Совсем не обязательно покупать самый дорогой триммер. Куда важнее правильно пользоваться инструментом и не забывать про регулярное техобслуживание
Выбор триммера для дачи. Мой опыт
Катушка моей «Альпины» взорвалась прямо под ногами, когда я косил бурьян у забора. При поисках этой запчасти мне попадались варианты за 1500-1800 рублей (было это три года назад). Ну очень дорогие, как мне показалось. Тут коллега рассказал мне, что купил недавно мощный триммер «Байкал 4500» всего за 4900 рублей (цена — без доставки). Знакомый мастер собрал его всего за 700 рублей. Цена за все очень заманчивая.Я тут же позвонил в эту фирму, но менеджер меня расстроил, сообщив, что такого же «Байкала» уже нет. Однако он предложил мне бензокосу китайского бренда Safun мощностью 2,5 кВт за 4000 рублей. Уболтал, одним словом. Да к тому же мне было приятно купить косилку за цену двух катушек для триммера Alpina. Кроме прочего, я очень хотел проверить, как долго проработает дешевая китайская модель и насколько мощность двигателя соответствует заявленной в описании.
Триммер, который приобрел мой коллега, при весе чуть более 5 кг и объеме двигателя 52 см³ имеет заявленную мощность 5,5 кВт. Просто чудо какое-то! В комплекте — два ножа и катушка с леской. Рекомендуемая толщина лески — 2,4 мм, что показалось мне странным, ведь мощность двигателя в два раза больше, чем у предложенного мне китайского Safun, а рекомендуемая леска — тоньше. «Байкалом» мы немного покосили бурьян в дальнем углу участка. Режет траву он хорошо, но после получаса работы у меня сложилось ощущение, что Safun с подобной задачей справляется лучше, и это при заявленной мощности 2,5 кВт.
Триммер «Байкал», заявленная мощность — 5,5 кВт. Фото автора
Когда заказанный Safun привезли в офис, другой мой коллега заинтересовался моей покупкой. У него-то совсем недавно сломался электрический триммер, который починили в мастерской за пару тысяч, но после ремонта он снова сломался, причем окончательно. Я ему рассказал о своем триммере, купленном за сущие копейки, он немного подумал и приобрел похожий, но подороже — Procraft T-4350 за 6000 рублей. Я не поленился и приехал к нему на дачу, помог собрать аппарат, заодно и попробовал покосить.
Бензокоса Procraft T-4350. Фото автора
Заявленная мощность двигателя бензокосы Procraft T-4350 — 4,35 кВт, но при пробном окашивании разницы со своим я не почувствовал. Расход бензина и лески большой. Двигатель работает тише, чем у Safun. В первом сезоне эксплуатации этим триммером суммарно было покошено до 100 соток. Двигатель заводился стабильно на холодную и на горячую.
Моторесурс косилки обычно не указывается в описании — найти эту информацию о своем триммере Safun я не смог. Пришлось оценивать его самому по количеству покосов за сезон. Косилка отработала три сезона. Я регулярно окашиваю дачный участок 36 соток. На сегодняшний день «пробег» косилки составил 9-10 гектаров.
Мощный Safun рубит леской и траву, и бурьян. Фото автора
Далее я хочу поделиться опытом эксплуатации триммера, мелкими ошибками и поломками, с которыми я столкнулся за последние три года.
1. Неверный выбор режущих элементов
Как правило, владельцы бензиновых косилок разделены на два лагеря. Одни косят и траву, и бурьян только леской. Другие, столкнувшись с высокой травой, сразу устанавливают металлический диск. Я отношусь к представителям первого лагеря. На мощную двухкиловаттную бензокосу мне просто страшно ставить диск: из-под него летит все как из пушки. А при достойной мощности коса и леской легко рубит все от борщевика до мелких кустов.На косилку Safun установлена леска диаметром 3,2 мм. Ей по зубам даже трехмесячный бурьян. Фото автора
Работа с дисковым ножом. Печальный опыт
Очень давно мы с тестем поставили диск на мощную косу Efco, она рубила кусты как в сказке, которая закончилась на второй сезон. Сорвали редуктор, а в мастерской объявили просто неприличную сумму за ремонт. Этот случай доказывает, что нож не всегда лучший вариант. При кошении металлическим диском на редуктор идет повышенная нагрузка, особенно когда режущая часть находит пенек или кирпич в траве. Вот тут редуктор и перегружается, вплоть до срыва зубьев или заклинивания вала.Какая леска лучше
С новым триммером я начал экспериментировать и пробовал леску, которая будет наиболее эффективна. В инструкции разрешалось устанавливать леску толщиной от 2 до 4 мм. За первый сезон перепробовал четыре вида — квадратную 2,4 мм, круглую 2,4 мм и 3,2 мм, витую 2,4 мм. При такой мощности двигателя разницы особой не заметил. Расход тонкой лески был чуть больше, но для меня это не принципиально. Все лески хорошо рубили толстые сорняки.Устанавливаем квадратную леску на «родную» катушку триммера. Фото автора
Преимущества квадратной лески я реально почувствовал на менее мощной «Хонде» — она рубит траву лучше при меньшей мощности двигателя.
Хорошая катушка
Родная катушка новой косилки мне поначалу показалась хлипковатой, уж больно тоненькие стенки! Предчувствия меня не обманули: первые дырочки начали появляться в конце второго сезона, а окончательно она протерлась после первого покоса в третьем сезоне. Замену я подыскал более надежную. Выбор был невелик — можно купить такую же, с тонкими стенками, рублей за 300 либо поискать посерьезнее, которая проживет дольше. Купил более надежную катушку с толстыми стенками за 700 рублей. Все как обычно: хорошая катушка стоит подороже и служит дольше. И экономить тут нет смысла.Комплектная катушка (слева) прослужила недолго. У новой катушки (справа) стенки более надежные. Фото автора
2. Неправильная топливная смесь
С двухтактными двигателями все не так просто, заправляются они смесью бензина и масла, причем к каждому двигателю рекомендована своя пропорция. Так, для моего китайца это 40:1, то есть на 40 частей бензина — 1 часть масла. Пробовал лить масла чуть больше, но движок начинал дымить. Масло в новую свою косилку я решил заливать только качественное: на хорошем двигатель дольше проработает. У коллеги триммер Procraft вообще отказывался заводиться на смеси с дешевым маслом (что довольно странно).Набор для приготовления топливной смеси для двухтактного триммера. Фото автора
Литровой бутылки моторного масла 2-Takt-Motoroil от Liqui Moly мне хватает на пару сезонов. Это полусинтетическое масло для двухтактных моторов со специальными присадками прекрасно смешивается с топливом и защищает двигатель от губительных отложений и износа. Покупать дешевое масло от неизвестного производителя, на мой взгляд, сомнительная экономия. Новую косилку мне не очень жалко, но, когда заливаешь проверенное масло, как-то спокойнее.
Снимаем глушитель — удаляем нагар. Фото автора
Плохое масло может оставлять нагар. Износ деталей двигателя, возможно, будет больше, если будешь заливать в бак непроверенное масло. Много чего люди пишут разного про плохое масло — проверять это на двигателе своего триммера как-то не хочется. Я и не стал.
Подобрать качественное масло для садовой техники с двухтактными и четырехтактными двигателями вы можете из ассортимента Садовой программы Liqui Moly. Рекомендации по выбору вы найдете в статье Какое моторное масло выбрать для садовой техники, чтобы она прослужила много лет.
Бензин старый — и свежий
Все бензокосы, с которыми мне приходилось сталкиваться, неохотно заводились на старом бензине, который, к примеру, простоял в канистре зиму. Я пробовал старый 92-й бензин разводить свежим 95-м — двигатель начинал схватывать лучше. Но в конце концов я перешел на 95-й (в описании триммера было написано, что бензин — не ниже 92-го). На нем двигатель развивает ощутимо большую мощность. Греется он быстрее, летом при +25°C на солнце мощность резко падает уже через 20 минут работы. Триммеру в таком случае надо отдохнуть в тени минут 15 — а мне попить чаю. Наблюдайте за «поведением» агрегата — и обязательно давайте ему передохнуть, когда это необходимо.Если техника до начала сезона все же хранится с топливом в бачке, то перед тем, как ее убрать на длительный на отдых, добавьте стабилизатор бензина Benzin-Stabilisator. Он консервирует топливную смесь и не дает ей потерять свои свойства. Средство надо залить прямо в бак, потом завести двигатель, дать ему поработать вхолостую минут 10, выключить. После того, как он остынет, можно убирать инструмент на хранение.
Стабилизатор бензина заливают прямо в бак
Как правильно составить топливную смесь
Не зря производитель рекомендует определенное соотношение масла и бензина. Его надо соблюдать. Перельешь масла — косилка дымит, образуется нагар. Недольешь масла — двигатель начнет быстрее греться, увеличится износ деталей, что, в общем-то, не очень заметно, особенно когда не представляешь, какой реально ресурс у мотора. Но ничего хорошего в обоих случаях ждать не приходится.Раньше я разводил масло, используя обычную банку (800 мл) и старый флакончик из-под масла Liqui Moly с мерным стаканчиком, им 20 мл отмерял достаточно точно. Смешивал все в стеклянной банке, при этом бензина при каждой заправке я наливал фактически на глаз.
Масло отмерял старым флаконом из-под масла. Фото автора
В конце прошлого сезона я по случаю купил химическую мензурку, уж больно красивая и удобная посуда — бензин прямо из канистры налить очень просто.
Химическая мензурка и шприц для приготовления топливной смеси для двухтактного двигателя. Фото автора
На сайте самодельщиков вычитал, что удобно отмерять масло большим шприцем, — эта идея мне понравилась. Теперь мензуркой отмеряю точно 800 мл бензина. Масло дозирую, используя шприц на 20 мл. При необходимости им можно отмерить и 12, и 15 мл.
Выдавливаю масло из шприца в мензурку с бензином — в принципе, смесь готова, надо немного размешать. После чего заливаем смесь в бензобак.
Набираем масло в шприц, выдавливаем содержимое в бензин. Готовую топливную смесь заливаем в бензобак. Фото автора
Имейте в виду, что если вы косите в сильную жару, то добавлять масла в топливную смесь нужно ровно столько, сколько рекомендует производитель, а вот в прохладную погоду можно лить чуть меньше.
3. Незатянутые соединения
Про необходимость регулярно протягивать все соединения триммера я знаю, но как-то забывается это. Все винты косилки были с контргайками. И открутиться самостоятельно они вроде бы не могли. В первый сезон так и было. Но в третьем сезоне я недосчитался трех винтов, которые открутились от вибрации.Винты выкрутились от вибрации и потерялись в траве. Фото автора
Эти винты крепили пластмассовый кожух, закрывающий цилиндр, и кожух, который закрывал глушитель. Детали держались на оставшихся винтах, но приятного было мало. Найти соскочившие винты в траве нереально — надо было искать замену. Так что всем советую перед началом дачного сезона как следует протягивать все винтовые соединения инструмента, иначе в процессе работы может отвалиться любая деталь в зависимости от того, какие винты сорвутся.
Перед началом сезона все винты надо затянуть как следует. Фото автора
4. Не очищали воздушный фильтр
Иногда косилка начинает глохнуть после запуска. Причина может быть в воздушном фильтре. Он нужен для того, чтобы в карбюратор не попадали мелкие частички пыли, мусора и разные другие включения. Если фильтр сильно загрязнился, то в карбюратор не поступает достаточное количество воздуха. Этот расходник прослужит дольше, если его регулярно промывать, для чего можно использовать средство для мытья посуды. Губчатые фильтры хорошо переносят эту процедуру.Снимаем кожух фильтра (часто он крепится на защелке). Вынимаем фильтр — сразу видно, что он грязный. Очищаем от крупных включений — а затем промываем специальной жидкостью или бензином.
Снимаем крышку, извлекаем загрязненный воздушный фильтр. Фото автора
В полевых условиях для промывки подойдет топливо из бака. После промокаем чистой ветошью и ждем, пока фильтр подсохнет и бензин испарится; устанавливаем губку на место.
Перед сборкой протираем чистой тряпкой посадочное место для фильтра и удаляем грязь с защитного кожуха. Помните, что фильтр после промывки должен хорошо высохнуть, после чего его нужно пропитать небольшим количеством масла. Если на вашем триммере стоят фильтр в виде подушечки (не кольца) и сетка, которая не дает ему плотно прилегать внутри корпуса, не забудьте установить каждую деталь на свое место.
О других особенностях обслуживания различной садовой техники вы можете подробно прочитать в статьях, которые собраны в библиотеке Клуба «Техника в порядке с Liqui Moly»:
- 8 средств, которые спасут садовую технику от поломок зимой
- Как ухаживать за бензопилой, чтобы она не ломалась
- Чего нельзя делать с бензопилой: 7 основных ошибок
- 3 главных правила для тех, кто пользуется садовой техникой
- Снегоуборщик на даче: как ухаживать за деталями и мотором
- Как ухаживать за газонокосилкой и триммером, чтобы они прослужили дольше
5. Дождались проблем со свечой зажигания
Наверняка вам знакома ситуация, когда дергаешь за стартер, а двигатель не схватывает и бензокоса не заводится. Нет искры. Причин может быть несколько. Проверьте, включена ли она (банальность, но так бывает). Потом можно проверить свечу. Вывернуть, протереть: вдруг ее залило или она покрылась сильным нагаром? (Кстати, это часто происходит из-за плохого масла или из-за перелива масла в топливной смеси.) Проверяйте ее периодически — и обязательно в конце сезона перед консервированием инструмента на зиму. На свече не должен скапливаться нагар, она должна быть сухой.Если искра слабая (из-за сырости после зимнего хранения или по другой причине), либо свеча значительно изношена, а запасной нет, можно воспользоваться специальным спреем Start Fix, который поможет запустить двигатель. Штука хорошая, пригодится не только для триммера, потому что подходит для разных моторов — бензиновых и дизельных, двух- и четырехтактных.
Средство для быстрого запуска двигателя поможет начать работу даже при проблемах со свечой зажигания
Когда триммер не заводится не из-за свечи
Может случиться и так, что свечу вы почистили, а триммер так и не завелся. Сначала проверяем искру. Отключаем свечу, снимаем кожух, выкручиваем свечу.Затем накидываем контакт, прижимаем к цилиндру и дергаем стартер. Вы сможете увидеть, есть искра или нет.
Отключаем свечу, снимаем кожух, выкручиваем ее, включаем триммер, подключаем провод, прикладываем свечу к цилиндру. Фото автора
Я как-то проделывал такую процедуру, но искры так и не увидел. Поломка оказалась в другом — от вибрации разъединились контакты подключения выключателя.
Контакты разъема разошлись. Фото автора
Проблема может быть не в контактах, а в катушке (магнето), которую надо менять. А это значит, что вам, скорее всего, в сервис. Но, слава богу, такая неисправность обошла меня стороной.
6. Забыли про смазку редуктора
Редуктор — это самый нагруженный узел в косилке, в процессе работы на него передаются все толчки и вибрации. Чтобы уменьшить износ и исключить заклинивание редуктора, его надо регулярно смазывать. Лучше — через 20-30 часов работы триммера, но точное время зависит от режима эксплуатации и интенсивности работ. Если в редукторе недостаточно смазки, он начинает характерно шуметь и быстрее нагревается (ведь смазка отводит часть тепла). Но ведь вам ничего не мешает иногда проверять остаток смазки, открутив болт-заглушку редуктора.Редуктор — один из самых нагруженных узлов
Смазать редуктор поможет все тот же шприц объемом 20 мл. Процесс простой.
- Набираем 10-15 мл масла для смазки редукторов.
- Отворачиваем болт-заглушку заливного отверстия.
- Выдавливаем в него смазку, прокручиваем катушку. Часть масла редуктор может выдавить обратно.
- Удаляем излишки, закручиваем заглушку.
Редуктор смазан. Можно косить.
Откручиваем болт-заглушку на угловом редукторе, закачиваем смазку с помощью медицинского шприца. Фото автора
Двадцать лет я регулярно кошу траву на дачном участке площадью 36 соток. За последние 10 лет, после нескольких смелых экспериментов с четырьмя бензиновыми триммерами, пришел к определенным выводам. Триммер должен быть мощным, не менее 2 кВт. Двигатель такой мощности позволяет косить любой проблемный бурьян леской. При проведении правильного и регулярного технического обслуживания недорогой китайский триммер может проработать так же долго, как триммер от известной фирмы. Особое внимание при эксплуатации триммеров с двухтактным двигателями следует обратить на использование качественного масла для приготовления топливной смеси и свежего бензина с октановым числом не ниже рекомендованного.
А вы какой триммер используете на даче? Часто ли сталкиваетесь с его «недомоганиями»? Обслуживаете его сами или уже при первых нехарактерных звуках сдаете в сервис?
Потом уже провели электричество, и приобрела я электрический триммер. Пока на нем и кошу. Проще стало? Да, не надо бензина, не надо разбавлять с маслом, пропорции высчитывать (они известны и понятны, но возни много).
Скажете далеко на проводе не уйду? Мне хватает удлинителя и дачу окосить и за забором достать, около 6 соток.
Как тяпка, лопата и грабли — ручной инструмент. Хотя возможно для Вас это техника? Бензиновая или электрическая?
Электрический триммер чинить надо? надо
Согласитесь — много общего, только в ручном инструменте деталей меньше
Про жидкости для ускоренного запуска или для облегчения запуска при грязной и т.п. свече… Да выкиньте вы эту свечку нафиг. И купите за сто рублей новую. А лучше две. Пусть одна в коробочке лежит и хлеба не просит. Только сделайте милость. Купите именно ту, которую рекомендует производитель техники или её полный аналог.
Катушка… Вот та черная на картинке — самое неудачное вложение семиста рублей. За эти деньги покупают этакую катушечку, которая не требует разборки для зарядк новой лески. Кстати. В такие можно зафигачить леску примерно 2,7 мм. Будет хорошо рубить и гораздо реже рваться. Навалом таких везде.
Марка косы. Господа, все китайцы в принципе одинаковы. Кроме одного аспекта. Одних делают на приличном производстве и для них предусмотрены сервисные центры и богатейший выбор запчастей на всех углах. К примеру Чемпион, Патриот и Хутер. Кстати. Эти же производители заказывают под своим брендом и масло. Очень приличное. А Чемпион даже синтетику Американского производства и разлива.
А те изделия, которые перечислил автор. Господа. Это тот самый кЕтайский КеТАЙ. Вроде бы всё, как у остальных, только из самых дешманских комплектующих. Про сервис и гарантийное обслуживание молчим.
Кстати. Ничего общего с заявленными характеристиками, о которых писал автор, перечисленные им аппараты даже близко не имеют и рядом не стоят. Максимум, что они могут на деле, это полтора киловатта. А вот про конструктор «Сделай сам» или прикрути все винты заново после каждого покоса… Это святая правда. Экономия абсолютно неуместная и неразумная. А, главное, очень маленькая в денежном отношении, чтобы оправдывала все неудобства и гемморой.
Давайте будем учитывать. Что теперь у нас есть Китай и Кетай. Это очень разные вещи.
Про приготовление топливной смеси. Автор всё хорошо написал. Без дурной самодеятельности от «бывалых». Единственное, что хочу добавить. Бензин достаточно девяносто второй. Но свежий и с хорошей брендовой разливайки типа Газпрома или ЛУКойла. А масло? Обкатайте на рекомендованном и по заводской инструкции. Ну а дальше? А вы серьезно думаете, что Рашенский бензин того же ЛУКойла это хорошо, а масло плохо? Да ладно вам! Если душит жаба на Ликви Моли или Мотул с Хускварной, то берите на заправках нашенское. Только смотрите на то, что написано на этикетках. Помните!!! Есть двухтактные двигатели лодок и мопедов, а есть высокооборотистые моторы садовой техники. Это разные вещи!!! Вот пусть там будет написано про садовую технику. А если уж совсем упростить процесс, то пусть это масло будет под брендами типа Чемпион или Хутер с Патриотом.
Хранить готовую смесь, а тем более ещё и добавлять для этого какие-то присадки… Это моветон!!! Ну нахрена?????? Ну разбавьте сколько вам надо в изящном мерном стаканчике, как у автора… И будет счастье. Не хватит? Всегда можно добавить. Зачем хранить эту бормотушку? Но могу утешить особо щедрых. Современные масла уже содержат необходимые «консерванты». Ничего за месяц не случится. Но бензин «выдохнется». Аппарат будет работать не в полную силу. А это и неполное сгорание смеси с более быстрым загаживанием мотора. А оно надо?
Короче, тут много не распишешь.
Если знатоки будут со мной несогласны, то сообщаю. Имею опыт использования садовой техники в коммунальном хозяйства более десяти лет. Уважаю чужое мнение, но доверяю собственному опыту. И ещё. Можно говорить всё, что угодно. Но Хускварна и Штиль вне всякой конкуренции для профессионального использования. А для для тридцати соток автор совершенно прав, когда рекомендует китайцев. Единственное в чем я не согласен, так это с выбором марки.
Но тяжеловат, конечно. Не смертельно, но, якобы более слабый (по паспорту), Штиль и легче и потише и фигачит не хуже. Правда, надо отметить, что если заросли уже достаточно одеревеневшие, то тяжёлым как-то сподручнее.
Бензокоса Минск МТЗ МБТ-4500 является косой профессионального назначения. Мощный двигатель номиналом в 4,5 кВт способен скашивать участки размером свыше 30 соток без длительных перерывов на остывание. Усиленный верхний редуктор исключает перегрев и деформацию ведущих деталей косы. Объём двигателя в 42.7 см/куб не позволяет мощному двигателю тратить много топлива во время работы, но держать при этом высокую производительность. Толстый цельный вал обеспечивает стабильную работу инструмента.
Бензокоса Минск МТЗ МБТ-4500 имеет хромированную поршневую систему и два компрессионных кольца, которые исключают перебои в работе топливной системы. Карбюратор с праймером имеет принудительную подкачку топлива из бака в карбюратор, тем самым обеспечивая быстрый запуск косы, особенно холодную погоду. Новая антивибрационная система имеет отличную амортизацию и уменьшает усталость во время работы.
Бензокоса Минск МТЗ МБТ-4500 комплектуется трехлопастным универсальным ножом и барабаном с леской для газонной травы. Также в комплектацию входит ремень и ключи для сборки/разборки мотокосы. Бак имеет защиту от ударов, а его объём в 1.2 литра позволяет использовать бензокосу дли
Триммер 4,5 кВт
По объему двигателя, весу изделия, объему бачка и трехлопастномому ножу (кстати более добросовестные заказчики комплектуют диском) эти изделия фактически развивают мощность не более 1,2 киловатт. Что в принципе хватит для часа непрерывной работы и любого бурьяна. Средняя годовая наработка примерно тридцать часов. Трехлопастной нож советую сразу выкинуть. Это гибель для редукторов. А они там самые дешёвые.
При должном уходе и качественном топливе с маслом двигатели работать будут. Но этот конструктор «Сделай сам» необходимо контролировать на предмет раскручивания резьбовых соединений. Короче, подтянуть всё надо.
Если экономите на Хускварна и Штилях, то обратите внимание на бренды «второй очереди» — Чемпионы, Патриоты или Хутер. Для них всегда есть запчасти, качественные недорогие масла и сервис. Для Россиян можно рассматривать даже третий сорт типа Ермаков, Вихрей, Интерсколов и т.п. при наличии сервисов в вашем населенном пункте. Для Белоруссии просто не знаю.
Есть, конечно и просто СуньВыньХрень на Аликах и т.п. Но это или для знающих людей или для пофигистов. Как повезёт. В принципе есть очень приличные вещи. Ну и высокая степень унификации, конечно. Всё очень стандартно и достаточно взаимозаменяемо. В отличии от брендов первой величины.
Успехов.Труженики!!!
И суперагрегаты по пять киловатт из братской Белоруссии вам в помощь.
И про нож. Нож — источник повышенной вибрации. Из за него резко сокращается срок службы. Разлетаются редукторы, коротят двигатели. Я не использую и не рекомендую. Как то так. Удачи.