Мои проблемы с томатами в 2018-м

Пришло время понемногу собирать урожай помидоров.
И с весны накопились вопросы, ошибки, решённые и нерешенные проблемы по выращиванию томатов.



Что вам непременно нужно не забыть сделать в будущем году, чтобы избежать ошибок этого сезона?
Что осталось непонятным по формированию куста томата?
Что осталось не до конца понятным по поливу и подкормке томатов?

Что осталось не до конца понятным по поливу и подкормке томатов?

Каких заболеваний не удалось избежать?
Какие томаты не оправдали ваших ожиданий?



Давайте обсудим эти вопросы в этом сезоне, чтобы в следующем не наступить на эти грабли еще раз!

Все предложения (Томат)
Предложения магазинов:

Следующий материал - вопрос: Подскажите, что с помидорами?

Запись размещена в разделах: , , , томаты, помидоры, выращивание, , ,
Автор записи:
Добавили запись в избранное
start555 Надежда Березовская и еще 1 человек




Комментарии (365)
Скажите, пожалуйста, а если вся кисть состоит из мелких помидорок, а следующая идёт нормальная, стоит ли оставлять эту первую мелкоплодную кисть или всю её чикнуть? Я оставила — жаба задушила. Эти мелкоплодные кисточки так и не выросли. Помидоры стали красные с толстой шершавой шкуркой, но так и остались маленькими 1-2 см в диаметре. Может быть, нужно было отрезать эти кисточки, другим бы больше досталось, а как вы думаете?
Александра! Очень хороший вопрос! Смотрите, как только на помидорке исчезает глянец, это говорит об сильном снижении его питания, такие ягоды не развились и развиваться больше не будут. Смело срезайте.
Спасибо, Максим. А вот ещё интересно: отчего они такие стали. Это было не на всех сортах. Крупноплодных, таких как Шапка Мономаха, Розовый мёд, Бычье сердце, Орлиный клюв — это не коснулось. А вот среднеплодные: Соната, Юбилейный Тарасенко, Евпатор, Де барао и некоторые без названия- почти все завязали такие первые кисти и не вырастили их. Наверно, во время цветения первой кисти нужно было их подкормить борной кислотой или ещё чем-нибудь.
Александра! Добротный куст сможет завязать и выкормить потомство, а плохенький нет! Отсюда и такие плоды.
Правда ли, что первые кисти часто подвергаются вершинной гнили, и даже без каких-либо средств остальные плоды спеют нормальными? Или всё же это ненормальное явление?
Нет, не правда! Вершинная гниль может возникнуть в любой момент! Либо кальция не хватает, либо он находится в недоступной для растения форме.
Я стала чаще поливать, примерно через три дня. И тьфу-тьфу. Больше вершинной гнили я не вижу.
А у меня в этом году нашествие слизней. Откуда они взялись в таком количестве???? Никогда не было. Жрут как бешеные. Почти все томаты погрызены и в теплице и в ОГ! Тихий ужас просто! Как от них избавиться теперь??? Не хочется химией травить землю…

слизни
слизни
Жуть! Никогда не видела слизней на помидорах. В капусту залазят иногда
я их раньше только под досками или под бочкой с водой видела… а в этом году эти гады везде… и большие и мелкие… Противно аж жуть… Руки потом от их слизи плохо отмываются. Хожу собираю давлю ногами… но все равно полчища несметные -все томаты в дырках от них.
Сочувствую
Золой посыпьте вокруг, она ведь щелочь! Люди горчичным порошком и горьким перцем посыпают.
У меня тоже в этом году нашествие слизней. Никогда раньше их не было. Как бороться — не знаю. Приходится снимать чуть побуревшие томаты. Заметила, что едят они только спелые.
От слизней Слизнеед помогает отлично!!! Только он мне помог, более ничего, ни зола, ни горчица, ни почин, у меня они огурцы жрали, причем начиная с посева выедали семена, если удалось растению вырасти — жрали листву и стебель буквально за ночь, потом Слизнеед рассыпала на землю везде около растений, и все, потом трупики слизней на земле лежали в огромном количестве, так что спасайте урожай.
Катя, спасибо! Прочитал, что действующее вещество в Слизниеде — Метальдегид. Это твердое белое вещество кристаллическое вещество белого цвета без запаха. Вещество легко возгорается с частичной деполимеризацией, практически нерастворимо в воде. Т.е. можно положить какой нибудь приствольный круг, посыпать препаратом, а после убрать с грядки, потому что он разлагается с образованием ацетальдегида (уксусный альдегид, этаналь, метилформальдегид). А в свою очередь ацетальдегид предположительно является канцерогеном для человека.
Максим, к сожалению, в воде растворяется, проверено. Лучше всего класть слизнеед в спец ловушку для слизней или просто на картонку, они едят эти гранулы, и все...))) Еще Гроза помогает от слизней
Спасибо, Катюш, попробую. Очень хочется сохранить томаты. А то многие с дырками и дорожками проеденными…
Катюш, его сегодня утром как раз и купили). Начала раскладывать в грядки, а там тьма тьмущая этих гадов… неделя дождей сделала свое дело — куча слизней и полопанные томаты… висят с трещинами и гниют… даже снять не могу — дожди все время…
Вот Вам и природное земледелие....
ага
А при чём тут природное земледелие?
Так ведь шутка!
Тю))) я ж с таким серьёзным видом прочла комментарий)))
Ничё се!
Мдя, вид весьма неприятный, сочуствую.
Я первый раз посадила в этом году индеты. И последний. Больше не буду сажать. Не понравилось. Прут вверх, плодов мало.
Татьяна! А по мне так индеты очень урожайные! Какие сорта Вы сажали?
Завтра найду свои «ценные» записи, напишу.
Вот, нашла: Алтайский шедевр, Грибное лукошко, Райское наслаждение.
Татьяна, я такие не знаю!
Агорофирма Аэлита мать их (звучит, как ругательство ) Максим, а Вы какие сажаете?
Индетерминантные:
Чудо-детки (Аэлита)
Терек (Поиск)
Розовый мед, Сибирский гигант (Сибирский сад),
Котя, Сокровище инков, Царское искушение, Эволюция (АФ Партнер),
Семко 2112, Гил-гал, Паленка, Гроздевой, Витадор, Форте-Акко, Форте-Мальтезе, Черри от Юрия (АФ Семко).

Детерминантные:
Ласковый Миша (Аэлита),
Сахарный бизон, Бычье сердце(Сибирский сад),
Лирика, (АФ Партнер),
Семко 2005, Семко 2006, Фенси, Розовая Катя.
Всего 64 куста!
Ох, Максим, долго я ждала, пока Вы откроете все явки и пароли! Вот бы ещё по паре (лучше больше!) слов о каждом, какие оставите на будущее, какие не оправдали доверия. Хоть и понимаю, что в каждой отдельно взятой теплице один и тот же помидор покажет себя по-разному. В мечтах вижу свою теплицу всю до потолка в крупных поспевающих помидорных гроздях! Прямо как ваши!
Ирина! Попозже и с фотографиями!
Сохранила явки и пароли, как выражается Ирина, в избранное. Дабы не утерять.
Таня, удивили таким выводом! Тоже постою рядом с Максимом, послушаю про разочаровавшие Вас сорта. Вы же про теплицу? Я наоборот подбираю индеты высокие, но обязательно урожайные. Мне жалко место в теплице терять на коротышек, их и в ОГ под укрывным можно вырастить.
Не знаю, может они ещё всю силу не набрали. Зато вверх отлично растут. Я их сформировала в два стебля. Они у меня впервые, раньше теплицы не было. А может я просто " не умею их готовить"
30 июля, теперь уже что выросло, то выросло. Когда ж им теперь силу набирать. Теперь бы успеть без болячек дозреть тому, что завязалось. У меня тоже «тепличного» опыта мало, и урожаем похвастаться не могу. Увы. Может как раз потому, что вовремя не сформировала в один-два ствола, у меня многие индеты короткие получились. Вчера настригла листьев целую тележку, и у высоких верхушки заодно. Пусть лучше проветриваются, целее будут.
Так они растут еще и кисти дают. У меня теплица первый год. Я чуть припозднилась с высадкой, так как теплицу подготавливала для посадки. Сажала где-то 20 мая. Поэтому у меня еще только первые помидорки начали спеть. Правда черри уже вторую неделю едим, понемногу. А с черри чего делать, они все в листьях? Да, учиться еще и учиться выращивать томаты. Я в этом году каждые выходные, а бывает даже среди недели, иногда, чем-нибудь прыскаю. То от фитофторы, то бутоном для завязей, вчера гуматом калия по листу опрыскала все вокруг: перцы, баклажаны, томаты, кабачки, огурцы, все что под руку попало. Никогда столько не прыскала. Все было больше на авось. А тут на вас всех глядя, прыскаю.
Татьяна! Гуматы лучше под корень, а огурцы особо не любят опрыскиваний!
Таня, мне стыдно признаться, но я практически ничем не опрыскиваю. То ли от своей ленности, то ли пофигизм. Просто у меня очень мало времени на огород, хотя все не на даче растет, а участок возле дома. Я сейчас больше сестра-сиделка при своей маме, и бабушка для внучки. А на огород бегаю для релаксации, иногда даже просто чтобы посидеть минутку и со стороны на все посмотреть. Всяких средств понакупила, но многое даже не открыла. Опрыскивала только фитоспорином. Видимо, ангел-хранитель мне помогает, пока только к Де Барао вершинная гниль подбирается. И никогда не закрываю двери в теплице, не верю, что им там холодно, там свой микроклимат. Они уже к нему адаптировались. Но стараюсь читать опыт семидачников, учиться и развиваться!
У меня нет возможности открывать-закрывать теплицу, поэтому у меня тоже всегда открыто. Обрабатываю, что ж делать-то. Раньше тоже не обрабатывала, теряла часть урожая. У меня были в ОГ. Вернее обрабатывала ХОМом, когда уже болеть начинали. А в этом году решилась купить теплицу. И теперь бегаю с томатами — как кура с яйцами. То им жарко в теплице, верх укрыла спанбондом, то земля пересыхает, землю прикрыла травой. Все идеи черпаю тут — на 7Дачах. Почитаю и понеслась прыскать и накрывать. Первый год в теплице — все, как в первый раз. Сейчас уже росы начнутся, вчера днем тепло было, а вечером уже прохладно — фитофторе раздолье. Вот Максим посоветовал автоматы для дверей, дома видео посмотрю. Думаю приобрести хотя бы пока один. Потом еще один. Сразу дороговато. Штука хорошая. У меня стоят на форточках датские, работают хорошо. Раньше вздрагивала, когда хруст поликарбоната при открытии раздавался — как будто кто-то за спиной двери или форточки в теплице открывает, сейчас уже привыкла, не обращаю внимание. А про автоматы для дверей впервые слышу. Давно бы уже купила и не мучилась. На меня соседи таращатся, то я от соседа траву тащу (он так вовремя участок свой покосил, наверное специально для меня ), то теплицу прикрываю от солнца, то на автоматы мои дивятся, то на измельчитель (грохочет на всю округу). В общем извращаюсь. А что делать, я работаю, каждый день не могу ходить на дачу — в этом-то и сложность. А вот еще, с месяц назад, какую штуку хапнула на распродаже, хвастаюсь.

Аккумуляторные ножницы для травы, теперь у меня возле теплицы все выбрито.
Аккумуляторные ножницы для травы, теперь у меня возле теплицы все выбрито.
Таня, представляю как удобно иметь автоматизированную теплицу, и не бегать открывать-закрывать дверки! Я всегда за прогресс, время не стоит на месте! Себе бы тоже с удовольствием поставила в теплицу автоматы и на форточки, и на двери. И ещё одну теплицу очень хотелось. Но пока (очень надеюсь что временно) это отложила до лучших времён. Но с другой стороны, надо пока разобраться с тем, что есть. Основная цель научиться с наименьшими трудозатратами получать достойный урожай и при этом ещё и удовольствие!
Кстати, для этого очень нужны помощники-инструменты, чтобы все успевать и поддерживать порядок. Я такие ножницы аккумуляторные даже не видела! Поздравляю, классное приобретение! Пусть служат сто лет! А я мечтаю об аккумуляторной газонокосилке, у нас площади большие окашиваем триммером, и очень не хочется потом траву собирать граблями и таскать к грядками или компостному ящику. Ну а что, нормальное женское желание!
Да, Ира, совершенно согласна насчёт прогресса, надо пользоваться его благами и облегчать себе жизнь. Я вообще пришла к выводу (в этом году), что мне необходимо изменение концепции моего огорода. Я поняла, что организован он у меня не удобно. Буду уменьшать ширину грядок, увеличивать ширину проходов между ними. Две широкие грядки заменю на три поуже. Неудобно полоть и ухаживать за растениями. Раньше я придерживалась другого мнения. Делала широкие грядки и узкие проходы, сетуя на то, что места у меня мало. А в этом году у меня прямо прозрение наступило. Я решила ценить своё время, силы и удобство. Я поняла, что если урожай будет, то мне его совершенно достаточно. Семья небольшая. Овощи я на рынке не продаю. Погреба нет. Так что хватит. Зато я не буду балансировать в узких проходах, полоть буду ставя ноги так как мне удобно, а не боком, изворачиваясь. И бочки с водой поставлю в трёх местах. А то у меня половина времени, которое я трачу на полив, уходит на беготню. Не рационально! Кстати, сейчас в продаже я видела аккумуляторную газонокосилку с 40% скидкой. Самое время приобрести. А на такие ножницы я зарилась два года, меня останавливала цена. Дешевле 4 тыс. не было. А эти я купила на распродвже в Ленте за 1900. И еще кусторез за 900 рублей Гардена. Обе вещи с 40% скидкой.
Отличная вещь!
Отличная вещь!
Таня, а с ручкой удобно работать ножницами? Сами ножницы у меня есть, но без удлинителя. Какой год хочу длинную ручку к ним купить, но отдельно в продаже не вижу. А ножницы за 1900 это вообще почти подарок, я свои почти за 6000 покупала. Таня, а кусторез в какой Ленте покупала? Тоже хочу.
Светлана! А какой фирмы у Вас ножницы?
BOSCH, но комплект был нож кустореза и ножницы в кейсе без длинной ручки. А сейчас везде с ручкой комплект продают, а отдельно её нет. Думала и про интернет-магазин, но пока там не искала
У меня конечно не Бош, китайские. Но за такую цену — это просто подарок!
Вот, еще фото нашла.
Вот, еще фото нашла.
Отличные ножницы! Li-ion аккумулятор, два ножа, да еще с ручкой! Замечательное приобретение!
Спасибо, Максим! Я давно на такие заглядывалась и вот случай представился взять подешевле, я и купила.
комментарий был удален
У нас только из-под «такой химии, что мало не покажется», а если издалека брать, то доставка будет золотой
Да, с нашим Дзержинском и Кстово, можно запросто нарваться.
Максим, в этом же объявлении сверху написано еврокубы б/у чистые (пропаренные) 5000 р., а за 2700 с хим. производства, причём немытые, скорее всего продавец его в Дзержинске брал
Света, очень удобно, не надо наклоняться. Ручка была в комплекте, она на колёсиках. Её можно снимать. Работаю ими, как пылесосом, катаю туда-сюда. Мне нравится. Я этими ножницами углы выкашиваю, которые тример не берёт. Ещё в комплекте есть кусторез — ножницы подлиннее. Надо как нибудь осенью попробовать сирень посрезать. Это акция была на садовые товары в июне, всего 2 дня. Скидка на все товары для сада 40%. Я тогда нахапала на 7 тысяч. Ещё купила большой зонт диаметром 3 метра, для моей будущей зоны отдыха. Вышла довольная, как слон. Все товары почти в 2 раза дешевле.
Таня, подписываюсь под каждым Вашим словом! Абсолютно так же считаю, что надо максимально удобно организовать огород, облегчить себе работу на нем, и на меньших площадях получать достойный урожай! Может, ещё в теплице капельный полив устроить? Года идут, мы увы не молодеем, поэтому самое время навести порядок и на грядках, и в голове! А Вы ещё и ландшафтный дизайн осваиваете, представляю, сколько у Вас идей!
В теплице у меня тоже три грядки по 60 см, и проходы по 50 см, это я подсмотрела здесь, на сайте. И весь огород перевела в деревянные грядки, по 70 см с междурядьями 70 см. Так удобно обрабатывать огород, как в этом году, мне не было никогда. Даже дети оценили мои преобразования, хотя весьма далеки от огородных дел.
Так что не будем экономить на себе и своем удобстве, а значит и здоровье и настроении! Танюша, с удачным приобретением Вас, пусть все инструменты служат долго!
Ира, спасибо! На счёт капельного полива хочу сказать, что это — моя мечта. Очень хочу, но пока не знаю, как лучше это сделать. Буду думать, искать варианты. А пока буду преобразовывать свой огород.
Тоже о капельном мечтаю, пока только одно выяснила, что набор с капельницами мне не подойдёт, давления от бочки не хватит, а слишком высоко я её не подниму. Тут еврокуб нужен, да подставка под него на приличной высоте. Буду дальше изучать, что к чему
Вот и я о том же.
Светлана! Еврокуб это самое оптимальное! У нас их два, и один выступает в роли подставки для второго. Первый немножко поднят над землей для налива воды в лейки-ведра, и установлен на обычные полеты.
А полив холодной водой растений в теплице считаю неправильным.
Еврокубы довольно дорогие, я поглядела. А чем они отличаются по функционалу, в случае организации капельного полива от обычной бочки?
Устойчивостью и объёмом в положительную сторону, а белым цветом в отрицательную. Бочка конечно хороша, но объема тёплой воды в ней на 1 раз полива, это для уличной установки. Для установки в теплицу, при раннем, весеннем поливе — в самый раз. У нас в теплице стоит 80 литровая бочка с краном.
Куб я приобретал за 2000 руб.

Бочка слева
Бочка слева
Татьяна! Посмотрите 
Спасибо, Максим, поглядела. Хорошая штука, на первый взгляд очень даже подходящая и недорогая. Меня только смущают неоднозначные отзывы. Кому-то нравится, а кому-то совсем наоборот! Как я поняла из описания, бочку с водой надо поднимать на высоту 2 метра, тогда вода будет идти под нужным давлением. По-хорошему, надо к нему покупать еще и таймер. Потому как, когда накачаешь в бочку воды, нужно чтобы она нагрелась. Она же из скважины идет ледяная. И еще один интересный вопрос. Вот когда я на два метра подниму от земли бочку, как я узнаю когда мне воду выключать? Она же литься начнет, прямо на грядки.
Татьяна! У нас 2 таких комплекта с расширением, и пользуемся уже четвертый год. А что плохого пишут?
В первые два года еврокуб у нас стоял на 3-х паллетах и кирпичах, чтобы паллеты не гнили, а это примерно 80 см, правда и воды я наливал около 500 литров. Таймер, можно и таймер, у нас самый дешевый водяной счетчик (250 руб). Когда выключать воду при наливе бочки? В комплекте есть прозрачный шланг, который подключается к системе и закрепляется (крепеж в комплекте) на бочке.
На фото его видно, прозрачный, слева от счетчика. Я из него смеситель для удобрений сделал, там справа ведро висит. В это ведро я наливаю, то чем надо подкормить и всё. И полив, и подкормка.

Кто-то пишет, что вода через капельницы не капает, а льётся струйкой, и вода из бочки расходуется очень быстро. Кто-то, что давления воды не хватает при поливе из бочки, якобы хорошо работает, только при подсоединении к водопроводу.
Тут именно от давления из бочки и зависит, либо как кран откроешь. Я открываю на всю, и действительно — вода течет тонкой-тонкой струйкой, порой и капли собираются. Мне это абсолютно не принципиально, мне главное, что это точечный, дозированный полив прямо под корень. После полива 2-ми литрами воды, под каждый куст, на поверхности почвы остаётся влажный круг в 20-30 см, чего хватает.
Татьяна, а если использовать именно капельный, чтобы вода к растению поступала капля за каплей, то такой полив растянется на много часов. Представьте, Вам нужно вылить под растение 2 литра, за какое время каплями можно этого добиться? Такой полив нужен растениям с поверхностным залеганием корней, и капельницы размещать через 10-20 см по всей поверхности грунта.
Наверное Вы правы. Может, струйкой-то и лучше!
Я никаких проблем за четыре года использования не увидел!
При переносе кубов на солнце, а это от теплиц 3-4 метра, потребовались труба ПНД 20, фитинги под ПНД и несколько кранов.

Куб на кубе. Высота около 1,4 м
Куб на кубе. Высота около 1,4 м

Слева кран для набора в лейку
Слева кран для набора в лейку

Вход во 2 теплицу
Вход во 2 теплицу

Вход в 1 теплицу
Вход в 1 теплицу

Переход через дорожку
Переход через дорожку

Труба ко 2 грядке
Труба ко 2 грядке

Кран на КП 2 грядки
Кран на КП 2 грядки

Капельница
Капельница

Капельница
Капельница
Максим, а у Вас на каждой линии краны стоят? И я не поняла, зачем счетчик?
Татьяна, да, на каждой линии счетчик для измерения количества воды. В теплице 64 куста помидоров. Каждому томату надо 2 литра, 64*2=128 литров воды должно пройти через счетчик!
Здорово с подкормкой из ведра придумано! Все больше и больше хочется такую капельницу, но что-то сложно на первый взгляд. Впереди зима, надо будет разобраться. Вы сами все собирали, Максим?
Ирина! Конечно сам! В чем сложность? Самая простая конструкция, проще только из лейки!
Максим, в Нижнем Новгороде бочка стоит 2000 р., если на 240 литров и то б/у, а еврокуб у нас 6000-7000 б/у, а к новому и не подступиться по цене. Так что тебе очень повезло взять еврокубы по 2000. А кран в нём есть или врезать надо? А если просто ленточный, без капельниц, только с отверстиями капельный покупать, потянет такой бочка с подъёмом всего на метр или надо будет краны к каждой ленте, сначала одна капает, потом вторая… Я только о теплицах думаю, огород можно и из шланга полить.
Томатам-то понравится, никакой лишней сырости и фитофторы
Светлана! Вы когда-нибудь слышали про минеральную Липецкую воду? Её производит завод Росинка, так вот этот завод производит еще и газированные и негазированные напитки, Фрутмотив. Вот свои два куба покупал у человека, работающего на этом заводе. Им привозят фруктовый сокосодержащий концентрат из Германии и Нидерландов. Они оба б/у. Наверно и у Вас в городе есть такой завод, обратитесь к ним.
А немного посидев на сайте Авито, я нашел много объявлений по продаже еврокубов. Вот одно из них. Я думаю, что по цене можно договориться. Только с осторожностью смотрите на кубы из-под химикатов!

Я тоже бы хотела это узнать.
Максим, доброго дня! Спасибо за идею со смесителем! Сейчас как раз пытаемся понять, как все устроить с каплей. У меня три контура в разных местах, слеплено все «наживую», т.к. не было в наличии то одного, то другого, когда покупали. А жара стояла адова, надо было срочно поливать. Подключаю от водопровода по очереди через шланг. Но есть бочка кубовая. С нею и смех и грех. Планировали делать запасную емкость для дома на случай перебоев с электроэнергией. И забыли мои мужчины поднять ее на чердак, когда еще можно было.
Так она мне и осталась на сад-огород. Заметила, что при малом напоре из крана система капельная не работает, или очень мало капает, не поймешь, когда хватит. На какую высоту советуете поднять бочку?
Марина, добрый вечер! При первом использовании еврокуба, в качестве ёмкости, высота была 80 см.
Спасибо, Максим. А здесь в комментах звучало 2 метра — это как?.. Или завит от орошаемой площади = количество отверстий? И как рассчитать время полива? Одной растюхе 2 литра достаточно? Как часто при наличии мульчи?
Это производитель советует. Пройдите по ссылке, которую Максим выше дал, на сайт магазина «Все инстументы». Там и написано про 2 метра.
Спасибо, Татьяна, почитаю. Но опыт человеческий иногда ценнее прописей. Я не могла придумать, как подкормки давать. На кубовую бочку у меня нет препаратов, да понять надо, а столько нужно воды на разовый полив моих грядок.
Да, я бы тоже хотела, чтобы опытом поделились.
2 литра под куст это усреднённое значение, нашим томатам хватает. У нас 64 куста в теплице, умножаем на 2 и получаем 128 литров по счетчику. Мульчей в теплице не пользуюсь. Да я это уже писал!!!
Ирина, может поделитесь, на Ваш взгляд, урожайными сортами?
Таня, зря ты так про инденты! Просто тебе надо подобрать томаты под свои условия, или деты садить только высокорослые.
Таня, мне нечего особо хвалить, из тех которые сейчас растут, повторю наверное только Де Барао розовый, хорошо завязался, кисти хорошие до самого верха, но увы, только-только начал краснеть. Надеюсь, успеет на кустах созреть, ведь конец июля не конец лета. Его брат черный, напротив, очень ранний, мы его едим с конца июня, сейчас консервирую, но мелкие, хотя усыпучий. Для ранних летних салатов понравился помидор Бычье сердце оранжевый, но он ростом с меня, сколько места вверху пропало! Может, именно для первых плодов посадить один-два кустика. Оранжевый гигант похож на него, в снятом виде даже не определю какой из них какой. Хурма только сейчас краснеет, вернее оранжевеет. Сильно раскустилась, может поэтому позднее созревание. Что то у меня какой то упор на оранжевое! Персик розовый дал длиннющие плети с горошками-помидориками, семена остались, но я их точно выброшу, только место занимают. Груша красная ни о чем, ни вкус не впечатлил, ни урожайность, тоже прощаюсь с ней. Медовая капля — один куст посадила для внучки, но для нее лучше бы я вырастила ещё один планшет или телефон, никакого интереса не проявила!
На будущий год уже заказала семена в seedspost, пока акция была с бесплатной доставкой. Многие подсмотрела у семидачников. Буду пробовать!

Что-то в теплицу пойдет, что-то в ОГ
Что то в теплицу пойдет, что-то в ОГ

Заразилась Мязинскими помидорами, описания просто волшебные!
Заразилась Мязинскими помидорами, описания просто волшебные!
Ого! Ирина! Вы уже на следующий год прикупили?
Да вот же, не смогла удержаться! Поддалась рекламе, хорошо сработали менеджеры seedspost! Для меня это сродни медитации — перебирать пакетики, строить планы! А сорта по описаниям семидачников. С Вашей лёгкой руки появилась у меня Катя от Семко, а вот Семко 2112 не оказалось в наличии, тоже хотела попробовать. А Розовый мед хвалили многие. Теперь главное выбрать, ЧТО? ГДЕ? КУДА? сажать, чтобы как можно больше попробовать!
Я в декабре покупкой занимаюсь, тоже через-интернет магазин одного производителя! Обычно к этому времени много новых гибридов появляется, поэтому не спешу! Если напомните, я и на Вас могу заказать, а после переслать по почте?
А почем Вы Катю F1 покупали с бесплатной доставкой?
Максим, спасибо большое за предложение, но сами видите, мне на два-три года точно семян хватит! Благо почти на всех срок годности до 2020 года. Чувство меры мне явно отказало! Остальное понравившееся пока пишу в свой блокнот.
А я не только Катю, но и все остальные семена купила с бесплатной доставкой, акция такая была у seedspost с 17 по 19 июля. Вот на это и клюнула!
Ой, Максим, извиняюсь, я сослепу прочитала вместо «почем» — «почему»!
Пакетик 0,1 г 73 руб.


Ирина! Я Вам в личке ответил…
Ира, это Вы уже столько сортов купили? Ого!
Сама себе удивляюсь, Таня! Сайт читаю, у семидачников подсматриваю, в блокнотик выписываю, вот хотелок и накопилось! Срок годности до 2020, а некоторые до 2021 года, буду теперь несколько лет сажать!
Подмосковье, подскажите, пожалуйста, уже пора убирать помидоры из открытого грунта, и про баклажаны подскажите, или время ещё есть? У меня они без какого-либо укрытия — от слова совсем.
Таня, может прокатит, а может в одно не самое прекрасное туманное утро всё почернеть. Смотри по ситуации. Можно сделать навес из плёнки, как защиту от росы и дождя, на ночь и в дождливые дни. Днём убирать, чтобы не спеклись на солнце с непривычки.
Если зараза уже попала на куст, то ничто не спасет. Красные и бурые плоды могут уцелеть, а те, что не налились до конца 100% пропадут.
Спасибо, Танюш! Буду смотреть. Навес мне не в силах соорудить в данный момент. но кустики пока здоровые.
Танюш, я в открытом грунте только одну грядку убрала, ну ты читала про нее — она ближайшая к соседскому огороду с его проблемами.
Остальные дальше, около теплицы. Их пока оставила. Там томаты и баклажаны.
Хорошо, Тань, смотрю по ситуации.
Я как вижу этот ужас — сложенные в кучу кусты у соседки. И ведь такое не первый год…
Начинаю реально паниковать. Ведь она сажает кустов 20 одного сорта из рассады купленной по дороге на дачу, а у меня их около сотни… и это несколько месяцев работы!
Что значит в кучу? Она их не сжигает?
Думаю, нет. Я ни разу не видела, что бы она что-то сжигала.
Интересно, а что ж она их в компост кладёт? Это же рассадник инфекции.! Как у неё вообще что либо растёт? Не повезло, тебе Таня, с соседкой.
Я не знаю. Видела просто сваленные в кучку кусты. Может и сжигает, просто я этот момент не видела. Не знаю… А так у нее все растет, но сажает она не много, чисто на покушать в сезон.
Да и в принципе заметила, что мало кто сильно заморачивается. Сажают сорта скороспелые, чтобы успели вырасти пораньше, снимают к началу августа. Что-то поспело, что-то дома дозревает.
Выходит так, что у меня вариантов как вырастить мои красивые и разные, не много — то, что раннее и уже поспевает и набрало свою массу, снимать пораньше, а те, что еще должны подрасти, обрабатывать фунгицидами.
В этом году на грядке. которая ближе к соседям, были посажены ранние сорта и гибриды. С нее собрала все пару дней назад. Кстати они дома быстро начали поспевать.
А все, что ближе к центру участка, там обработала, т.к. на ней кусты на которых много плодов, которые еще рано снимать.
Не первый год так делаю. Вот только по срокам по разному выходит, погода то всегда разная.
Татьяна! А в нижних ярусах листья есть?
Максим, совсем немного удалила. Но я не любительница их удалять. Сейчас впервые удаляю листья и то лишь на тестируемых сортах, чтобы была возможность сфотографировать хоть как-то кисти. Вот попыталась сфотографировать тестируемый сорт Снежный барс.

Снежный барс в открытом грунте
Снежный барс в открытом грунте
Хорош, Барсик, крупный такой! И томатов приличное количество!
Танюш, только пока про вкус ничего сказать не могу — не созрели ещё.
Всё впереди!
Татьяна! А у Вас вообще когда нибудь была фитофтора? Ваша дача в лесу под покровом хвойных деревьев. У меня складывается ощущение, что нет?!
Видела фитофтору на картинках, но не уверена, что вживую её узнаю.
У Вас кругом фитонцидные деревья, да и на почве хвойные иголки! Мне кажется, что Ваши томаты созреют на кусту! И срывать их сейчас не нужно!
Так у Танюшки тоже лес кругом, а фитофтора бушует у её соседки.
А может это и не она! Может такое быть? У вас преобладающие ветра одинаковы? И как мне кажется хвои на земле у Вас больше!?
У наших соседей в прошлом году на улице, что-то подобное было, около двух ндель обрезанные стебли стояли, а в их теплице, через 5 метров, нет!
Может, и не она. Я же с Танюшкиных слов говорю))) Ветра одинаковые, погода тоже. У нас дачи в 20 минутах езды друг от друга.
Я не рискнула поближе рассмотреть что она в кучу свалила. Она женщина пожилая, называет это «почернели»… и типа на выброс. Она как я поняла снимает 1 августа всегда не зависимо от погоды и т.п. и у нее или «уродились» или «почернели».
У меня, у друга, есть участок в середине Липецка. Так вот какое-то заболевание он увидел только в 2016 году, за 10 лет огородничества, да и после обработки фунгицидом выращивал томаты до осени. Участок у них в низине.
Счастливица! У меня в ОГ ежегодно.
Про баклажаны. Мои цветут и цветут. И всё!
У меня с плодами — беленькие и синенькие)))
Мы несколько первых съели, сейчас еще подрастают)
Так у тебя они тоже просто в открытом грунте без укрытия?
Таня, от самогО вопроса повеяло осенью… А так хочется ещё летом насладиться! Мой участок в Тульской области, 200 км на юг от Москвы, и мы частенько погоду с московской сверяем. А она нас пока радует, солнышко, лёгкий ветерок, и я оставляю в ОГ помидоры и перцы, собираю только спелые плоды. А листья я удаляю все, что мешают нормальному проветриванию, грядки замульчированы, помидоры всегда сухие. Урожай в этом году на четвёрку, может даже с минусом. Но это скорее сорта надо подобрать удачнее. Но у меня нет соседей рядом с фитофторой, участки заброшенные. И на крайний случай укрывной под руками. Ну и пусть помидоры выше дуг, они уже крепкие, и можно укрыть прямо по кустам! Эх, я так хочу, чтобы лето не кончалось!
Ириш, я бы не задавала такой вопрос, но всё чаще мои земляки про фитофтору пишут ((( Как она хоть выглядит эта напасть?
А укрывной спасает от фитофторы?
Мне кажется нет. Раньше теплица была пленочная и фитофтора была.
Таня, и я прислушиваюсь, и к растюшкам присматриваюсь. Про укрывной трудно однозначно ответить, спасет или нет. Укрывной поможет от холодной утренней росы и сырости, которые приводят к распространению грибковых болячек, по аналогии с Вашими тепличками. А если томаты сухие, хорошо проветриваются, с чего им болеть. Но это по погоде надо смотреть. При сильной разнице ночных и дневных температур конденсат на кустах обеспечен. Вот почему я лишние листья обрезала, так лучше проветриваются кусты. Я пока только красные помидоры снимала для консервации, надо наверное бурые и молочные снять, всеобщее волнение и на меня передалось!
Похожа на вершинную гниль. Только страдают и сволы томатов и листья. Хорошие зелёные плоды через некоторое время чернеют. В общем, лучше не знать.
Думаю, что да.
Татьяна! Я задал вопрос в Академии огородника! Жду ответа от практикующего агронома по паслёновым Огнева Валерия Владимировича!
Таня, как с погодой повезет. Раньше помню всегда 1-2 августа моментом всё чернело, потому что вставали густые вредные туманы. А в прошлом году обратила внимание, что туманов почти не бывает, видимо из-за того, что стали дуть ветра постоянно. Будет жара, ветер и отсутствие тумана и всё может быть хорошо.
У нас туманы всегда есть. У нас водоёмов вокруг тьма тьмущая: лесные озёра, карьеры.
Если в округе фитофторы нет, то может она в этом году и не случится. Хотя… Всё когда-нибудь бывает в первый раз.
К нам на земли СНТ фитофтора приползла с посадочным материалом картофеля. Когда домов и электричества ни у кого не было, все и сажали картошку какую попало. И это было еще в прошлом веке, в 90-х годах.
Теперь картошку почти никто не сажает, а фитофтора осталась. Страдают томаты и м.б. баклажаны (я сама баклажаны не выращиваю, потому и не в теме).
Соседи постоянно жалуются на фитофтору. Я же не в изоляции живу))) У нас СНТ и не одно, а много СНТ вокруг. В нашем СНТ 30 дворов по 10 соток у каждого, а в соседнем 300 — по 6 соток. Вообще, наверное, штук 15 СНТ в этом местечке и все они стоят здесь с 90-х.
Ну тогда надо быть настороже. ЭТО (если случится худшее) даже в компост нельзя сложить, только на помойку и подальше… В костре не горит, слишком много влаги (черные плоды).
Если меня начинают мучить подобные сомнения (ждать или убирать), я вспоминаю те три ящика томатов, которые почернели уже собранные с кустов, вполне здоровых на вид. С тех пор у меня есть теплица.
Ну тогда надо быть настороже. ЭТО (если случится худшее) даже в компост нельзя сложить, только на помойку и подальше…
что значит «на помойку» с неё не разлетится разве по местности(( надо как то по умному утилизировать эту заразу, чем то обсыпать/облить и только потом вывозить,
а то ведь получается каждый увозит подалее от своего землевладения и не думает при этом куда ветра подуют,
я категорически против такого метода.
Наталья, Таня имела ввиду цивилизованную помойку, в специальных контейнерах, которую вывозят ежедневно. И сами больные кусты и плоды в мешок сложенные. Я так думаю. У нас с этим строго во всех СНТ.
Но, я лично кроме пластика и стекла ничего не выбрасываю в помойку. Что-то компостирую, а что-то сжигаю.
Конечно, я не имела ввиду выбросить «под забор». Если таких плодов немного, я пакую их с собой в город и там выбрасываю. Стараюсь не доводить проблему до глобального состояния. Ботву сжигаю почти сразу, чуть только немного подсохнет. В компост не стоит складывать в любом случае.
Чем это можно обсыпать или облить, чтобы самой не отравиться, я не представляю.
Как-то нужно правильно проводить профилактику. Вовремя и щадящими средствами. Сейчас уже поздно, начинать надо было в середине июня и не прекращать обработки до конца августа. Как-то так. На абсолютную истину не претендую, со специалистами спорить не буду, они всегда правы.
Татьяна, я никого не хотела в чём либо обвинить, но если бы у меня в огороде случилась такая напасть, я бы, не отходя от теплицы/грядки эту заразу в плотные мешки, пересыпая тем же купоросом, плотно завязав на месте, то есть не таская ботву через огород, в авто и до ближайшего мусорного контейнера.
В полиэтиленовый пакет и завязать.
Танюш, а что укрывного нет?
Кусты выше любых моих дуг.
Таня, а в Агрономовских тепличках что растет?
В одной тестируемые томаты и перцы и немного на свободных местах сортов для себя, а во второй только помидоры. Во второй теплице я и листья не обрываю на томатных кустах)))

Обсуждение в нашей группе вКонтакте:

Дмитрий Дюжев: Здравствуйте! Подскажите, как поступить лучше с помидорами. Растут на улице, уже крупные и много и сегодня заметил на одной почернение плодов и плодоножек, пока местами. Два года назад в течении пяти дней пропали все помидоры. Стоит сейчас уже брызгать топазом, у кого есть положительный опыт или стоит обрывать и убирать на дозревание? Если второе, то «дошедшие» дома помидоры стоят того? Вкус и прочее.
Ольга Казакова: Брызгайте, не ждите полной гибели куста! Снятые зелёные помидоры у нас в гараже лежат до декабря, на новый год, порой едим ещё свои, выбирая бурелые и помещая на свет, в кухне. Вкуса и запаха не теряют, теряют немного во влажности-сочности.
Юлия Савельева: Если фитофтора попала, дома дозреют единицы, даже внешне здоровые начинают чернеть. Советовали обдать кипятком, не помогло. Опрыскивать рекомендуют за две недели до снятия плодов, но эту заразу до конца не убьешь
Дмитрий Дюжев: Юлия, да вот два года назад также за пять дней все почернели… а в этом году вроде сухо было и как на зло когда плоды появились дожди пошли… зарекался начать брызгать ещё с цветения и как обычно некогда. Теперь вот так… завтра тогда обрызгаю, посмотрю дальше что будет, если не остановится — посрываю.
Дмитрий Дюжев: Ольга, а дозревать это свет нужен или они в темноте должны лежать? Мне чтоб именно дозрели, длительное хранение не интересует.
Елена Кудряшова: Дмитрий, для дозаривания (дозревания) свет не важен, надо, чтобы было сухо и тепло. Почаще проверяйте, инфицированные помидорки чернеют очень быстро
Юлия Савельева: Дмитрий, да, да, надо заранее предупреждать эту гадость!Но увы, руки не доходят!Еще советуют бывалые огородники с середины июля делать над кустами крышу. у нас пока фитофторы нет, зато бушует у всех вершинная гниль!
Ольга Казакова: Дмитрий, тогда кладите на свет
Дмитрий Дюжев: Юлия, сейчас глянул картинки, у меня фитофтора один в один. Сами плоды, и ещё заметил плодоножки чернеют. Я думал в засушливый год не будет этой дряни, а оказывается хватило пары дней дождей. А как же тогда быть без теплицы, начинать со всходов обрызгивать раз в две недели наверно примерно?
Юлия Савельева: Дмитрий, сейчас очень много препаратов, фитоспорин например, наименее безвреден и эффективен!Обрабатывают землю, рассаду и весь вегетационный период. А дожди сыграли свою.роль-у меня в один день розы заболели, да и ночи долго холодные были
Дмитрий Дюжев: Спасибо большое всем за ответы! Спасибо группе!
Елена Пархач: Дмитрий, у меня не успевали дозревать, тоже чернели собранные. Я брызгала весь период с рассады.., не помогло, потом собрала зелеными и засолила в бочке, а потом закрыла их по банкам ))) очень вкусно )))
Татьяна Данилова: Если фитофтора, то пораженные уже не дозреют. А здоровые зеленые помидоры что бы дозревали быстрее, советуют разложить вместе с бананами.
Ольга Фотикова: От фитофторы я поливала 2 пачки кефира на 10 л воды, и по лисьям, и еще когда высаживала в грунт рассаду, подождала несколько дней, когда переболеет, и проокалывала медной проволокой ствол, от земли см на 10, и помидоры не болеют, не первый год уже так делаю
Вадим Житний: Ольга, что-то слышал о таком способе. Подскажите,- а как прокалываете? После прокола оставляете в стволе?
Ольга Фотикова: Как только в грунт посадила, жду несколько дней, пока придут в себя, переболеют после посадки, потом стволы прокалываю медной проволокой см 10-15 от земли, насквозь, проволока торчит из ствола на 1-2 мм, и стоит весь сезон до самой уборке ботвы, но зато помидоры не болеют, в какой -то дачной группе прочитала, попробовала, теперь каждый год так делаю, без помидор никогда не была, а проволоку нарезала на отрезки см3
Ольга Овсянникова: Я опрыскиваю молоком с йодом от болезней, первый год тоже проколола медной проволокой.
Ольга Овсянникова: Я опрыскиваю молоком с йодом от болезней, первый год тоже проколола медной проволокой.
Дмитрий Дюжев: Ольга, да слышал о проволке, медь довольно токсична в большой концентрации в этом суть способа наверное… надо попробовать. А молочка она от мучнистой росы помогает, чтоб от фитофторы не слышал.
Игорь Тимченко: Ольга, проволоку надо зачистить от лака! Контакт с помидоркой разъест лак, но не скоро ...
Ольга Фотикова: Да, спасибо я посмотрела в интернете, надо зачистить, а способ этот довольно-таки уже не новый, как говорят старые огородники


Участвовать в обсуждении можно перейдя на страницу в нашей группе вКонтакте.
Когда выращивала в открытом грунте, при первых признаках фитофторы обрезала все листья полностью, ставила дуги и накрывала плёнкой, немного приоткрыв с боков, чтоб не сварились помидоры. Температура в таком парнике до 50 градусов доходит. Если не поливать их, то в солнечную погоду за 2-4 дня покраснеют все томаты, даже мелочь и солнышко само " убьёт фитофтору". А вот с водой горячей никогда не получалось, то сваришь, то почернеют всё равно!
Сегодня была на даче, поехала полить и листья убрать у томатов.
А вот это уже криминал. И что теперь делать? Хомом обработать?
А вот это уже криминал. И что теперь делать? Хомом обработать?
Этот куст около двери или в глубине теплицы?
На средней грядке, в 1.5 метрах от двери. Три ночи были холодных, несколько дней назад. И во вам: «Здрасьте, фитофтора»
Татьяна, тихий ужас, в теплице фитофтора…
Да уж. И очень обидно! Я их две недели назад опрыскала фитоспорином-реаниматором, такой хорошей, концентрированной дозой и вот подиж ты. Две-три холодные ночи и привет урожаю!
Таня, вот если бы ты Профит-голдом опрыскивала две недели назад и не помогло бы, вот это обидно, а то Фитоспорин, это профилактическое средство, он ничего не лечит, да и не защищает толком, если участок инфицирован
Татьяна, обрезай срочно листья с поражённого куста, не поливай его, остальные обрабатывай Хомом, у Профит-голд я не помню срок ожидания, поэтому про него не говорю. Снимай затенение срочно и ещё, может купить самого тонкого спанбонда и завесить двери, как в огуречнике, (тепличная дверь пусть будет открыта, а спанбонд будет преградой, но он воздух-то пропускает, не будет перегрева) так хоть какая-то преграда будет. Вообще фитофторы в теплице быть не должно, если двери на ночь закрыты
Светлана!!! Отличный совет!!! СПАСИБО!
У Татьяны двери в теплицу открыты настежь.
Вот и хочется самой себе сказать: «Шарик, ты балбес!». Как в старом мультфильме кот Матроскин говорил Шарику. И чего спанбондом не прикрыла двери?!!!
Света, в том-то и дело, что открыты обе двери. Мне некому их открывать и закрывать, поэтому так. Ума не хватило неделю назад закрыть спанбондом. Вот как ты мне написала, про спанбонд, так я и поняла, что я балда. Спасибо за советы. Завтра перед обработкой сниму бурые помидоры, остальное хомом обработаю. И прикрою двери спанбондом.
Светлана, здравствуйте! А про спанбонд на двери теплицы это не шутка? Я тоже двери пока не закрываю, иначе утром там как в бане. Это может остановить фитофтору? Мне понравился такой совет, если ещё от него польза будет. Хуже точно не будет, утром повешу!
Конечно, не шутка, спанбонд же дышит и фитофтору не пропустит внутрь. Вот привыкла мыслить стереотипами, и не в ум так сделать. А Света молодец! Очень она у нас изобретательная девушка!
Ирина, это не шутка. Татьяне этот совет подходит больше всего. У неё на форточках автоматы, если жарко, они откроются, холодно — закроют, а двери — то настежь всё время! Ночью температура до 12 градусов понизилась и роса холодная выпала, для томатов никакой защиты, всё, здравствуй фитофтора! А если проём двери закрыт спанбондом, хоть небольшая, но преграда холоду и фитофторе, раз двери на ночь закрывать некому. Плюс всякие там белокрылки и другие насекомыши утром или ночью в теплицу не попадут.
Света, и мне, и мне очень даже такой вариант подходит! Завтра обязательно сделаю такие занавесочки на двери. Где ж Вы раньше были, Светочка!
А это точно фитофтора? Как видно поражение началось с вершинки. Это похоже на вершинную гниль, осложненную какой-то вторичной гнилью. Кстати, ночные похолодания тоже могут быть причиной вершинной гнили. Фитофтора обычно начинается одновременно на листьях, побегах и зеленых плодах. В каком состоянии остальные части растения?
Андрей, на 100% я уверена что это фитофтора. У меня когда теплицы не было, она меня каждый год посещала. Поэтому я эту… (далее непереводимая игра слов) знаю как облупленную. Видите, какое глубокое поражение. Так быстро рвзвивается только фитофтора. А потом у меня на этих двух кустах и несколько листочков стали желтеть и усыхать. Я вчера ободрала весь низ. Оставила только немного листьев над кистями. Завтра буду хомом обрабатывать. Может ещё не поздно.
А я хочу не о проблеме рассказать, а вот такая история… Примерно месяц назад обрезала пасынки, и попадались хорошенькие такие, переросшие уже, выбросить было жалко и я парочку не укореняя, вот просто воткнула к кабачкам (только там местечко было более менее подходящее). А потом забыла про них, кабачки разрослись сильно и закрыли собой эти томатики. Сегодня лазила по зарослям кабачков, и что-то тяжеленькое по ноге мне стукнуло. Я испугалась, думала кто-то живой на меня напал… а оказалось, я ногой сшибла помидорчик! Рассмотрела кустик — здоровый, зеленый, не сильно большой, с несколькими плодиками (самый крупный я сшибла) и это совсем без ухода! Поливаю заросли кабачков из лейки поверх кустов, стараясь поддерживать там достаточную влажность, что для томатов — зло!


Я в 2016 году отрезанные пасынки укоренял, они в банке с водой плодоносили!


Меня больше удивило не то, что плодоносят, а то, что не болеют! Хотя живут в условиях совсем не томатных!
Я вот и подумала, а что если вот так сажать пару кустиков каждый год в качестве маячка — по ним ориентироваться о приходе бяки всякой? Вот прям в разных углах посадить и у соседского забора обязательно))
Когда-то все росло в ОГ, запросто так. Почему? Потому что не было болячек. От слова совсем. Не было ни ф/ф, ни колорадского жука. Представьте себе. И это было совсем недавно. Да даже нулевые, начало десятых — сажали и в теплицах, и в ОГ. И разница была только в количестве.
Но, если вы углубитесь в научную литературу, она вам расскажет, как шло развитие тех или иных заболеваний, разнос вредителей. Это происходит на ваших глазах. Вот, тут: Что за жуки на малине и как с ними бороться? классический пример распространения. Этого клопа обнаружили в России на Дальнем Востоке в 1996 году. В единичном экземпляре. А теперь он орудует уже в Уфе. Почувствуйте размах.
И да, это все идет разным темпом. Та же ф/ф может свое взять буквально за несколько часов. Не успеешь оглянуться.
Что-то меня совсем запугали. Прям за несколько часов? Пойти что ли убрать томаты из открытого грунта ((((
РАНО!
Согласен. Пока сухо и тепло, рано.
Сначала пугают, потом в оба голоса говорят, что рано)))
жду))))
жду))))
Гы-гы!
Татьяна! Я ж не вижу всё собственными глазами, просто пишу, как было у нас в далёком 2016!!! И в прошлый раз, я написал, что рано! А Леон, да он такой
Прямо за несколько часов. Вот ровно год назад. На сборной грядке под укрывным. Всё было идеально. Решил грядку прогреть под солнышком. А то дожди шли, показалось сыровато слишком. Ну приоткрыл, отвлекся и дождь пошел. Быстрый такой, летний. Вечером уже пошли пятна, на утро всё выдрал.
Как у нас в 2016-ом. За сутки!!!
Да нормально все. Это была сборная грядка. А основа так и работала до октября. Вот будем посмотреть, что будет в этом году. Лето кончится на следующей неделе. А сентябрь ещё и неизвестен.
Вы мне это так интересно рассказываете, будто бы я только вчера на свет родилась))
Вы просто не видели, я ранее писала, что убрала томаты раньше времени с грядки, которая близко к соседскому забору со страху, т.к. у соседки фф все выкосила уже. Еще и кусты эти, сложенные в кучу, пролежали какое-то время.
А так я сажаю каждый год и в ОГ, и в теплице. Пробую разные схемы профилактики. Хочется подобрать оптимальную для условий моего участка, но с минимальным использованием сильных фунгицидов. Но пока убеждаюсь в том, что с ними спокойнее. Хотя вот на примере этих пасынков, потерявшихся в зарослях кабачков, можно сделать предварительный вывод, что страха во мне больше, чем фитофторы вокруг)) Но это лишь предварительные, не подтвержденные выводы, т.к. еще только август начался и дальнейшая судьба этих пасынков видится мне не сильно радужной))
Видел тот пост. Но речь не об этом. А о том, что оптимальные условия не зависят от вас на 100%.
Ну, скажем не на 100, а на 50%.
Татьяна! Точно! Страху больше, чем этой фитофторы!!!
Татьяна! А вот и получается подтверждение того, что споры грибка фитофторы летают. И к тому, что надо закрывать теплицу на ночь!
А так, как вариант! А если зараза в первую очередь на этих томатах-маячках поселится и за ночь передастся на культурные посадки? Вот, думаю, не стоит! 50/50.
Максим, я не поняла, в чем подтверждение?
Теплицу я не закрываю.
Если зараза поселится на маячках, то в первую очередь проявит себя на них. А уже потом, пойдет дальше. А значит, если следить за маячками, в случае чего надо быстро их ликвидировать и принять меры для защиты основных посадок.
Маячки это тоже очаг заразы. Вы как бы проведете тропинку к своим основным посадкам.
У меня очаг заразы в 10-15 м от грядок и теплицы! Маячки будут в 8 м. Но зато у меня на виду. Не думаю, что сетчатый забор сильная преграда и лишние пару метров уберегут))
Либо наоборот. Ваши маячки будут целыми и невредимыми, а основные уже будут полыхать. Забыл добавить, что в теплице уже отборолся с болячками, а вот там где условия были совсем не томатными, все было идеально)))
Конечно, маячки это не повод, чтобы полностью расслабиться. Надо всегда быть начеку в опасный период!
Это подтверждение для меня, я про свой 2016 год!
Я к тому, что маячки можно не заметить, забыть, уехать! Мало ли.
Я не уезжаю отсюда никуда. Максимум, пару раз за лето на 6-7 часов могу отлучиться. Посадив маячки специально, забыть о них не получится) У меня в привычке каждое утро обход владений, а уже потом утренний кофе))
Это хорошая привычка!
Зато не нужно заглядывать за соседский забор. Знаешь как, вот сейчас она сказала, а в другой раз, может, и не скажет… а маячок, он же на моей территории, и я его видеть могу постоянно и следить за состоянием.
Конечно можно не выдумывать и заранее проводить профилактику системниками и не нервничать.
А можно вот таким нехитрым способом попробовать обойтись без них. Ну или по крайней мере понять, могу обойтись или это утопия))
Я, когда выхожу в огород, первым делом смотрю на соседский участок
Ой, как хорошо, что мы не соседи)))))
А, что так?
Утром фотографировать люблю))) И вот прикинь, когда в какой-нибудь асане фотографируешь. а через забор сосед заглядывает))))
Я в выходные в 10-11 просыпаюсь. Так, что не переживайте!
))))
В 2016 году у нас было много рассады, в теплицу посадили и кустов 20 на улицу. В июле, в ОГ, в качестве профилактики томаты обрабатывал по листу и снизу, и сверху бордоской смесью. Хоть бы хны! Всё сожгла. В августе, за какие-то сутки, не осталось ни одного здорового куста. Теперь томаты только в теплице!
А 2017 году на участок, где была фитофтора в 2016 году, была посажена картошка — и никакого фитофтороза на ней не было! А у двух соседей, по участкам фитофтора в ОГ на томатах была. Это вот как понимать? Получается, какая-то раса летает и поражает только томаты?
Может, какие-то разные штаммы у этой заразы?
Скорее всего, да! Я в этом году испугался, когда увидел у соседей вот это:
Но всё гораздо прозаичней оказалось!!!










А я не очень-то верю в маячки, каждый год оставшуюся рассаду около заборов сажаю, тоже как маячок, но стоят себе здоровые и цветут, ничем не опрысканные, а в теплицах альтернариоз вовсю, несмотря на профилактические опрыскивания. Но альтернариоз хоть плоды не губит, от него гибнут цвет и листья, а плодам деваться некуда, листья кормить перестают и они созревают, даже самые маленькие. А вот фитофтора придёт на маячки с холодными ночами, вот тогда я быстренько сжигаю маячки. Но двери и форточки на ночь в теплицах закрыты, потому что боюсь, вдруг к одной заразе ещё и фитофтора прибавится.
Светлана! У Вас в теплице Альтернариоз сильно свирепствует? Почему?
Не знаю почему! Прицепилась эта болячка и не уходит в жаркое лето. Если лето холодное, ничего нет, кусты здоровые, как только тёплое, так «здраствуйте вам» Участок 6 соток, яблони, вишни, сливы, кусты, малинник, дом, под огород сотки две, не больше. С огурцами и перцами местами каждый год томаты меняю, остатки все сжигаю, теплицы все мою и опрыскиваю осенью фармйодом, сидераты сажаю, земля закрыта спанбондом, землю меняла, каждый год опрыскивать начинаю рано, для профилактики и во время болезни, ничего не помогает. Эта зараза полностью не излечивается, можно только приостановить. Знаю откуда появилась!!! Лет семь назад на рынке купила южную помидору — сливку, захотелось такой сорт самой развести, взяла из томатов семена и на следующий год посадила!!! Всё! Своими руками заразу с рынка принесла, теперь не выведу никак! Совет всем, не вздумайте семена из южных покупных томатов брать, если был куст заражён, любую гадость можно к себе принести.
А семена томатов покупаете устойчивых к алтернарии?
В этом году покупала Третьяковский и Боярин, стоят чистенькие, ни одного пятнышка на листьях, жалко было даже листья постепенно обрезать. Но, они кислые. Максим, я люблю розовую и жёлтую сладкую помидору, а устойчивых к кладоспориозу и альтернариозу из розовых я не встречала в продаже.
Светлана! В этом году очень понравился гибрид Эволюция от АФ Партнер и сорта Розовый мед и Сахарный бизон, но розовый мёд может заболеть.
Розовый мёд и Сахарный бизон у меня есть, они заболели одни из первых, а ещё Колокола России тоже неустойчивый сорт, но очень урожайный.
Да, ладно, урожай неплохой. В этом году пятая кисть во время цветения попала в жару, не завязалась, шестая на некоторых кустах заболела и высохла, а макушки в потолок после шестой, всё, я их обломала. Но четыре-то кисти на каждом кусте созревают, это уже неплохо.
Светлана! А Вы пользуетесь глиокладином, фитоспорином, гамаиром, алирином и триходермой?
Постоянно, Триходерму только в этом году не нашла, что плохо сказалось, сейчас ищу. С алирина и гамаира начинаю опрыскивания рассады, глиокладин под корень, а уж потом в июне ищу, что посильнее. Иначе бы никакого урожая вообще не было. А так только листья страдают. Хочу попробовать (если куплю) триходермой и в конце августа землю пролить капитально, после обработки теплицы, но перед сидератами, а уж потом ещё весной
Светлана! Можно фото самой теплицы и внутри, с помидорами?
Можно. Ну, Максим, заставил меня в такую жару забираться в теплицу
Это Мязиной
Это Мязиной

Это середина, верёвки уже обрываются, не держат
Это середина, верёвки уже обрываются, не держат

С другой стороны
С другой стороны

Это Третьяковский, тот, что не болеет
Это Третьяковский, тот, что не болеет
Светлана, спасибо! Кладоспориоз видно, гниль есть на отрезанных стеблях, а вот алтернарии нет! А зачем у Вас внутри укрывной материал, убейте не пойму!
Максим! Спанбонд висит на одной только стороне. Это северная сторона теплицы, солнца там не бывает, а вот конденсат в этом месте постоянно, томаты листьями касались, я, чтобы защитить от постоянного контакта с каплями воды, отрезала кусок спанбонда и повесила его по северной стороне, на высоте 150 и к тепличным дугам привязала. Теперь листья томатов сухие стоят, без росы и на поликарбонате, за «занавеской» тоже конденсат пропал., так как листья в этом месте больше не соприкасаются с поликарбонатом. Единственное, что я смогла придумать, чтоб убрать этот конденсат
Последний раз редактировалось
А вот, что солнца в теплице на одной стороне нет, это плохо! Даже если листья не касаются, влажность как была, так и останется. Кладспориоз так и будет бушевать! Не думали перенести теплицу в другое место, на солнце, оно лучший антисептик!
Максим, не получится. Она 8 метров, если развернуть правильно (север-юг) тень от дома закроет днём 2/3 теплицы до вечера, будет ещё хуже. У меня шестиметровая так стоит, днём наполовину в тени. Я же не каждый год в ней томаты выращиваю, на следующий год другую культуру посажу. У меня три теплицы, я севооборот соблюдаю, правда, это не помогает
А откуда у Вас такая повышенная влажность в теплице? Загущенность и сильный полив?
Я живу в низине, грунтовые воды близко (всего 1 метр), тут люди переживают, воды не хватает, а у меня в любом месте яму глубиной около метра сделай и ключик бить начнёт. Поливаю очень редко, когда уж головы клонить начинают, а загущенность в этом году есть, в серединке посадила не два, а три ряда, о чём конечно пожалела потом. Деты пошли в два ствола и индеты тоже сами на два ствола разделились, в результате густовато стало. Может влажно ещё потому, что бочка с водой в теплице стоит, да плюс 1 половина лета — сплошные дожди, это потом погода исправилась
Бочку уберите! Для мая она хороша, когда рассадный период, а после нет.
Розовый мед, почти без листьев
Розовый мед, почти без листьев

Сахарный бизон, вроде не болеет
Сахарный бизон, вроде не болеет
Мои любимчики «Розовый мёд», просто обожаю, не привередливые, благодарные за уход, а какие вкусные)) урожайные, сахаристые, дольками порезанные в заморозке — для пиццы зимой — просто чудо.
А что за альтернариоз? Как оно выглядит?
Так вот работают, выходит, маячки! Увидели фф, уничтожили их и меры приняли! Именно так я себе это и представила…
А губительный эффект, что и ФФ, но Алтелнария отлично переносится ветрами и размножается при температуре 25 градусов и влажности. Одна из распространённых болезней томатов в теплицах наравне с кладоспориозом!
Ну вот, а ты предлагаешь закрыть теплицу, чтобы фф не попала, и развести там другую заразу?
Татьян, альтернарии у нас нет, в МО может быть на севере! У нас есть кладоспориоз, ну и что!!! При своевременной обрезке листьев и нормальной подкормке калием и магнием он не страшен. А ты видела последнее видео от Партнера? Посмотри, сколько у них заболеваний в профессиональной теплице!
Не смотрела. С моим интернетом не всегда получается, но попробую на фото рассмотреть этот момент.
Это что же, получается, я такая привереда — мне надо, чтобы ни одного плохого листика не было! ))
Ага
Лучше смотреть в хорошем качестве и повнимательнее на листья…
Спасибо, Максим, хорошее видео. Надо будет зимой пересмотреть все видео от Партнера.
А что это за болезнь на картошке?
Переизбыток Азота, в частности мочевины. Снижается потребление растением Калия!
Так похоже на фитофтору, впору испытать испуг! Как отличить?
Черноты не было и были желтые пятна как недостаток калия. И была история что вносили!
У меня тоже такое было, прямо в банке плодики завязались.
Кабачки поверх кустов поливаешь? Я так не делаю, я под корень лью тёплую воду.
А у меня по-другому и не получится, я их собираю-то с трудом! Сейчас покажу, как они у меня растут, и все поймешь))
Вот такие заросли))
Вот в этих зарослях растет томатик из пасынка)
Вот в этих зарослях растет томатик из пасынка)



Тань, так носик лейки запросто сквозь листву проходит. Я поэтому и не поняла, почему ты ПОВЕРХ кустов поливаешь. Скажу откровенно, что читаю комментарии опытных садоводов внимательно и учусь, несмотря на то, что может показаться, что я просто болтушка)))
От полива сверху они не пострадают? У меня тоже заросли, и даже побольше, повыше и погуще, чем у тебя, но стараюсь лить воду под корень.
Танюш, в середину не пробраться. Я со стороны забора (там повыше) сверху поливаю. Кабачкам это даже нравится, свеженькие стоят. Ну и вот томатик там прижился))
С кабачками всегда все хорошо. Убираю их после первых заморозков, иногда немного раньше, потому что надоедают…
Тестируемые немного культурней растут. И то для теста выбрала по одному кусту с краю, чтобы фотографировать было возможно.

А я мучаюсь, стараюсь под корень, а, оказывается, их и сверху можно поливать. Спасибо за информацию!)))
Лишь бы не ледяной водой. А так им нормально и сверху. Дождик же их не под корень поливает)
Дождик, — да))) Но он не так часто идёт.
В этом году дождик поливает чаще, чем моя лейка))
Год на год не приходится, а я интересуюсь вообще, на будущее))) Сейчас кабачки уже на поливаю — нечем))) У меня с водой проблемы начались — в колодце количество воды уменьшилось и нет желания тратить воду на кабачки.
Я поливаю и кабачки и тыквы. Жарко, а дождей уже три недели нет. Правда, у меня с водой проблем нет — скважина, лей сколько хочешь.
Танюш, я тоже не жадная))), но не хватает воды.
А моим сейчас тоже и без полива нормально. Они замульчированы, плюс эти большие листья… у них там влага хорошо сохраняется))
Я поняла, что у тебя колодец. Что такое колодец, я знаю, у моей свекрови был. Воду вычерпаешь, когда опять наберётся… Тоже берегли помню. Особенно в жару воды не хватало.
У нас тоже колодец. Но чем больше выкачиваем, тем лучше набирается. Сейчас живем постоянно и воды полно. А когда бывали здесь на этой даче только набегами, уровень был небольшой летом.
А сейчас и бочки наполняю, и ванна, душ, туалет, стиральная машина, посуда, баня, машину помыть… и даже мысли нет, что воды может быть мало.