и другие мероприятия. В такие дни здесь очень весело и много народа.
Этнографический музей народов Забайкалья
Территория музея поделена на несколько самостоятельных участков-комплексов, показывающих все этнические группы края. К любому из них можно пройти по широким асфальтированным дорожкам.
По дорожкам в музее можно пройти к любому комплексу
Все постройки, сооружения и экспонаты здесь настоящие, перенесённые из разных областей края. Можно заходить во все дворы и дома, везде есть, что посмотреть.
Археологический комплекс
Далекое прошлое Забайкалья имеет богатую историю. На открытой площадке археологического комплекса представлены различные по времени памятники древности: остатки жилищ людей, населявших территорию Забайкалья 15-20 тыс. лет назад, могильники хуннской культуры, «сторожевые» и «оленные» камни, каменные столбы с выбитыми на них изображениями птицеобразных оленей, лошадей, солнечных символов. Также есть павильон с экспонатами, дающими представление о жизни и быте предков.Плиточные могилы. Бронзовый век (I тыс до н.р.)
Оленный камень.Изображения трех оленей в технике точечной выбивки. Бронзовый век (Конец II-I тыс до н.р.)
Сторожевые камни (Малый и Большой). Поздний бронзовый-железный век (IV в. до н.р. — VI в.)
Эвенкийский комплекс
Следующий комплекс — эвенкийский. До начала XVIII века эвенки жили по всему побережью озера Байкал и в прилегающих таежных массивах, а сейчас они проживают в основном на севере Бурятии. Здесь можно увидеть традиционное эвенкийское поселение: летние чумы из бересты, зимние — из оленьих шкур, чум шамана, лабазы с крышами, навесы.Специально подготовленная береста в летнем чуме давала прохладу в знойный день, а в зимнем оленьи шкуры так плотно подгонялись друг к другу, что ни холод, ни снег был не страшен.
Берестяной чум
В чум зайти нельзя, но можно туда заглянуть. В центре его находится очаг с чайником, за которым против входа – почетное место для гостей. Здесь есть полки для хранения продуктов и посуды, постель из шкуры оленя, коврики из меха и перекладина для сушки одежды и монетки, оставленные туристами.
Чум изнутри
Все остальное — седла, вьючные короба, средства передвижения, ловушки для охоты, луки хранилось снаружи под специальными навесами.
Хозяйственный навес
Чуть в отдалении стоит чум шамана.
Чум шамана
Шаман у эвенков выступал в роли лекаря, предсказателя судьбы. Также шаманы камлали перед охотой, на похоронах, на свадьбах. Перед чумом стоят деревянные изображения духов, внутри находится очаг, шаманская атрибутика и снова монетки.
Чум шамана изнутри
Бурятский комплекс
В бурятском комплексе представлены юрты, зимние дома, различные хозяйственные навесы, дуган.Традиционным жилищем бурят была круглая войлочная юрта, идеально приспособленная для жизни в суровых условиях азиатских степей. Она устроена так, что зимой в ней тепло, а летом прохладно.Войлочная юрта
Кроме войлочных в бурятском комплексе есть еще деревянные многоугольные юрты, в которых охотники-скотоводы жили зимой и летом, и летняя четырехстенная юрта. Стены в них строили из сосны, крышу — из лиственницы или кедра.
Деревянная многоугольная юрта
В центре юрты расположен очаг, а над ним отверстие для выхода дыма. Вход обращен на юг. Кстати, входя в юрту, нельзя ступать на ее порог, это воспримется как невежливость. Северная половина юрты более почетна, предназначена для гостей, и там нельзя садиться самовольно без приглашения. Правая от входа половина считается женской, левая — мужской. Посуда и утварь сделаны из небьющегося материала — кожи, дерева, железа. Мебель — легкие деревянные сундуки, разборные кровати, кожаные сумки, войлочные изделия.
Внутреннее убранство юрты
С приходом в Сибирь русских преобладающим типом жилищ бурят стали деревянные срубные дома русского образца. На усадебном дворе располагалось немало строений, так как здесь сосредотачивалась вся жизнь и хозяйственная деятельность семьи. Хозяйственный навес — служил для хранения саней, сохи, плуга, вил, граблей, мельницы с каменными жерновами и других нужных в хозяйстве предметов.
Хозяйственный навес
Хозяйственный навес
С появлением домов русского типа буряты продолжали сохранять юрты как станционарные жилища на летниках и во дворах зимних усадеб. Переселялись в них ранней весной, до перекочевки на летники, а после возвращения с летников — жили до наступления холодов. Зимой они использовались в качестве амбара и кладовки для хранения муки, мороженного мяса, молока.
Летняя четырехстенная юрта
Дуган «Деважин» — культовое буддийское сооружение.
Дуган «Деважин»
Внутри находится выставка деревянных резных деталей Янгажинского дацана, среди которых центральное место занимает панно «Тунши», выполненное в технике плоскорельефной резьбы.Панно иллюстрирует индийскую сказку о четырёх животных, достающих плоды с высокого дерева.
Выставка деревянных резных деталей и панно «Тунши»
А это юрта-музей на колесах — резиденция бурятского Деда Мороза — Саган Убугуна. Здесь он встречает гостей, которые в рамках проекта «Сказочный Сагаалган в Бурятии» каждый год приезжают в гости со всех уголков мира («Сагаалган» — это Новый год по Восточному календарю). На этот раз приедет Дед Мороз из Финляндии — Йоулупукки.Возле юрты-музея установлены путевые знаки -указатели имен и места жительства Дедов Морозов разных народностей, Снегурочки и расстояния до них.
Юрта-музей
Этим летом в юрте-музее проходила выставка «Традиции вне времени», на которой были представлены праздничные женские костюмы разных групп бурят — хори, сонголов, сартулов, хонгодоров, эхиритов и булагатов.
Выставочный зал в юрте-музее
Традиционный женский костюм был идеально приспособлен к условиям быта. Он отражал возраст, семейное положение и социальный статус своей хозяйки.
Женский бурятский костюм
Женский бурятский костюм
Женский бурятский костюм
Русский (старожильческий) комплекс
Основную массу первой волны русских, пришедших в Забайкалье, составляли служилые казаки, пашенные крестьяне, «промышленные» люди. Казаки и «промышленные » люди несли ратную службу и осуществляли гражданское управление краем. Пашенные крестьяне (беглые помещичьи крестьяне и рекруты) были заселены в принудительном порядке для развития земледелия и обеспечения казаков продовольствием, так как его отсутствие приводило к огромным расходам казны. Сначала были заимки и остроги, постепенно они превращались в поселки, станицы и города. В 1851 году было создано Забайкальское казачье войско, которое насчитывало 51 тысячу человек. Казаки занимались, в основном, коневодством.В этом комплексе представлены дома казачьего атамана, середняка и бедного пашенного крестьянина. Еще есть этапный амбар, предназначавшийся для ночёвки ссыльно-каторжных. К сожалению, здесь велись какие-то работы, получилось сфотографировать только двор и часть дома казацкого атамана.Так жил казацкий атаман
На этом, я думаю, пора заканчивать первую часть экскурсии, а продолжение будет завтра. Спасибо всем!
Всегда поражаюсь таланту народному: никаких компьютерных технологий — руки, просто руки золотые!
Спасибо! Большое!