В Эдем, в единый сад была превращена!...»
Жак Делиль «Сады»
Захотелось и мне написать о нашем саде, рассказать его историю.
Но не столько ради выигрыша в конкурсе (хотя призы - просто мечта!), сколько в память о нашей маме-труженице, которая дала начало этому саду, вложила в него большую часть своей жизни...
Всего за свою жизнь мама посадила шесть садов.
Самый первый — в Белоруссии, на своей родине, в деревне Пелевцы. Его она сажала, когда еще училась в школе. Другие — в тех краях, где ей приходилось жить...
Разная судьба была у этих садов. Один сад на даче под Анапой, где жили родители мамы, и где она жила в последние годы, сгорел от степного пожара, возникшего от пала сухой травы в степи… Другой, тоже в Анапе, пришлось частично снести, когда семья моей сестры там строилась… Жизнь диктует свои законы.
Половину дома с участком в Балашихинском районе, где мы сейчас построили дом, мама в 1971 году купила в рассрочку у поселкового совета. До этого вся наша семья жила в городе в квартире. Мы с сестрой еще учились в школе, когда родители развелись. Я и моя сестра остались жить в квартире с отцом, нам надо было заканчивать школу, а мама ушла, потому что не хотела разменивать квартиру. Многие тогда осуждали ее за этот поступок.
Дом, который она купила, был без удобств, в ужасном состоянии, но с двумя печками. Однако, маму, выросшую в деревне, бытовые трудности не пугали.
Приехали мамины отец и брат и помогли отремонтировать ей домик, чтобы там можно было жить.
И, конечно, в первый же год мама стала обустраивать участок, сажать сад и огород…
Сейчас не помню, сколько было там посажено плодовых деревьев, но было их немного, т.к. участок — всего 5 соток. Было 4-5 яблонь, несколько слив (синие и желтые), малина, смородина.
Спустя много лет, когда мама вышла на пенсию, она переехала к своим стареньким родителям в Анапу, а участок с домиком оставила нам с сестрой. Какое-то время он был нашей дачей. У нас к тому времени уже были семьи, маленькие дети, и просто не было сил, времени и денег что-то кардинально тут менять и перестраивать. Но душой мы всегда рвались из города сюда, на природу, подышать чистым воздухом (поселок находится в лесной зоне), пособирать с детьми малину, которая росла сама по себе, без особого ухода… А осенью — яблоки и сливы!
На одной маминой яблоне было привито 3 сорта: Антоновка, Штрифель и еще один сорт, мне неизвестный. Прививку сделал сосед по маминой просьбе. Много лет назад ветка этого сорта обломилась, и осталось только два сорта. Недавно я попробовала сама привить на нее черенок с другой яблони (с Коричной), и прививка удалась. Как же я радовалась! В прошлое лето на ней уже было несколько яблочек.
Яблоня, на которой привиты 3 сорта яблок (теперь уже и с моей прививкой)) На этой ветке — Антоновка.
А моя любимая яблоня — Коричная. Она моложе других, и посадила ее моя сестра. Ей продали саженец как Белый Налив. Мы долго ждали, когда же на ней появятся плоды, и когда уже потеряли надежду, яблоня наконец начала плодоносить. Яблоки оказались вкусными, полосато-розовыми, красивыми и ароматными, с едва ощутимым запахом корицы (отсюда и название). Именно по плодам мы и определили, что это Коричное Полосатое. Оказывается, этот сорт довольно поздно вступает в пору плодоношения (через 7-8 лет ), поэтому мы так долго ждали плодов.
Любимая скамейка под Коричной
Это Коричное Полосатое. Вкусное! С одной яблони хватает и наесться, и друзей угостить, и заготовок поделать.
Была еще одна яблоня, посаженная мамой, которая не сохранилась из-за нашей стройки. Очень об этом жалею! Яблоки были чудесные — не очень крупные, слегка приплюснутые, ярко-малинового цвета, сочные и очень вкусные. Сорта, к сожалению, не знаю.
Еще одна мамина яблоня, Грушовка, сохранилась чудом, но строители ее сильно обрезали.
А вот сливы на участке не сохранились, ни одна. Только на улице возле дома растут две небольших сливы с бордовыми, почти круглыми плодами. Прохожие ими лакомятся, а мы не возражаем. Мама никогда не жадничала и многое старалась делать для людей. Выращивала цветы, знакомых и незнакомых одаривала букетами и получала от этого удовольствие.
В ее саду всему находилось место — и красивым цветам, и диким травам...
Мои старые пионы, флоксы, лилейники, спасенные от стройки, которым уже лет по 30-40 - это мамино наследство. Стараюсь их беречь и приумножать.
На дальнем плане еще одна Антоновка. И сохранившиеся мамины цветы - лилейники.
Самая моя любимая яблоня — Коричное Полосатое. И флоксы. Мамины — ярко-розовые (я бы сказала - карминовые, цвет очень необычный). Названия не знаю. Я добавила много других сортов, всего их у меня 11.
В углу участка растет огромная ветла. Она нам не очень мешает, солнце не загораживает, и мы ее оставили. Большое дерево украшает сад, да и птицы там селятся… А вот две осины спилили, очень много дают поросли.
Ещё есть краснолистный орешник, калина, кустик жимолости, три куста смородины, четыре кустика белой сирени, хвойники — туи, можжевельники. Сирень была пересажена с улицы во время стройки, но место не солнечное, и она, к сожалению, цветет очень мало.
Калину я люблю! Раньше я покупала ягоды, теперь своя подросла. Замораживаем и зимой варим компоты, сочетая с клюквой и смородиной.
Самый мой большой вклад в мамин сад — это цветы. Цветники я сделала везде, где смогла, но и свободного пространства оставила, где растет трава - такой «дикий» газон.
Мама любила сад «непричесанный», как мы бы сейчас сказали — в пейзажном стиле. В саду было много плетущихся лиан — хмель, ипомея, эхиноцистус (бешеный огурец)… Дикие травы росли вперемешку с цветами. Ей так нравилось, а может ещё сил и времени не хватало выдирать эту траву.
Я думаю, мои цветники маме бы понравились. Я тоже не стараюсь вычищать каждую травинку, но потихоньку культурные посадки вытесняют сорняки.
Мамина жизнь была нелегкой, но у нее были свои «родники», из которых она черпала силы, чтобы преодолеть жизненные трудности — это земля, цветы, сады, творчество… Она была образованным человеком, писала хорошие стихи и рассказы, печаталась в местной газете. Жить «по совести», не унывать, помогать людям — это были ее жизненные принципы… А земля — это была её религия. Это то, как она считала, за что человеку стоит держаться в жизни, что не обманет и не предаст. Надо только любить ее и не жалеть для нее сил… Мама этому учила примером всей своей жизни.
Длинная получилась история. На самом деле она гораздо длиннее и сложнее, но я обозначила самые основные вехи истории нашего сада.
Я счастлива, что дом мы все-таки успели построить при жизни мамы. На следующий год ее не стало. Но она успела порадоваться тому, что мы, ее дети и внуки, не продали и не привели в запустение этот уголок, где она отдыхала душой, ее сад, в который она вложила столько труда и любви.
Всю жизнь она стремилась привить нам эту любовь, и думаю, ей это удалось. Мы с сестрой обе живем на земле (она в Анапе, я — здесь, в Подмосковье), растим сады, сажаем цветы, и уже дети наши потихоньку начинают в это вникать. Они тоже полюбят землю, я уверена. Сейчас им просто некогда (так же, как и нам когда-то было) - маленькие дети, работа... Но придет другое время.
Я очень надеюсь, что наш сад будет жить долго и счастливо, и мы тоже.
Это наша мамочка в Анапе в последние годы жизни
А это мы с сестрой в Анапе, пришли на кладбище к маме (кладбище в степи) и набрали ей степных цветов, которые она так любила. А вдали на горизонте виднеется полоска моря...
О саде и цветах можно писать бесконечно… А фотографий столько, что я уже в них теряюсь)) И будет еще больше...
Каждое лето и весну раздариваю друзьям и знакомым цветы, яблоки и другие дары сада. Я счастливый человек — у меня есть, чем радовать)) Спасибо саду и нашей мамочке!
Спасибо и вам за прочтение этих воспоминаний. Наверное, у каждого есть похожая история…
Просто СПАСИБО!
А сегодня сюрпризом приехала моя сестра из Анапы на несколько дней, навестить своих детей и внуков, которые живут здесь. Я, конечно, ей дала прочитать с некоторым трепетом — она ведь у нас пишет «семейную летопись» ) Сестричка одобрила, сказала, что я все хорошо написала, и мой рассказ войдет в ее «летопись». Это для меня радость
Милый уголок
А конкурс, мне кажется, уже перерос рамки конкурса и вылился в нечто большее… Читаю и вспоминаются родные мне люди и места… и мелочи какие-то, незначительные события, которым, казалось бы никогда уже не всплыть в памяти и которые именуются одним словом — счастье…
Бабушка
Согнулся дом. Присел на камушек.
Зарос травою – не видать.
А мне все кажется, что бабушка
В него сейчас войдет опять.
Одарит доброю улыбкою.
Растопит печь, создав уют,
И спросит: «Хочешь кашу с тыквою?
Сейчас сготовим в пять минут!»
Достанет хлеб. Варенье разное.
Давно пустился чайник в пляс…
И станет мне она рассказывать
Про жизнь свою в который раз.
Про голод, холод, тиф непрошенный.
Про пышки с горькой лебедой.
Как хоронила сына – крошечку,
Как провожала мужа в бой.
Как в поле с силой не былинною
За всё, за всё всегда бралась…
Как всю войну ждала любимого,
Но не судьба. Не дождалась.
И как потом без всякой помощи
Извечных бед тянула нить…
И будем мы до самой полночи
Все говорить и говорить.
Согнулся дом. Присел на камушек.
В печи – холодная зола…
Шесть лет как нет любимой бабушки,
Что каждый день меня ждала.