Цветы сопровождают меня всю жизнь. Бабушка и мама — увлеченные цветоводы-любители, моя деревенская бабушка (мама отца) и та, несмотря на все трудности вдовьей жизни в деревне, имела в палисаднике непритязательные цветы. Так стоит ли удивляться тому, что в детстве девочка Рушана включала цветы в свои детские забавы, а став взрослой, выращивает их дома и на даче!
Принцессы детского бала
Вы думаете, что у меня не было кукол? Они у меня были. Это были голыши, на которых мама шила одёжку. Я их любила, но как только расцветала мальва, мы с подружками устраивали бал!
Будущая принцесса в белом!
Принцесса в розовом
Простая мальва тогда росла в любом дворе и даже на пустырях. Несколько дней подряд мы с подружками делали из неё кукол и самозабвенно играли в БАЛ, при этом и себя представляли принцессами, царевнами, королевишнами!
В моём детстве я не помню игрушечных часиков, но мне хотелось их иметь. Первые часы мне подарили на День рождения в 16 лет. А для детских игр мы, девчонки, делали часики из гвоздики-травянки!
Вот из такой
Сейчас её у меня много на даче. Смотрю на неё и вспоминаю свои детские часики. Они были одноразовые. Мы обвязывали вокруг руки стебелек гвоздики и представляли себе, что цветок — это часы. Чтобы показать, как они ходят, нужно было сжать пальчиками цветоножку и покрутить, при этом лепестки сдвигались по оси, словно стрелки. Остальное додумывало наше богатое детское воображение.
Розовые (гламурные!) часики нашего детства
Знаете ли вы, что такое «девчачий секретик»? Нееет, это не тот, который на ушко подружке и по секрету всему свету! Его нужно было сделать в укромном местечке! Одной его делать, конечно же, не интересно. Надо позвать закадычную подружку и заручиться её обещанием не выдавать место «секретика»! Потом в укромном уголке двора нужно выкопать ямку палочкой или стеклышком (совочков что-то я не помню). Размер ямки зависел от количества богатств, которыми обладаешь, и еще от размера осколка простого стекла, который удалось найти. В ямку мы укладывали красивые черепки от фарфоровых чашек, цветные стёклышки, пуговки и… обязательно лепестки цветов. Лучшими цветами для «секретика» были яркие космеи!
Например, такая!
Аксессуар для секретика
Уложив свои богатства красиво в ямке, нужно было накрыть их сверху прозрачным кусочком стекла, закопать и, главное, не забыть местечко. Ещё, сооружая «секретик», надо было не терять бдительность, чтобы пацаны не подсмотрели. Потом мы бегали периодически смотреть, жив ли наш клад. Были слёзы, если его разорили… А если цветы в ямке завяли, начиналось всё заново. Не одно лето мы во дворе болели этими «секретиками». Их делали даже мелкие пацанята, которых серьезные пацаны не брали в свои игры. Эту игру я занесла и в деревню, где в неё не играли. Благо черепков от чашек и там хватало, а космея самосевом росла у бабушки в палисаднике между кустов смородины.
Что интересно, мы не пытались лепестками космеи украшать ногти (наши мамы не делали маникюр...), а вот поколение моей дочери лепили яркие лепестки на ноготочки! Другие времена — другая игра...
Мне кажется, что не одно поколение детей вовлекали в свою игру львиный зев, ведь у него даже есть второе, народное, название — «собачки».
С детства люблю львиный зев!
Милые «собачки»
В «собачки» мы играли совсем малышами. Все знают, что если нажать на цветочек с торцов, собачка откроет рот. Мы кормили «собачек» всякими крошками, а еще носились с ними по двору с криками: «Моя собачка тебя укусит!»
Ещё одну веселую затею придумала моя мама. Мои родители росли в голодные времена, потому знали много съедобных дикорастущих растений. Наше детство было сытым, но мама учила нас с братишкой, какую траву можно есть лесу. У бабушки в деревне лес с ягодником был далеко, но я ходила за ягодами с мамой и тётушками. Туда бежишь налегке утром по прохладце, а обратно взрослые несут десятилитровые ведра, а я — бидон, и уже жара. Однажды, когда я шла и слегка канючила, мама оторвала мне колокольчик от букета (без букета мама никогда не приходила из леса), положила в него ягодку и сказала:«Скушай, кызым, и у тебя в животе колокольчик зазвенит!»
Колокольчик можно есть такой!
Вот с такими ягодками. Ммммм!
Я помню, что съела, потом бежала и слушала свой живот, и специально подскакивала на одной ножке, чтобы звенело… Мне казалось, что я слышу звон из живота! С тех пор и пошла эта затея: на ягоднике непременно съесть колокольчик с ягодкой «чтобы в животе звенело»! Мои дети тоже ели колокольчики, да и сейчас мы с дочерью каждое лето выполняем этот волшебный ритуал, возвращающий нас в детство!
А колокольчиков я много развела на даче
Помню, что в пионерском лагере, уже где-то после 3-4 класса (а ездила я в лагерь с 1 по 8 класс), мы играли еще с одним цветком — мыльнянкой. Как? Да элементарно носились друг за другом с цветком-коробочкой мыльнянки и пытались стукнуть ею по лбу, при этом раздавался щелчок — коробочка лопалась. Это длилось недолго. В классе примерно в шестом я стала вдруг взрослеть, мало бегала на улицу и много читала. Хотя могла еще зимой постоять в хоккейных воротах у пацанов или попрыгать с крыши сарая в сугроб, а летом поиграть в волейбол.
Чем старше становишься — тем трепетнее относишься к воспоминаниям и атрибутам своего детства. Вот и я теперь, в память о детстве, выращиваю на даче все те цветы, с которыми играла когда-то...
А вы играли в детстве с цветами?
Из одуванчиков делали дуделки, но обычно ляпались сильно. Играли в кухню, варили суп-«зелье» из дикоросов, поскольку считали кощунством обдирать чужие клумбы, да и влетело бы за такое. В магазины всякие играли, правда, с листиками — они у нас и денежками, и билетиками были.
А вот с колокольчиками-дикоросами играли — делали ноготки из них, в ход иногда шли и другие дикоросы.
Еще делали домик: натягивали простыни или покрывала между яблонями, сверху брат сооружал нам крышу и там играли все лето.
А на подоконнике у меня был целый кукольный дом для бумажной куклы. Мне кукол рисовала папина приятельница, а я уже ей рисовала всевозможные наряды.
А с девчонками всегда играли в более подвижные игры: прятки, догонялки, с мячом, классики. Сюжетно-ролевые тоже не забывали, но вместо цветов у нас в ход шли листики (тополи, березы, пузыреплодник, если не ошибаюсь).
Клады не закапывали, никогда. Может, кто и делал. Думаю, мне хватало помощи родителям по огороду (в плане копания в земле), тем не менее обожала строить замки, домики из речного песка, когда ездили отдыхать на Волгу. Мы хоть и росли в деревне, но, вот, как сейчас модно говорить, что ребенок не ребенок, если земли и про не попробует и не переваляется в грязи, в земле, грязи никогда не «купались», ничего съедобного/несъедобного на улице не ели.
Бумажные куклы — это да! Мне от мамы с целой коллекцией одежды перешла, свои делала, мальчиков и подружек добавляла, но не скажу, что прямо горела этой идеей) В лагеря ездила каждый год с 7 до 14 л., но тоже как-то не запомнилось, чтобы играли с цветами. Больше любовались ими)
Хотя всю свою жизнь шила и шью не только себе, но и на заказ. Когда сидела с детьми в декрете, обшивала все общежитие.
А у вас там что, я не знаю.
Акация — это ж деревья, вроде
Рушана, мы тоже закапывали секретики, но чаще под деревьями ( не в песочнице точно ) и очень активно использовали фольгу от фантиков или любую другую, предварительно сделав ее гладкой ( чайной ложечкой или просто ногтем). Фольга и цветная стекляшка давали изумительный эффект! Всё прямо сверкало!!!
Но самое сильное воспоминание цветов из детства — это Дальний Восток с его сопками, покрытыми цветами пионов. Домой приносили огромные букеты, в основном бордового цвета, аромат был на всю квартиру. А сейчас часто вспоминаю об этом, выращивая пионы на даче. И ирисы, море ирисов… Это моих 2 цветка детства, но мы ими просто восхищались.
Поэтому 6 лет назад, когда соседка по даче обрубала корни пионов, посаженных на дорожке вдоль грядок, я все эти обрубки корней посадила на даче, просто закопав их в ямки ( я даже не могла представить, что их можно просто выкинуть ). Сейчас это огромные кусты цветущих пионов разных цветов ( ну, как сажала, так и получилось), смотрим с соседкой на них и смеёмся, вспоминая процесс посадки ( она ведь с жаром уговаривала меня не заниматься глупостями). Потом такая же история у неё произошла с ирисами ( надо было на участке расчистить место под машину ) и я 4 дня, уже будучи сознательным цветоводом, сажала выброшенные уже на компост ирисы… Ну, просто не могу представить, что судьба этих красивых цветов закончиться в компостной куче!
Поэтому, инструкцию по плетению венка из одуванчиков запишу и хотя бы один раз осуществлю…
А цветы детства самые любимые, потому что возвращают нас в воспоминания… Вдыхаешь аромат пионов, и всё -тебе 10 лет!!!
Фото из интернета. Свои не сохранила.
Я тоже вела песенник, но ничего не сохранилось, пришлось уехать и далеко с Волги Матушки в Белоруссию…
Принимай и наши поздравления с юбилеем твоей мамочки и пожелания крепкого здоровья!
Мальвы — да, во дворе собирали: и куколки были..., ещё калачики у них собирали (ели )
Ещё (м.б. помните?) игра с колосками: «Петушок?.. Или курочка?..»
Ещё собирали в спичечный коробок светлячков…
И да, секретики — всенепременно и практически непрерывно…
И песенники… Тааак… Пыталась вспомнить песенку самую популярную душещипательную..., но кроме "… Полюбил её паж..." (что-то там про королеву в замке у моря) не могу строки вспомнить
ЭТО БЫЛО У МОРЯ
Это было у моря, где ажурная пена,
Где встречается редко городской экипаж…
Королева играла — в башне замка — Шопена,
И, внимая Шопену, полюбил ее паж.
Было все очень просто, было все очень мило:
Королева просила перерезать гранат,
И дала половину, и пажа истомила,
И пажа полюбила, вся в мотивах сонат.
Источник teksty-pesenok.ru
А потом отдавалась, отдавалась грозово,
До восхода рабыней проспала госпожа…
Это было у моря, где волна бирюзова,
Где ажурная пена и соната пажа.
Игорь Северянин
И нет в детстве была песенка другаааая!
И я её нашла!!! Слава интернету! Вот она:
Звени бубенчик мой звени,
Гитара пой шута напевы.
А я спою вам песнь о том,
Как шут влюбился в королеву.
В прекрасном замке короля,
С его прекрасной королевой.
Жил шут весёлые глаза,
Король любил его напевы.
Раз королева говорит:
«Спой милый шут мне серенаду.
А коль затронешь в сердце грусть,
Мой поцелуй тебе в награду».
И шут запел и заиграл,
И полелись его напевы.
И в эту ночку шут узнал,
Как сладки губы королевы.
Но рано утром с палачом
Король пришёл в великом гневе.
Он что-то прятал под плащом,
И грозно молвил королеве:
«Шута я вовсе не любил,
А лишь любил его напевы».
И бросил голову шута,
К ногам прекрасной королевы.
«О милый, милый, милый шут
Тебя я больше не увижу
Тебя как прежде я люблю,
А вас король я ненавижу»
Но девять месяцев прошло,
У королевы сын родился.
Он был похожим на шута,
И также пел и веселился.
В прекрасном замке короля,
С его прекрасными садами.
Стоит могилка у ручья,
И вся усыпана цветами.
Туда приходят каждый день,
Мать королева и сынишка.
Сынишка песенки поёт,
А мать рыдает как малышка.
Звени бубенчик мой звени,
Гитара пой шута напевы.
А я вам песню спел о том,
Как шут погиб за королеву.
Аркадий Северный
«Гарри-атаман»
В нашу гавань заходили корабли,
Большие корабли из океана.
В таверне веселились моряки
И пили за здоровье атамана.
В таверне шум, и гам, и духота,
Пираты наслаждались танцем Мери.
Не танец был, а просто — красота!
Вдруг с шумом распахнулись в баре двери.
В дверях стоял наездник молодой,
Глаза его, как молнии, сверкали.
Наездник был красивым сам собой,
И все узнали в нём ковбоя Гарри.
Вот, Мери, и вернулся Гарри твой,
Но он зашёл сюда не с океана.
-Мы, Гарри, рассчитаемся с тобой, —
Раздался пьяный голос атамана.
И в воздухе сверкнули два ножа,
Пираты затаили все дыханье.
Все знали атамана как вождя,
А Гарри — как по делу фехтованья.
Но Гарри был угрюм и молчалив,
Он знал, что ему Мери изменила.
Он молча отбивался от перил,
И в этот миг она его любила.
Вдруг с шумом повалился атаман,
И губы его тихо прошептали:
-Погиб пират, пусть плачет океан.
Кровь алая стекла с ножа у Гарри.
Заходят в нашу гавань корабли –
Большие корабли из океана.
В таверне веселятся моряки
И пьют уже за Гарри-атамана.